ВВЕДЕНИЕ

Сегодня отмечается зависимость благосостояния работника от степени его участия в трудовой деятельности, когда рабочее время может детерминировать время отдыха, отводя ему роль накопления жизненной энергии в целях дальнейшего участия в трудовой деятельности. При этом время отдыха ограничивается категорией необходимости и достаточности.

В этой взаимосвязи рабочего времени и времени отдыха может возникнуть и обоснование необходимости увеличения продолжительности рабочего времени за счет уменьшения продолжительности времени отдыха, когда все сводится к известному постулату – «жить, чтобы работать». Но всегда может иметь место и другой постулат – «работать, чтобы жить», при котором доминирующее значение отводится времени отдыха, его качественному содержанию, когда трудовая деятельность работника находится в гармонии с другими составляющими его жизни.

Выявление оптимального баланса между рабочим временем и временем отдыха, их регулирование – комплексная проблема, требующая участия в ней специалистов разного профиля: медиков, определяющих границы безопасности максимальной продолжительности рабочего времени; социологов и педагогов, ответственных за социально полезное содержание времени отдыха; экономистов, одной из задач которых является недопущение волюнтаризма на каждом историческом отрезке развития общества, и ученых-трудовиков, разрабатывающих рекомендации по совершенствованию правового регулирования рабочего времени и времени отдыха; законодателей, претворяющих в жизнь эти рекомендации в процессе разработки и принятия нормативных актов о рабочем времени и времени отдыха.

Скандинавская модель – это, на наш взгляд, комбинация подлинно социальной политики, в основе которой лежит принцип недопущения предпочтений определенным общественным группам и финансовых ресурсов государства с целью создания общества равных возможностей, основными признаками которого являются: высокий уровень благосостояния населения; уважение основных прав человека; тредюнионизация населения, когда профсоюзы защищают трудовые права работников путем достижения консенсуса с работодателями на трехсторонней основе при возрастающей роли государства; мировое лидерство в решении проблемы оптимального сочетания трудовой деятельности работника с другими аспектами его жизни; гибкость правового регулирования рабочего времени и времени отдыха; значительный опыт совместного решения проблем (Соглашение об Общем Скандинавском Рынке Труда от 1982 года1, в соответствии с которым было принято решение о сотрудничестве в целях обеспечения полной занятости. В 1989 году Скандинавские страны подписали Конвенцию об условиях труда2, одной из целей которой стало устранение нежелательных противоречий в сфере регулирования условий труда в этих государствах, иными словами, были заложены основы скандинавской кооперации в сфере регулирования трудовых отношений). В 1982 году был создан Объединенный Скандинавский Институт (NIVA) для обучения в сфере охраны труда. С 1985 года страны сотрудничают в рамках проекта Nordjobb3, цель которого состоит в предоставлении молодежи возможности работать в соответствии с трудовым законодательством в этих странах в летнее время. В 2004 году начат процесс мониторинга трудовой миграции из стран, недавно присоединившихся к ЕС: унификация трудового законодательства; уважение и учет прав и интересов сторон социально-партнерских отношений; инновационный подход, реализующийся, в том числе, в правовом регулировании рабочего времени и времени отдыха, который обладает чертами общего и особенного и адекватно отвечает современным вызовам, особенно в минимизации безработицы и гармонизации трудовой деятельности работника с другими аспектами его жизни; большое значение коллективных договоров в регулировании рабочего времени и времени отдыха4.

Скандинавская модель регулирования рабочего времени и времени отдыха привлекает к себе самое пристальное внимание благодаря тому, что государственная политика направлена на устранение препятствий для вступления на рынок труда путем предоставления, в частности семьям с малолетними детьми, гарантированного доступа к субсидированной системе детского дошкольного воспитания, материальной поддержки.

Следует отметить, что в странах Скандинавии крайне чувствительно относятся к правам ребенка в семье, особенно в Финляндии, к проблемам гендерного равенства (в этом вопросе безусловный лидер – Швеция). В настоящее время акцент в государственной политике сделан на оказание помощи не только матерям, но и отцам, чтобы те брали на себя значительную часть обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, открывая тем самым доступ женщинам на рынок труда.

Загрузка...