Кураков Л. П., Кашурникова Г. П., Владимирова М. П. и др. Управление социальной сферой. М., 1997. С. 67. См. также Рутгайзер В. М. Социальная сфера: проблема планирования. М., 1989. С. 6, 17.
БВС РФ. 1994. № 12.
[1] Об особенностях социальных прав как самостоятельной группы прав человека см. подробнее: Путило Н. В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007.
СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века. М., 2007. С. 244.
См.: Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1993. С. 38.
См., например: Барков А. В. Особенности договоров с участием публичных субъектов в сфере социальной защиты // Договор в публичном праве: сборник научных статей / под ред. Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк. М., 2009. С. 120.
См.: Горюнова С. В. Экономические практики и экономическое сознание среднего класса // Модернизация экономики и глобализация: в 3 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин.
М., 2009.
СПС «КонсультантПлюс».
См.: Путило Н. В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 16–24.
См.: Услуги в системе мировой торговли. М., 1990. С. 9.
СПС «КонсультантПлюс».
Если понимать под механизмом реализации прав граждан двухуровневую систему, состоящую из подсистемы обеспечения реализации права и подсистемы непосредственной реализации права.
См.: Лексин В. Н. Пространство власти и мир человека // Мир России. 2005. № 3. С. 41.
См., например: Путило Н. В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007.
Об этом, в частности, писал Т. Маршал: Marshall T.H. Sociology at the Crossroads and Other Essays. L., 1963.
См.: Ламперт Х. Указ. соч. С. 42.
СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Так, Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик выделяла (ст. 10) такие формы собственности, как: государственная (общенародная), колхозно-кооперативная, имущество общественных организаций. Использование социалистической собственности в целях получения прибыли запрещалось. Применительно к организационно-правовой форме в ст. 22 Конституции СССР 1988 г. в сфере народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства говорилось исключительно об учреждениях. При этом ст. 24 провозглашалось поощрение деятельности кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Право граждан на бесплатную квалифицированную медицинскую помощь (ст. 42) коррелировало с наличием государственных учреждений здравоохранения. Право на отдых (ст. 41), тесным образом, было связано с сетью культурно-просветительных и оздоровительных учреждений. Забота государства о семье (ст. 53) также виделась в создании и развитии широкой сети детских учреждений.
Вестник КС РФ. 2004. № 4.
СПС «КонсультантПлюс».
Российская газета. 2010. 17 нояб., 19 нояб.
СПС «КонсультантПлюс».
СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 28. Ст. 1064.
СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3256.
См.: Крауч К. Постдемократия. Пер. с англ. Н. В. Эдельман. М., 2010. С. 104.
Там же. С. 113.
Российская газета. 2011. 16 марта.
СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. I). Ст. 18.
Российская газета. 2011. 5 марта.
СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
См.: Нейсбит Д. Мегатренды. Пер. с англ. М. Б. Левина. М., 2003. С. 190–193.
Информационный вестник Правительства МО. 2006. № 9.
См.: Крауч К. Указ. соч. С. 103.
О которой как об отличительной особенности западных развитых стран, переходящих к постиндустриализму, пишет Ф. Фукуяма. (См.: Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2008. С. 23.)
См.: Тоффлер Э. Революционное богатство. М., 2008. С. 57, 58.
При этом забывается, что в тех случаях, когда или доходы от труда недостаточны для обеспечения считающегося приемлемым уровня жизни или имеются неоправданные различия в уровне доходов, возникают серьезные социальные проблемы; более того, низкий уровень семейных доходов – причина того, что частные блага (образование, здравоохранение и др.) стали коллективными. См.: Ламперт Х. Указ. соч. С. 47.
Амурская правда. 2011. № 194.
См.: Антропов В. В. Система социальной защиты в Великобритании // Труд за рубежом. 2005. № 3 (67). С. 39.
СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6409.
Губернские ведомости. 2011. № 215 (3902).
СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
Например: Закон Республики Коми от 25 ноября 2011 г. № 110-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения», Закон Сахалинской области от 22 ноября 2011 г. № 115-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».
СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
‹http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/›.
См.: Ковалевский М. А. Социальное страхование в правовом государстве // Материалы по обобщению арбитражной практики по делам с участием территориальных фондов обязательного медицинского страхования. М., 2000. С. 276.
Речь о Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в ходе разработки которого со всей очевидностью встала проблема неурегулированности правового статуса государственных внебюджетных фондов. Ввиду того что ни практика, ни юридическая доктрина к моменту подготовки закона не смогли предложить юридическую модель внебюджетного фонда, которая могла применительно к системе ОМС быть закрепленной в федеральном законе, был предложен компромиссный (но весьма позитивно нами оцениваемый) вариант – закрепить статус внебюджетных фондов в отдельном законе.
Кочеткова Л. Н. Социальное государство: Опыт философского исследования. М., 2009. С. 124.
Например, функция Минздравсоцразвития России по направлению на лечение за рубеж за счет федерального бюджета граждан Российской Федерации.
Последние воспринимаются гражданами не как поставщик услуг, а как персонификация организации (и более того, государства) в процессе предоставления благ, гарантированных Конституцией РФ.
См., например: Степанов Д. И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3.
См.: Котликофф Л. Пенсионная система перед бурей: То, что нужно знать каждому о финансовом будущем своей страны: пер. с англ. М., 2005. С. 232, 233.
См.: Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 1998. С. 159–164.
В дальнейшем этот принцип нашел закрепление и в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Обязанности государств: уважать свободу родителей выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
«4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством».
‹http://vz.ru/economy/2011/8/3/512207.html›.
См. подробнее: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: учебное пособие. М., 2003.
СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
См.: Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5702.
Российская газета. 1992. 17 нояб.