Примечания

1

Пинкер С. Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать её сегодня / Пер. Г. Бородиной. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. С. 80 (цитируемое); Bohannan P. Introduction // Law and Warfare: Studies in the Anthropology of Conflict / ed. Paul Bohannan. Garden City, NY: The Natural History Press, 1967. P. xi.

2

Black D., Baumgartner M.P., Toward a Theory of the Third Party // Black D. The Social Structure of Right and Wrong. San Diego, CA: Academic Press, 1993. P. 110—115 (впервые опубл. в 1983 г.).

3

На самом деле бывает добровольный и принудительный арбитраж: «Когда арбитраж ни в каком смысле не является обязательным, – ни в том, что обе стороны должны обратиться к нему по требованию одной из них, ни в том, что затем они должны подчиниться решениям арбитра, – он почти не отличается от судебного приговора». Если арбитраж не обязателен, он почти не отличается от посредничества. – Shapiro M. Courts: A Comparative and Political Analysis. Chicago, IL & London: University of Chicago Press, 1981. P. 4.

4

Roberts S. The Study of Dispute: Anthropological Perspectives // Disputes and Settlements: Law and Human Relations in the West / ed. John Bossy. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. P. 15.

5

Nader L., Todd H.F., Jr. Introduction: The Disputing Process // The Disputing Process – Law in Ten Societies / ed. Laura Nader & Harry F. Todd, Jr. New York: Columbia University Press, 1978. P. 9—10. Несмотря на название своей книги, здесь авторы придерживаются нейтралитета в отношении «вопроса о том, являются ли эти процедуры законом, социальным контролем или „просто“ обычаем». Ibid. P. 8. «Тенденция растворять идею закона в более широком понятии социального контроля широко распространена в социологической и антропологической литературе». – Nonet Ph., Selznick Ph. Law and Society in Transition: Toward Responsive Law. New York: Harper Colophon Books, 1978. P. 10 n. 11. Многие люди, включая меня, проводят чёткое различие между законом (рассматриваемым как государственным) и обычаем (рассматриваемым как анархистским). Напр., Black D. The Behavior of Law. New York: Academic Press, 1976. P. 2 (определяет закон как «государственный социальный контроль»); Diamond St. The Rule of Law versus the Order of Custom // The Rule of Law / ed. Robert Paul Wolff. New York: Simon & Schuster, Touchstone Books, 1971. P. 116—117, переизд. в: Diamond St. In Search of the Primitive: A Critique of Civilization. New Brunswick, NJ: Transaction Books, 1974. P. 257—258; ibid., The Search for the Primitive. P. 136—137. Ярким отрицанием идеи того, «что отличительный признак права состоит в использовании принуждения или силы», является: Фуллер Лон Л. Мораль права / Пер. Т. Даниловой под ред. А. Куряева. М.: ИРИСЭН, 2007. С. 131.

6

Тайлор Э. Б. Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации / Пер. И. Ивина. СПб: Издание И. И. Билибина, 1882. С. 400.

7

Formald J. An Early Modern Postscript: The Sandlow Dispute, 1546 // The Settlement of Disputes in Early Medieval Europe / ed. Wendy Davies & Paul Fouracre. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 192. Как будет показано ниже, финансируемые государством якобы добровольные процессы часто неэффективны, судя по значительному количеству рецидивов.

8

Shapiro M. Courts. P. 3. Судебное разбирательство, как правило, инициируется истцом, а не лицом, принимающим решение. Gray J.C. The Nature and Sources of the Law. 2d ed.; New York: Macmillan, 1921. P. 114—115.

9

Блэк Б. Разоблачённая демократия // Он же. Анархия и демократия. М.: Гилея, 2014. С. 42, прим. 75.

10

Spooner L. No Treason. No. 6. The Constitution of No Authority // Spooner L. No Treason: The Constitution of No Authority and A Letter to Thomas Bayard. Novato, CA: Libertarian Publishers, n.d. P. 5: Спенсер Г. Социальная статика: изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества // Он же. Политические сочинения в 5 т.: Том 2. М., Челябинск: Социум, 2014. С. 102—103; см. также: Black B. Nightmares of Reason (2009—2015), ch. 17, опубл. на theanarchistlibrary.org.

11

Юм Д. О первоначальном договоре / Пер. Е. Лагутина // Юм Д. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 656—675. С Юмом согласен Адам Смит, см. его Lectures on Jurisprudence. Indianapolis, IN: Liberty Fund, 1982. P. 321, 402—403.

12

Напр., Colson E. Social Control and Vengeance in Plateau Tonga Society // Africa 23 (3) (July 1953). P. 199—200, переизд. как гл. 3 в: Colson E. The Plateau Tonga of Northern Rhodesia: Social and Religious Studies. Manchester, England: Manchester University Press, 1962; Diamond St. The Rule of Law versus the Order of Custom. P. 135; Barton R.F. Ifugao Law. Berkeley & Los Angeles, CA: University of California Press, 1969: вступление (без пагинации) и гл. 3 (впервые опубл. в 1919 г.).

13

Напр.: Morfus A. Beyond Utopian Visions // Uncivilized: The Best of Green Anarchy. N.p.; Green Anarchy Press, 2012.

14

Индейская парна́я (англ. sweat lodge) – это, согласно Википедии, хижина, обычно куполообразной или продолговатой формы, изготовленная из натуральных материалов для церемонии очищения, распространённой у североамериканских индейцев различных этнических групп. – Прим. пер.

15

Gulliver P.H. Case Studies of Law in Non-Western Societies: Introduction // Law and Culture in Society / ed. Laura Nader. Berkeley, CA: University of California Press, 1997. P. 21 (впервые опубл. в 1969 г.).

16

Black D. The Elementary Forms of Conflict Management // Social Structure of Right and Wrong. P. 83.

17

Ibid. P. 14; Sander F.E.A. Varieties of Dispute Processing // Neighborhood Justice: Assessment of an Emerging Idea / ed. Roman M. Tomasic & Malcolm M. Feeley. New York & London: Longman, 1982. P. 38 n. 4 (впервые опубл. в 1976 г.); Miller R.E., Sarat A. Grievances, Claims, and Disputes: Assessing the Adversary Culture // Law & Society Rev. 15 (3, 4) (1980—1981). P. 525—566.

18

Однако это встречается чаще, чем принято думать. Black D. Crime as Social Control // Towards a General Theory of Social Control / ed. Donald Black. Orlando, FL: Academic Press, 1984. 2: P. 1—27, переизд. в его кн. Social Structure of Right and Wrong. P. 27—46; См. также: Блэк Б. «Самосуд»: Преступление как анархистский источник общественного порядка // Он же. Анархия и демократия. М.: Гилея, 2014. С. 104—141. (Не следует путать однофамильцев Дональда и Боба Блэков. – Прим. пер.)

19

Anderson E. Code of the Street: Decency, Violence, and the Moral Life of the Inner City. New York: W.W. Norton & Co., 1999; Black D. Crime as Social Control.

20

Felsteiner W.L.F. Influences of Social Organization on Dispute Processing // Neighborhood Justice. P. 54.

21

Baumgartner M.P. The Moral Order of a Suburb. New York & Oxford: Oxford University Press, 1988. P. 11.

22

Mediation – Its Forms and Functions // The Principles of Social Order: Selected Essays of Lon L. Fuller / ed. Kenneth I. Winston. Durham, NC: Duke University Press, 1981. P. 133; см. также: The Sociology of Georg Simmel / ed. Kurt Wolff. New York: The Free Press, 1950. P. 118—169.

23

Roberts S. Order and Dispute: An Introduction to Legal Anthropology. Oxford, England: Martin Robertson, 1979. P. 72.

24

Gulliver P.H. On Mediators // Social Anthropology and Law / ed. Ian Hamnett. London: Academic Press, 1977. P. 16, 46.

25

Felstiner W.L.F., Abel R., Sarat A. The Emergence and Transformation of Disputes: Naming, Blaming, Claiming… // Law & Society Rev. 15 (1980—1981). P. 635—637.

26

Felsteiner W.L.F. Influences of Social Organization on Dispute Processing. P. 48.

27

Social Workers and Alternative Dispute Resolution. Washington, DC: National Association of Social Workers, 2014. P. 7.

28

Shapiro M. Courts. P. 1, 3.

29

Roberts S. Order and Dispute. P. 97.

30

Lee R.B. The! Kung San: Men, Women, and Work in a Foraging Society. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. P. 370—398; Roberts S. Order and Dispute. P. 84. Главной причиной раздоров была ревность. – Thomas E.M. The Old Way: A Story of the First People. New York: Farrar Straus Giroux, 2006. P. 169—170. Сан «различают три уровня конфликта: разговоры, драки и смертельные схватки [с применением смертоносного оружия] <…> На каждом этапе предпринимаются попытки смягчить конфликт и предотвратить его перерастание на следующий уровень». – Lee R.B. The Dobe Ju/’hansi. 2d ed.; Fort Worth, TX: Harcourt College Publishers. P. 97.

31

Black D. Elementary Forms of Conflict Management. P. 80.

32

Balici A. The Netsilik Eskimo. Garden City, NY: Natural History Press, 1970. P. 192—193.

33

Cipriani L. The Andaman Islanders / ed. & trans. D. Taylor Fox. New York & Washington, DC: Frederick A. Praeger, 1966. P. 43.

34

Fry D.P. Conflict Management in Cross-Cultural Perspective // Natural Conflict Resolution / ed. Filippo Aureli & Frans de Waal. Berkeley, CA: University of California Press, 2000. P. 336.

35

Diamond St. In Search of the Primitive. P. 368—369, n. 50.

36

De Waal Fr. Peacemaking among Primates. Cambridge: Harvard University Press, 1989. P. 206.

37

The Occurrence of Reconciliation in Nonhuman Primates // Natural Conflict Resolution, Appendix A. P. 383.

38

De Waal Fr. Peacemaking among Primates. P. 241—242.

39

Black D. The Elementary Forms of Conflict Management. P. 80; Hirschman A.O. Exit, Voice, and Loyalty: Responses to Decline in Firms, Organizations, and States. Cambridge: Harvard University Press, 1970. Ch. 3 & passim.

40

Baumgartner M.P. Moral Order of a Suburb. Ch. 3.

41

Lee R.B. The! Kung San. P. 398.

42

Koch K.-F. Pigs and Politics in the New Guinea Highlands // Nader & Todd. Disputing Process. P. 41—58. Статья основана на: Koch K.-F. War and Peace in Jalémó: The Management of Conflict in Highland New Guinea. Cambridge: Harvard University Press, 1974. Любопытно, что знаменитая вражда между Хэтфилдами и Маккоями также возникла из-за спора о свинье. – Блэк. Б. «Самосуд» // Указ. соч. С. 119 и прим. 45 на с. 135; Walker A.L. Feud: Hatfields, McCoys, and Social Change in Appalachia, 1860—1900. London & Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 1988. P. 2—3.

43

Roberts S. Order and Dispute. P. 158.

44

Cole S.R., Blankley K.M. Arbitration // The Handbook of Dispute Resolution / ed. Michael L. Moffitt & Robert C. Bordone. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2005. P. 318—319; Roberts S. Order and Dispute. P. 70—71, 135.

45

Meyer A.S. Functions of the Mediator in Collective Bargaining // Industrial & Labor Relations Rev. 13 (1960). P. 164. «Однако эти два процесса имеют свойство перетекать друг в друга». Ibid.

46

Social Workers and Alternative Dispute Resolution. P. 4—5; American Arbitration Association. The Code of Ethics for Arbitration in Commercial Disputes (May 1, 2004, & idem); Code of Professional Responsibility for Arbitrators of Labor Management Disputes (Sept. 2007), см.: adr.org.

47

Menkel-Meadow C. Roots and Inspirations: A Brief History of the Foundations of Dispute Resolution // Handbook of Dispute Resolution. P. 318.

48

Social Workers and Alternative Dispute Resolution. P. 5; Moffitt M.L., Bordone R.C. Perspectives on Dispute Resolution: An Introduction // Handbook of Dispute Resolution. P. 21.

49

In re American Express Merchants’ Litigation v. American Express, 634 F.2d 182 (2d Cir. 2011).

50

Mandatory Binding Arbitration Agreements: Are They Fair for Consumers?: hearing before the Subcommittee on Commercial and Administrative Law of the Committee on the Judiciary, House of Representatives, 110th Cong., 1st sess., June 12, 2007; Federal Arbitration Act: Is the Credit Card Industry Using It to Quash Legal Claims?: hearing before the Subcommittee on Commercial and Administrative Law of the Committee on the Judiciary, House of Representatives, 111th Cong., 1st sess., May 5, 2009; Arbitration or Arbitrary: The Misuse of Mandatory Arbitration to Collect Consumer Debts: hearing before the Subcommittee on Domestic Policy of the Committee on Oversight and Governmental Reform, House of Representatives, 111th Cong., 1st sess., July 22, 2009; Mandatory Binding Arbitration: Is It Fair and Voluntary?: hearing before the Subcommittee on Commercial and Administrative Law of the Committee on the Judiciary, House of Representatives, 111th Cong., 1st sess., Sept. 15, 2009; Arbitration: Is it Fair When Forced?: hearing before the Committee on the Judiciary, U.S. Senate, 112th Cong., 1st sess., Oct. 13, 2011.

51

Rent-a-Center West, Inc. v. Jackson, 561 U.S. 63, 72 (2010). «Аренда с правом выкупа» – один из худших видов эксплуатации малообеспеченных потребителей (здесь автор имеет в виду детали судебного разбирательства, на которое ссылается в этой сноске – Прим. пер.).

52

Horton D., Chandrasekher A.C. After the Revolution: An Empirical Study of Consumer Arbitration // Georgetown L.J. 104 (1) (Nov. 2015). P. 124.

53

Roberts S. Order and Dispute. P. 163—164.

54

Felsteiner W.L.F Influences of Social Organization on Dispute Processing. P. 48; Winston K.I. Introduction // The Principles of Social Order. P. 28—29.

55

Sander F.E.A. Varieties of Dispute Processing. P. 28.

56

Black D. Toward a Theory of the Third Party // Social Organization of Right and Wrong. P. 114.

57

Fuller L.L. The Forms and Limits of Adjudication // Principles of Social Order. P. 93—94.

58

Goldberg v. Kelly, 397 U.S. 254, 271 (1969).

59

Davis R.C. Mediation: The Brooklyn Experiment // Neighborhood Justice. P. 156.

60

Horowitz D.L. The Courts and Social Policy. Washington, DC: The Brookings Institution, 1977. P. 45, 48. Способны ли они устанавливать даже исторические факты – это тема, которая, насколько мне известно, никогда не исследовалась.

61

Frank J. Courts on Trial: Myth and Reality in American Justice. New York: Atheneum, 1963 (впервые опубл. в 1949 г.). (Название книги: «Суды под следствием: миф и реальность в американском правосудии» – Прим. пер.)

62

Nader L., Todd H.F., Jr. Introduction. P. 10.

63

Напр.: Gibbs J.L. Jr. The Kpelle Moot // Law and Warfare. P. 282—283.

64

«То, что кажется нам [sic] безнадёжно запутанной двусмысленностью роли, вероятно, не воспринималось как таковое ни исполнителем роли [посредником, монкалуном], ни теми, кто находился в его ведении». – Fuller L.L. Mediation – Its Forms and Functions. P. 156. Конечно, Фуллер безнадёжно запутывается, когда ищет свои платоновские формы, а находит только реальность. Исследование Лауры Нейдер в мексиканском городе «показывает, как один человек, президент, может быть посредником, судьёй и арбитром в течение одного дня». – Nader, Todd. Introduction. P. 10.; см.: Nader L. Harmony Ideology: Justice and Control in a Zapotec Mountain Village. Stanford, CA: Stanford University Press, 1990. P. 122. Существует множество свидетельств из разных времён и мест, когда судьи выступали в качестве посредников или арбитров. Напр.: Castan N. The Arbitration of Disputes Under the «Ancien Regime // Disputes and Settlements. P. 259—260. «Стиль» судебного решения может быть карательным, компенсационным, терапевтическим или примирительным. – Black D. The Behavior of Law. New York: Academic Press, 1976. P. 4—5.

65

Foucault M. Truth and Power // The Foucault Reader / ed. Paul Rabinow. New York: Pantheon Books, 1984. P. 61.

66

Фуко М. Политика и этика: интервью (1983) / Пер. С. Офертаса под ред. Б. Скуратова // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Часть 1: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. С. 333.

67

Conclusion // The Settlement of Disputes in Early Medieval Europe. P. 237. Заключение (т. е. Conclusion. – Прим. пер.) не подписано.

68

Gulliver P.H. On Mediators // Social Anthropology and Law / ed. Ian Hamnett. London: Academic Press, 1977. P. 16.

69

Barton R.F. Ifugao Law. P. 87, 88—89.

70

Horowitz D.L. The Courts and Social Policy. P. 24.

71

«Дружественные миротворцы, как правило, примерно равны противникам, в то время как посредники, арбитры и судьи, как правило, (в том же порядке) всё больше возвышаются над противниками». – Black D. Elementary Forms of Conflict Management. P. 86. Этот вопрос возник после того, как я выступил в Маниле с ранней версией этой статьи. Один из официальных ответчиков произнёс свою речь, восхваляя систему правосудия Катарунганг Памбарангай (или систему правосудия барангая) на Филиппинах. Она предусматривает обязательное «посредничество» в определённых видах споров между жителями одного и того же барангая (самая маленькая правительственная единица, обычно соответствующая сельской деревне или городскому району). Посредники состоят из «капитана» барангая, выборного должностного лица, совместно с согласительными комитетами местных жителей. Система отдалённо напоминает некоторые более ранние институты урегулирования споров коренных народов, таких как ифугао. Из того немногого, что я о них знаю, у них, возможно, нет некоторых недостатков, которые испортили наши районные судебные центры (см. ниже). Барангаи намного меньше и, вероятно, более однородны, чем закреплённые за РСЦ территории. Эта система, вероятно, работает быстрее, чем обычные суды, и адвокаты не нужны – по сути, они запрещены. Она имеет надёжное постоянное финансирование со стороны национального правительства. В США стороны судебных процессов или участвующие в уголовном преследовании могут ощущать себя так, словно их разбирательство ведётся на иностранном языке. На Филиппинах это действительность. В обычных судах разбирательство ведётся на английском языке, а уровень владения английским языком филиппинцами, как я понял за время 17-дневного визита, сильно варьируется. В судах барангая используется местный язык. Эта система была введена в действие в 1975 г. президентским указом №1508 – президентом Фердинандом Маркосом, который взял на себя диктаторские полномочия и ввёл военное положение. У него были на то политические причины. Тем не менее, в трёх деревнях провинции Себу сельское население в 1970-х гг. признало эту систему полезной для себя. – Silliman G.S. A Political Analysis of the Philippines’ Katarungang Pambarangay System of Informal Justice Through Mediation // Law & Soc’y Rev. 19 (2) (1985). P. 279—302. Очевидно, что мне не хватает современных источников. Но по крайней мере ясно, что эта система неформального правосудия не является, как её называют, негосударственной системой правосудия. Golub S. Non-State Justice Systems in Bangladesh and the Philippines (2003) // Department for International Development (London), gsdrc.org/go/display/document/legacyid/825. В рамках своей «Инициативы по обеспечению верховенства права» Американская ассоциация адвокатов продвигает суды барангая с тем же некритичным самоудовлетворением, с которым она продвигала в США районные судебные центры и восстановительное правосудие (обсуждается в моём тексте). – Small Claims Courts and Barangay Justice Advocates Collaborate to Resolve Disputes (Oct. 2010) – americanbar.org/rule_of_law.

72

Здесь я не буду приводить подробные ссылки на этнографические источники. По плато Тонга моими источниками являются: Colson E. Social Control and Vengeance in Plateau Tonga Society; Colson E. The Plateau Tonga of Northern Rhodesia: Social and Religious Studies. Manchester, England: Manchester University Press, 1962 (вышеприведённая статья «Социальный контроль…» – это третья глава в книге, на с. 102—121); Colson E. The Plateau Tonga of Northern Rhodesia // Seven Tribes of British Central Africa / ed. Elizabeth Colson & Max Gluckman. Manchester, England: Manchester University Press, 1951. P. 94—162.

73

Этот пример, как и все остальные, которые я обсуждаю, основан на наблюдениях за народами, подвергшимися западному колониализму. Элизабет Колсон была сотрудницей британского колониального режима. Все институты рассмотрения споров существовали благодаря признанию или попустительству колониальных держав, которые создали официальные судебные системы для рассмотрения того, что они считали серьёзными преступлениями и исками. Таким образом, процессы рассмотрения споров коренных народов были второстепенными частями того, что сейчас называется «двойными» правовыми системами. Однако их подчинённое положение не умаляло того факта, что в рамках предоставленной им юрисдикции они в целом работали. Как пишет Колсон, «Эти [традиционные формы] всё ещё работают для достижения урегулирования сверх того, что может быть получено через суды. Они заинтересованы не в наказании правонарушителей, а в восстановлении хороших отношений между вовлечёнными группами». – Colson E. Social Control and Vengeance. P. 204.

74

Colson E. Social Control. P. 199—200, 210—211.

75

Barton R.F. Ifugao Law; Barton R.W. Autobiographies of Three Pagans in the Philippines. New Hyde Park, NY: University Books, 1963 (впервые опубл. в 1938 г.); Barton R.F. The Half-Way Sun. New York: Brewer & Warren, 1930; Barton R.F. The Kalingas: Their Institutions and Customary Law. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1949 (не в первую очередь об ифугао, но с частыми сравнениями с ними); Hoebel E.A. The Law of Primitive Man: A Study in Comparative Legal Dynamics. Cambridge & London: Harvard University Press, 2006, ch. 6 (впервые опубл. в 1954 г.).

76

Бартон утверждает, что непреднамеренные убийства, как правило, подлежат компенсации, но это остаётся на усмотрение родственников жертвы. Один из его информантов настаивал на том, что если охотник из-за неосторожного обращения со своим копьём станет причиной смерти, это не будет подлежать компенсации. Barton R.F. Autobiographies. P. 182. Это может отражать местные различия в законодательстве или, как мне кажется, различие между невинным убийством и убийством по неосторожности. Ифугао считают пьяницу не заслуживающим порицания. В законодательстве США добровольное опьянение смягчает, но не оправдывает убийство.

77

«Слово монкалун происходит от корня калун, что означает советовать. Слово ифугао также имеет значение наших слов сообщать и советовать, как они используются в следующих предложениях: «Имею честь сообщить вам о вашем назначении!» и «Я советую вам не делать этого». – Barton R.F. Ifugao Law. P. 87, n. 19.

78

Gulliver P.H. On Mediators. P. 33.

79

Sharpe R. Dispute Settlement in Medieval Ireland // The Settlement of Disputes in Early Medieval Europe. P. 180—181.

80

45 U.S.C. §§151—164, 181—188.

81

То же самое было в Шотландии XVI века. Проблема заключалась в том, что в обществе чести никто не хотел казаться слишком склонным к компромиссу. Поэтому чаще всего инициатива по установлению мира исходила от родственников, друзей и соседей, которые были обеспокоены тем, что вражда раздробляет окрестности. – Brown K.M. Bloodfeud in Scotland, 1573—1625: Violence, Justice and Politics in an Early Modern Society. Edinburgh, Scotland: John Donald Publishers Ltd., 1986. P. 45. В то время вражда была распространена в Высокогорной и Равнинной Шотландии. – Wormald J. The Blood Feud in Early Modern Scotland // Disputes and Settlements. P. 105—106.

82

Gulliver P.H. Dispute Settlement Without Courts: The Ndeneuli of Southern Tanzania // Law in Culture and Society / ed. Laura Nader. Berkeley, CA: University of California Press, 1997. P. 67 (впервые опубл. в 1969 г.).

83

Hoebel E.A. The Law of Primitive Man. P. 110—111.

84

Black D. Behavior of Law. P. 40—41.

85

Black D. Behavior of Law. P. 41 (курсив удалён).

86

Кропоткин П. Взаимопомощь как фактор эволюции. М.: Самообразование, 2007. С. 97 (курсив добавлен) (впервые опубл. в 1902 г.). Я хотел бы поблагодарить Майкла Дисневича (письмо Бобу Блэку, 3 марта 2016 г.) за напоминание о необходимости пересмотреть эту книгу. Кропоткин придерживался любопытного убеждения, что международное право, поскольку оно является обычным правом (что не совсем верно), воплощает ценности взаимопомощи и равенства. – Kropotkin P. A New Work on International Law // The Speaker (April 1, 1905). P. 7—8.

87

Весной 2022 года весь этот абзац прочитывается в новом свете. — Прим. пер.

88

Rawls J. Justice as Fairness: A Restatement / ed. Erin Kelly. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 2001. (Рус. перевод заглавной статьи из этой кн. см. в: Ролз Дж. Справедливость как честность / Пер. Н. Литвиненко под ред. Я. Шрамко // Логос №1/2006. С. 35—60. – Прим. пер.); Ролз Дж. Теория справедливости / Пер. под ред. В. Целищева. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010. С. 19. («Справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина – первая добродетель систем мысли». )

89

Ролз Дж. Теория справедливости. С. 61.

90

Waldron J. Legislation and Moral Neutrality // Liberal Rights: Collected Papers, 1981—1991. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P. 144—145.

91

Ibid. P. 145.

92

Gluckman M. The Ideas in Barotse Jurisprudence. 2d ed.; New Haven, CT & London: Yale University Press, 1967. P. 19—20; Gluckman M. The Judicial Process Among the Barotse of Northern Rhodesia. Manchester, England, UK: Manchester University Press, 1965. P. 5—6.

93

«Такие связи обычно возникают из-за близости проживания или общего членства в организации, и лишь в редких случаях они подкрепляются совместной работой, совместной собственностью, участием в закрытых социальных сетях или экономической взаимозависимостью». – Baumgartner M.P. Moral Order of a Suburb. P. 9.

94

Nader L. Harmony Ideology. P. 36 (цитируемое), 274.

95

Макс Глюкман назвал это «миром вражды». – Gluckman M. Custom and Conflict in Africa. Oxford: Basil Blackwell, 1956, ch. 1. Однако так получается не всегда. Ренато Росальдо рассказал о вражде между двумя группами, которая была вытеснена их объединением для нападения на третью группу. – Rosaldo R. Ilongot Headhunting, 1883—1974: A Study in Society and History. Stanford, CA: Stanford University Press, 1980. P. 273—274.

96

Gluckman M. Judicial Process Among the Barotse of Northern Rhodesia. P. 20—21.

97

Feeley M.M. The Process Is the Punishment: Handling Cases in a Lower Criminal Court. New York: Russell Sage Foundation, 1979. Ch. 8. Федеральные суды, возможно, уже имеют большую загруженность. Но гораздо больше уголовных и гражданских дел возникает в судах штатов.

98

Позже он стал министром военно-морских сил США – это было при президенте Билле Клинтоне. Американские военные предпочитают одностороннее, принудительное урегулирование споров. Жена Данцига – психотерапевт. Корпорация RAND (Research and Development, «Исследования и разработка») – самый известный американский экспертно-аналитический центр. Такие центры являются исследовательскими институтами, которые финансируются крупным бизнесом и проводят социологические исследования, направленные на проведение в жизнь политических программ. Корпорация RAND провела много исследований для правительства США на тему, как победить во Вьетнамской войне. Мы все знаем, чем эта война закончилась. На мой взгляд, поражение Америки во Вьетнаме – в единственной войне, где США признали поражение – это одна из лучших вещей, произошедших в мире за последние пятьдесят лет.

99

Я уже упоминал кпелле в своём раннем тексте, в связи с тем как они организуют и выполняют работу (они не любят тяжёлый труд) относительно нелепым способом: Блэк Б. Первобытное изобилие: послесловие к Салинсу // Блэк Б. Анархизм и другие препятствия для анархии / Пер. Дм. Каледина. М.: Гилея, 2004. С. 49—60. Бывший военный диктатор Гвинеи Мусса Дади Камара – кпелле. Согласно анализу ДНК, Опра Уинфри имеет кпеллеское происхождение. Она считала, что её предки были зулусами.

100

Gibbs J.L. The Kpelle Moot. P. 277—289.

101

Документальные источники «не дают никакой подсказки о природе и форме» – или функциях и процедурах – «собрания». Gomme G.L. Primitive Folk-Moots; or, Open-Air Assemblies in Britain. London: Sampson Low, Marston, Searle & Rivington, 1880. P. 50.

102

Baumgartner M.P. Moral Order of a Suburb. P. 41.

103

Danzig R. Towards a Complementary, Decentralized System of Criminal Justice // Neighborhood Justice: An Emerging Idea / ed. Roman Tomasic & Malcolm Feeley. New York: Longman, 1982. P. 17. Эти «выездные мероприятия» предназначены для руководителей корпораций, организованных компанией. Они предназначены для укрепления морального духа, а не для разрешения споров. Классическое описание этих причудливых ритуалов содержится в первом романе Курта Воннегута «Механическое пианино» (1952). Он был сотрудником по связям с общественностью в компании General Electric, когда писал эту книгу. Он уволился до того, как она была опубликована. Ричард Данциг не может отличить племенное собрание от Богемской рощи. Он никогда не присутствовал на племенном собрании, но он достаточно элитарен, чтобы, возможно, посещать Богемскую рощу (закрытое место в Калифорнии для неформальных встреч самых влиятельных людей мира. – Прим. пер.).

104

Felstiner W.L.F., Williams L.A. Mediation as an Alternative to Criminal Prosecution // Law & Human Behavior 2 (3) (1980). P. 233.

105

Berman H.J., Spindler J.W. Soviet Comrades’ Courts // U. of Chicago L. Rev. 45 (1978): P. 842—910; Berman J. The Cuban Popular Tribunals // Columbia L. Rev. 69 (8) (Dec. 1969): P. 1317—1354; Merry S.E. Defining «Success’ in the Neighborhood Justice Movement // Neighborhood Justice. P. 174.

106

Исследование убийств в Хьюстоне, охватывающее примерно тот же период времени, показало, что эти дела разваливались на всех этапах, начиная ещё до того, как они были возбуждены: полиция производила гораздо меньше арестов. В категории дел, в большинстве из которых большая коллегия присяжных вынесла решение «невиновен», то есть отказало в предъявлении обвинения, прекратив судебное преследование, такое решение было принято в 40,26% случаев, когда жертва и убийца были родственниками, в 36,77% случаев, когда они были друзьями или партнёрами, и только в 23,64% случаев, когда они были незнакомы друг с другом. Это указывает на то, что дела разваливаются не только из-за решений прокуроров и судей – системных профессионалов. – Lundsgaarde H.P. Murder in Space City // The Social Organization of Law. P. 133—156. Большие коллегии присяжных – это специальные коллегии непрофессионалов.

107

Macauley St. Non-Contractual Relations in Business: A Preliminary Study // American Sociological Rev. 28 (1) (Feb. 1963): P. 55—67.

108

Nader L. When Is Popular Justice Popular? // The Possibility of Popular Justice: A Case Study of Community Mediation in the United States / ed. Sally Engle Merry & Neal Milner. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1993. P. 441. Нейдер, антрополог – сестра юриста-активиста Ральфа Нейдера – считает, что Бергера подтолкнул к этому его главный помощник Марк Кэннон, «человек из мормонов, философия которого отражает мормонскую идею сообщества и консенсуса и мормонскую неприязнь к судам и адвокатам [цитаты опущены]». – Ibid. Ср.: Cannon M. Contentious and Burdensome Litigation // Phi Kappa Phi Journal (1986): P. 10—12. Маргинальные религиозные типы также первыми разработали более позднюю форму АУС, «восстановительное правосудие» (см. ниже).

109

McGillis D. Minor Dispute Processing: A Review of Recent Developments // Neighborhood Justice. P. 63.

110

Tomasic R., Feeley M.M. Introduction // Neighborhood Justice, xi; Nader L. When Is Popular Justice Popular?. P. 441—442, 447.

111

Напр.: Sander F.E.A. Varieties of Dispute Processing. P. 37.

112

Felsteiner W.L.F., Williams L. Community Mediation in Dorchester, Massachusetts. Washington DC: U.S. Department of Justice, 1980. P. 42.

113

Kakalik J. и др. An Evaluation of Early Mediation and Neutral Evaluation Under the Civil Justice Reform Act. Santa Monica, CA: RAND Institute of Justice, 1996; Menkel-Meadow. Roots and Inspirations. P. 25. Таким образом, собственное исследование RAND Corporation дискредитировало абсурдные, но абсурдно влиятельные мечты их бывшего сотрудника Ричарда Данцига о дополнительном, децентрализованном правосудии.

114

Moffitt M.L., Bordone R.S. Perspectives on Dispute Resolution / The Handbook of Dispute Resolution. P. 25.

115

Felsteiner & Williams. Community Mediation. P. 150; Merry S.E. Sorting Out Popular Justice // The Possibility of Popular Justice. P. 59; Yngvesson B. Local People, Local Problems, and Neighborhood Justice: The Discourse of «Community’ in San Francisco Community Boards // The Possibility of Popular Justice. P. 395.

116

Tomasic R. Mediation as an Alternative to Adjudication: Rhetoric and Reality in the Neighborhood Justice Movement // Neighborhood Justice. P. 231; Merry S.E. Defining «Success’ in the Neighborhood Justice Movement. P. 176—177.

117

Merry S.E. A Plea for Thinking How Dispute Resolution Works // The Mooter 2 (4) (1979). P. 39.

118

Harrington Chr. B. Shadow Justice: The Ideology and Institutionalization of Alternatives to Court. Westport, CT & London: Greenwood Press, 1985. P. 109—110.

119

В Кембридже, штат Массачусетс, исследовательница обнаружила «группу относительно молодых, высокообразованных, преимущественно белых посредников, обслуживающих преимущественно бедное, расово смешанное население участников тяжб». То же самое можно было сказать и о Сан-Франциско. – Merry S.E. Sorting Out Popular Justice. P. 59. Другое описание: добровольцами были «преимущественно женщины, преимущественно белые, относительно молодые, хорошо образованные, честолюбивые профессионалы…» – Yngvesson B. Local People, Local Problems. P. 395. Это были яппи. Сегодня их назвали бы хипстерами.

120

Harrington Chr. B. Shadow Justice. P. 149.

121

Merry S.E. Defining «Success’ in the Neighborhood Justice Movement. P. 176.

122

Harrington Chr. B. Shadow Justice. P. 122—123.

123

Цит. по: Harrington Chr. B. Shadow Justice. P. 147.

124

Harrington Chr. B. Shadow Justice. P. 170—171.

125

Abel R.L. The Contradictions of Informal Justice // The Politics of Informal Justice / ed. Richard L. Abel. New York: Academic Press, 1980. 1: P. 267—301. «Неформализм расширяет возможности системы правосудия по разрешению мелких конфликтов и узаконивает расширение государственного вмешательства на основе функционализма». – Harrington Chr. B. Shadow Justice. P. 170. Вот почему филиппинский диктатор Маркос учредил суды барангая.

126

Harrington Chr. B. Shadow Justice. P. 122—123; Merry S.E. Defining «Success’ in the Neighborhood Justice Movement. P. 178—179.

127

Roehl J.A., Cook R.F. The Neighborhood Justice Centers Field Test // Neighborhood Justice. P. 91—110.

128

DuBow Fr. L., McEwen C. Community Boards: An Analytic Profile // The Possibility of Popular Justice. P. 130.

129

Ibid. P. 127.

130

Ibid. P. 148.

131

Yngvesson B. Local People, Local Problems. P. 295.

132

Roehl J.A., Cook R.F. The Neighborhood Justice Centers Field Test. P. 95, 96.

133

Royer F. Cook, Roehl J.A., Sheppard D.I. Neighborhood Justice Centers Field Test – Final Evaluation Report. Washington, DC: American Bar Association, 1980. P. 6.

134

Feeley M. The Process Is the Punishment. P. 251.

135

Galanter M. The Vanishing Trial: An Examination of Trials and Related Matters in Federal and State Courts // J. of Empirical and Legal Studies (1) (2004): P. 459—570.

136

Feeley M. Court Reform on Trial. P. 112.

137

Davis R.C. Mediation: The Brooklyn Experiment. P. 170, n. 5.

138

Я однажды прошёл через это! Повторно меня не арестовали. Система работает.

139

Harrington Chr. B. Shadow Justice. P. 142—143.

140

Davis R.C. Mediation: The Brooklyn Experiment. P. 163.

141

Harrington Chr. B. Shadow Justice. P. 143—144. Сторонники посредничества спокойно отказались от этого утверждения: «Язык урегулирования подразумевает уровень завершённости, который лишь изредка является реалистичным условием». – Moffitt M.L., Bordone R.S. Perspectives on Dispute Resolution. P. 4. Это относится к посредничеству в целом, а не только к РСЦ. – Gulliver. On Mediators. P. 20 n. 8.

142

Davis R.C., Tichane M., Grayson D. Mediation and Arbitration as Alternatives to Prosecution in Felony Arrest Cases – An Evaluation of the Brooklyn Dispute Resolution Center. New York: Vera Institute of Justice, 1979. P. 50, 52.

143

Dispute Resolution Alternatives Committee, The Citizen Dispute Settlement Process in Florida – A Study of Five Programs. N.p.; Office of the State Court Administrator, Florida Supreme Court, 1979. P. 55; Felsteiner & Williams. Mediation as an Alternative to Criminal Prosecution. P. 66—68; Tomasic R. Mediation as an Alternative to Adjudication. P. 236.

144

Platt A.M. The Child Savers: The Invention of Delinquency. 2d, enl. ed.; Chicago, IL: University of Chicago Press, 1977; Mannel R.M. Thorns & Thistles: Juvenile Delinquents in the United States, 1825—1940. Hanover, NH: University Press of New England, 1973.

145

A New Juvenile Justice System: Total Reform of a Broken System / ed. Nancy E. Dowd. New York & London: New York University Press, 2015.

146

Restorative Justice for Juveniles: Conferencing, Mediation and Circles / ed. Allison Morris & Gabrielle Maxwell. Oxford, England & Portland, OR: Hart Publishing, 2001.

147

Sander F.E.A. Varieties of Dispute Processing. P. 33. «Эта статья считается „Большим взрывом“ современного разрешения споров и практики». – Moffitt M.L., Bordone R.S. Perspectives on Dispute Resolution. P. 19. Если всё началось со взрыва, то закончилось, по словам Т. С. Элиота, всхлипом. Но институционализированным, хорошо финансируемым всхлипом, который будет отдаваться эхом.

148

Yngvesson B.B., Hennessey P. Small Claims, Complex Disputes: A Review of the Small Claims Literature // Law & Soc’y Rev. 9 (1975): 219—274.

149

Feeley M. Court Reform on Trial. P. 108.

150

Feeley M. Court Reform on Trial. P. 105; Baker S., Sadd S. Court Employment Project Evaluation Final Report. New York: Vera Institute of Justice, 1979.

151

Feeley M. Court Reform on Trial. P. 109. Эти программы никогда не усваивают уроки своих предшественниц: «кризисному мышлению не хватает исторической перспективы». – Ibid. P. 192.

152

Williams B. Victims of Crime and Community Justice. London & Philadelphia, PA: Jessica Kingsley Publishers, 2005. P. 127 (Обратите внимание на непреднамеренную двусмысленность названия: «жертвы преступлений и общественного правосудия»). (На самом деле книга называется «Жертвы преступлений и общественное правосудие», но по-английски это можно прочитать и так, как указывает Боб Блэк – Прим. пер.)

153

Merry S.E. Defining «Success’ in the Neighborhood Justice Movement. P. 172.

154

Roots and Inspirations // The Handbook of Dispute Resolution / ed. Menkel-Meadow. P. 19—20.

155

Cutrona Ch. Fitting the Fuss to the Community Mediation Center Forum // Dispute Resolution Mag. (Winter 2013): P. 11—15 (Филадельфия); Kleiman M. Mending the Fabric of Community // Dispute Resolution Mag. (Winter 2013): P. 16 (Куинс). Папа Иоанн Павел II говорил о «починке христианской ткани общества». Цит. по: Willey P. Editor’s Note: Mending the Fabric // The Sower 33 (4), опубл. на: catechetics.com/editors-note-mending-the-fabric. Не все общества сотканы из христианских тканей. Чарльз Колсон, уотергейтский уголовник, ставший евангелистом, присоединился к движению восстановительного правосудия (он управлял христианскими частными тюрьмами). – Northey W. Review of «Justice That Restored,» by Charles Colson (2018), academia.edu.

156

Cutrona Ch. Fitting the Fuss. P. 11.

157

Black R.C. Forgotten Penological Purposes: A Critique of Victim Participation in Sentencing // American J. of Jurisprudence (Volume 39, Issue 1, 1994). P. 225—240, опубл. на: scholarship.lawnd.edu/ajj/vol39/issI/9. (Это статья самого Боба Блэка в научном журнале под его полным именем. – Прим. пер.)

158

И, как писал Лон Л. Фуллер, «посредничество может быть направлено не на укрепление отношений, а на их прекращение». – Mediation – Its Forms and Functions. P. 129. То же самое можно сказать и о судебном разбирательстве – например, о разводе.

159

Black D. Elementary Forms of Conflict Management. P. 94, n. 32.

160

Roberts S. Order and Dispute. P. 49.

161

Fuller L.L. Mediation – Its Forms and Functions. P. 133.

162

Levy L.W. Against the Law: The Supreme Court and Criminal Justice. New York: Harper & Row, 1974; Kamisar Y. The «Police Practices’ Phases of the Criminal Process and Three Phases of the Burger Court // The Burger Years: Right and Wrong in the Burger Court, 1969—1986 / ed. Herman Schwartz. New York: Viking, Elisabeth Sifton Books, 1987. P. 143—168.

Загрузка...