Человеческое тело, по учению Православной Церкви, – храм души, освященный благодатью таинств. Православие настаивает на догмате о всеобщем воскресении мертвых перед Страшным Судом. Как райское блаженство, так и адские муки будут уделом не только души, но и тела. Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках братьев и сестер по вере, чтобы, воздав им последние почести, предать земле до Второго Пришествия Господа нашего.
В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.
Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением моли́твы «Трисвятое»: «Снятый Боже, Снятый Крепкий, Снятый Безсмертный, поми́луй нас». Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.
Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его́ омовении, принято сжигать.
«Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие»
(1 Кор. 15, 53). В вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как ризой, одеты Божественным светом. Напоминая об этом, православная традиция велит облачать усо́пшего в новые, чистые одежды. Ранее для погребения использовался саван – белый покров, знаменующий Плащаницу Христа. В наши дни этот обычай соблюдается редко.