Ст. стиль 16 февраля
2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне
Мчч. Памфи́ла, пресвитера, Вале́нта (Уале́нта), диакона, Па́вла, Порфи́рия, Селе́вкия, Феоду́ла, Иулиа́на, Самуи́ла, Илии́, Дании́ла, Иереми́и, Иса́ии (307–309); свт. Мака́рия (Невского), митрополита Московского и Коломенского (1926). Мучеников Персидских в Мартирополе (IV); прп. Мару́фа, епископа Месопотамского (422).
Недавно ко мне в каливу зашли два католика-архитектора из Рима… Что такое Православие они не понимали, но настроены были по-доброму. «Почему, – спросили они меня, – монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?» – «А разве, – ответил я, – маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей свое». Монах – это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали Бога – пункта своего назначения.
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I
Ст. стиль 17 февраля
2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне
Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612); вмч. Фео́дора Ти́рона (ок. 306). Прп. Фео́дора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII); прав. Мариа́мны (Мари́и), сестры апостола от 12-ти Фили́ппа (I); Обре́тение мощей мч. Ми́ны (867–889). Сщмчч. Михаила Никологорского, Па́вла Косминкова, пресвитеров (1938); мц. А́нны Четвериковой (1940).
Целова́ние ико́н – форма богопочитания – приветствие и выражение любви тому, кто изображен на иконе – Господу, Божией Матери или иным святым. Веруя в вездесущие Бога, а также в то, что по благодати Божьей и святые слышат молитвы, обращенные к ним с разных концов земли, мы целуем икону, не сомневаясь, что благоговейный поцелуй принимает тот, кто на иконе изображен. То же самое можно сказать и в отношении почитания мощей святых.
При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует проходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни.
Ст. стиль 18 февраля
2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне
Свт. Льва I, папы Римского (461). Прп. Космы́ Яхромского (1492); свт. Агапи́та исп., епископа Синадского (Фригийского) (IV); свт. Флавиа́на исп., патриарха Цареградского (449–450). Прписп. Влади́мира (Терентьева), игумена (1933)
Человек бежит, сколько живет, чтобы обрести Христа, и никогда не останавливается. Бежит и чувствует не усталость, а радость. Чтобы стало понятно, приведу вам один пример: хорошая гончая, учуяв зайца, не стоит возле охотника, а срывается с места, бежит и ищет зайца. Бежит, потом ненадолго останавливается, принюхивается, опять бежит. Она не может стоять на месте. Ее ум занят тем, как найти зайца. Она не глазеет по сторонам. Для нее больше радости в беге, чем в стоянии на месте. Жизнь для нее в беге и поиске.
Вот такое трезвение нам нужно иметь. Ум наш должен постоянно стремиться ко Христу, потому что Он наша цель. А мы, хотя взяли след, хотя знаем дорогу, знаем, куда идти, чтобы встретить Христа, часто стоим на месте, не двигаемся вперед. Если бы мы не знали пути, то наше стояние на месте имело бы оправдание.
Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том V
Ст. стиль 19 февраля
2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне
Апп. от 70-ти Архи́ппа, Филимо́на и мц. равноап. А́пфии (I); прп. Фео́дора Санаксарского (1791). Мчч. Макси́ма, Феодо́та, Иси́хия и мц. Асклипиодо́ты (305–311); прпп. Евге́ния и Мака́рия испп., пресвитеров Антиохийских (363); прп. Досифе́я Палестинского (VII), ученика прп. аввы Дорофе́я; прп. Раву́лы Самосатского (ок. 530).
Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Великий пост установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея и пророка Илии, а главное, по примеру Иисуса Христа, постившегося 40 дней. Время Великого поста древние христиане приурочили ко времени воспоминания крестных страданий Спасителя, именно предваряя дни этих воспоминаний, чтобы, посильно подражая Его самоотречению и самоотвержению, этими своими подвигами проявить свое живейшее участие и любовь ко Спасителю, пострадавшему за мир.
Ст. стиль 20 февраля
2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне
Прп. Льва́, епископа Катанского (ок. 780); прмчч. Валаамских: Ти́та, Ти́хона, Гела́сия, Се́ргия, Варлаа́ма, Са́ввы, Ко́нона, Сильве́стра, Киприа́на, Пи́мена, Иоа́нна, Само́на, Ио́ны, Дави́да, Корни́лия, Ни́фонта, Афана́сия, Серапио́на, Варлаа́ма, Афана́сия, Анто́ния, Луки́, Лео́нтия, Фомы́, Диони́сия, Фили́ппа, Игна́тия, Васи́лия, Пахо́мия, Васи́лия, Фео́фила, Иоа́нна, Фео́дора, Иоа́нна (1578). Блгв. кн. Яросла́ва Мудрого (1054); прп. Агафо́на Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
Великий пост – важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к самому большому празднику – Святой Пасхе. Великий пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям праздника праздников – Светлого Христова воскресенья. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из уделения большего времени молитве, духовному чтению и удаления от всего греховного.
Ст. стиль 21 февраля
Вселенская родительская (мясопустная) суббота
Прп. Тимофе́я в Симво́лех (795); свт. Евста́фия, архиепископа Антиохийского (337). Свт. Гео́ргия, епископа Амастридского (802–811). Сщмчч. Алекса́ндра Вислянского, Дании́ла Алферова и Григо́рия Хлебунова, пресвитеров (1930); сщмчч. Константи́на Пятикрестовского, пресвитера, Па́вла Широкогорова, диакона (1938); мц. О́льги Кошелевой (1939). Икона Божией Матери: Козельщанская (1881).
Родительские субботы – дни поминовения всех усопших православных христиан, в том числе и тех, кого не отпевали. Совершаемые при этом панихиды называют вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, – вселенскими родительскими субботами. Такими субботами являются суббота мясопустная, троицкая, субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста, а также Радоница. Поминовение воинов, отдавших жизнь за Отечество, происходит 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, и в Дмитриевскую родитель скую субботу. В эти дни в храмах совершают заупокойные литургии и панихиды; накануне, как правило, служат заупокойные всенощные бдения.
Ст. стиль 22 февраля
Неделя мясопустная.
О Страшном суде
Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении (395–423). Мчч. Маври́кия и 70-ти воинов: Фоти́на, Фео́дора, Фили́ппа и иных (ок. 305); прпп. Фалассия, Ли́мния и Варада́та, пустынников Сирийских (V); прп. Афана́сия Павлопетрийского, исп. (821); прп. Ши́о (Симеона) Мгвимского (VI) (Груз.)
Александр – 8 (23 февр.), 22 (9), 26 (13), 28 (15), 29 (16), Алексей – 30 (17), Антон – 14 (1), Аркадий – 19 (6), Богдан – 4 (19 февр.), 15 (2), Валерий – 22 (9), Василий – 13 (28 февр.), 17 (4), 20 (7), Виктор – 23 (10), Вячеслав – 17 (4), Георгий – 6 (21 февр.), Григорий – 17 (4), 25 (12), Денис – 23 (10), 28 (15), Евгений – 4 (19 февр.), 20 (7), Иван – 8 (23 февр.), 9 (24 февр.), 13 (29 февр.), 22 (9), Илья – 1 (16 февр.), 22 (9), Кирилл – 22 (9), 31 (18), Константин – 18 (5), 19 (6), Лев – 3 (18 февр.), 5 (20 февр.), Леонид – 23 (10), Максим – 4 (19 февр.), Марк – 18 (5), Михаил – 27 (14), Николай – 13 (28 февр.), 22 (9), Павел – 1 (16 февр.), 17 (4), 20 (7), 23 (10), Тимофей – 6 (21 февр.), Федор – 2 (17 февр.), 7 (22 февр.), 18 (5), 19 (6), Филипп – 7 (22 февр.), Яков – 17 (4).
Анастасия – 23 (10), Антонина – 14 (1), Виктория – 7 (22 февр.), Галина – 23 (10), Кира – 13 (28 февр.), Кристина – 26 (13), Марина – 13 (28 февр.).
Ст. стиль 23 февраля
3-я приуготовительная седмица к Великому посту.
Седмица сырная – сплошная
Сщмч. Полика́рпа Смирнского, епископа (167); обре́тение мощей блж. Матро́ны Московской (1998). Прп. Полика́рпа Брянского, игумена (1620–1621); прпп. Иоа́нна, Антио́ха, Антони́на, Моисе́я, Зеви́на, Полихро́ния, Моисе́я другого и Дамиа́на, пустынников Сирийских (V); прп. Алекса́ндра Константинопольского, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Икона Божией Матери: Рождество Пресвятой Богородицы «Сокольская» (1172)
О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утешины, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ст. стиль 24 февраля
3-я приуготовительная седмица к Великому посту.
Седмица сырная – сплошная
Первое (IV) и второе (452) обре́тения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Прп. Ера́зма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160)
Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас дол жен испросить у Господа прощения своих грехов и достойно причаститься святых Христовых Таин. Телесная подготовка состоит из то го, что мы едим только постную пищу. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому посту, который делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева суббота (Вербная суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Таким образом, Великий пост длится семь недель (точнее, 48 дней).
Ст. стиль 25 февраля
3-я приуготовительная седмица к Великому посту.
Седмица сырная – сплошная
Свт. Тара́сия, архиепископа Константинопольского (806). Сщмч. Алекса́ндра Виноградова, пресвитера; прмц. Мстисла́вы (Фокиной), монахини (1938); сщмч. Никола́я Троицкого, пресвитера (1945).
С этого дня, среды сырной седмицы, начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило (полезно в Пост совершать эту молитву вместе с детьми, предварительно объяснив им смысл непонятных слов).
Ст. стиль 26 февраля
3-я приуготовительная седмица к Великому посту.
Седмица сырная – сплошная
Свт. Порфи́рия, архиепископа Газского (420). Прп. Севастиа́на Сохотского, Пошехонского (ок. 1500); мч. Севастиа́на (ок. 66). Сщмч. Петра́ Варламова, пресвитера (1930); сщмч. Се́ргия Воскресенского, пресвитера (1933); сщмчч. Иоа́нна (Пашина), епископа Рыльского, и Иоа́нна Дунаева, пресвитера (1938). Икона Божией Матери: Межетская (1492)
Иконописные изображения Иисуса Христа в большинстве своем восходят к первой иконе – «Спас Нерукотворный». Другой тип канонического изображения Спасителя – Христос Пантократор (в переводе с греческого – Вседержитель). Образ Христа присутствует на многих и многих иконах, значительную часть которых составляют иконы Богородичные и не менее значительную – праздничные.
Ст. стиль 27 февраля
3-я приуготовительная седмица к Великому посту.
Седмица сырная – сплошная
Прп. Проко́пия Декаполита, исп. (ок. 750). Прп. Ти́та, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190); прп. Ти́та Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV); прп. Фалале́я Сирийского (ок. 460). Сщмч. Се́ргия Увицкого, пресвитера (1932); сщмч. Петра́ Успенского, пресвитера, мч. Михаи́ла Маркова (1938).
Один из тогдашних мудрецов явился к праведному Антонию и спросил его:
– Отче, как ты можешь быть счастлив, будучи лишён утешения, подаваемого книгами?
Антоний ответил:
– Моя книга – это природа сущего, и когда хочу читать Слово Божие, эта книга всегда передо мной.
Ст. стиль 28 февраля
Седмица 2-я Великого поста
Прп. Васи́лия Декаполита, исп. (750); сщмч. Арсе́ния (Мацеевича), митрополита Ростовского (1772); прп. Кассиа́на (Иоа́нна Кассиа́на) Римлянина, иеромонаха (435). Блж. Никола́я Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576); сщмч. Проте́рия, патриарха Александрийского (457). Икона Божией Матери: Девпетерувская (1392)
Верующий христианин имеет защиту. Эта защита создается благодаря покаянию, исповеди, причастию, молитве, упованию на силу Божию. Живущий вне Церкви человек не имеет защиты от бесов, по скольку входит в область трансцедентального с грузом нераскаянных грехов и низких страстей и таким образом оказывается абсолютно от крытым всем влияниям нижнего мира. На вопрос, подвержен ли человек действию колдовских, бесовских сил через сглаз и порчу, киевский митрополит XVII в. Петр Могила ответил четко и ясно: «Нет, если он безгрешен».
Ст. стиль 1 марта
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
Прмц. Евдоки́и Илиопольской, игумении (ок. 160–170). Прп. Марти́рия Зеленецкого (1603); мчч. Не́стора и Триви́мия (III); мц. Антони́ны Никейской (III–IV); мчч. Марке́лла и Анто́ния; прп. Домни́ны Сирийской (ок. 450–460).
В последний день масленичных гуляний, перед началом Велико го поста, православные христиане собираются в храмах и просят друг у друга прощения. Поэтому воскресенье, завершающее Масленицу, именуется Прощеным. В Прощеное воскресенье Церковь вспоминает изгнание Адама из рая – событие, которое напоминает людям об их общей греховности, а также о том, что для возвращения в рай не обходимо очиститься от грехов. Во время своих проповедей накануне Великого поста православные священники часто произносят слова Спасителя: «Если вы хотите, чтобы вас простил Отец Небесный, то и вы должны прощать тем, кто виноват перед вами».
После этого священник, вне зависимости от сана, просит прощения у всех, кого вольно или невольно обидел, и его примеру следуют все остальные. Один человек говорит: «Прости меня», а другой отвечает: «Господь тебя простит, и ты меня прости». После вечерни во всех православных храмах священнослужитель от имени верующих читает особую молитву о том, чтобы Господь помог людям достойно выдержать пост. В это воскресенье верующие просят прощения у всех своих домочадцев и знакомых, чтобы приступить к посту с доброй душой, не держа гнева на ближних.
Ст. стиль 2 марта
Седмица 1-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917). Сщмч. Феодо́та, епископа Киринейского (ок. 326); свт. Арсе́ния, епископа Тверского (1409). Мц. Евфа́лии Леентинской (Сицилийской) (257); мч. Троа́дия Неокесарийского (III); прп. Агафо на Скитского (Египетского) (V); мчч. 440 Италийских (579).
На первой неделе Великого поста, с понедельника по четверг, на вечерней службе читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В каноне собраны воедино события Ветхо- и Новозаветной истории, в которых особенно подчеркивается губительность греха и достоинство и красота праведной жизни. Великий покаянный канон дает должный настрой душе человека на последующие дни Великого поста.
Ст. стиль 3 марта
Седмица 1-я Великого поста
Вмч. Фео́дора Ти́рона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста); мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска (ок. 308). Прп. Пиа́мы девы (337); свв. Зино́на и Зои́ла. Прмц. Ма́рфы Ковровой, послушницы и мч. Михаи́ла Строева (1938). Икон Божией Матери: Волоколамская (1572); «Знамение» Златоустовская (1848).
Каждый день недели православная церковь посвящает какому-нибудь священному событию или святому. Воскресенье посвящается Воскресению Христову; понедельник – ангелам; вторник – пророкам во главе с Иоанном Крестителем; среда и пятница – воспоминанию страданий Спасителя на Кресте (поэтому среда и пятница – постные дни); в среду Иуда Искариот, один из 12 апостолов, предал Христа; в пятницу Христос был распят, страдал и умер на Кресте; в четверг поминаются святые апостолы и их преемники – святители, из них особенно чтим святой Николай Чудотворец; в субботу поминаются преподобные, мученики и все святые. В субботу также поминаются и все умершие.
Ст. стиль 4 марта
Седмица 1-я Великого поста
Прп. Гера́сима, иже на Иордане (475); прп. Гера́сима Вологодского (1178); блгв. кн. Дании́ла Московского (1303). Блгв. кн. Васи́лия (Василько́) Ростовского (1238); прмч. Иоаса́фа Снетогорского, Псковского (1299), Икона Божией Матери: Кипрская (Стромынская)
По православной традиции, это время усердных молитв и говения. В практике отечественного благочестия верующие старались по святить целиком одну из седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.
1-я седмица – время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают не употреблять даже растительного масла.
Ст. стиль 5 марта
Седмица 1-я Великого поста
Обретение мощей блгвв. кнн. Фео́дора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Дави́да и Константи́на, Ярославских чудотворцев (1463); прмч. Адриа́на Пошехонского, Ярославского, игумена (1550); мч. Они́сия Усуровского (Исаврийского) (I); Обре́тение мощей свт. Луки́ (Войно-Ясенецкого), исп., архиепископа Симферопольского и Крымского (1996). Икона Божией Матери: «Воспитание».
Звон колоколов напоминает верующим о богослужении в храме. Медленный звон в самый большой колокол называется благовест. Такой звон можно услышать перед началом богослужения, например перед всенощной или перед литургией. Радостный мелодичный звон всех колоколов, именуемый трезвоном, совершается в праздничные дни. До революции в России трезвонили в течение всей Пасхальной недели. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном. Перезвон можно слышать при погребении. Звон колоколов – это мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, а может быть, погружен в монотонность будней. Колокольный звон пробуждает душу, возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, будит уснувшую совесть.
Ст. стиль 6 марта
Седмица 1-я Великого поста
Мчч. 42-х во Амморее: Константи́на, Ае́тия, Фео́фила, Фео́дора, Мелиссе́на, Ка́ллиста, Васо́я и прочих с ними (ок. 845); прп. И́ова, в схиме Иису́са, Анзерского (1720). Св. равноап. царицы Еле́ны, обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей (326); прмчч. Ко́нона Иконийского и сына его Ко́нона (270–275); прп. Арка́дия Кипрского (ок. 361). Икон Божией Матери: Ченстоховская; Шестоковская (XVIII); «Благодатное Небо» (XIV).
200 г риса промыть в семи водах, залить кипящей водой в соотношении 1: 2, варить 10 минут, откинуть на дуршлаг. В глубокой сковороде обжарить мелко нарезанную половину головки репчатого лука в растительном масле до золотистого цвета, добавить отваренную, на тертую на крупной терке морковь (2 штуки) и столовую ложку томат ной пасты, перемешать. Присоединить рис, приправить по вкусу зеленью, перцем и солью.
Ст. стиль 7 марта
Седмица 1-я Великого поста
Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Васи́лия, Ефре́ма, Капито́на, Евге́ния, Ефе́рия, Елпи́дия и Агафодо́ра (IV). Прп. Па́вла Препро́стого (IV); свт. Па́вла исп., епископа Прусиадского (IX); прп. Емилиа́на Италийского. Икона Божией Матери: «Споручница грешных» (1843).
Издавна икона Божией Матери «Споручница грешных» славится тем, что приносит исцеление расслабленным. Расслабленными в старину называли доведенных болезнью до полного упадка физических и душевных сил людей. К ним относились не только парализованные, но и все, кого тяжелый недуг приковал к постели.
Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь.
В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенес ли в храм Святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Ст. стиль 8 марта
Седмица 1-я Великого поста. Торжество Православия
Прп. Феофила́кта исп., епископа Никомидийского (842–845). Прпп. Ла́заря (1391) и Афана́сия (XV), игуменов Муромских (Мурманских), Олонецких; ап. от 70-ти Е́рма (Е́рмы), епископа Филиппопольского (I); сщмч. Феодори́та, пресвитера Антиохийского (361–363); прмч. Доме́тия Персиянина (363). Икона Божией Матери: «Зна́мение» Курская-Коренная (1898).
Во все воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; Великий четверг и субботу на Страстной седмице, утром служится Литургия святителя Василия Великого. Литургия этим чином совершается всего 10 раз в году, из них 7 – Великим постом. Для изучения молитвословий может быть полезно в храме держать перед глазами текст богослужения с параллельным переводом на современный русский язык. Большая часть элементов Литургии неизменяема.
Ст. стиль 9 марта
Седмица 2-я Великого поста
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся; Мч. Урпасиа́на Никомидийского (ок. 295); св. Кеса́рия Назианзина, брата свт. Григо́рия Богослова (ок. 369); прав. Тара́сия Ликаонийского. Сщмчч. Михаи́ла Маслова, Алекси́я Смирнова, Димитрия Гливенко, Се́ргия Лебедева, Се́ргия Цветкова, пресвитеров и Никола́я Горюнова, диакона, прмч. Иоаса́фа (Шахова); Икона Божией Матери: «Слово плоть бысть» Албазинская (1666).
Бессмысленно просить у Бога то, к чему мы не готовы. Да, Бог дает силу, но воспользоваться ею должны мы сами. Когда мы в молитве просим Бога дать нам силу для какого-то дела, это значит, что мы готовы приложить максимум усилий для достижения того, о чем про сим. Бог дает нам возможность совершить то, о чем мы просим, но надо быть абсолютно безвольным, чтобы надеяться, что Бог совершит это вместо нас. Когда мы просим о чем-то в молитве, это означает, что мы готовы приложить все свои силы, всю свою энергию, ум, волю, мужество и вдохновение. Когда мать просит Бога даровать здоровье ее больному ребенку, значит ли это, что после молитвы она перестанет проводить у его постели бессонные ночи, прислушиваться к его дыханию, давать необходимые лекарства и выполнять необходимые процедуры, способствующие его выздоровлению? Конечно, нет! Молитва всегда обязывает нас к действию.
Ст. стиль 10 марта
Седмица 2-я Великого поста
Мчч. Кодра́та и иже с ним: Киприа́на, Диони́сия, Ане́кта, Па́вла, Криске́нта, Диони́сия, Виктори́на, Ви́ктора, Ники́фора, Кла́вдия, Диодо́ра, Серафио́на (Серапио́на), Па́пия, Леони́да и мцц. Харие́ссы, Нуне́хии, Васили́ссы, Ни́ки, Гали́, Гали́ны, Феодо́ры и иных многих (258).
Подготовленные овощи – 300 г цветной капусты, 2–3 моркови, 100 г зеленой стручковой фасоли, 3 ст. л. лущеного зеленого гороха – отварить в подсоленной воде почти до готовности, откинуть на дуршлаг, дать воде стечь, переложить в форму, смазанную маслом и посыпанную сухарями.
Взбить 2 яйца и смешать с 1/2 стакана молока или охлажденного овощного отвара, залить этой смесью овощи, сверху положить тонкие пластинки сливочного масла, посыпать сухарями, запечь в духовке до образования румяной корочки.
Ст. стиль 11 марта
Седмица 2-я Великого поста
Свт. Софро́ния, патриарха Иерусалимского (639); свт. Григо́рия Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста); свт. Евфи́мия, архиепископа Новгородского, чудотворца (1458). Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII); сщмч. Пио́ния, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250); Перенесение мощей мч. Епима́ха Нового.
На второй неделе православные продолжают поститься. 3-я неделя – крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в воскресный день, напоминает о том, что путь к воскресению – только через крест, а спасение души невозможно без борьбы с греха ми и страстями, без преодоления скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносят крест – совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь крест уносят лишь в пятницу.
Ст. стиль 12 марта
Седмица 2-я Великого поста
Прп. Феофа́на исп., Сигрианского (818). Прав. Финее́са, первосвященника Израильского (ок. 1500 г. до Р. Х.); свт. Григо́рия Двоеслова, папы Римского (604); прп. Симео́на Нового Богослова, игумена (1021).
Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненного и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою, Твое бо есть, еже миловати и спасатины, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ст. стиль 13 марта
Седмица 2-я Великого поста
Перенесение мощей свт. Ники́фора исп., патриарха Константинопольского (846). Мч. Сави́на Ермопольского (Египетского) (287); мчч. Африка́на, По́мпия (Пу́блия) и Тере́нтия (III); мч. Алекса́ндра Пиднского (305–311); мц. Христи́ны Персидской (IV); прп. Ани́на Халкидонского, пресвитера.
Древнейшей иконой, с которой и началась иконопись, является «Нерукотворный образ Спасителя» или «Спас Нерукотворный». Это чудесным образом запечатлевшееся на полотне изображение Своего лика Господь послал страдавшему проказой Авгарю, и тот исцелился, помолившись перед иконой. Несколько икон Богородицы написал евангелист Лука. Иконы отличаются от картин и фотографий, изображения на них соответствуют строгим требованиям иконописной традиции. Хотя есть иконы «неправильные», с точки зрения канонов XVI или XVII века, «слишком живоподобно» написанные, и, тем не менее, и среди таких икон немало чудотворных. Например, «Спорительница хлебов», написанная по благословению преподобного Амвросия Оптинского, или «Нечаянная радость», находящаяся в храме пророка Илии в Москве, или «Умиление» – та самая, перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Чудотворной может стать и напечатанная в газете фотография иконы. Нередко мироточат фотографические или выполненные типографским способом иконы.
Ст. стиль 14 марта
Седмица 2-я Великого поста. Поминовение усопших
Прп. Венеди́кта Нурсийского, игумена (543). Свт. Феогно́ста, митрополита Киевского и всея России (1353); блгв. кн. Ростисла́ва (в Крещении Михаи́ла) Мстиславича Киевского (1167); свт. Евсхимона исп., епископа Лампсакийского (IX). Икон Божией Матери: Фео́доровская (1613); Умиление Себежская (Опочецкая); «Вертоград заключенный».
Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но одновременно с этим христианский церковно-литургический цикл уходит своими корнями в еврей скую традицию, поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников («подвижных», или «переходящих») производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем. Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия (21 мар та). Поэтому дата Пасхи и всех зависящих от нее праздников является подвижной. В современном христианском календаре дата Пасхи, как правило, «плавает» в пределах 35 дней между 22 марта и 25 апреля.
Ст. стиль 15 марта
Неделя 2-я Великого поста
Мч. Ага́пия и с ним семи мучеников: Пу́плия, Тимола́я (Тимофе́я), Роми́ла, Алекса́ндра, Алекса́ндра (другого), Диони́сия и Диони́сия (другого) (303). Сщмч. Алекса́ндра, иерея в Сиде (270–275); мч. Ника́ндра Египтянина (ок. 302). Сщмч. Алекси́я Виноградова, пресвитера (1938); сщмч. Михаи́ла Богословского, пресвитера (1940).
Православные праздники разделяются на переходящие и непереходящие. Даты непереходящих праздников не изменяются от года к году. Даты переходящих праздников зависят от времени празднования Пасхи, которая, в свою очередь, исчисляется по специальным пасхальным таблицам, построенным на основании лунного календаря. Среди двунадесятых праздников переходящими являются Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.