Ст. стиль 19 января
Седмица 35-я по Пятидесятнице
Прп. Макария Великого, Египетского (390–391); свт. Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444); блж. Феодора Новгородского, Христа ради юродивого (1392); прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI).
Александр – 7 (25 янв.), Алексей – 25 (12), Антон – 1 (19 янв.), 25 (12), Аркадий – 8 (26 янв.), Василий – 12 (30 янв.), Виктор – 13 (31 янв.), Виталий – 7 (25 янв.), Всеволод – 24 (11), Геннадий – 5 (23 янв.), 22 (9), Георгий – 4 (22 янв.), 17 (4), Григорий – 7 (25 янв.), 12 (30 янв.), Дмитрий – 24 (11), Евгений – 3 (21 янв.), 25 (12), Иван – 4 (22 янв.), 6 (24 янв.), 8 (26 янв.), 9 (27 янв.), 12 (30 янв.), 13 (31 янв.), Иннокентий – 22 (9), Кирилл – 17 (4), 27 (14), Максим – 3 (21 янв.), 19 (6), Марк – 1 (19 янв.), Михаил – 27 (14), Никита – 13 (31 янв.), Николай – 16 (3), 17 (4), Петр – 4 (22 янв.), 8 (26 янв.), 12 (30 янв.), 14 (1), Роман – 11 (29 янв.), 16 (3), Тимофей – 4 (22 янв.), 6 (24 янв.), Федор – 1 (19 янв.), 8 (26 янв.), 21 (8), 27 (14), Феликс – 7 (25 янв.), Филипп – 7 (25 янв.), Юрий – 17 (4), Яков – 11 (29 янв.). Анна – 16 (3), 23 (10), Валентина – 23 (10), Зоя – 26 (13), Инна – 2 (20 янв.), Кристина – 19 (6), Ксения – 6 (24 янв.), Мария – 8 (26 янв.), 19 (6), 25 (12), Римма – 2 (20 янв.), Светлана – 26 (13).
Ст. стиль 21 января
Седмица 35-я по Пятидесятнице
Прп. Евфи́мия Великого, иеромонаха (473). Прпп. Евфи́мия схимника (XIV) и Лавре́нтия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах; прп. Евфи́мия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465); мчч. И́нны, Пинны и Риммы (I–II); мчч. Ва́сса, Евсе́вия, Евти́хия и Васили́да (303). Сщмч. Павла Добромыслова, пресвитера (1940).
Святые Инна, Пинна и Римма, славяне Малой Скифии, жили в конце I века и были учениками святого апостола Андрея. Своей проповедью о Христе они обратили к истинной вере многих язычников и крестили их. Правитель варваров, разгневанный на них за это, принуждал их оставить веру Христову и поклониться идолам. Когда же они остались непоколебимыми, князь приказал вбить в лед большие бревна, как целые деревья, и привязать к ним мучеников, постепенно опуская их в холодную воду. Тогда стояла жестокая зима, и реки были скованы морозом так, что по льду могли передвигаться не толь ко люди, но и кони с повозками. Итак, когда под тяжестью деревьев лед стал прогибаться, то вода поднялась и лед постепенно нарастал, так что дошел до шеи святых. Тогда они, измученные страшной стужей, предали Господу свои блаженные души.
Первоначально мужские имена Инна, Пинна и Римма в советскую эпоху стали женскими и остаются таковыми в современной России.
Ст. стиль 21 января
Седмица 35-я по Пятидесятнице
Прп. Максима Исповедника (662); мч. Неофита Никейского (303–305); мчч. Евге́ния, Канди́да, Валериа́на и Аки́лы (III); прп. Максима Грека (1556). Мц. Агнии (Анны) девы (ок. 304); прписп. Анаста́сия Римского (662). Сщмч. Илии́ Березовского, пресвитера (1938). Икон Божией Матери: «Одигитрия» Ксенофская; Ктиторская (IV); «Закланная»; «Отрада» («Утешение») Ватопедская (807).
В 1518 г. великий князь московский Василий III попросил афонских старцев прислать ему ученого инока, чтобы разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог. Выбор старцев пал на Максима Триволиса, получившего образование в Италии, а затем принявшего иночество в Ватопедской обители на Афоне. По прибытии в Москву ему было поручено перевести на славянский язык Толковую Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний апостолов и несколько богослужебных книг. Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с добродетельной супругой Соломонией, пре подобный Максим обличил государя, предостерегая его от незаконного поступка. За это преподобного Максима заключили в земляную тюрьму, несправедливо осудив как еретика. На стенах своей темницы в Волоколамском монастыре он начертал углем канон Святому Духу – молитвенный вопль исстрадавшейся души православного инока.
Ст. стиль 22 января
Седмица 35-я по Пятидесятнице
Ап. от 70-ти Тимофея Ефесского (ок. 96); прмч. Анаста́сия Пе́рсянина (628); прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623). Прмч. Анаста́сия Печерского, диакона, в Ближних пещерах (XII); мчч. Мануи́ла, Гео́ргия, Петра, Лео́нтия (Лео́на), епископов, Сиония, Гаврии́ла, Иоа́нна, Лео́нта, Парода, пресвитеров, и прочих 377-ми (ок. 817). Сщмчч. Иоа́нна Успенского и Евфи́мия Тихонравова, пресвитеров (1938).
Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя), и помоги мне, грешной. От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу. Можно молиться, если это происходит на людях, без внешних молитвенных проявлений: сидя, на ходу, стоя, лежа – ибо Бог зрит на сердце. А когда это искушение находит, тогда и молись, немедля и не стесняясь местом, хотя, конечно, лучше уединиться и тогда уже помолиться.
прп. Никон Оптинский
Ст. стиль 23 января
Седмица 35-я по Пятидесятнице
Сщмч. Кли́мента, епископа Анкирского, и мч. Агафа́нгела Римлянина (312). Прп. Генна́дия Костромского, Любимоградского (1565); Собор Костромских святых; перенесение мощей свт. Феоктиста, архиепископа Новгородского (1786); прп. Мавси мы Сирина, пресвитера (IV); прп. Саламана молчальника (ок. 400); свт. Павлина Милостивого, епископа Ноланского (431); воспоминание VI Вселенского Собора (680–681).
Итак, хочешь ли воспользоваться ангельским руководством и содействием – укроти свою внутреннюю беспорядочность, собери свое внимание внутрь и стань у сердца своего. Ангел Господень тот час заметит сие, подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения. Склонись на сие внушение и начни ревновать о спасении – тогда ангел Господень не только за руку тебя возьмет, а на свои руки тебя подымет, и не поведет только, а понесет по пути спасительному. Ангелы Божии, пока живы мы, суть наши хранители, защитники и руководители; по смерти же нашей – на Страшном суде – будут неумолимыми исполнителями праведно го о нас определения Божиего.
Свт. Феофан Затворник
Ст. стиль 24 января
Седмица 35-я по Пятидесятнице
Прп. Ксении (в миру Евсевии) Миласской, диаконисы (V); блж. Ксении Петербургской (XIX). Свт. Герасима, епископа Великопермского, Устьвымского (1441); мч. Иоа́нна Казанского (1529); мчч. Вави́лы Сицилийского, пресвитера, и учеников его, Тимофея и Ага́пия (III); прп. Македо́ния, сирийского пустынника (ок. 420); перенесение мощей прмч. Анастасия Пе́рсянина (VII). Мч. Никола́я Цикуры (1918).
Через 6 лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и отправили под церковным запрещением в Тверь, в Отрочь-монастырь, под надзор епископа Тверского и Кашинского Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Лишь через 20 лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно, сняли с него церковное запрещение и обвинение в ереси, но его просьба вернуться на Афон так никогда и не была удовлетворена. Митрополит Московский Макарий, к которому преподобный Максим обратился с этой просьбой, отвечал ему: «Узы твои целуем, как одного из святых, а помочь ничем не можем». Окруженный всеобщим почитанием, преподобный поселился в Троице-Сергиевой лавре. Преподобный Максим преставился ко Господу после 50-летних иноческих трудов в 156 г. В 1591 г., когда были обретены его нетленные мощи и от них стали совершаться исцеления, он был причислен к лику святых.
Ст. стиль 25 января
Неделя 35-я по Пятидесятнице. Поминовение усопших
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; Свт. Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389); прп. Анатолия I Оптинского (Зерцалова) (1894); сщмч. Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского (1918). Свт. Моисея, архиепископа Новгородского (1362); мц. Филицаты Римской и сыновей ее, мчч. Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164); прп. Поплия Сирийского (ок. 380); прп. Мара певца (ок. 430) Икона Божией Матери: «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.).
Образ Пресвятой Богородицы «Отрада и утешение» находится в алтаре соборного храма Ватопедского монастыря на Афоне в Греции. Ватопедский монастырь основал император Феодосий на месте чудесного спасения сына. Царевича смыло за борт корабля во время бури, но он не утонул благодаря заступничеству Богоматери. Первоначально образ Богородицы в монастыре Ватопед носил название «Отрада», но после того, как чудотворная икона спасла монастырь от разграбления, ее стали называть «Отрада и утешение». Чудотворная икона «Отрада и утешение» есть и в Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Перед этим образом молятся о благополучии детей и защите дома.
Ст. стиль 26 января
Седмица 36-я по Пятидесятнице
Прпп. Ксенофо́нта Константинопольского, супруги его Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна (V–VI). Прп. Ксенофонта Робейского, игумена (1262); мчч. Ана́нии, пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними семи воинов (295); прп. Симеона Ветхого, игумена (ок. 390); Перенесение мощей прп. Феодора Студита, игумена (845); свт. Ио́сифа, архиепископа Солунского (Фессалоникийского) (830); блгв. Дави да IV Возобновителя (Строителя), царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.)
Молитва, покаяние и причащение – самые действенные средства для избавления от зла внутри нас. Молитва приближает нас к тем, за кого мы молимся, и дает нам возможность незримо быть рядом в бедах и страданиях, а также приносить помощь в делах. Отец Иоанн Кронштадтский учил, что все человечество – едино, и что если плохо даже одному человеку, а тем более – народу, то это неминуемо отражается на всех. Что все доброе, так же как и все злое, будь то в частной или в общественной жизни, отражается на истории народов, на всемирной истории.
Если вы недавно пришли к вере, найдите для себя ту церковь, где ничто не мешает вашей молитве – ни архитектурные и художественные особенности церкви, ни то, как батюшка проповедует и исповедует. Со временем вам ничто уже не сможет помешать, потому что вы поймете, что приходите в церковь к Богу, и самое важное – услышать и понять.
Ст. стиль 27 января
Седмица 36-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей свт. Иоа́нна Златоуста, архиепископа Константинопольского (438)
Мы знаем и постоянно используем три вида молитв: благодарственные, просительные и покаянные. При этом любая просительная молитва начинается с покаяния. Приступая к молитве, мы должны сначала помириться с теми, кого обидели, кому причинили зло, а потом уже со вниманием и благоговением встать на молитву. Мы не можем просить о прощении, если сами не научились прощать. Мы не можем также заставить Бога дать нам желаемое при помощи каких-то определенных магических действий, но мы можем просить, и просить не как-нибудь, а с верой.
Ст. стиль 28 января
Седмица 36-я по Пятидесятнице
Прп. Ефре́ма Сирина, иеродиакона (373–379); прп. Феодосия Тотемского, игумена (1568). Прп. Ефре́ма Новоторжского, архимандрита (1053); прп. Ефрема Печерского, епископа Переяславского (ок. 1098); прп. Палладия Антиохийского (Сирийского) пустынника (IV); прп. Исаа́ка Сирина, епископа Ниневийского (VII).
Святой преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке в сирийских землях, был от природы чрезвычайно вспыльчивым чело веком, но после долгой борьбы с собой и молитв сумел воспитать в себе совершенное незлобие и стать образцом кротости. К нему обращают молитвы с просьбами помочь в преодолении нетерпимости, раздражительности и гнева.
Ст. стиль 29 января
Седмица 36-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоносца, епископа (107).
Свт. Лавре́нтия, затворника Печерского, епископа Туровского, в Ближних пещерах (1194); свтт. Гера́сима (1441–1467), Питирима (1455) и Ио́ны (1470), епископов Великопермских, Устьвымских; Собор Коми святых; мчч. Романа, Иа́кова, Филофея, Ипери́хия, Ави́ва, Иулиа́на, Паригория (297); мчч. Сильвана, епископа, Луки́, диакона, и Мокия, чтеца (312); Собор Екатеринбургских святых.
По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, недоброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
Ст. стиль 30 января
Седмица 36-я по Пятидесятнице
Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого, Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого; сщмч. Ипполи́та, епископа Остинского, и с ним мчч. Кенсори́на, Савина, мц. Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников (III); блж. Пелагии Дивеевской (Серебренниковой) (1884). Прп. Зино́на, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV); прп. Зино на Каппадокийского, ученика свт. Василия Великого (V); мч. Фео́фила Нового (784); блгв. Петра, царя Болгарского (967).
Существует два важных понятия православной аскетики: очищение ума и хранение ума, что можно назвать гигиеной ума. То, что мы видим, слышим, о чём читаем, может влиять на наш ум, на наши мысли. Например, если весь вечер смотреть ток-шоу или политические программы, либо участвовать в шумном застолье, то впоследствии будет трудно настроиться на внимательную и сосредоточенную молитву. В данном случае можно провести аналогию с питанием: мы обычно тщательно оцениваем то, что едим, боясь отравиться или принести вред организму. Аналогично и с душой. Как она питается? Через 5 чувств (у души 5 духовных «пищеводов», основной – зрительный, затем – слуховой). Как плохой пищей, так и вредной информацией можно отравиться ментально и эмоционально.
На богослужении же наше зрение освящает великолепие храма (мы видим перед собой иконы – зрим на лики святых), слух наш принимает духовное пение и чтение, обоняние – фимиам. Таким образом, мы концентрируемся на божественном и им наполняем свою душу. Поэтому перед Причастием, например, неуместны весёлое застолье, футбол или фривольная светская книга.
Ст. стиль 31 января
Седмица 36-я по Пятидесятнице
Бессребреников мчч. Кира и Иоа́нна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее, Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311); свт. Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1108). Мчч. Виктори́на, Ви́ктора, Ники́фора, Кла́вдия, Диодо́ра, Серафио́на (Серапио́на) и Па́пия (251); мц. Трифены Кизической.
Блаженный Иероним Стридонский говорил: «Незнание Священного Писания – это незнание Христа». Преподобный Серафим Саровский говорил, что нужно так обучить свой ум, чтобы он буквально плавал в словах евангельских. Поэтому он и носил его в котомке за плечами и в течение недели прочитывал весь Новый Завет. То есть в день по евангелисту, и оставшиеся дни – Деяния, Послания и Апокалипсис. Таким образом, ум его действительно плавал в словах Евангелия. Читается Новый Завет ежедневно. Обычно одна глава из Евангелия, две из Апостола. На разных этапах духовной жизни человек совершенно по-разному прочитывает Священное Писание, оно неисчерпаемо.
Ст. стиль 1 февраля
Неделя о Закхее
Мч. Трифона Апамейского (250). Мц. Перпетуи, мчч. Сатира (Сатура), Ревоката, Саторнила (Сатурнила), Секунда и мц. Фелицитаты (202–203); прп. Петра Галатийского, Молчальника (429); прп. Вендимиа́на, пустынника Вифинийского (ок. 512). Сщмч. Николая Мезенцева, пресвитера (1938).
1 февраля по старому стилю отмечается день мученика Трифона. Этот святой издавна пользовался большим почитанием на Руси. Трифон родился во Фригии (Малая Азия) в простой семье и в детстве пас гусей. С юных лет он получил дар: изгонять бесов и исцелять недуги. Силой молитвы заставил улететь стадо саранчи, истреблявшей посевы. С тех пор Церковь установила особый чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы. Частица мощей святого Трифона находится в Москве, в храме его имени.
Ст. стиль 2 февраля
Седмица 37-я по Пятидесятнице
В этот праздник Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа. На сороковой день после рождения Матерь Божия принесла Сына в церковь. Там и произошла его встреча, или, по-старому, сретение, с праведным Симеоном. Сретение, то есть встреча Младенца Христа с праведным Симеоном на сороковой день после Рождества Христова, есть знамение встречи Ветхого и Нового Завета, переход от Закона Божия к заповеди высшей Божественной любви, явленной миру Спасителем. «Был в Иерусалиме человек именем Симеон. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк., 2:25–32).
Ст. стиль 3 февраля
Седмица 37-я по Пятидесятнице
Правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; равноап. Николая (Касаткина), архиепископа Японского (1912). Блгв. кн. Романа Угличского (1285); свт. Симеона, епископа Полоцкого и Тверского (1289); прор. Аза́рии (X в. до Р. Х.); мчч. Папия, Диодо́ра и Клавдиа́на (250); мчч. Адриа́на и Евву́ла (ок. 308–309); мч. Вла́сия (Вуко́ла) Кесарийского (Каппадокийского) (III); Икона Божией Матери: «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение»).
«Надобно, чтобы душа подвизалась сквозь толпы помыслов пробиться в область чистой любви». «Там, где скорбное чувство потрясает душевную силу до потрясения и телесной, поставьте мысль, взирающую ко Господу Иисусу Христу, Его призывающую и в Нем обретающую мир». «Бремя, которое наложила на Вас смиряющая рука Божия, рука Божия и поддержит. Но не увеличивайте оного сами для себя. Несите оное в простом как можно послушании. Да дарует Вам Бог истинное христианское мужество…». «Подвизайтесь, молитесь, ожидайте, уповайте. Господь да совершит в Вас дело Свое и да даст Вам в общении с Ним утешение, победу, силу и защиту».
Святитель Филарет Московский
Ст. стиль 4 февраля
Седмица 37-я по Пятидесятнице
Прп. Иси́дора Пелусиотского (ок. 436-440); блгв. кн. Гео́ргия (Ю́рия) Всеволодовича Владимирского (1238); прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1532). Прпп. Авраа́мия и Ко́прия Печенгских, Вологодских (XV); мч. Иадо́ра (III); сщмч. Авраа́мия, епископа Арвильского (ок. 344-347); прписп. Николая, игумена Студийского (868)
Неделей на богослужебном языке называется воскресный день (от слов «не делать», то есть этот день должен быть посвящен Богу). Семь дней светской недели по-церковному называются седмицей. Неделя – первый день седмицы. Недели приготовительные – воскресенья, в которые проводятся богослужения перед Великим постом. Всего их четыре: 1) Неделя о мытаре и фарисее, на богослужениях ко торой вспоминается притча Спасителя о мытаре и фарисее (Лк., 18, 9–14). 2) Неделя о блудном сыне (Лк., 15,11–32). 3) Неделя о Страшном суде (мясопустная) – воспоминание второго пришествия Господня. 4) Неделя сыропустная – воспоминание изгнания Адама из рая.
Ст. стиль 5 февраля
Седмица 37-я по Пятидесятнице
Мц. Агафии Панормской (Палермской) (251); свт. Феодосия, архиепископа Черниговского (1696). Мц. Феодулии и мчч. Елла́дия, Макария и Ева́грия (ок. 304). Прмц. Александры Каспаровой, послушницы, мч. Михаила Амелюшкина (1942). Икон Божией Матери: Елецкая-Черниговская (1060); «Взыскание погибших»; Дивногорская-Сицилийская (1092).
Богослужение – это не приятный концерт, это молитвенный труд. После грехопадения всё доброе дается человеку с трудом, и богослужение не является исключением из этого общего правила. Когда говорят, что современному здоровому человеку не простоять двух часов, это раньше, в Византии, люди были физически крепкие, то можно расставить акценты по-иному. Если мы настолько ослабли, то имеет смысл обратить внимание на свою физическую форму, а не оправдывать ей безбожие. Тяжело и здоровому человеку стоять на службе, если он многого не понимает. Распечатайте или приобретите книгу с текстом и объяснением богослужения и вы убедитесь, насколько легче стало молиться.
Ст. стиль 6 февраля
Седмица 37-я по Пятидесятнице
Прп. Вуко́ла Смирнского, епископа (ок. 100). Прпп. Варсоно́фия Великого и Иоа́нна Пророка (VI); свт. Фо́тия, патриарха Константинопольского (891); мцц. Дорофе́и, Христи́ны, Калли́сты и мч. Фео́фила (288–300); мч. Иулиа́на Эмесского (Емисского) (312); мц. Фа́всты (Фа́усты) и мчч. Евила́сия и Макси́ма (305–311)
Есть ещё духовные причины тяжести на службе: неисповеданные грехи, неупорядоченная духовная жизнь. Попробуйте найти храм ближе к дому. Несложно иногда ездить в далёкий от дома храм, но регулярно делать это может быть трудно. Больному или пожилому человеку может быть сложно стоять чисто физически, особенно новоначальному. Для таких людей в храмах устанавливают скамьи или стасидии. Если скамей нет, то попросите служителей принести стул. В крайнем случае принесите свой складной табурет. Хорошо сказал о немощи телесной свт. Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах».
Ст. стиль 7 февраля
Седмица 37-я по Пятидесятнице
Прп. Парфе́ния, епископа Лампсакийского (IV); прп. Луки́ Елладского (ок. 946). Мучеников 1003 Никомидийских (303); прп. Вонифа́тия Феофановского, игумена (1871). Сщмч. Алекса́ндра Талызина, пресвитера (1938); сщмч. Алекси́я Троицкого, пресвитера (1942).
На улице человек увидел нагого ребенка. Тот хотел есть и дрожал от холода.
Человек разозлился и обратился к Богу:
– Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?
В ответ он услышал:
– Я кое-что предпринял. Я послал тебя.
Ст. стиль 8 февраля
Неделя о мытаре и фарисее
Вмч. Фео́дора Стратилата (319); прор. Заха́рии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.). Свт. Саввы II, архиепископа Сербского (1269). Сщмчч. Симео́на Кульгавца, Андре́я Добрынина, Се́ргия Любомудрова и Петра́Маркова, пресвитеров (1938); сщмч. Алекса́ндра Абиссова, пресвитера (1942).
Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление к Великому посту («неделя» в церковном языке значит «воскресенье», так как в этот день не работали – «не делали»). Фарисей, представитель иудейской религиозной секты, считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядов. Тем самым он растил в своей душе тяжелейший грех гордости. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми, – осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом. Молитва мытаря: Боже, милостив буди мне грешному – принята Церковью как уместная всегда и для каждого.
Ст. стиль 9 февраля
1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная
Мч. Ники́фора, из Антиохии Сирской (ок. 257); Обре́тение мощей свт. Инноке́нтия (Кульчицкого), епископа Иркутского (1805); Обре́тение мощей свт. Ти́хона (Белавина), патриарха Московского и всея России (1992). Прп. Панкра́тия Печерского, в Дальних пещерах (XIII); прпп. Ники́фора (1557) и Генна́дия (ок. 1516)
О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
Ст. стиль 10 февраля
1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная
Сщмч. Харала́мпия, епископа Магнезийского, и с ним мчч. Порфи́рия, Вапто́са и трех мучениц (202). Блгв. кн. А́нны Новгородской (XI); прп. Про́хора Печерского, в Ближних пещерах (1107); прп. Ло́нгина Коряжемского, иеромонаха (1540); прав. Гали́ны (III); мцц. дев Енна́фы, Валенти́ны и Па́влы (308). Сщмчч. Петра́ Грудинского и Валериа́на Новицкого, пресвитеров (1930). Икона Божией Матери: «Огневидная».
Как в исторических документах, так и в преданиях об иконе «Огневидная» сказано очень мало. На иконе нет изображения Младенца Иисуса Христа, Богородица одна. Но самое примечательное в иконе – цвет. Одежда на Пресвятой Деве густо-красная. Благодаря этому цвету икона носит имя «Огневидная». Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество. Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы распространены по всей России, а также в православных храмах за рубежом.
Ст. стиль 11 февраля
1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная
Сщмч. Вла́сия Севастийского, епископа (ок. 316); блгв. кн. Все́волода, во Святом Крещении Гаврии́ла, Новгородского, Псковского чудотворца (1138); прп. Дими́трия Прилуцкого, игумена Вологодского (1392). Прав. Феодо́ры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867)
Церковная свеча символизирует причастность человека к Божественному свету. Свеча выражает пламень любви человека ко Господу, Богородице, Ангелу или святому, пред ликами которых верующий ставит свечу. Приобретение свечи в храме является жертвой на храм. И мы не просто ставим свечи, но обязательно и молимся. За нас свеча не молится! За умерших свечи ставят на канун (небольшой столик с Распятием и свечами). Во время богослужения ставить свечи не принято (чтобы не отвлекать других и не отвлекаться самим).
Ст. стиль 12 февраля
1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная
Иверской иконы Божией Матери. Свт. Меле́тия Антиохийского, архиепископа (381); свт. Алекси́я, митрополита Московского, всея России чудотворца (1378); свт. Меле́тия (Леонтовича), архиепископа Харьковского (1840).
При императоре Феофиле в 726 г., когда почитавшие иконы христиане подвергались гонениям в Византии, ворвавшийся в дом одной благочестивой вдовы стражник ударил мечом по образу Богородицы. Из раненого места по иконе потекла живая кровь. Вдова стала молиться о спасении иконы и по наитию свыше пустила образ по морским волнам. Сама вдова приняла смерть от руки гонителей, а ее сын принял постриг на Афоне. Он рассказал о чудесной иконе, и монахи стали молить Господа о ее обретении. По их молитве в море показался огненный столп. Отшельник Гавриил смог пройти по воде и принять икону, в честь которой построили храм, а сама она получила имя Иверской. Чудотворный список величайшей святыни Греции находится в Москве, в церкви Воскресения в Сокольниках.
Ст. стиль 13 февраля
1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная
Прп. Мартиниа́на Кесарийского (Палестинского) (V); свт. Серафи́ма (Соболева), архиепископа Богучарского (1950). Прпп. Зо и и Фоти́нии (Светла́ны) (V); прп. Евло́гия, архиепископа Александрийского (607–608); прп. Симео́на Мироточивого, в миру Стефа́на Неманя, царя Сербского (1200). Икона Божией Матери: Долисская (Долинская).
Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!» Постыдился человек и дал ему милостыню.
Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма
Ст. стиль 14 февраля
1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная
Прп. Авксе́нтия Вифинского (ок. 470); равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Прп. Исаа́кия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090); 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI); Перенесение мощей блгв. кн. Михаи́ла Черниговского и боярина его мч. Фео́дора, чудотворцев (1578); прп. Маро́на, пустынника Сирийского (IV); свт. Авраа́мия, епископ Каррийского (V); прп. Иларио́на Грузина, Святогорца, иеросхимонаха (1864) (Груз.).
Мощи – это останки святого, которые могут, с физической точки зрения, обладать самыми разными характеристиками. Это могут быть кости подвижника благочестия, пролежавшие в земле под спудом тысячу лет. Это может быть частично сохранившийся телесный состав, а в некоторых случаях настолько хорошо сохранившаяся плоть, как будто человек умер совсем недавно. Иногда от останков святых угод ников исходит благодатный состав – миро. В любом случае останки святых угодников Божиих узнаются по той помощи, которую получают от них верующие люди.
Ст. стиль 15 февраля
Неделя о блудном сыне
Ап. от 70-ти Они́сима (ок. 109). Прп. Пафну́тия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII); прпп. Пафну́тия и дщери его Евфроси́нии Александрийской (V); прп. Евсе́вия, пустынника Сирийского (V). Икон Божией Матери: Виленская (перенесение в Вильно в 1495 г.); Венская; Далматская (1646).
Второе приготовительное воскресенье к Великому посту именуется Церковью Неделей о блудном сыне. Притча о блудном сыне, читаемая за литургией в этот день, являет нам образ истинного покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Сын уходит из дома, чтобы получить независимость и узнать настоящую жизнь. В результате он теряет имение и становится батраком. Он со страхом возвращается в отчий дом, но отец выбегает к нему навстречу, чтобы обнять его. Блудный сын – это каждый из нас, наделенный от Бога своей «частью имения» – великим даром жизни и, тем не менее, впадающий в грехи и нарушающий заповеди Божии. Но милостивый Господь, как любящий отец, ждет нашего покаяния, осознания греховности жизни, желания «возвратиться к отцу». И тогда Бог примет нас, как отец с радостью принял блудного сына.