С чего начинается храм? Вход и крыльцо перед ним – это паперть. Раньше она называлась «нищевик», и понятно почему: там и сейчас, как прежде, сидят нищие и просят милостыню. Кстати, обратите внимание: просящих всегда много именно возле церквей. Хотя логичнее было бы стоять там, где больше денег: возле банков или зданий крупных корпораций. Но нуждающиеся предпочитают места именно рядом с храмами: тут больше милосердия.
Обычно, когда входят в храм, люди крестятся и произносят молитву. Какую молитву вы будете произносить – можете выбрать сами. Чтобы не создавать пробку перед храмом, лучше произнести самую короткую. Например:
Иисусова молитва:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, милостив буде мне грешному».
Молитва Мытаря:
«Боже, милостив будь ко мне грешному».
Осеняем себя крестным знамением (попросту – крестимся) и делаем поклон.
Если вы забыли и вошли в храм не помолясь, ничего страшного, никто вас анафеме не предаст. Но рекомендуется это делать: вы всё-таки заходите в святое место, а не в магазин.
СОВЕТ. Не спешите, всегда есть смысл остановиться на секунду перед храмом и произнести молитву. Таким образом вы приводите себя в чувство и у вас появляется понимание, что входите в святое место.
Как только вы входите в храм, то сразу попадаете в притвор. В этом месте раньше стояли оглашенные.
Кто это такие? В древней Церкви так назывались люди, которые готовились к крещению, то есть проходившие оглашение. Раньше оно длилось несколько лет. Им дозволялось находиться на службе только до определенного момента. Далее оглашенные вместе с теми, кто за серьезные грехи был отлучён от Причастия, должны были быстро (отсюда, видимо, пошло выражение «бежать как оглашенный») покинуть храм до начала части литургии, которая называется Литургией верных.
Кто уже был на службах, тот слышал, как священник или диакон говорит: «Оглашенные, изыдите!» В этот момент в храме могли оставаться только крещёные.
Храмы построены «лицом» на восток. Так, на западной стене, относящейся к притвору, обычно изображалась икона Страшного Суда. Стоять перед ней было, прямо скажем, не очень… Страшновато. Сейчас в некоторых храмах она еще сохранилась.
Эта икона должна была, с одной стороны, побудить людей к покаянию, а с другой – наставить на истинный путь и дать понять, что теперь весь ад остается позади, а открывается путь к алтарю, который символизирует Царствие Небесное.
Углубляемся дальше в храм. Средняя, самая большая его часть называлась «корабль». Это по-русски, не буду вас грузить греческими названиями.
Здесь располагаются все иконы, подсвечники, распятие… Это то место, где мы с вами находимся во время службы.
Вот мы и добрались до свечей, которые почему-то больше всех «пострадали» в диалогах между верующими и неверующими. Для того чтобы прекратить споры, сообщаю: покупка свечи и «втыкновение» ее в какой-нибудь подсвечник – абсолютно не обязательны.
Так что же это за сакральный предмет?
Свеча – это вообще-то осветительный прибор, использовавшийся в прошлом, и… оставшийся навсегда в храмах.
В первые века, в связи с гонениями на христиан, церковные службы проходили ночью, и местом таких собраний чаще всего были катакомбы, расположенные под землей, без доступа дневного света. Очевидно, что без светильников обойтись было невозможно.
Когда гонения прекратились и христиане переместились в храмы, а службы были перенесены на утро, практическая необходимость в дополнительном освещении пропала, но лампады остались, так как само понятие «свет» в христианстве несёт в себе глубокий символизм. Посмотрите в Библии: Христос – Свет, и христианам говорит: «Вы – свет миру», история о неопалимой купине (несгораемый терновый куст), в котором Бог явился Моисею и так далее.
В Средние века уже начинают появляться свечи. Христиане всегда стремились принести в дар Богу плоды своего труда – самое лучшее и самое дорогое. А до V столетия лучшими и дорогими были предметы натурального производства: вино и мука для Евхаристии, масло для лампад, лён для изготовления фитилей, пища для нищих. Деньги ценились меньше. Поэтому даже богатые люди стремились не просто опустить монеты в ящик, а пожертвовать готовую ценную вещь.
Но со временем возникли профессии, не создающие материальных предметов, которые можно принести в дар. Например – учителя, наставники, философы. Они производили интеллектуальный продукт, который руками не пощупаешь. А дело в том, что любая жертва должна найти в храме свое практическое применение. Жертва не может быть принесена просто без цели.
Конечно, можно просто прийти и сказать Богу «спасибо». Но при этом внутренняя человеческая потребность во внешнем выражении благодарности так и не будет им удовлетворена. Да, можно опустить в ящик деньги: это логичнее и проще. Но все-таки, как показывает опыт, деньги не способны дать почувствовать сердцем, что человек благодарит Бога. Похожая ситуация возникает, когда даришь деньги на день рождения – вроде бы и подарок, но все-таки что-то не то, как-будто чего-то не хватает… Появление свечи как жертвы эту проблему отчасти решило.
Когда вы покупаете свечу в церковной лавке и ставите ее зажженную у иконы, то приносите Богу жертву, другими словами – делаете Ему подарок. Не батюшке, не служащим храма – Самому Господу. Думаю, вы и сами об этом догадываетесь, когда входите в храм. А если хорошо прислушиваетесь к своему внутреннему голосу, то наверняка понимаете, что, действительно, что-то хотите подарить Ему в знак благодарности. Так же, как в детстве вы вручали в дни праздников папе и маме что-то сделанное своими руками – искренне, от чистого сердца, с некоторым душевным волнением. Вы помните, как приятно было презентовать родителям, а им радостно получать от вас самый бесценный дар – ваш рисунок с каракулями или пластилинового медведя? Так мы выражаем благодарность внешним знаком – подарком, который на языке религии называется жертвой. Примерно аналогичное отношение к жертве сформировалось и у христиан.
Таким образом, свеча – это малая жертва Господу, которую можно поставить в церкви в знак благодарности или просьбы.
И именно в ключе жертвы нужно рассматривать и такой непростой момент, как торговля свечами в храме. Обычно люди, как правило, не являющиеся постоянными прихожанами храмов, обвиняют Церковь в том, что она продает свечи по завышенным ценам и таким способом наживается на верующих. Но тем, кто имеет понятие о реальном финансовом положении в храмах, хорошо известно, что вовсе не жажда разжиться заставляет приход вывешивать ценники на свечи и другую продукцию, а необходимость выжить. Ведь Церковь содержат сами верующие, и, покупая свечу в лавке, вы не батюшке кладете эти деньги в карман, а помогаете приходу, который должен платить за коммунальные услуги, содержать штат священников и служащих, проводить текущий и капитальный ремонт церковных строений, помогать нуждающимся. В итоге купленная вами свечка становится и скромным взносом в это большое дело, и подарком Богу.
Вообще, в символическом плане с горящей свечой много что связано.
В святоотеческой традиции душа человека часто именуется воском, на которой наши чувства оставляют свои отпечатки. Святитель Симеон Солунский сравнивает легко сгибающуюся восковую свечу с человеческой душой, на которой как добродетели, так и пороки оставляют свой след. Зажигание свечи может напоминать нам о стоянии в добре и стремлении к одному лишь небу в добродетельной жизни. Нашим душам следует пламенеть любовью ко Господу, подобно горящей свече, наши сердца должны быть мягкими от страха Божьего, любви и покаяния, как растопленный «плачущий» воск.
Итак, свеча – это средство, помогающее настроиться на молитву, она же символ нашей жертвы, которую мы приносим Богу. Количество свечей, их размер, стоимость, перед какими иконами их ставить – это уже ваше личное дело.
Куда ставить свечи?
Как правило, берут две свечи, чтобы поставить одну за здравие свое или других людеи, а другую – за упокой. Кстати, одной свечи будет достаточно, чтобы помянуть и всех сродников сразу. Но если вам хочется пожертвовать за каждого поименно, то вы вправе делать так.
Свечи о здравии зажигаются в любом месте храма, кроме специального металлического столика – канунника, – перед которым или на котором ставится Распятие (обычно он квадратный и отличается от других подсвечников). Это традиционно.
Но, по большому счету, ничто не мешает вам обратиться к святому с просьбой о молитве Богу, поэтому за здравие и упокой можно молиться перед любой иконой. Евангелие от Луки (20:38) нам прямо говорит: «Бог же есть не Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».
Если вы ставите свечу за усопших, то стоит про себя помолиться:
«Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».
СОВЕТ. Самое главное – не ставить свечи механически. Вообще ничего не нужно делать бездумно по принципу «все пошли, и я пошёл».
Свеча в храме – это фактически ваша жертва, духовный акт, ваше личное молитвенное соединение с Богом. Вам же не хочется, чтобы близкий человек что-то ткнул вам в лицо и побежал второпях дальше? Так и перед Богом.
Появилось у вас в дороге по делам свободных десять минут, зайдите в храм, купите свечу, зажгите ее, поставьте перед иконои и проведите оставшиеся пять минут в молитве и с Богом.
Если вы оказались первый раз в церкви и не знаете, к какой иконе идти, но очень хочется, – подходите к любой. Если вы «знаете» каких-то святых, к ним больше расположены, то подходите молиться к ним – там можно поставить свечу, помолиться о здравии, об упокоении или о чем-то своем.
Но знайте, что подсвечник, о котором упоминалось ранее, отличается от других: он квадратный, на нем или возле него всегда находится распятие и горит лампадка. Он называется «канунник». Тут ставят свечи за упокой и перед ним же служится заупокойная служба. Главное его отличие – форма и распятие, это несложно запомнить.
СОВЕТ. Если вы ничего не знали, зашли в храм и поставили свечу о здравии на канун, перепутав, ничего не случится, никто не умрет.
Традиционно, если мы повернемся лицом к алтарю, с левой стороны стоят женщины, с правой – мужчины. Но сегодня это уже не принципиально: все стоят там, где удобно.
Некоторые мужчины пытаются погордиться своим местом, дескать, вот мы стоим по правую руку от Христа. На самом деле, если повернуться лицом – так, как на нас смотрит алтарь, то женщины оказываются по правую руку.
По сути, это большой крест – один из главных символов христианства, установленный на постаменте, изображающем гору Голгофу, а внизу есть изображение черепа – Адамова голова. Кстати, о ней чаще всего спрашивают.
Вот что говорит Предание: когда Адам умер, люди не знали, что делать с телом, и положили его на горе. Под солнцем он, естественно, начал тлеть, и тогда его зарыли в землю. Место это назвали Горой Черепа, а по-еврейски – Голгофа.
Когда совершалось распятие Христа, римляне копали яму, чтобы установить крест и нашли там череп. Им решили воспользоваться как предметом, которым можно подпереть крест – для устойчивости. Кровь из ран распятого Христа стекала на главу Адама, что само по себе было чрезвычайно символично.
Если мы будем продвигаться ближе к алтарю, то окажемся перед центральной иконой. Она лежит на аналое – на высоком столике с покатым верхом. Это икона того дня, в который вы пришли: все зависит от того, что в этот день Церковь празднует, что вспоминает.
В общем-то, это первая икона, к которой вы подходите, как только попадаете в храм. К ней стоит приложиться: это такое приветствие храма, почитание Праздника и того дня, когда вы пришли.
Перед иконой мы осеняем себя крестным знамением и произносим краткую молитву.
Вы можете заметить, что справа и слева располагаются клиросы – это места, где находится хор. Иногда бывает, что хор находится наверху. В общем, с началом службы вы точно определите его местоположение по звуку.
Солея и амвон – это некая граница, где бывают только священнослужители. Мы – миряне – туда не заходим. Наше пространство – до центральной иконы. Бывает, когда очень много народу, священник людей подзывает и можно подходить поближе, но на солею никто не поднимается.
Амвон – приступочек в центре солеи – непростое место: он символизирует ту самую гору, с которой проповедовал Христос и прозвучала знаменитая Нагорная проповедь.
Кстати, всем рекомендую с ней ознакомиться, так как это один из важнейших текстов Священного Писания. Святые отцы говорили, что Нагорную проповедь нужно читать чуть ли не ежедневно. Ищите ее в Евангелии от Матфея 5-7 главы. Именно с амвона произносится проповедь священником, читается Евангелие и преподаётся Причастие.
Теперь прямо перед нами находится иконостас – очень высокая или средней высоты стена с расположенными на ней иконами, отделяющая алтарь от центральной части храма.
В древности таких иконостасов не было. Первым христианам вообще было негде служить, поэтому они собирались в пещерах. Со временем, когда гонения на Церковь прекратились, стали появляться первые храмы и прообразы нынешнего иконостаса.
Сначала это была завеса с ликом Христа. Далее это постепенно стало превращаться в более серьезные постройки в виде колоннад. У нас на Руси изначально это была деревянная балка, которая постепенно превратилась в многоярусный иконостас, встречающийся теперь повсеместно.
Ярусы в иконостасе считаются снизу. Иконы, расположенные в первом ярусе, могут подсказать нам, в честь чего или кого освящён храм (его название), в котором мы оказались.
По классической схеме в центре иконостаса расположены Царские врата, справа от них икона Спасителя, а следующая изображает святого или Праздник, в честь которого освящён престол данного алтаря. Если там, например, находится икона апостолов Петра и Павла, соответственно, это Петропавловский храм.
Вообще, иконостас имеет трое врат: центральные, самые большие, называются Царскими. Такое название они получили, так как символизируют вход в Царство Божие. Изнутри они закрыты завесой, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения.
Она символизирует собой камень, который ангел отвалил от гроба, где Христос был после распятия погребен.
Кроме Царских врат есть также «южные и северные двери». Как правило, они меньшего размера и ведут в боковые части алтаря – жертвенник, где совершается Проскомидия – первая часть литургии, на которой приготовляется вещество (вино и хлеб) для Таинства Евхаристии, и ризницу – место, где священник облачается перед литургией. На этих дверях обычно изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служения Господу.
А теперь мы войдем в алтарь.
Алтарь – место святое. Само слово с латинского переводится как «возвышенный жертвенник». И действительно, алтарь располагается выше, чем средняя часть храма.
Центральное место в алтаре занимает Престол. Здесь во время литургии совершается Бескровная жертва, Евхаристия (Таинство Причащения). Внутри престола находятся мощи святых, а в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников.
За престолом с восточной стороны находится Горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника – Иисуса Христа. Поэтому на стене выше Горнего места ставится икона Спасителя и к этому месту сохраняется особенно благоговейное отношение.
Таким образом, во время богослужения восседающий на кафедре архиерей символизирует Господа Славы, а духовенство вокруг – апостолов.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, находится жертвенник. Он напоминает престол, но меньше по размеру. Здесь приготовляют Дары – хлеб и вино для совершения литургии.
На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша, дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три: один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подняв голову, мы с вами можем увидеть высокий свод под куполом. Это символ неба, в центре которого изображён лик Христа, находящегося над всеми нами.
Мы понимаем, что приходим в особое место и соблюдать какие-то правила просто необходимо.
Что касается свечей и записок – все это лучше сделать до начала службы. Придите чуть пораньше, минут за 15–20 до начала службы, купите свечи, если есть необходимость, подайте записки. Теперь у вас есть достаточно времени, чтобы решить – к иконе какого святого вы хотите подойти и поставить вашу свечу?
Если же станете заниматься этим во время службы, то будете мешать. Многие из вас знают, как сложно сосредоточиться на молитве. А еще – если кто-то ходит рядом постоянно, то совсем беда – отвлекаемся мы легко. И большой вопрос: кто тогда из нас двоих виноват – отвлекающийся или отвлекающий?
СОВЕТ 1. Если вы идёте в храм в первый раз, посмотрите в расписании, когда заканчивается служба. Допустим, в 11 часов, тогда придите к этому времени: люди уже уйдут, но работники еще будут на месте, и вы можете спокойно обойти храм. Осмотреться, отдышаться, все разглядеть, чтобы вам никто не мешал и вы никому не мешали.
СОВЕТ 2. Можно ли заходить в храм, если у вас менструации? Да. Можно заходить, можно прикладываться к иконам и делать все, кроме участия в некоторых Таинствах. С критическими днями женщина не допускается до Таинства Крещения, когда она сама является крещаемой (принимает крещение). Сейчас Таинство производится в большинстве храмов при полном погружении, поэтому хотя бы просто из соображений гигиены лучше выбрать другой день.
Что касается Таинства Причастия, традиционно в эти дни женщине лучше воздержаться. Но по факту – прямого запрета, поддержанного всеми святыми отцами Церкви, по большому счету нет. Есть традиция, которой мы придерживаемся. Это вопрос сложный, обсуждаемый.
Записку можно подать на молебен – так называемая «простая записка». В этом случае священник будет молиться о тех, кого вы написали, вне алтаря, в средней части храма. А «заказная записка» – это записка, которая подается в алтарь в самом начале литургии – проскомидии. Священник молится об этих людях и за каждого приносится жертва, вынимается частичка из просфоры.
Есть еще «сорокоусты» – они могут быть и о здравии, и об упокоении. «Сорокоуст» – это когда человека будут поминать 40 литургий, то есть 40 раз будут вынимать частичку, приносить жертву и молитвы о нем. Почему именно сорок? Это число знаменательное, часто встречающее в Библии: Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провёл в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Божиего.
Русская Православная Церковь установила правило совершать поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой, так как в этот день совершается частный суд. Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшим, помогает им силой Божией победить князя тьмы и получить Царство Небесное.
СОВЕТ. Главное, что нужно понимать: если вы подаете записку, очень желательно, чтобы вы хоть на одной из служб, где поминаются ваши близкие, тоже были. Вы сами тоже должны молиться, так как никто лучше вас за вашего близкого не попросит.
Это особый хлеб, который используется во время богослужения. В переводе с греческого означает «приношение». Раньше (а в России вплоть до революции) верующие сами пекли просфоры и приносили их в храм, отсюда и название. Просфора, как, впрочем, и все в православном храме, заключает в себе глубокий символизм. Она состоит из двух частей, как образ двух природ Христа: Божественной и человеческой. На верхней части просфоры печатью изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC XC и греческого слова NIKA, означающего Иисус Христос побеждает.
Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества. Верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий.
Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи – животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.
Просфора, которую нам дают после окончания богослужения, является святыней и едят ее натощак. Принесенную домой просфору можно порезать на маленькие кусочки, высушить и потреблять, например, утром, запивая святой водой. Хранят просфоры обычно возле икон. Если так случилось, что просфора испортилась (заплесневела), ее следует сжечь или отнести для этого в храм, а можно пустить по реке.
СОВЕТ. Порча просфоры, святой воды или освященного масла вовсе не говорит о том, что ваша жизнь теперь пойдет под откос или вас кто-то «сглазил». Это означает, что к святыням в дальнейшем нужно относиться аккуратнее и не набирать их много «впрок», а взять ровно столько, сколько вам действительно необходимо на ближайшие дни, пока вы снова не придете в храм.
Богослужебное каждение может быть полным, когда оно охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и прихожан с амвона. Это образ того, что Дух Святой нисходит на всех верных. В ответ на каждение принято кланяться.
Часто спрашивают, зачем нужно поворачиваться за священником или диаконом во время полного каждения? На самом деле достаточно лишь слегка развернуться в сторону кадящего и поклониться. Никакой необходимости крутиться вокруг собственной оси, конечно, нет.
Символический смысл имеет и само кадило, и процесс каждения.
Кадило (металлический сосуд) – это символ Богородицы, которая вместила в себя Христа. Внутри него находится тлеющий уголь, на который кладется ладан (смола), она тлеет и начинает исходить дымом, приятный запах которого мы все чувствуем.
Огонь, который идет от угля, символизирует Божественную природу Христа, уголь – человеческую. Курящийся дымом ладан – символ наших с вами молитв.
Теперь, когда мы с вами можем ориентироваться в храме, нужно научиться понимать, кто есть кто из священнослужителей, которых мы обязательно встретим. Здесь лучше всего ориентироваться на вид облачения (спецодежды), а не искать «главного» по степени густоты или длины бороды.