Пока еще никто не смог выразить, что такое вера, лучше, чем апостол Павел в послании к евреям (11:1): вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Вера – это не знание, а то, чем человек живет, в ней заключены все его надежды и чаяния. Как ни удивительно, жизнь всех без исключения людей построена на вере. И если она исчезнет – жизнь остановится. Когда мы садимся в самолет, мы не знаем, долетим мы или нет, но мы верим, что путешествие пройдет благополучно, в противном случае никто бы не летал. Когда люди сажают в землю семечко, они верят, что через некоторое время получат плоды. Верят, а не знают!
Знание, в конце концов, конечно, это всегда как пройденный этап, а вера, наоборот, – нечто бесконечное, увеличивающееся со временем. Если мы посмотрим на науку, то увидим, что она очень подвижна: допустим, в одной из ее сфер сделано открытие и оно становится истиной, но ровно до тех пор, пока другой учёный не откроет в этой же сфере что-то новое. И вот уже то, что раньше было твёрдо и незыблемо, не принимается в расчёт, а истина переходит в руки вновь открытого. Вера же не опровергает ранее принятого, но со временем раскрывается все больше и больше, оставаясь при этом на прежних основаниях. Вера – это нечто глубинное и до конца непостижимое, в отличие от знания. Кстати, любое научное открытие рождается из гипотезы, из предположения, т. е. из веры. И не было такого времени, когда бы человек не верил.
Вера – это дар, тот самый библейский один талант, которым наделён абсолютно каждый человек, а вот как он этим талантом распорядится – это уже его выбор.
Иногда люди впадают в суеверия, а это, по сути, вера в ничто: вера в гороскопы, в каких-то бабок – во что угодно человек готов верить, но не в Бога. И все равно это говорит о том, что вера наличествует у всех. Даже атеист верит в то, что Бога нет, у него есть вера – ведь без нее невозможно жить.
В том же послании к евреям апостол Павел далее говорит (1:6): а без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
То есть как только человек открывает свое сердце Богу, Он тут же идет ему навстречу, во всей полноте, в которой человек может Его воспринять. Не бывает такого, что человек верит и не получает никакого отклика.
Как именно возникает вера в сердцах людей, ответить невозможно. В любом случае, это всегда встреча с Богом, но каждый человек переживает это событие по-разному: кому-то больше не нужно ничего, никаких доказательств или размышлений, другой начинает рассуждать, анализировать и разумом приходит к выводу, что Бог есть, а дальше вера поселяется и в сердце.
И вот, когда человек становится верующим, это уже невозможно скрыть: все его мысли, слова и дела уже нераздельно связаны со Христом. Возникает прочнейшая синергийная связь, когда человек осознаёт, что он действительно член Тела Христова, что ему уже невозможно существовать автономно. Вопрос Причастия, соединения со Христом, выходит из области «надо, я ведь православный», а становится вопросом буквально жизни и смерти, поскольку немощное человеческое без Божественного присутствия ведёт себя как растение, лишённое воды: вянет, чахнет, ни на что не способно и ни на что не годится.
Это очень сложно описывать, так как это опыт, который должен быть получен каждым лично. Часто спрашивают, как этого достичь, как стать верующим? Может быть, кто-то вам и ответит, дав определенный алгоритм, или просто взмахнёт волшебной палочкой. Я не знаю. И то, что в моей голове не складывается порядок действий, скорее всего, говорит о том, что его и не существовало. Просто однажды я взяла и попробовала Ему доверять. «А почему бы и мне, – подумала я, – не шагнуть наконец из лодки на поверхность Генисаретского озера?» И оказалось, что от нас требуется только один этот шаг, а дальше все сделает и будет продолжать делать Сам Господь. Хотя и нам стоит не забывать топать дальше туда, куда Он ведёт.
И текст Символа веры начинается словом «верую», так как разумом нельзя охватить все то, что нам предлагает православное вероучение. Невозможно понять Бога умом, нельзя познать Троицу. Кто-то увидит в этом отсутствии знания некое несовершенство, но как раз в незнании кроется что-то важное, в этом есть сила, отсюда же происходит понимание нерукотворности христианского вероучения. Зато все действительно важное для нашего спасения открыто, предельно я сно в Евангелии. Мы знаем Нагорную проповедь, весть о Царстве, которую принёс Христос, весть о Любви, Его дела, Его Смерть, Его Воскресение.
Всё, во что верят православные христиане, изложено в тексте Символа веры. Давайте сначала разберёмся, что же это за текст и откуда он взялся.
Это краткое изложение основ христианского вероучения, и хотя этот текст поётся верующими на каждой литургии, это не молитва, а исповедание веры. Он не содержит ничего из того, что делает молитву молитвой: здесь нет обращений к Богу, Пресвятой Богородице, ангелам или святым.
С самого начала, с апостольских времён, христиане пользовались такими «символами веры», чтобы помнить основы христианства.
Символ веры, который используется сейчас, был составлен и утверждён на Первом и Втором Вселенских Соборах. Первый Собор состоялся в Никее в 325 г., а второй – в Константинополе (Царьграде) в 381 г., поэтому Символ веры носит название Никео-Цареградского.
Предпосылками к его составлению стало появление ересей. В первом случае это была ересь Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. А во второй раз против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого.
Символ веры состоит из 12 членов, и в каждом содержится особая истина, которую еще называют «догмат православной веры». Поэтому Символ веры – не молитва, а краткий свод догматов, вероучительных истин о Боге и Его отношении к миру, имеющих силу закона для всех христиан.
1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую во единственного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша.
И во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рождаемого от Отца в вечности; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено.
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася.
Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.
4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.
5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием.
И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца.
И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца.
7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́ же Царствию не будет конца.
И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
(Верую) и во Единственную, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
Исповедую одно Крещение во оставление грехов.
11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.
Ожидаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь.
И жизни будущего века. Истинно так.
Верую во Единого Бога. Здесь говорится о первой ипостаси Пресвятой Троицы – о Боге Отце. Не сказано, что верую в Бога, но именно во Единого. Единого не в том смысле, что, дескать, неважно как Бога называть – Будда, Кришна или вселенная, он един для всех. Нет. Здесь речь идёт о том, что Бог один и других нет.
Отца. К Богу мы обращаемся как к небесному родителю. Апостол Павел говорит: «…вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»»
Авва – это папа, отче, отец. Молитва, которую нам дает Господь, – «Отче наш». То есть Сам Господь нас учит тому, что это наш Отец и мы Его дети.
Ну, и Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына. Тут надо понимать, что эти имена – Отец и Сын – не таковы, как обозначающие наше человеческое родство, как у нас бывает – мать-дочь, отец-сын. Здесь всё гораздо глубже, просто у нас нет более точных определений, слов, чтобы выразить ипостаси так, как они должны были бы выражаться.
Вседержителя. С греческого – пантократор, потому что всё держит в своей силе и власти.
Творца. Мы понимаем, что Бог, сотворив мир, не устранился. Ну, как бы, вот Я всё сделал, ребят, теперь живите, как хотите. Нет. Бог продолжает творить.
Небу и земли, видимым же всем и невидимым. Здесь о том, что Бог творит небо и землю. Есть видимый мир, в котором мы живем. И есть мир невидимый, он же называется небо. Мир духов. Очень интересно, что когда мы в молитве «Отче наш» произносим слова «да будет воля твоя яко на небеси и на земле» – мы просим восстановления порядка на земле такого же, который был установлен на небе в мире духов. Как вы помните, в мире духов был один, который решил Богу противостоять, за что и был извержен. Речь идет о дьяволе. Так вот, когда мы произносим: «Да будет воля твоя», мы говорим: «Убери и здесь на земле всякую неправду». Поэтому странно, когда мы сами творим неправду и при этом молимся о ее устранении. Это тот момент, который нас должен отрезвлять.
Во единого Господа – опять речь идет о единственности. В Христе мы исповедуем две природы: божественную и человеческую. Божественная природа заключена в словах Христа: Я и Отец одно.
И отец мой выше меня, говорит Христос, и здесь речь уже о Его человеческой природе. Когда Господь испытывает жажду, голод, страдает и молится в Гефсиманском саду, когда Он мучается на кресте – это всё страдает человеческая природа. И она страдает не символически, а по-настоящему. Он во всей полноте Бог и Человек, не 50 на 50, а именно на 100 процентов.
Во Христе произошла такая встреча Бога с человеческим, когда они сошлись в единую ипостась – неизменно, неразлучно, нераздельно, но и неслиянно.
И обратите внимание: Господа.
Слово Бог с еврейского «Элохим» переводится как Суд Божий, правосудие. Когда мы встречаем в Библии имя Бог, значит, происходит что-то серьезное, где Бог будет проявлять себя как Судья. А вот Господь в переводе с еврейского «Яхве» – это Милосердие. Когда мы в Библии встречаем беседу с противостоящими Ему, там упоминается имя Бог. Если Господь говорит со своими учениками, он – Господь. Идеальное сочетание – когда встречаются оба имени, когда правосудие и милосердие полностью уравновешены. Встречается такое часто и особенно это видно в книге Бытие, где творит землю Бог, а когда переходит к творению человека, он уже Бог Господь. Потому что мир творится на основе законов и правосудия, а человек – на обоих основах, т. к. сотворить живое без милосердия и любви невозможно.
Так вот Христос пришёл спасать. Вообще всё, что существует в Церкви, обращено именно к грешному человеку, нуждающемуся в спасении: на исповедь мы приносим свои прегрешения, крещение совершается во оставление грехов, Причастие – во оставление грехов, и первыми идут в Царство Божие раскаявшиеся мытари, блудники и убийцы. Почему эти люди указываются как первые? Да потому что у них нет иллюзий относительно себя: они знают, кто они такие, и не оправдываются, находя тысячу и одну причину обвинить обстоятельства или ситуацию, ставшие якобы причиной их падения. Они приносят чистое покаяние и идут первыми.
Иисуса Христа. Иисус – это Спаситель, а Христос – Помазанник. То есть Христос – это не фамилия. Раньше помазанниками называли пророков и священников, царей. Вот Христос всё это в себе объединил: Он истинный Царь, Человек, Священник.
Сына Божия Единородного – здесь говорится о том, что он Единственный Сын Божий, рожденный от Бога Отца, и поэтому он единое с Ним существо, одного рода – Единородный. В Библии есть указания на некоторых людей, называющихся сынами божьими, но они приобретают это название по благодати, а Христос – Сын Божий по единосущию.
Иже от отца рожденного прежде всех век. Рожден прежде всех век указывается для того, чтобы кто-то не подумал, что когда-то было время, когда Христа не было. Христос также предвечен, как Бог Отец, Он был всегда.
Света от света. Всё, что есть в Боге Отце, есть и в Боге Сыне. Если Бог-отец есть вечный Свет, как сказано в Писании, от него рождается Сын Божий, который тоже есть вечный Свет.
Бога истинна от Бога истинна. Посмотрим Евангелие от Иоанна:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
Здесь Слово – это Христос. Это говорит о том, что мир творился и Христом тоже, всеми тремя ипостасями Единого Бога.
И Слово стало плотью и обитало с нами… То есть, воплотившись (обретя тело), Бог Сын жил среди нас.
И теперь через Сына, через то откровение, которое мы получили в Евангелии, мы можем наиболее полно познать Отца. И у нас нет другого пути, Он – Богочеловек, единственный посредник между нами и Богом Отцом. Если по божеству Христос единосущно Отцу, то в своем человечестве Он единосущен каждому человеку. Независимо от пола и возраста. Через Него мы можем соединяться с Богом посредством Причастия, Христос дал нам молитву, в которой мы можем обращаться к Отцу, Он нам показал, что можно жить так, будучи человеком, чтобы быть с Богом.
Рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу. Христос не был сотворён Богом, как все существующее. Церковь исповедует предвечное рождение Слова без какой-либо сторонней причины: потому что Сын рождается от Отца по естеству, а не ради чего-либо (внешнего).
Им же вся бы́ша. Им же, то есть как Создателем и живым Словом: то есть если Он (Сын) соестествен Отцу и всегда – в Отце, то все получило бытие через Него.
Нас ради человек и ради нашего спасения…
Здесь содержится ответ на вопрос, для чего нужно было Богу воплощаться. В послании апостола Павла к Тимофею сказано: ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.
Господь приходит в наш мир ради каждого из нас, ради того, чтобы каждый из нас был им спасен, и никакой другой причины нет.
Сшедшего с небес…
Не нужно думать, что Господь взял некую лесенку и спустился к нам на землю с облака. Тут речь о невероятном снисхождении: Творец уничижил Себя настолько, что стал тварью, приняв всё на себя, чтобы спасти нас.
и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
После того, как о Сыне Божьем сказано, что Он воплотился, также сказано, что Он вочеловечился – казалось бы, зачем?.. Тут это указано для посрамления тех ересей, о которых мы говорили вначале, чтобы никто не думал, что Сын Божий принял только плоть и тело, как некую оболочку, но чтобы в нем признавали настоящего человека, который состоял из тела и души.
Упоминание Девы Марии также подчеркивает реальность человеческого в Спасителе и подтверждает пророчества: Он из рода Давидова, Он родился от девы.
Воплощение совершилось не только по предвечному совету Пресвятой Троицы, но также и по согласию Пресвятой Девы, которая первая из людей сподобилась Духа Святого и стала единственной, кто дважды пережил Его сошествие.
Первый раз – когда зачала, и второй раз, когда Дух Святой сошел, в том числе и на апостолов в виде пламенных языков в день Пятидесятницы.
Здесь сошествие Духа сродни помазанию, а дважды помазывали только тех людей, которые шли на Царство.
Поэтому о Ней говорится: Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Она выше ангелов и архангелов, т. к. никто из них не может возлюбить Христа родительской любовью и не может сказать Христу – сын мой. Она Его Мать по человечеству.
Святой Иустин говорит: «Мы понимаем, что Христос стал человеком через Деву, чтобы ослушание по наущению змия кончилось тем же путем, как и началось. Действительно, Ева, девственная и непорочная, вняв словам змия, породила ослушание и смерть; Дева Мария, познав веру и радость, когда в благовестии Ей архангела Гавриила узнала, что Дух Господень сойдет на Неё и сила Всевышнего осенит Ее, так что Рождаемое Ею Святое наречется Сыном Божиим, ответила: «Да будет мне по слову твоему»».
Распя́таго же за ны
Крестная смерть была самой мучительной и позорной казнью в Римской империи, человек много часов испытывал нестерпимые страдания. Жертва, принесённая за нас Христом, – акт высочайшей Божественной любви.
Если бы Христос был просто человеком, Он смог бы умереть за грехи только своих соотечественников и современников.
Но Он истинный Бог, не ограниченный ни пространством, ни временем, и взял на себя грехи всех людей, которые жили до Его воплощения, всех людей, которые жили после его Вознесения, и грехи тех, кто еще только родится в этот мир.
при Понти́йстем Пилате
Указание на то, что Христос был распят при наместнике императора, правителе Иудеи Понтии Пилате, необходимо для подтверждения исторической реальности события и того, что оно произошло однажды и больше не повторится.
и страдавша
Христос был не только распят, но еще добавлено, что Он страдал, это показывает, что Распятие было не какой-то видимостью, но сопровождалось настоящим, реальным страданием и закончилось смертью.
и погребенна
Это также относится к уверению в том, что Он действительно умер и воскрес. Его гроб запечатали и приставили охрану.
Христос страдал и умер, будучи Богом, но Он страдал и умер не Божественной, а человеческой природой, и не потому, что не мог избежать страдания, но потому, что хотел пострадать.
И воскре́сшаго
Вера в Воскресение Христово – это центр всего христианского учения, и поэтому апостол Павел пишет Коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
И вот то, как мы относимся к этому событию, – это граница, отделяющая веру от неверия, и это остается в силе для всех поколений, вплоть до конца времен.
Смерти для человека больше нет, вот отчего Пасха – праздник неудержимой радости. Когда мы сообщаем друг другу: «Христос воскресе!», мы буквально говорим: «Смерти нет! Ад разрушен!»
Если до Воскресения в ад шли все, то теперь туда может попасть только тот, кто сам отказался идти за Христом по пути спасения.
в третий день, по Писанием;
Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени воскресеньем. Часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.
И восше́дшаго на небеса,
Этим заканчивается ряд членов Символа веры, относящихся к земному служению Христа, и период Воплощения завершается Вознесением.
Это начало нашего обожения, восстановления утраченного в грехопадении подобия Божия.
Небо – это место особого присутствия Божия, горнее, то есть возвышенное место, Царство Божие.
и седя́ща одесну́ю Отца;
Христос воссел по правую сторону от Отца.
Это надо понимать не буквально, но как указание на то, что Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, имеет одинаковую силу и славу с Отцом.
Христос, став добровольной жертвой, примирил человека с Богом, и дело каждого человека – самому получить предложенное во Иисусе Христе спасение. Чтобы не была нарушена свобода человека, Бог только предлагает спасение, но не навязывает его. После Воплощения, как и до него, человек рождается в грехе, в рабстве у зла, но с тех пор, как совершилось искупительное дело Христа, человеку дана возможность, став членом Тела Христова, включиться в новое творение.
И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́ же Царствию не будет конца.
Вера во Второе Пришествие Христово – одно из безоговорочных оснований христианского учения в целом. С момента Вознесения вся история Церкви становится историей ожидания, когда же Он опять явится в этот мир?
Здесь можно увидеть разницу между двумя пришествиями: первое произошло незаметно, в уничижении среди домашнего скота, в гонении от самого Рождения, второе же будет для всех явлением силы Божией. Это подчеркивает в Символе выражение «Со славой».
Сам Господь говорит о Втором пришествии так: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30)
То есть событие будет грозным и будет иметь вселенский масштаб, все люди одновременно увидят Христа.
Когда это произойдет? Спаситель ответил и на этот вопрос: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф 24, 36).
И раньше появлялись, и в наше время нередко появляются всевозможные лжепредсказатели, которые пророчествовали о конце света и даже называли точную дату этого события. Тем, кто будет сообщать число или точное время Страшного Суда, верить нельзя, так как оно не известно никому, кроме Бога. Кто бы что ни говорил.
Христос приходит как Царь вселенной, как Судия, для того чтобы судить дела всех людей, как доживших до Его Второго Пришествия, так и умерших.
Но Господь не только грозный Судия, Он и Милосердный Отец, и, конечно, Он по Своему милосердию сделает все возможное, чтобы не осудить, а оправдать человека.
И в Духа Святаго, Господа,
Святой Дух – третья Ипостась, третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой единосущен и равночестен Отцу и Сыну.
Он – Бог, поэтому Он также именуется в Символе веры Господом.
Святой Дух есть источник всякого освящения. Все Таинства совершаются им.
Перед Своими Страстями Спаситель говорит о пришествии Духа, и это обещание исполняется в день Пятидесятницы: Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (Ин 15, 26).
В пятидесятый день после Воскресения Христова, когда апостолы были собраны в одном месте, в Сионской горнице, на них сошел Дух Святой в виде языков пламени и сообщил им благодатные дары. Этот же день считается днем рождения Церкви.
Животворя́щаго,
Дух назван Животворящим, то есть дающим жизнь, в молитве Духу Святому мы говорим: «Царю Небесный Сокровище благих и жизни подателю».
Во-первых, потому, что Он вместе с Отцом и Сыном участвовал в творении мира.
В книге Бытия, при описании творения земли, говорится: и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Дух Божий создал меня (Иов 33, 4), – говорит праведный Иов.
Во-вторых, Святой Дух дает вместе с Отцом и Сыном духовную жизнь людям, сообщая им Божественную благодать. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин 3, 5). Святой Дух – действующая сила, освящающая каждого христианина.
Иже от Отца исходящаго,
В Пресвятой Троице источник Божества – Отец, дающий Сыну Свою сущность рождением и Святому Духу – исхождением, то есть Дух Святой исходит от Отца.
Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима,
Духу Святому оказывается поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19).
глаголавшаго пророки
Пророки, провозвестники слова Божия, писали свои книги не от себя, а под действием Святого Духа, поэтому Священное Писание называется богодухновенным.
Во Еди́ну,
Слово «церковь» с греческого экклесия переводится как «собрание верующих».
Представляя нам Церковь как объект веры, нам напоминают, что она не только является собранием верующих, но также играет первостепенную роль в истории спасения.
Церковь Едина. Господь наш Иисус Христос основал только одну Церковь. Не может быть нескольких Церквей, как не может быть нескольких истин.
Церкви принадлежат не только православные христиане, ныне живущие на земле, но и все ее чада, которые ныне уже отошли в мир иной, ибо Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк 20, 38).
Матерь Божия, все святые, небесное воинство Архангелов, Ангелов и всех Небесных Сил бесплотных также составляют единую Церковь со всеми нами. Таким образом, Церковь едина, но подразделяется на земную и небесную.
Святу́ю,
Она называется Святой не потому, что состоит только из святых и праведников, но потому, что она основана Самим Господом и в неповрежденности и святости хранит учение, данное Им.
Мы – Церковь кающихся. Когда человек согрешает, он отлучает себя от церкви, а через таинство покаяния снова присоединяется.
Церковь свята еще и потому, что в ней действует Святой Дух, благодатью Которого совершаются все церковные Таинства. Человек падает, согрешая, и поднимается, в чем же его праведность? Она даже не в том, что он поднимается, а в том, что, падая, он каждый раз испытывает желание подняться. Если это в вас есть, значит, вы живы.
Соборную
Или иначе – кафолическая. Церковь называется Соборной, то есть всеобщей, Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов.
Церковь является соборной еще и потому, что высшая власть в ней принадлежит Соборам (Вселенским и Поместным). Они собираются для обсуждения очень важных церковных вопросов.
Поместные Церкви – это Церкви, расположенные в разных странах. Каждая из них обладает самостоятельностью, имеет своего предстоятеля (главного епископа Церкви), но все являются членами единой Вселенской Православной Церкви.
и Апостольскую Церковь.
Церковь непрерывна: святые апостолы получили от Христа епископскую власть, они поставляли (рукополагали) себе преемников, других епископов.
С тех пор апостольское преемство в Церкви через непрерывную цепь рукоположений не прекращается. Каждый из существующих ныне православных епископов имеет преемство от самих апостолов. Поэтому Церковь наша называется Апостольской.
Христос говорит: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18)
Более того: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20)
Каждый, кто принимает крещение, каждый, кто в Таинстве Миропомазания принимает Духа Святого, переживает свою Пятидесятницу.
Испове́дую еди́но Крещение
Исповедание веры начинается с принятия крещения.
Перед погружением в святую купель с призыванием имени Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа – приступающий к крещению отрекается от диавола и от всех дел его, то есть от греховной жизни.
Он сочетается Христу, обещает хранить веру в Господа и верность Ему, обещает исполнять волю Божию и жить по Его заповедям.
Эти обеты, данные при крещении, надо свято соблюдать всю жизнь.
Святые отцы говорили: Крещение – это дверь, пройдя через которую, человек имеет доступ ко всем Таинствам.
В Символе веры мы исповедуем едино крещение – это торжественное утверждение единократности крещения. Апостол Павел ясно говорит об этом Ефесянам: Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас (Еф. 4, 5–6).
во оставле́ние грехов.
Крещаемый оправдывается перед Богом, и не по собственным своим заслугам, а благодаря примирению и спасению, принесенным Спасителем.
Ча́ю воскресе́ния мертвых.
Чаю, то есть в переводе с церковнославянского: жду.
Жду воскресения мертвых и жду жизни будущего века.
Мы верим в то, что когда умрем, то воспримем смерть как последнюю епитимию от Бога, и потом переживем воскресение.
Какими же мы будем – ведь ясно, что что-то должно в нас измениться. И Библия нам об этом рассказывает в своих книгах.
Книга Иова: Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Пророк Исайя: слепой будет видеть, хромой скакать от радости, немой петь.
Апокалипсис: когда Господь утрёт всякую слезу, не будет болезни, печали, воздыхания.
Мы сохраним свою индивидуальность, будем узнавать друг друга. Человеческому сознанию, привыкшему мыслить земными, ограниченными категориями, сложно представить, как может произойти воскресение давно умерших людей и восстановление распавшейся плоти. Писание говорит: цветы, отдайте мертвецов, роса, отдай мертвецов. То есть даже из мелкой частицы тело будет восстановлено.
Конечно же, Бог, Который когда-то создал человеческое тело из праха, сможет восстановить и истлевшее тело человека. Сами люди уже могут восстанавливать целые организмы из нескольких клеток путём клонирования, так неужели Всемогущий Бог испытает в этом проблему?
Чтобы уверить нас в будущем воскресении тел, апостол Павел использует образ зерна, брошенного в землю: Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. ‹…› Так и при воскресении мертвых (1 Кор 15, 35–38, 42).
Теперь о том, что произойдёт с нашей планетой:
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10)
То есть если первый мир был потоплен, то второй погибнет в огне. Но надо понимать, что любой конец есть начало, человек рождается для смерти, но умирает для жизни.
Апостол Пётр далее: Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. (2 Пет. 3:11)
То есть будут воссозданы новое небо и Новая Земля.
Об этом же говорит Апокалипсис Иоанна (21:1-4): Души умерших до Всеобщего Воскресения пребывают в таком состоянии: души праведных – во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешных – в противоположном тому состоянии. Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, потому что всецелое воздаяние по делам предопределено получить всему человеку по воскресении тела и Последнем Суде Божием
И жизни будущаго века.
И вот после всеобщего воскресения и Страшного Суда земля посредством огня будет обновлена, преображена.
«На ней будет установлено Божие Царство, Царство славы. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», – говорит апостол Павел.
Сейчас у нас царство благодати. Оно началось, когда Христос на кресте сказал: «Свершилось». И именно о нас сказано в апокалипсисе: «Они ожили и царствовали со Христом».
Мы ожили, когда обратились в эту веру, мы ожили, когда ответили на призыв Христа: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные – и пошли за ним».
Реально жизнь меняется только во Христе, мы можем быть кем-то только в Нем. Поэтому апостол Павел говорит: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».
Через Христа мы входим в общение с Богом Отцом и Богом святым Духом.
Евангелие от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник».
Разбойники – те религии, которые не признают Христа, не признают Его посреднической миссии.
Надо делать выбор: жизнь нам дана только для того, чтобы мы определились в нашем отношении к Откровению.
Вся наша проповедь всей Церкви осуществляется в двух форматах:
– во свидетельство: ты слышал и видел и сам не принял;
– во спасение: ты слышал и видел, принял – радуйся и веселись.
Нам сложно представить, что Бог приготовил любящим Его, но мы чаем, верим, что жизнь с Господом, в постоянном Божественном свете и любви будет блаженной и прекрасной.
Аминь.
Символ веры заканчивается словом «Аминь», что означает: истинно, несомненно так.
Этим мы подтверждаем, свидетельствуем, что принимаем как истинные православные христиане данное исповедание веры, оставленное нам святыми отцами и утвержденное Вселенскими Соборами.