Тема I Государственный строй россии

Наметившийся еще в XVII в. процесс формирования абсолютной монархии получил свое завершение в первой четверти XVIII в. Проводимая Петром I властная политика широкомасштабных преобразований в условиях Северной войны со Швецией ликвидировала права государственных институтов, ограничивающих власть царя.

Созданные в результате реформ органы центрального и местного управления стали целиком подчинены воле монарха. Вместо Боярской думы в 1711 г. был создан высший орган власти в стране – Правительствующий Сенат, который имел законосовещательные функции. В 1717–1721 гг. на смену приказам пришли центральные исполнительные ведомства – коллегии. Установление власти губернаторов с широкими военно-административными полномочиями усилило зависимость регионов от центра. По мере реформирования отдельных институтов управления вся совокупность органов власти и учреждений постепенно приобретала черты единой бюрократической системы асболютизма. Генеральный регламент 1720 г. установил ее основные признаки: систематическое и иерархическое разделение функций между отраслями управления и конкретными ведомствами, существование уставов, наставлений и инструкций, которые на всей территории страны обеспечивали единообразие и системность работы государственных учреждений, прохождение службы чиновниками в зависимости от личной выслуги и способностей, их материального обеспечения постоянным денежным жалованием. Новые принципы служения царю и отечеству на военной, статской и придворных службах были зафиксированы в Табели о рангах.

В результате петровских преобразований светская власть поставила под свой контроль церковь. Отмена патриаршества и создание Синода в качестве коллегиального органа государственной системы страны завершили многовековое противостояние между светской и духовной властью. После победоносного завершения Петром I Северной войны в 1721 г. новое положение русского монарха нашло свое отражение в принятии им титула императора.

1 1711 год. Организация Правительствующего Сената

Высшее правительственное учреждение России XVII в. Боярская дума в начале XVIII в. была заменена Консилией министров, в которую входили начальники важнейших приказов. В начале марта 1711 г. царь Петр I во главе армии выступил в Прутский поход. На время своего отсутствия Петр I учредил Сенат. Публикуемые указы характеризуют структуру и состав нового органа власти, первостепенные задачи сенаторов, а также введение новой государственной службы – института фискалов. Впоследствии функции Сената были определены более четко. Поэтому Сенат стал постоянным центральным правительственным органом власти.

* * *

А. Указ от 22 февраля 1711 года об учреждении Правительствующего Сената

Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайло Долгорукой, господин Племянников, господин князь Григорий Волконский, господин Самарин, господин Василий Опухтин, господин Мельницкой, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин. Московскую губернию управлять и доносить Сенату Василью Ершову, на князь Петрова место Голицына господин Курбатов. Вместо приказа Розрядного быть столу розрядному при вышеписанном Сенате. Також со всех губерний в вышеписанном суду для спроса и принимания указов быть по два комиссара с губерний.

Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. № 2321.


Б. Указ от 2 марта 1711 года о задачах Сената на время отсутствия царя

Указ, что об отбытии нашем делать.

1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует.

2. Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить.

3. Денег как возможно сбирать, понеже деньги суть артериею войны.

4. Дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячу человек людей боярских грамотных для того ж.

5. Вексели исправить и держать в одном месте.

6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниями, осмотреть и посвидетельствовать.

7. О соли стараться отдать на откуп и попещися прибыли у оной.

8. Торг китайский, сделав компанию добрую, отдать.

9. Персидский торг умножить, а армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда. Учинить фискалов во всяких делах, а как быть им, пришлется известие.

Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. № 2330.


В. Указ от 5 марта 1711 года о порядке обсуждения дел в Сенате и о должности обер-фискала

Всем, в Сенате пребывающим, места иметь по списку, кто после кого написан в определительном указе.

Голосы иметь равные, и у всяких указов потписывать всем своими руками. И что хотя один не подпишет и засвидетельствует неправо тому бытии приговору, то и протчие недейственны суть. Аднакож, надлежит тому, хто оспорит, тое протестацию дать за своею рукой на письме.

Выбрать обор-фискала, человека умнова и доброва (из какого чина ни есть).

Дела же его сие суть: должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправых суд; також – в зборе казны и протчего.

И хто неправду учинит, то должен фискал позвать его перед Сенат (какой высокой степени ни есть), и тамо его уличать.

И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу. Буде же и не уличит, отнюдь фискалу в вину не ставить, ниже досадовать, под жестоким наказаньем и разореньем всего имения.

Також надлежит ему иметь несколь под собою провинцыал-фискалов, у каждого дела по одному, которые еще под собою несколько нижних имеют, которыя во всем имеют такую ж силу и свободность, как и обор-фискал, кроме одного, что вышнего судью или генералного штапа на суд без обор фискала позвать не могут.

Також надлежит о всех публичных и генеральных указах из Сенату оному фискалу объявлять.

Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. XI. Вып. 1. № 3. С. 125–126.

2 1722 год. Реформа Сената

После окончания Северной войны Петр I получил возможность вернуться к вопросу о должности, составе и месте Сената в структуре государственных учреждений. С образованием коллегий было необходимо изменять состав Сената, поскольку нахождение в нем президентов коллегий противоречило принципам подчиненности низшего органа власти (коллегии) высшему (сенату). Помимо этого реформа создала новые должности и структурные части, главными из которых стали должности генерал-прокурора и прокурора. Стремление Петра I усилить контролирующие функции Сената, ускорить принятие решений и исключить противозаконные действия коллегий и канцелярий улучшило работу центрального звена государственного управления.

* * *

А. Указ от 12 января 1722 года о составе Сената

Понеже правление сего государства, яко не распоряженаго пред сим, непрестанных трудов в Сенате требует, а члены сенацкие почитай все свои коллегии имеют, того ради не могут оного снесть. Сие сначала не осмотря учинено, что ныне исправить надлежит, сие и протчее, к тому надлежащее, как следует.

1. Чтоб, кроме двух воинских колегей и Иностранной, выбрать иных президентов, а имянно: в Юстиц, в Камор, в Комерц, в Мануфактур-коллегии и в Штатс-кантору (надлежало б и в Берг-колегию, но заобычного не знаю; того ради, пока такой сыщется, быть по старому).

Также в Сенат прибавить из министров, которые ныне при чюжестранных дворех, дабы сенацкие члены партикулярных дел не имели, но непрестанно трудились о распорятке государства и правом суде и смотрели б над коллегиями, яко свободные от них, а ныне сами, будучие во оных, как могут сами себя судит.

2. Президенты воинских колегей, Иностранной и Берг-колегий, должности не будут иметь ходить в Сенат, кроме нижеписанных причин:

1. когда какие нужные ведомости;

2. когда новый какой указ в государстве публиковать надлежит;

3. когда суд генералной;

4. или какое новое дело, решение требующее;

5. когда я присудствую; понеже дела будет каждому в своей коллегии.

3. Ревезион-колегии быть в Сенате, понеже едино дело есть, что Сенат делает, и не расмотря тогда учинено было.

4. Надлежит быть при Сенате генералу прокурору и обор прокурору, которые должны будут репортовать генерала прокурора.

Также надлежит быть при Сенате рекетмейстеру, экс-екутору и геролдмейстеру, или какой иной чин, кто б дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят.

5. Ныне ни о чем надлежит трудитца, чтоб выбрать и мне представит кандидатов в вышеписанные чины. А буде за краткостью времени всех нельзя, то чтоб в президенты колегей и в генералы и обор-прокуроры выбрать, что необходимая есть нужда до наступающего корновала учинить, дабы постом исправитца в делах было мочно. В сии чины дается воля выбирает из всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже зело нужно есть.

6. И понеже Юстиц-колегия касается до всего государства, и чтоб не нарекали, что выбрали кого по какой страсти, того ради кажетца лутче учинить так, чтоб выбрали в кандидаты в Сенате двух или трех; всеми офицеры, которые здесь, – трех же; также из дворян отобрать лутчих человек сто, и им – также трех.

И когда выберут, тогда позвать всех тех, кои выбирали кандидатов, в столовую и велет балатировать.

Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М.—Л., 1945. С. 245.


Б. Указ от 27 апреля 1722 года о компетенции Сената

1. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокурора, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить, в то время, когда советы отправляются <…>

2. Дело сенастское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить невозможно, то те дела президенту коллегии приносить и объявить генералу-прокурору, который должен представить в Cенат, и оное решить в Сенате, а чего невозможно решить, о том, приложа свое мнение, учинить предложение в доклад.

3. В ту же канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, а какого замешания, или каких припадков.

4. Какие челобитные поданы будут рекетмейстеру за неправый суд коллегий и канцелярий, которые к коллегиям не подчинены: то ему, рекетмейстеру, оные приняв, по них доносить нам, и когда те челобитные подписаны будут от нас, дабы о том разыскать; буде же такие челобитные будут подавать ему в отлучках наших, то предлагать ему Сенату <…>

10. Никому в Сенате не позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе нашей, меньше же кому дерзновение иметь бездельными разговорами, или шутками являтися; но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостию, понеже Cенат собирается вместо присутствия нашей персоны в отлучении.

11. Без согласия всего Сената ни что делать подобает, паче же ниже, что вершить возможно; ежели ж бы иногда, кто за болезнию, или некоторой крайней нужды, не в присутствии был, того для делам оставленным быть не надобно; однако о важных делах и отсутствующим подобает прежде вершения осведомлену быть <…>

12. В Сенате никакое дело исполнено бытии надлежит словесно, но все письменно, понеже Сенату в таких важных поведениях вельми нужно иметь всякое опасение и осторожность, дабы наш интерес ни в чем не повредить; и того ради всем членам не прийти к тяжкому ответствованию, такоже и нам ни в чем бы сумнительно быти могло.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3978.


В. Указ от 27 апреля 1722 года о должности генерал-прокурора

1. Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которые к сенатскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал. Также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе дела вершились, но самым действом по указам исполнялось, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может; и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью, и о том немедленно Сенату предлагать должен, для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в который день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено или не исполнено, и для чего, и прочие обстоятельства нужные вносить.

2. Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал; а ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они, или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили, а ежели не послушают, то должен в тот же час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донести нам <…>

3. Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате <…>

9. Генерал и обер-прокуроры ни чьему суду не подлежат, кроме нашего, а ежели во отлучении нашем явятся в тяжкой и времени нетерпящей вине, яко измене, то Сенат может арестовать и розыскивать, а дело приказать иному кому, однако никакой пытки, екзекуции или наказания не чинить.

11. И понеже сей чин, яко око наше и стряпчей о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет; и ежели в чем поманит, или инако каким образом ни есть, должность свою ведением и волею преступит, то яко преступник указа и явной

разоритель государства наказан будет. Буде же весьма не вымыслом, то оному в вину не ставить, понеже лучше доношением ошибиться, нежели молчанием, однакож ежели то часто будет употреблять, то не без вины будет.

12. Обер-прокурор есть помощник генерал-прокурору в его делах, а в небытность его должен дела его отправлять.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3979.

3 1718 года, 2 июня. Указ об ускорении организации коллегий

В 1717–1721 гг. были введены новые органы исполнительной власти, которые пришли на смену устаревшим приказам. При проведении реформы учитывался опыт работы государственных органов стран Западной Европы и особенно Швеции. В отличие от приказов, в основу работы коллегий был положен функциональный принцип управления, то есть каждая коллегия ведала только одной сферой государственного хозяйства на всей территории страны. Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. Главы коллегий и присутствия обсуждали и решали вопросы. Канцелярия осуществляла подготовку вопросов для их обсуждения. Обязанности чиновников в коллегиях были четко регламентированы, существовала специализация канцелярского труда, устойчивый штат служащих, которые получали денежное жалование в определенном размере. Публикуемый указ показывает трудности проведения реформы и стремление царя ускорить процесс формирования новых исполнительных органов власти.

* * *

Господа Сенат.

В прошлом декабре я при отъезде своем начало учинил коллегиям, и чтоб оные в нынешнем году себя в такое состояние привели, дабы с будущего 1719 г. в состоянии были каждая дело свое зачат. А когда возвратился я из Москвы, тогда нашел в некоторых немного, а в иных – ничего.

Того ради господам президентам накрепко ныне подтверждается, дабы калегии свои с ревностию в дело производили (понеже сей уже другой указ), для которого побуждения приказали мы генералу маеору Егужинскому в коллегиях часто сей наш указ напоминат, побуждат и смотрет, также по вся месецы репортоват себе, сколко которая колегия в которой месяц аванжировала, дабы видет ревностного и презорцу.

Сей указ обявит всем президентам калегиев.

Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М.—Л., 1945. С. 226.

4 1720 год, 28 февраля. Генеральный регламент

Генеральный регламент, состоящий из 56 глав, устанавливал основные принципы бюрократической системы абсолютизма в России. Для нее характерны зависимость всего государственного аппарата от монарха, существование строгой иерархии учреждений и должностных лиц, которые в своей деятельности руководствуются уставами и регламентами; установление штатов и обязанностей должностных лиц; углубление разделения труда чиновников в управленческом аппарате.

* * *

Понеже Его Царское Величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения, и исчисления своих приходов, и поправления полезной Юстиции и Полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания

своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредить, а именно: Иностранных дел, Камор, Юстиции, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур-коллегии<…>


Глава II. О преимуществе коллегий

Понеже все государственные коллегии, токмо под Его Царского Величества особливым, також и Правительствующего Сената, указами обретаются; буде же Сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то Его Величество указал, и высокому интересу противно, то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в Сенате о том надлежащее письменное разрешение учинить. И ежели Сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то Сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по письменному указу сенатскому исполнять, и потом Его Царскому Величеству об оном донести должен, а ежели не известит, то коллеги-ум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради позволяет Его Царское Величество всякие свои указы в Сенат и в коллегии, також и из Сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в Сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат.


Глава III. О назначенных к сидению днях и часах

Коллегиям сидение свое иметь во всякой неделе, кроме воскресных дней, и господских праздников, и государских ангелов, в понедельник, во вторник, в среду, пятницу, а в четверток обыкновенно президентам в сенатскую палату съезжатся, в самые кратчайшие дни в 6 часу, а в долгие в 8 часу, и быть по 5 часов. А ежели важные дела случатся, которые умедлены быть не имеют, но вскоре окончены, то долженствует по изобретению дел и обстоятельств, или по всему коллегию, или некоторым членам, по определению от коллегий, несмотря на помянутое время и часы, съезжаться и те дела отправлять; а канцелярским служителям, кроме помянутых воскресных дней и господских праздников, сидеть во вся дни, и сидеть за час до судей. Приказных же людей приезд и выезд определяются от президента и других членов, смотря по делу, под штрафом, за всякий раз небытия месяц, а за час недосидения неделя вычета жалованья.


Глава IV. О исполнении указов

Всякий президент должен все указы Его Величества и Сената, которые надлежат быть письменные и зарученные, а не словесные, неотложно исполнять, и оным две записки иметь, которые вершены и действом исполнены, те вносить в книгу; а которые не вершены или вершены, а действом не исполнены, тем держать роспись на столе, дабы непрестанно в памяти было.

Толкование. Дела разумеются, о которых надлежит письменный указ, те, которые в действо производить, а не те, которые к сочинению действа надлежат. Например, надлежит собрать деньги или провиант, тогда и словами приказать мочно, чтоб о том советовали, как то чинить; но когда положат, тогда доложить, так ли быть, и когда апробуется, тогда не производить в дело без письменного указа. И чтоб как возможно оные скорее исполнить, а именно: не более недели времени, ежели скорее нельзя. Буде же которые государственные дела будут требовать справок с губерниями и с провинциями, давать срок до губерний и провинций на проезд в один путь, на сто верст по два дни, а по возвращении по тому ж. А в губерниях и провинциях в оных исправляться, не отлагая ни за чем ни малого времени, как скоро возможно; а более месяца отнюдь не продолжать. А буде в такой срок исправится будет не мочно, то из тех губерний и провинций, не допуская до того срока, писать именно, зачем оного исправить будет не мочно, и на исправление оного дается еще сроку две недели; а больше того, а именно: шти недель, отнюдь не продолжать и по получении тех выправок, те дела вершить по тому ж в неделю, под наказанием смертным, или ссылкою на галеры и лишением всего имения по силе дела и вины. А челобитчиковы всякие дела по выправкам вершить по реэстру безо всякого мотчания как возможно, а далее шти месяцов, как о том именным Его Величества указом повелено декабря, 8 дня, 1714 года, отнюдь не продолжать, под наказанием. Ежели далее сего положенного срока, кто без законной причины волочить станет, то наказан будет за каждый день по 30 рублей, ежели убытки от того кому не учинилось, а ежели убыток учинился, то оной вдвое доправить в первой и другой раз, а в третий, яко преслушатель указа, наказан быть имеет.


Глава XLV. О фискале от коллегии

Каждому коллегию надлежит своего фискала иметь, который должен смотреть, чтоб все порядочно по данным регламентам и указам управляемо было правдою и доброю ревностию; а кто в том погрешит, о том он о всем фискальски в коллегию доносить должен, как его инструкция повелевает. Однакож надлежит ему осторожно и со основательными свидетельствованиями поступать, и никого безвинно в подозрение не приводить. А ежели по старости, или по собственной корысти ради, винных обойдет, или для оного затеет, то оной подлежит тому, чему бы тот виноватый был достоин. А ежели кроме вышеписанных страстей учинит, однакож все то будет неправда, то легче накажется. А буде не все докажет, однако ж одно или несколько правды явится, и ему в вину не ставить, понеже всего ему аккуратно ведать невозможно. А если он за президентом, или кто в его небытность управляет, что противного увидит, о том должен донести генеральному фискалу.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3534.

5 1721 год, 25 января. Регламент Духовной коллегии

Церковная политика Петра I была направлена на подчинение церкви власти государства. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр I назначил местоблюстителем патриаршего престола С. Яворского. В 1701 г. была возобновлена деятельность Монастырского приказа – светского учреждения по управлению церковными землями. В начале 1720-х годов для управления церковью был учрежден Синод – Духовная коллегия. Ее регламент был составлен крупным деятелем петровского времени новгородским архиепископом Феофаном Прокоповичем (1681–1736). Духовный регламент отразил победу абсолютизма над церковью, определял права и функции Синода, его место в системе центральных правительственных учреждений.

* * *

Между многими, по долгу богоданные нам власти, попеченье о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, посмотря и на духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести нашей возымели мы страх, да не явимся неблагодарни вышнему, аще толику от него получив благопоспешества во исправлении как воинского, так и гражданского чина, пренебрежаем исправление и чина духовного <…>

Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующем зде регламенте имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство, и у него крайние дел духовным управы, решение и вершение просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих коллегий <…>


Часть 1

Что есть духовное коллегиум и каковые суть важные вины такового правления.

Коллегиум правительство не что иное есть, токмо правительское собрание, когда дела некие собственные не единому лицу, но многим, к тому угодным и от высочайшей власти учрежденным подлежат ко управлению <…> Да не возмнит же кто, что сие управление не угодно есть, и лучше бы единому лицу дела духовные всего общества правити, якоже частных стран, или епархий дела управляют кийждо особ епископи. Предлагаются зде важные вины, которые показуют, что сие правление соборное всегдашнее, и аки всегдашний синод или синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршеском, яковое есть наше Российское.

1. Во-первых, бо известнее взыскуется истина собораным сословием, нежели единым лицеем <…> Случается, что в некоей трудности усмотрит тое человек простый, чего не усмотрит книжный и остроумный; то как не нужно есть соборное правительство, в котором предложенную нужду разбирают умы многие, и что един не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то он увидит? И тако вещь сумнительная и известнее и скорее объяснится, и какового требует определения, не трудно покажется.

2. А яко известие в познании, тако и сила в определении дела большая зде есть, понеже вящше ко уверению и повиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ. Монархов власть есть самодержавная, которым повиноватися сам Бог за совесть повелевает; обаче советников своих имеют, не токмо ради лучшего истины взыскания, но дабы и не клеветали непокоривые человецы, что се, или оно силою паче и по прихотям своим, нежели судом и истиною заповедуют монарх: то кольми паче в церковном правлении, где правительство не монаршеское есть, и правителем заповедуется, да не господствует клиру. Где аще един что уставляет, могут противницы единым лица его оклеветанием силу установлению его отъяти чего не так возмогут, где от соборного сословия определение происходит <…>

5. Но се наипаче полезно, что в коллегиум таковом не обретается место пристрастию, коварству, лихоимному суду. Како бо могут сложитися в заступление винной, или во осуждение невинной стороны, где еще и будет един от них к лицу судимому пристрастен или яростен, обаче другой и третий и прочии от гнева и пристрастия того свободни? Како же и мзда одолети может, где не по власти, но по правильным и важным причинам дело вериштся, и един другого (аще благословной мнения своего вины не покажет) зазорится, да не познан будет в мздоприимстве своем? Се же наипаче, егда коллегиум состоится в таковых лицах, которым отнюдь невозможно тайно всем слагатися, сиесть, аще будут лица разного чина и звания: епископы, архимандриты, игумены и от властей белого священства. Во истину не видать зде, како таковые друг другу и открывати дерзнут коварное некое умышление, не токмо, что согласитися на неправность.

6. И се тому ж подобно, что коллегиум свободнейший дух в себе имеет к правосудию: не тако бо, яко же единоличный правитель гнева сильных боится; понеже и причины проискивать на многих, а еще разностатейных особ, тако удобно есть, яко на единого человека.

7. Велико и сие, что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной; но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть, то второй государь, самодержцу равносильный, или больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство, и сем сам собою народ тако умствовати обыкл. Что же егда еще и плевелные властолюбивых духовных разговоры приложатся, и сухому хврастию огонь подложат? Тако простые сердца мнением сим развращаются, что не так на самодержца своего, яко на верховного пастыря, в коем-либо деле смотрят. И когда услышится некая между оными распря, вси духовному паче, нежели мирскому правителю, аще и слепо и пребезумно согласуют и за него поборствовати и бунтоватися дерзают, и льстят себе окаянные, что они по самом бозе поборствуют, и руки своя не оскверняют, но освящают, аще бы и на кровопролитие устремился. Такому же в народе мнению вельми рады и не простые, но коварные человецы; тии бо, на государя своего враждующее, егда увидят ссору государя с пастырем, похищают то за добрый случай злобе своей, и под видом церковной ревности, не сумнятся подносить руки на Христа господня; и к тому ж беззаконию, яко к делу Божию, подвизают простой народ. Что ж, когда еще и сам пастырь таковым о себе надмен мнением, спать не похощет? Изрещи трудно, коликое отсюду бедствие бывает <…>

9. Наконец, в таковом правительстве соборном будет аки некая школа правления духовного. Ибо от сообщения многих и различных разсуждений, и советов, и доводов правильных, яковых частые дела требуют, всяк от соседателей удобно может научитися духовной политики, и повседневным искусством навыкнути, как бы лучше дом Божий управлять возмогл, и потому самые угоднейшие от числа коллегов, или соседателей, особы явятся на степень архиерейства восходить достойные. И тако в России, помощию Божиею, скоро и от духовного чина грубость отпадет и надеятися всего лучшего…

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3718.

6 1721 год, 22 октября. Акт о поднесении Петру I титула Императора Всероссийского

После подписания Ништадтского мирного договора со Швецией 30 августа 1721 г. Петр I праздновал окончание Северной войны. 22 октября в Троицком соборе старейший сенатор канцлер Г. И. Головкин от имени всех чинов государства обратился с речью к царю с просьбой принять титул императора. Поднесение титула императора означало признание заслуг Петра I в победоносном завершении Северной войны, а также подчеркивало возросшую мощь России и ее влияние на международной арене.

* * *

В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданной в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло: отца отечествия, Императора Всероссийского, Петра Великого…

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3840.

7 1722 год, 5 февраля. Указ о наследии престола

Указ о наследии престола 1722 г. стал первой попыткой законодательного урегулирования вопроса преемственности власти в России. Появлению указа предшествовали трагические обстоятельства: в июне 1718 г. по обвинению в измене был умерщвлен царевич Алексей Петрович, сын Петра I от Евдокии Лопухиной, а в апреле 1719 г. в возрасте трех лет умер Петр Петрович, сын Петра I от Екатерины.

* * *

Мы Петр Первый Император и Самодержец Всероссийский и прочая и прочая и прочая.

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божию ко всему нашему отечеству (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в Святом Писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ея мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и Божие благословение тому следовало; еще жив наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, розсыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил, который не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом оставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцом митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул, и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича, и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшому, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощью Божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред Богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3893.

8 1726 год, 18 февраля. Учреждение Верховного тайного совета

После кончины императора Петра I усилиями его любимца князя А. Д. Меншикова и дворянской гвардии на престол была возведена вдова Петра императрица Екатерина I. Новая правительница не обладала способностями к управлению делами империи, поэтому по инициативе князя А. Д. Меншикова и при его участии был создан высший правительственный орган власти – Верховный тайный совет. Правительствующий Сенат фактически потерял свое значение, так как три важнейшие коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел – были переподчинены Верховному тайному совету. Публикуемый указ отражает функции нового органа власти и его персональный состав.

* * *

Понеже блаженные и высокославные памяти, Государь Император, наш любезнейший государь супруг, в прошлом 1711 году, для своих частых тогда военных походов и отлучек, изволил определить правительство Сената в нескольких персон, и было то собрание сперва, кроме тайных действительных советников и тайных советников из других знатнейших и поверенных персон, которые, кроме правления государственных внутренних дел, никакого другого дела не имели и всегда были при своем деле неотлучны. А тайные действительные советники бывали тогда в походах за Его ж Величеством, а в нынешнем сенатском собрании почитай все тайные действительные советники. И хотя то учинено по Его ж высокославные памяти Государя Императора указу, однако ж с ними в Сенате определил сидеть из других чинов, а именно: по две персоны из генерал-майоров с переменою погодно. А понеже усмотрели мы, что тайным действительным советникам и кроме сенатского правления есть немалый труд в следующих делах: 1) что они часто имеют по должности своей, яко первые министры, тайные советы о политических и других важных государственных делах; 2) из них же заседают некоторые президентами в первых коллегиях, а именно в двух военных, в сухопутной да морской, и третьей политической, отчего в первом и весьма нужном деле в тайном совете немало им чинится помешательство, да в Сенате в делах остановка и продолжение от того, что они за многодельством не могут вскоре чинить резолюции на государственные внутренние дела. Того для за благо мы разсудили и повелели с нынешнего времени при дворе нашем, как для внешних так и для внутренних государственных важных дел, учредить Верховный тайный совет, при котором мы будем сами присутствовать. В том Верховном тайном совете быть при нас из первых сенаторов, а вместо их в Сенат выбраны будут другие, которые всегда при одном сенатском правлении будут. Быть при нас в Тайном верховном совете нижеписанным персонам: генерал-фельдмаршал и тайный действительный советник светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал и тайный действительный советник граф Апраксин, государственный канцлер и тайный действительный советник граф Головкин, тайный действительный советник граф Толстой, тайный действительный советник Голицын, вице-канцлер и тайный действительный советник барон Остерман. А для слушания дел определены будут нарочные дни в каждой неделе.

И по вышеписанному Ея Императорского Величества указу Верховного тайного совета определили следующие:

1) В Сенат и во все коллегии и прочие места, куда будет подлежать, посылать указы с таким изображением: в заглавии, указ Ея Императорского Величества, состоявшийся в Верховном тайном совете (и именовать, в какое место, куда). 2) А из Сената и из других всех коллегий писать, о чем самом важном деле случится по сему: доношение в Верховный тайный совет. 3) Из Сената ж в Военные, Сухопутную и Морскую и Иностранную и из оных в Сенат писать промемориями. 4) В Верховном тайном совете, хотя при присутствии Ея Императорского Величества, хотя и во отсутствии, крепить, что о чем определено будет, протоколы, резолюции, всем назначенным особам Верховного тайного совета. А с того надлежащие куда указы посылать за закрепою в Верховном же тайном совете обретающегося члена Иностранной коллегии действительного статского советника Василия Степанова. 5) И сие определение на первое время служить имеет, а впредь как тому быть, и каких служителей при сем Верховном тайном совете иметь, о том сочинить явственное и обстоятельное определение, и со временем донесть Ея Императорскому Величеству.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VII. № 4830.

9 1730 год. Кондиции

После смерти в январе 1730 г. императора Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых. Молодой монарх не оставил завещания, поэтому наступил очередной династический кризис. На заседании Верховного тайного совета по предложению князя Д. М. Голицына было принято решение пригласить на русский престол племянницу Петра I вдовствующую правительницу Курляндии Анну Иоанновну. Однако члены Верховного тайного совета попытались навязать новой правительнице условия, ограничивающие ее власть, – «Кондиции». Анна Иоанновна сначала подписала эти условия, однако, приехав в Москву и увидев недовольство широких кругов дворянства «затейкой» верховников, публично надорвала документ.

* * *

Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа Мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого Государя Петра Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению Божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могли. – Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православныя нашея веры греческого исповедания, такожде по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податьми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота, и имения, и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.


Корсаков Д. А. Воцарение императрицы Анны Иоанновны.

Казань, 1880. С. 17–18.

10 1762 год, июль. Письма А. Г. Орлова Екатерине II из Ропши об обстоятельствах смерти императора Петра III

Письма А. Г. Орлова, одного из наиболее активных участников дворцового переворота 1762 г., сообщают действительные обстоятельства смерти низложенного императора Петра III. Эти документы были обнаружены среди бумаг умершей императрицы Екатерины II и переданы императору Павлу. Ознакомившись с письмами, император передал их на хранение канцлеру А. А. Безбородко, но на следующий день востребовал бумаги обратно и бросил их в камин. Однако сохранением этого ценного источника мы обязаны любимцу императора Павла Ф. В. Ростопчину, который сумел сделать с документов копию.

* * *
А

Матушка милостивая Государыня, здравствовать Вам мы все желаем несчетные годы. Мы теперь по отпуск сего письма и со всею командою благополучны, только урод наш очень занемог, и схватили его нечаянные колики, и я опасен, чтоб он сегодняшную ночь не умер, а болше опасаюсь, чтоб не ожил. Первая опасность для того, что он все вздор говорит и нам это несколко весело, а другая опасность, что он действително для нас всех опасен для того, что он иногда так отзывается, хотя в прежнем состоянии быть.

В силу именного Вашего повеления я солдатам денги за полгода отдал, тако ж и унтер-офицерам, кроме одного Потемкина вахмистра для того, что служил без жалования. И солдаты некоторые сквозь слезы говорили про милость Вашу, что они еще такого для Вас не заслужили, за штоб их так в короткое время награждать их. При сем посылаю список Вам всей команды, которая теперь здесь, а тысечи рублиов, матушка, не достало, и я дополнил червонными, и у нас здесь было много смеху над гронодерами об червонных, когда они у меня брали, иные просили для тово что не видовали и опять их отдавали, думая, что они ничего не стоят. Посланный Чертков к Вашему Величеству обратно еще к нам не бывал и для того я опоздал Вас репортовать, а сие пишу во вторник в девятом часу в половине.

По смерть Ваш верный раб Алексей Орлов.

Б

Матушка наша, милостивая Государыня, не знаю, што теперь начать, боюсь гнева от Вашего Величества, штоб Вы чего на нас неистово подумать не изволили и штоб мы не были причиною смерти злодея Вашего и всей России, также и закона нашего, а теперь и тот приставленный к нему для услугу лакей Маслов занемог, а он сам теперь так болен, што не думаю, чтоб он дожил до вечера и почти совсем уже у беспаметстве, о чем уже и вся команда здешнея знает и молит Бога, чтоб он скорей с наших рук убрался, а оной же Маслов и посланней офицер может Вашему Величеству донести, в каком он состоянии теперь, ежели Вы обо мне усомнится, изволите; писал сие раб Ваш верный (подпись оторвана).

В

Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось: не поверишь верному своему рабу; но как перед Богом скажу истину. Матушка! Готов идти на смерть; но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда Ты не помилуешь. Матушка – его нет на свете. Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на государя. Но, Государыня, свершилась беда. Он заспорил за столом с князем Федором (Борятинским); не успели мы разнять, а его уже и не стало. Само не помним, что делали; но все до единого виноваты, достойны казни. Помилуй меня, хоть для брата. Повинную Тебе принес, и разыскивать нечего. Прости или прикажи скорее окончить. Свет не мил; прогневили Тебя и погубили души на век.


Переворот 1762 года. М., 1908. С. 136, 141, 142.

11 Отрывок из записок императрицы Екатерины II о состоянии Сената в начале ее царствования

Созданный Петром I Сенат ко времени правления императрицы Екатерины II в значительной мере утратил свое значение в системе центральных органов управления. Публикуемый отрывок из записок императрицы Екатерины II отражает состояние Сената в самом начале ее царствования.

* * *

Правительствующий Сенат тогда составлял один департамент. Сей слушал апелляционные дела не экстрактами, на самое дело со всеми обстоятельствами, и дело о выгоне города Мосальска занимало, при вступлении моем на престол, первые шесть недель чтением заседания сената.

Сенат хотя посылал указы и повеления в губернии, но тамо так худо исполняли указы Сената, что в пословицу почти вошло говорить: «ждут третьего указа», понеже по первому и по второму не исполняли <…>

Сенат хотя определял воевод, но число городов в империи не знал. Когда я требовала реестра городам, то признались в неведении оных: также карту всей империи Сенат от основания своего не имел. Я, быв в Сенате, послала пять рублей в Академию Наук от Сената чрез реку, и купили Кирилловского печатного атласа, который в тот же час подарила Правительствующему Сенату <…>

По восшествии моем на престол Сенат подал мне реестр дохода империи, по которому явствовало, что оных считали 16 миллионов. По прошествии двух лет я посадила князя Вяземского и тайного действительного советника Мельгунова, тогдашнего президента камер-коллегии, считать доходы. Они несколько лет считали, переписываясь раз по семи с каждым воеводою. Наконец сочли 28 миллионов, двенадцать миллионов больше, нежели Сенат ведал.

Записки императрицы Екатерины Второй. М., 1989.

С. 538–539.

12 1763 год, 15 декабря. Реформа Сената

План реорганизации Сената Екатерина II поручила видному царедворцу и дипломату Н. И. Панину (1718–1783), который, наряду с реформой Сената, предоставил императрице план создания Императорского совета. Однако Екатерина II расценила этот шаг как попытку ограничения ее власти, поэтому идея создания Императорского совета была отвергнута, а реформа Сената прошла безболезненно. За счет изменения структуры Сената значительно повышалась эффективность его работы. Сенат был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Реформа Сената способствовала укреплению императорской власти.

* * *

1. Сенат состоять имеет из 6 департаментов, из которых первым четырем быть в Санктпетербурге, а прочим двум, вместо бывшей до сего сенатской конторы, в Москве; делам же в департаментах Сената быть, а именно: в 1-м государственные внутренние и политические дела, как то: всякие государственные ведомости, о числе народа, полные сведения о всех приходах и расходах, архив с типографией, дела по герольдии, по Синоду с подчиненными местами, по Коллегии экономии, иностранные дела с пограничными комиссиями и по канцелярии опекунства, Иностранных, по Камер с корчемными, по Ревизион-коллегиям, по Штатс и Соляной конторам и по Канцелярии конфискации, по Секретной и Тайной экспедициям, по Приказному столу и по новому Уложению, по ревизиям мужского пола душ, по Монетной с принадлежащими к тому экспедициями и по Берг-коллегии, по Колывано-Воскресенским и Нерчинским заводам, по Коммерц и Мануфактур коллегиям и по магистратам, по банковым конторам для дворянства и купечества. Во 2-м бывшия по рекетмейстерской конторе, так и в Сенате по экспедициям до сего всякие апелляционные дела, для чего и той конторе не быть, а генерал-рекетмейстеру в принятии челобитен и в прочих поступать по точной силе его инструкции; дела по Юстиц и Вотчинной коллегиям и по генеральному межеванию, по Судному приказу и по розыскным экспедициям, по сыщиковым делам и по экспедиции о колодниках и всякие следственные дела. В 3-м по делам Малороссийским, Лифляндским, Эстляндским, также по Выборгской губернии и по Нарве, немецкие дела, по Академии наук, по Университету по Академии художеств, по медицинской коллегии, по Кронштадскому и Ладожскому каналам, и по порту Балтийскому, по Боровицким и Волховским порогам, по преспективной и по прочим дорогам, по Ямской канцелярии, по Главной дворцовой, Конюшенной и Егермейстерской, по Канцелярии от строений, по мастерской Оружейной конторе, и дела по главной и по прочим полициям. В 4-м по делам Военной и Адмиралтейской коллегиям, по Главному кригс-комиссариату и Провиантской канцелярии, по артиллерии, Инженерной и Оружейной канцеляриям, по корпусам кадетским сухопутному и морскому, по смоленскому шляхетству, и о тамошних форпостах, и по Новой Сербии. В 5-м, в Москве отправление всяких государственных текущих дел, каковы ныне исправляет сенатская контора. В 6-м, апелляционные дела и по герольдии против второго департамента. И хотя Сенат и разделен на 6 департаментов, однако один перед другим никакого преимущества не имеет, и остаются все в равной силе и достоинстве.

2. Сие разделение дел по департаментам не определяется непоколебимым или непременным, но Сенат может оное переменять по временам, однако ж, с доклада нам, как когда свойства дел могут найтиться выгодное в одном или другом департаменте быть, а сверх сего росписания дел по департаментам, всякие дела, кои вновь какого постановления, или перемены требуют, имеют быть прежде разсуждаемы в департаменте и потом в общем собрании, в Петербурге Петербургских, а в Москве Московских департаментов делать точное положение к докладу нашему.

3. При первом департаменте остается генерал-прокурор, а во всех других в каждом по одному обер-прокурору.

4. Каждый департамент имеет принадлежащие ему по вышеписанному росписанию дела решить единогласно и на точном разуме законов, а решение тех почитаться должно равно, как бы всем Сенатом то учинено было.

5. Ежели иногда случится, что в котором департаменте по какому-либо делу все определенные сенаторы одного мнения не будут, то в таком случае, не решая дела, должен обер-прокурор объявить генерал-прокурору, показав, в чем сенаторы не соглашаются, или он сам сомнителен. Тогда генерал-прокурор, взяв то дело в первый департамент и созвав всех наличных сенаторов от прочих департаментов, предложит к общему разсуждению. Равным образом, когда и в первом департаменте определенные сенаторы по какому-либо делу не одного мнения будут, то предлагать в

общее ж собрание, поступая в собрании голосов по его инструкции. Если ж по какому делу точного закона не будет или не все сенаторы на одном мнении утвердятся, в таком случае должен генерал-прокурор все дело с сенаторскими мнениями и со своим разсуждением представить при доношении к нам на разсмотрение.

Полное собрание законов Российской империи. Т. XVI. № 11.989.

13 1764 год, 26 февраля. Манифест о секуляризации церковных имений

Публикуемый указ стал последним шагом в многовековой борьбе между государством и церковью за обладание крестьянами и землей. Указ о секуляризации церковных земель появился еще 16 февраля 1762 г. при императоре Петре III. С этой целью создавалась Коллегия экономии, в которую передавались все монастырские и церковные земли. Пришедшая к власти императрица Екатерина II в целях расширения своего авторитета и поддержки церкви указом от 12 августа 1762 г. упразднила Коллегию и отменила секуляризацию. Однако это был тактический шаг. Убедившись в том, что идея секуляризации церковных земель пользуется поддержкой широких кругов дворянства, Екатерина II создала свою комиссию. Результаты ее работы легли в основу публикуемого Манифеста.

* * *

…В прошлом 1762 году, ноября 29 числа, учредили Мы при дворе Нашем духовную комиссию, состоящую из трех духовных персон и из пяти светских, которой повелели быть под Нашим единственным ведением, снабдив оною довольною от Нас инструкциею за Нашим собственноручным подписанием; и помощию сего департамента, под Нашими частодаваемыми резолюциями и повелениями, по многим той комиссии докладам достигли Мы совершить следующее:

Загрузка...