В продаже имеется большой выбор одежды и снаряжения для всадников и лошадей. В этой главе мы будем говорить о снаряжении. Оно должно быть удобным для работы и полностью соответствовать правилам безопасности.
Сегодня на рынке представлен широкий ассортимент одежды для всадников. Приобретая одежду и снаряжение, нужно в первую очередь думать об их безопасности, соответствии целям работы и удобстве. Итак, совершенно необходима соответствующая всем требованиям безопасности каска, которую нужно носить постоянно.
Для обеспечения безопасности необходимо носить защитную каску (шлем), соответствующую международным требованиям безопасности. Прочный шлем должен иметь ремешок, крепящийся к нему в 3 или 4 точках и застегивающийся под подбородком, чтобы каска плотно сидела на голове и не смещалась. Каску нужно надевать при любой работе верхом. Во время прыжков и езды в поле ношение шлема предписано правилами. Тренер обязан следить за тем, чтобы его ученики были в защитных касках во время тренировки. Для детей и юношей ношение каски обязательно, а взрослые должны подавать им пример.
На каске должен быть правильно подогнанный ремешок с трех- или четырехточечным креплением.
Бриджи для верховой езды должны быть удобными и не стеснять движений. На них также не должны образовываться складки, которые могут натереть кожу.
Прочная обувь совершенно необходима для верховой езды и ухода за лошадью. У обуви должен быть достаточно высокий каблук, чтобы нога не могла проскочить сквозь стремя и застрять в нем. Поэтому настоятельно не рекомендуется использовать для верховой езды кроссовки и аналогичную обувь. Самая удобная обувь – сапоги с длинным голенищем. Они защищают голень и стабилизируют голеностопный сустав. Короткие голенища могут цепляться за крылья седла, мешая всаднику правильно сидеть и отдавать команды лошади.
Если всадник предпочитает джодпуры (бриджи для верховой езды) или краги, вместо сапог надеваются ботинки для верховой езды. При этом ботинки и краги должны быть сделаны так, чтобы концы надетых на них шпор располагались горизонтально.
Подошвы сапог и ботинок должны быть ровными до каблука и не иметь накладок. В противном случае обувь может застрять в стремени и создать опасную ситуацию.
Сапоги для верховой езды и краги из гладкой кожи
Рекомендуется носить удобные перчатки для верховой езды. Они должны быть не тесными и сшитыми из не слишком толстого материала, чтобы не нарушать чувствительности руки всадника. Лучше, если между безымянным пальцем и мизинцем, а также между большим пальцем и указательным будут усиливающие вставки – такие перчатки дольше служат и позволяют лучше держать повод, который меньше скользит между пальцами.
Верхняя одежда должна быть скроена по фигуре и сидеть довольно плотно. Слишком длинный и слишком широкий редингот может свисать по бокам седла, цепляться за заднюю луку. Во время езды редингот всегда должен быть застегнут. Лошадь может испугаться свободно болтающегося расстегнутого редингота, из-за чего может возникнуть опасная ситуация.
Во время прыжков через прочно закрепленные («мертвые») препятствия нужно надевать защитный жилет. Благодаря своим амортизационным свойствам он защищает от ударов при падении. Он должен быть достаточно гибким, иметь удобную форму и хорошо подходить всаднику, чтобы обеспечивать хорошую защиту и не мешать ему. Во время езды защитный жилет не должен ограничивать подвижность человека или мешать ему правильно сидеть, поэтому он не должен касаться седла и затылка всадника. Это позволяет всаднику в критической ситуации быстро покинуть седло, сгруппироваться и откатиться в сторону. Защитные жилеты также должны соответствовать международным стандартам безопасности.
Защитный жилет
Вспомогательные средства поддерживают команды, отдаваемые человеком. Кроме голоса всадника, к ним также относятся шпоры, хлыст и вспомогательные поводья. Когда и как применять эти средства, решает тренер (см. раздел 4.2.2 «Применение вспомогательных средств»).
Вспомогательные средства применяются только для поддержки команд всадника. Они не должны играть главной роли в управлении лошадью и заменять собой действия всадника. В процессе подготовки всадник всегда должен оставаться независимым от вспомогательных средств.
Хлыст служит для поддержки посыла лошади вперед. Существуют разные типы хлыстов:
• хлыст для выездки длиной не более 1,20 м (включая хвостик);
• конкурный хлыст длиной до 0,75 м (включая хлопушку).
Для поддержки высылающих средств управления, особенно если средства управления начинающего всадника недостаточно развиты, лучше применять хлыст более короткий, чем обычный хлыст длиной 1,10 – 1,20 м.
Хлыст нужно брать с собой только при необходимости, поскольку рука с хлыстом несколько теряет подвижность в запястном суставе. Хлыст для выездки должен обладать определенной гибкостью. Он не должен быть слишком мягким, иначе при каждом движении лошади он будет колебаться и беспокоить ее, касаясь бока животного. При этом он должен быть настолько эластичным, чтобы можно было малейшим движением руки приложить его в нужное место и с нужной силой. Для конкура и езды в поле используется более короткий хлыст, которым в основном всадник работает по плечу лошади, чтобы повысить ее внимательность к высылающим средствам управления.
При необходимости шпоры поддерживают действие шенкелей всадника. Высокий задник сапога позволяет правильно закрепить шпору и защищает ахиллово сухожилие всадника. Шпоры прочно закрепляются на 3–4 пальца выше подошвы в горизонтальном положении. Штифт шпоры расположен горизонтально или направлен слегка вниз. Застежка ремешка шпоры всегда находится на наружной поверхности сапога, чтобы случайно не оцарапать кожу на боку лошади.
Неправильное положение шпоры на сапоге
Правильное положение шпоры
Шпоры бывают разных форм и размеров.
Обычно их делают из нержавеющей стали, чтобы они не ломались, не трескались и не ржавели. Они должны быть сделаны так, чтобы даже при небрежном применении не могли повредить кожу лошади.
Выбор определенного типа шпор индивидуален и зависит от уровня подготовки всадника, от характера и чувствительности лошади. Для соревнований могут применяться только шпоры, соответствующие требованиям правил состязаний.
Часто применяемые виды шпор: со слегка изогнутым и прямым шенкелем
Снаряжение лошади должно содержаться в безукоризненном состоянии. Уходу за ним необходимо уделять особое внимание. Только хорошо ухоженное, подогнанное и безупречное по качеству снаряжение позволяет правильно работать с лошадью, защищая от несчастных случаев.
Для ухода за лошадью необходимо следующее снаряжение:
• Подходящий по размеру и прочный НЕДОУЗДОК из широкой тесьмы с возможностью подгонять его по голове лошади;
• РАЗВЯЗКИ со специальными, легко открывающимися застежками, которые при необходимости или в случае опасности можно быстро открыть (развязки должны быть сделаны из материала, позволяющего быстро развязывать узлы);
• На ЧОМБУРЕ не должно быть быстро расстегивающейся застежки – на нем применяется карабин, чтобы при резком рывке лошади застежка случайно не открылась.
К основному снаряжению лошади относится оголовье (трензельное, мундштучное) и седло. К снаряжению также относятся надеваемые при необходимости бинты или ногавки.
Для начального обучения лучше всего использовать трензельную уздечку. Она одинаково хорошо подходит для гимнастической работы в выездке, прыжков и работы в поле.
Трензельная уздечка состоит из 2 главных частей, которые могут соединяться застежками или быть пришиты друг к другу:
• уздечка с трензелем и поводьями;
• переносье, или капсуль.
Уздечка состоит из затылочного ремня, нащечных ремней, подбородного ремня и налобного ремня. Размер уздечки и положение трензеля во рту регулируется застежками нащечных ремней.
Посредством трензеля осуществляется контакт между рукой всадника и ртом лошади (через язык). Трензель лежит на беззубых поверхностях нижней челюсти (между резцами и коренными зубами) и на языке. Через язык он также действует на нижнюю челюсть. Трензельные удила могут быть одно- и двухсоставными. Поскольку двухсоставной трензель (с «восьмеркой») позволяет одностороннее действие повода без перекоса всего трензеля, с ним удобнее работать. Трензельное железо в местах соприкосновения с челюстью должно иметь диаметр не менее 14 мм (для пони – не менее 10 мм). Однако оно не должно быть слишком толстым, поскольку рот у лошади не безразмерный. Наиболее широко употребляемая толщина трензеля – 16–18 мм. Выбор трензеля зависит от индивидуальных анатомических особенностей лошади (например, ширины рта, формы челюстей, типа десен и т. д.).
Части трензельной уздечки:
1. Затылочный ремень
2. Налобный ремень
3. Подбородный ремень
4. Нащечный ремень
5. Верхний переносный ремень комбинированного капсуля
6. Нижний ремень комбинированного капсуля
7. Повод
8. Ограничитель мартингала
9. Трензельные удила
Обычный трензель (как простой, так и с «восьмеркой») – наиболее широко применяемый вид удил. Он используется как для молодых лошадей, так и для дальнейшей подготовки и обычно без проблем принимается лошадьми. Кольца трензеля подвижны. Грызло может быть пустотелым или сплошным, более тяжелым. Тяжелые удила лежат во рту более стабильно и меньше провоцируют лошадь играть языком.
При выборе удил следует помнить, что нельзя исправить плохую проводимость лошади, используя более жестко действующее железо.
Положение железа во рту лошади (вид сбоку)
Трензель с простым сочленением
Трензель с двойным сочленением (с «восьмеркой»)
Обычная длина удил – 12,5 – 14,5 см (для пони, соответственно, меньше). Длина и форма удил обязательно должны соответствовать ширине и форме рта лошади. Длина удил должна быть такова, чтобы они с обеих сторон рта немного выступали наружу, но не слишком – примерно на 0,5 см. Слишком узкие удила зажимают углы рта, а слишком широкие ползают во рту туда-сюда и беспокоят животное. Если рычаги мундштука слишком длинные, он может чрезмерно давить на нижнюю челюсть.
Положение трензеля с одним сочленением во рту лошади
1. Нёбо
2. Верхняя губа
3. Язык
4. Левая и правая кости нижней челюсти
Удила должны быть сделаны из материалов, хорошо выдерживающих нагрузку на растяжение. Их форма не должна меняться от действия зубов лошади, они должны быть безопасны для ее здоровья. Удила должны быть округлой формы и иметь гладкую поверхность, чтобы не повреждать углы рта, челюсти, десны и язык животного. Они также не должны быть слишком изношенными или побитыми, иначе снаряжение может сломаться или повредить рот лошади острыми заусенцами.
Определить, насколько удила подходят лошади, может только опытный всадник!
Некоторые лошади принимают удила, сделанные из резины или пластика, лучше, чем железные. Однако тяжелые металлические удила все же предпочтительнее. Относительно удил, разрешенных на соревнованиях, – смотрите правила соревнований.
Трензельный повод, обычно сделанный из кожи или тесьмы, прикрепляется к кольцам трензеля, а посередине соединяется пряжкой. Важно, чтобы поводья не становились скользкими при мокрой погоде. Дополнительно против выскальзывания повода служат нашитые на него кожаные накладки. По ширине (16–20 мм) повод должен подходить руке всадника, чтобы можно было держать кулак сжатым без напряжения.
В надежности повода большую роль играет материал, из которого он изготовлен, а также качество шитья.
Капсуль дополняет уздечку и обеспечивает спокойное положение удил во рту. Через капсуль часть действия удил переносится на спинку носа лошади. Капсуль несколько ограничивает подвижность челюсти, но он ни в коем случае не должен полностью блокировать ее.
Чтобы лошадь могла отжевывать с закрытым ртом и расслабленными мышцами языка, капсуль должен обеспечивать достаточную подвижность нижней челюсти. Поэтому столь важно, чтобы капсуль подходил по размеру и был правильно подогнан – так, чтобы положение удил во рту не менялось. Переносный ремень ГАННОВЕРСКОГО КАПСУЛЯ в середине немного шире, чем по краям. На обоих его концах пришиты маленькие кольца, к которым крепятся подбородный и затылочный ремни.
Переносный ремень должен быть достаточной длины, чтобы колечки не давили на удила и скуловую кость. Капсуль должен лежать на костях спинки носа – примерно на 4 пальца выше верхнего края ноздрей. Затягивается он лишь настолько, чтобы между носовыми костями и переносным ремнем можно было просунуть 2 пальца.
Ганноверский капсуль
У АНГЛИЙСКОГО КАПСУЛЯ (верхний, или простой капсуль) переносный ремень чуть более широкий и расположен значительно выше – на храпе (спинке носа) лошади, на 1 см ниже концов скуловой кости. Если на лошадь надето мундштучное оголовье, то вместе с ним используется только английский капсуль. Но он может применяться и с простой трензельной уздечкой.
Английский капсуль
КОМБИНИРОВАННЫЙ КАПСУЛЬ состоит из английского капсуля, на переносном ремне которого нашита маленькая кожаная петля. Через нее продевается узкий ремешок, застегивающийся под трензелем. Переносный ремень всегда застегивается первым, нижний – вторым.
Комбинированный капсуль
МЕКСИКАНСКИЙ КАПСУЛЬ состоит из 2 ремней, перекрещивающихся на храпе лошади, проходя через кожаный кружок с мягкой подкладкой. По своему действию он похож на комбинированный капсуль, используется в конкуре и троеборье.
Есть 2 способа подгонки мексиканского капсуля:
• подобно комбинированному капсулю;
• и несколько выше (в этом случае верхний ремень проходит через скуловые кости лошади).
Капсуль нельзя туго затягивать! Он не должен затруднять дыхание лошади и мешать ей отжевывать железо.
Выбор капсуля зависит от лошади, с которой вы работаете, и это решение нужно принимать, посоветовавшись с тренером. Есть еще несколько видов капсулей, которые разрешено использовать на соревнованиях (в соответствии с их правилами). Обычно они сконструированы так, чтобы оставлять свободной определенную часть головы лошади – в области затылка или в местах, где капсуль может давить на нервы. Однако все они должны действовать подобно описанным выше типам капсулей.
Мексиканский капсуль
Всадники более высокого уровня, тренирующиеся на выезженных лошадях, могут использовать мундштучное оголовье, которое позволяет отдавать команды более тонко. В мундштучном оголовье также есть трензельные удила, которые в основном и должны использоваться для управления. С помощью 2-й пары поводьев всадник при необходимости воздействует на лошадь мундштуком.
Однако сначала всадник должен научиться ездить так, чтобы координировать действие разных средств управления и применять их дифференцированно, по отдельности. И о всаднике, и о лошади говорят: «СОЗРЕЛ ДЛЯ РАБОТЫ НА МУНДШТУКЕ». Относительно лошади это значит, что она охотно идет на мундштук и принимает его, не уходя за повод. К моменту, когда на нее надевают мундштучное оголовье, задние ноги должны быть уже достаточно развиты, чтобы «нести» лошадь, а она могла самостоятельно поддерживать осанку, импульс и ритм при исполнении упражнений (см. разд. 7.6.4 «Установление и развитие контакта»).
Части мундштучного оголовья:
1. Английский капсуль
2. Нащечный ремень мундштука
3. Нащечный ремень трензеля
4. Трензельный повод
5. Мундштучный повод
6. Мундштук
7. Грызло мундштука
8. Цепочка
ТРЕНЗЕЛЬ в мундштучном оголовье тоньше обычного трензеля, однако его диаметр должен быть не меньше 10 мм. Он пристегивается к отдельному нащечному ремню, а иногда и к отдельному затылочному ремню.
Трензель мундштучного оголовья (кольца этого трензеля меньше, чем кольца трензеля для трензельной уздечки)
В мундштучном оголовье используется только английский капсуль.
МУНДШТУЧНЫЕ УДИЛА – это сплошные удила без сочленения и с боковыми рычагами.
Части мундштучного оголовья:
1. Мундштук
2. Дужка для языка
3. Грызло
4. Соединение с рычагами
5. Верхняя щечка
6. Рычаг
7. Кольцо для повода
8. Петельки для ремешка
9. Крючки цепочки
10. Цепочка
11. Колечко для ремешка
Мундштук используется для более тонкой отдачи команд и, таким образом, более тонкого и точного управления лошадью.
Нельзя применять мундштук для того, чтобы избавиться от проблем с проводимостью лошади. Чаще всего проблемы от этого только усугубляются.
Действие мундштука меняется в зависимости от:
• Диаметра и формы грызла.
• Высоты дужки для языка, которая может составлять до 4 см. Чем выше и у́же эта дужка, тем больше под ней свободного места для языка. Соответственно, боковые стороны грызла сильнее действуют на нижнюю челюсть лошади. Нужно правильно понимать назначение этой дужки. Дуга на середине грызла мундштука почти никогда не дает полную свободу языку – всегда присутствует небольшое давление на боковые края языка.
• Длины боковых рычагов мундштука и соотношения длины верхних и нижних частей рычагов. Это соотношение должно быть от 1:1,5 до 1:2, вместе с длиной цепочки оно определяет силу действия мундштука. Чем длиннее нижние ветви рычагов по отношению к верхним, тем больше сила действия мундштука. Однако мундштук с короткими рычагами тоже может оказывать сильное давление – это зависит от прилагаемого усилия.
• Подгонки цепочки, которая лежит в подбородочном углублении нижней челюсти. От ее длины зависит, на что сильнее действует мундштук – на нижнюю челюсть или затылок лошади (через нащечные ремни).
Цепочка
Всадник должен знать все эти особенности действия мундштука!
Грызло мундштука должно быть примерно на 0,5 см короче грызла трензеля на оголовье. Слишком длинные мундштуки смещаются во рту лошади в стороны и из-за этого неодинаково действуют на ее челюсти. Слишком узкие мундштуки зажимают губы лошади.
Крючки для цепочки изогнуты наружу, их открытая часть направлена вперед. Цепочка, которую всегда закручивают направо, цепляется за них сверху, с правой стороны – изнутри, с левой – снаружи. Помните, что неправильно изогнутые крючки могут повредить губы лошади!
УДИЛА В ВИДЕ ШТАНГИ, без сочленения и при равномерном натяжении повода всегда давят на язык лошади. При использовании таких удил действия обеих рук, особенно во время поворота, должны быть хорошо согласованы. Одностороннее действие повода ведет к нарушениям контакта между рукой всадника и ртом лошади.
ПЕЛЯМА относится к специальным видам удил, которые в некоторых случаях применяют в конкуре. Грызло пелямы может быть сплошным или с сочленением, также она имеет рычаги и цепочку, благодаря которым действует подобно мундштуку. Верхнее и нижнее кольца щечек соединяются ремешком, за который пристегивается повод. Пелямы используются только с одним поводом.
Использование удил с боковыми щечками, когда грызло хорошо лежит во рту и не ползает из стороны в сторону, позволяет отдавать тонкие и точные команды. Пеляма не используется вместе с трензелем, как мундштук, поэтому прилагаемая к ней сила всегда непосредственно действует на челюсть. При грубой работе рук это может вызвать недовольство и сопротивление лошади, поэтому очень важно работать поводом тонко и с чувством.
Прежде чем использовать пеляму, следует хорошо обдумать все обстоятельства, и лишь потом опробовать это железо на практике.
УЗДЕЧКИ БЕЗ УДИЛ (кроме обычной хакаморы, имеются и другие варианты таких уздечек – с рычагами или без них) могут быть полезны в определенных ситуациях и для работы с определенными лошадьми.
Часто такие уздечки используют временно. Уздечки без удил не обязательно мягче и приятнее для лошади – они не действуют только на рот, но чаще всего давят на нос лошади и нижнюю челюсть, а иногда на затылок. Чтобы можно было в достаточной степени контролировать лошадь, переносье таких уздечек бывает довольно узким, что позволяет передавать заметное давление на спинку носа через рычаги.
По опыту известно, что лошади неохотно воспринимают длительное давление на спинку носа, поэтому, используя такие уздечки, трудно получить стабильный контакт с поводом. В результате формирование округленной верхней линии шеи и спины затруднено, если вообще возможно. Поэтому работать на уздечке без удил нужно несколько иначе, чем на обычной уздечке с удилами: «контакт», т. е. давление на спинку носа, не должен быть постоянным.
Так называемое АНГЛИЙСКОЕ СЕДЛО лучше всего подходит для верховой езды в соответствии с принципами классической школы. Оно состоит из следующих частей:
Верхняя часть:
• сиденье;
• основа седла (ленчик) с замками;
• приструги;
• верхнее крыло с подкладками под колени.
Нижняя часть, лежащая на спине лошади:
• подушки седла с набивкой, канал между подушками;
• нижние крылья с подушками для коленей, иногда – с маленькими подушками-ограничителями для бедра и голени.
Седло позволяет всаднику сидеть на спине лошади так, чтобы для обоих партнеров это было удобно и помогало выполнять поставленные задачи. Седло должно равномерно распределять вес всадника по спине животного с помощью подушки. Здесь особенно важную роль играет основа седла – ленчик, ведь, кроме всего прочего, он должен передавать спине лошади движения всадника, перемещение его веса. Именно поэтому подбивка седла не должна быть слишком толстой.
Ленчик, незаметный снаружи, формирует базу любого седла и позволяет оптимально распределять вес всадника по спине лошади.
Седло должно соответствовать анатомии лошади:
• канал между подушками должен быть достаточно широким и проходить по всей длине седла – в этом случае оно не будет давить на остистые отростки позвонков, особенно в области холки;
• седло не должно ограничивать подвижность плеч лошади;
• подушки должны обеспечивать значительную площадь прилегания седла к спине.
Верхняя часть седла должна соответствовать анатомическим особенностям всадника и позволять ему сидеть уравновешенно и удобно. Следует обращать внимание на следующие критерии:
• подходящая форма и размер верхнего контура седла;
• баланс и самая глубокая точка седла;
• длина, ширина и положение крыльев;
• материал и расположение подушек.
Чтобы седло соответствовало всем этим критериям как для лошади, так и для всадника, основой большинства применяемых типов седел является ленчик. Он задает форму и обеспечивает стабильность седла. Ленчик может быть сделан из стали, кожи, дерева, пластика или комбинации разных материалов. Прочность передней луки, приподнятой и иногда даже загнутой назад, обеспечивается железной основой. Передняя лука образует переднее свободное пространство (переднюю камеру седла). Она должна быть настолько высокой, чтобы под весом всадника седло не давило на высокие остистые отростки грудных позвонков лошади, образующих холку.
КАМЕРА седла должна по размеру соответствовать холке лошади. Ширина камеры определяется шириной металлической основы передней луки. Длина верхней поверхности седла определяет его размер. Размеры седел установлены в дюймах (например: 16,5; 17; 17,5; 18). Верхняя поверхность седла и его крылья должны соответствовать строению седалища и длине ног всадника, особенно длине бедер. Для невысоких людей или всадников с узким тазом верхняя поверхность седла должна быть у́же, чтобы обеспечить прилегание бедер к бокам лошади. Поскольку форма и ширина седла зависят и от анатомических особенностей животного, при подборе седла для массивной лошади может возникнуть конфликт целей. Задняя часть седла формирует заднюю луку.
ПОДБИВКА СЕДЛА – седельные подушки, которые обычно изготовлены из натуральной или искусственной кожи, находятся между ленчиком седла и спиной лошади. Канал, проходящий между подушками, должен быть настолько широким, чтобы обеспечить достаточно свободного места для позвоночника.
Нужно обращать внимание на то, чтобы подушки (особенно у лошадей с коротким туловищем) не выступали слишком далеко назад и не давили на поясницу.
КРЫЛЬЯ СЕДЛА образуют его боковую поверхность. Их форма зависит от той дисциплины конного спорта, в которой используется седло (конкур, выездка или троеборье). Материал крыльев (обычно – кожа) должен быть износостойким и наилучшего качества.
Чаще всего на передний край нижних крыльев пришивают ВАЛИКИ С НАБИВКОЙ, чтобы приподнять передний край верхних крыльев и создать удобное место для коленей. Иногда позади ноги всадника к нижним крыльям прикрепляют опорные валики для задней поверхности бедер и икр (они не должны ограничивать подвижность бедер и икр). На переднем крае верхних крыльев на некоторых седлах пришиваются подколенники из мягкого материала – их форма должна быть удобной для коленей всадника.
Прямой контакт с коленями всадника или даже полное ограничение движений ног подушками нарушает уравновешенную и непринужденную посадку, что в результате не дает человеку правильно воздействовать на лошадь.
ПРИСТРУГИ служат для пристегивания подпруги. В целях безопасности рекомендуется прошивать их вручную и изготавливать из прочной на разрыв кожи (хромовой).
ПОДПРУГИ делаются короткими или длинными и изготавливаются из разных материалов. Есть подпруги, сплетенные из шнура, кожаные, сделанные из искусственных материалов. Поскольку подпруги держат седло на спине лошади, их изготовление должно быть очень тщательным, а материал – всегда высшего качества. Подпруга должна быть достаточно широкой, чтобы не давить слишком сильно на грудь лошади (существует опасность заподпруживания, т. е. раздавливания мягких тканей между подпругой и грудиной с последующим отеком и воспалением). Между подпругой и локтевым бугром должно быть расстояние шириной примерно в ладонь. Особенно внимательно нужно следить за положением пряжек при использовании коротких подпруг – они должны быть выше локтей.
ПУТЛИЩА должны быть сделаны из эластичной и прочной кожи, а пряжки на них – пришиты вручную. Нужно периодически контролировать, насколько изношены путлища. Отверстия овальной формы облегчают подгонку длины стремян.
ЗАМОК СЕДЛА предназначен для закрепления путлища. Если этот замок оборудован пружинной защелкой, и пружина, и место прикрепления защелки должны двигаться свободно. Если при падении нога всадника застрянет в стремени, путлище должно выскочить из замка. Для обеспечения безопасности также предлагаются разные виды «безопасных» стремян.
СТРЕМЕНА должны быть достаточно широкими, чтобы можно было быстро ловить их ногой и с легкостью скидывать. Резиновые вставки на опоре стремени обеспечивают стабильное положение ноги. Скошенные вставки использовать не следует, поскольку они придают стопе неестественное положение. В результате ограничивается подвижность голеностопного сустава, что может привести к общей закрепощенности всадника. В целях безопасности также не рекомендуется использовать стремена, фиксирующиеся на ноге (например, с помощью магнитов).
ПОДКЛАДКИ ПОД СЕДЛО (потники, чепраки, вальтрапы) предназначены для того, чтобы пот не попадал на нижнюю поверхность седла. Они изготавливаются из разных материалов (шерсть, искусственные материалы, овечья шкура, хлопчатобумажная ткань). Самое важное – хорошая воздухопроницаемость, чтобы под потником не задерживалось тепло. Для этого они должны быть сухими и чистыми, без складок на поверхности. Лучше всего применять потники, скроенные по спине лошади, которые не давят на холку. Дополнительные подкладки должны использоваться только при возникновении проблем со спиной, поскольку они сильно отдаляют всадника от спины лошади.
Для разных дисциплин конного спорта применяются разные седла. В зависимости от своего назначения седла подразделяются на следующие виды:
• СЕДЛО ДЛЯ ТРОЕБОРЬЯ
Из всех спортивных седел троеборное седло – самое универсальное. Оно имеет промежуточную форму между седлом для выездки и конкурным седлом, отвечая основным требованиям выездки, конкура и полевых испытаний. Такое седло лучше всего подходит для базовой подготовки всадника и лошади, поскольку в этот период человеку нужно учиться ездить на разной посадке. Форма трое-борного седла позволяет сидеть на глубокой посадке во время выездки, а также на прыжковой посадке с укороченными стременами. Крылья седла и подколенные подушки должны иметь такую форму и быть расположены так, чтобы всаднику было удобно ездить и с длинными, и с укороченными стременами.
Седло для троеборья
• СЕДЛО ДЛЯ ВЫЕЗДКИ
У седла для выездки длинные крылья. Оно должно быть довольно глубоким, но не чрезмерно – это позволяет всаднику глубоко сидеть в седле, оставаясь эластичным, и отдавать лошади точные дифференцированные команды, что особенно важно при отдаче команд перемещениями веса. Передняя кромка крыла – почти прямая, но не абсолютно вертикальная, что позволяет человеку удобно сидеть с низко опущенными стременами, при этом колено должно быть все-таки несколько согнуто и подвижно.
Седло для выездки
Очень глубокие седла с большими подушками, фиксирующими бедро, – ошибочное направление в изготовлении седел. Всадники иногда приобретают такие седла, думая, что это сделает посадку более уверенной. Однако эффект получается обратным, т. к. заметно снижается непринужденность посадки и возможность воздействия на лошадь.
• КОНКУРНОЕ СЕДЛО
Конкурное седло используется не только для прыжков, но и для полевых испытаний. По сравнению с седлом для выездки оно более плоское, крылья у него довольно короткие и выдвинуты вперед. Это позволяет всаднику ехать на сильно укороченных стременах, сливаясь с движениями лошади во время прыжка. Утолщения под крыльями могут располагаться перед бедром (но не перед коленом) – это дает всаднику лучшую опору на приземлении после прыжка. Подушечки-ограничители для икроножных мышц не позволяют шенкелю слишком сильно уходить назад.
Конкурное седло
Подушки и ограничители на конкурном седле должны быть расположены так, чтобы сохранялась достаточная подвижность бедер, коленей и шенкелей, а всадник в любой ситуации мог поддерживать хорошее равновесие.
Поскольку тело лошади в процессе подготовки меняется, необходимо время от времени проверять положение седла на спине, правильность его подгонки. Также периодически нужно проверять набивку седла и пополнять или полностью менять ее.
Седло, не подходящее лошади, наносит вред ее благополучию и может привести к нарушениям здоровья.
Чтобы помочь лошади или всаднику, в определенных фазах процесса подготовки или в некоторых ситуациях есть смысл применять вспомогательные поводья. Назначение вспомогательного повода в этих случаях заключается в том, чтобы научить всадника устанавливать правильный контакт со ртом лошади.
Способ применения вспомогательного повода зависит от целей, которых всадник или тренер хотят достигнуть с его помощью. Вспомогательный повод может применяться:
• Для помощи в подготовке лошади:
– работа молодой лошади на корде в фазе начального обучения;
– работа на корде подготовленной лошади (например, для снятия напряженности, улучшения свободы движений и стабильности контакта);
– поддержка равномерного и спокойного контакта, правильного положения головы и шеи лошади при работе под всадником;
– исправление неправильно выезженных лошадей и лошадей с недостатками экстерьера.
• Для помощи всаднику:
– при обучении начинающих всадников правильной посадке;
– в ходе специальных упражнений для укрепления и улучшения посадки у опытных всадников;
– в качестве вспомогательного средства для обучения начинающих всадников правильной отдаче команд.
Чтобы правильно держать вспомогательные поводья в руке и верно их применять, нужен определенный опыт, поэтому прежде всего тренер должен объяснить всаднику, как ими пользоваться. Неопытные всадники при использовании вспомогательных поводьев нуждаются в постоянном наблюдении и советах специалиста. В противном случае негативные побочные эффекты могут перевесить пользу от применения этих поводьев!
Вспомогательные поводья особенно часто используются при работе с начинающими всадниками, чтобы снизить негативное воздействие их рук на рот лошади и облегчить понимание правильного применения средств управления. С их помощью начинающий всадник может больше концентрировать внимание на своей посадке и отдаче команд, что помогает приобрести и поддерживать правильную, эластичную посадку. Пока всадник не научится с помощью скоординированных действий шенкеля, веса и повода высылать лошадь от зада вперед, на руку, не нанося ей при этом вреда, для лошади тоже удобнее находить стабильный контакт с рукой через вспомогательный повод. Посредством правильно подогнанного вспомогательного повода голова и шея лошади ставятся в такое положение, которое помогает животному двигаться с расслабленной спиной. Это позволяет всаднику удобнее сидеть в седле.
Вспомогательные поводья должны обеспечивать пусть и не прямой, но достаточно спокойный и правильный контакт в случаях, когда рука всадника или рот лошади еще не готовы к установлению непосредственного контакта.
Такие поводья не должны ограничивать движения лошади.
Вспомогательные поводья всегда должны быть подогнаны так, чтобы линия лба и носа лошади находилась на вертикали или впереди вертикали. Если вспомогательные поводья применяются неправильно, это может привести к напряженности, перегрузке животного, травмам и даже несчастным случаям.
На практике чаще всего применяются простые боковые развязки, треугольный повод и скользящий шпрунт.
ПРОСТЫЕ БОКОВЫЕ РАЗВЯЗКИ – это 2 обычных узких ремня из кожи или тесьмы. На одном их конце находятся карабины или застежки для прикрепления к кольцам трензеля (пристегиваются ниже повода), другой конец закрепляется на подпруге или гурте для работы на корде. Длина должна подбираться индивидуально для каждой лошади. Развязки закрепляются на подпруге, на высоте плечевого бугра – так, чтобы они не могли скользить по подпруге вверх или вниз.
Боковые развязки позволяют лошади установить равномерный и уверенный контакт, поддерживая одно и то же положение головы и шеи. Поэтому такие развязки очень хорошо подходят для работы на корде.
Простые боковые развязки
ТРЕУГОЛЬНЫЕ РАЗВЯЗКИ – это повод длиной 2,2–2,75 м, на одном конце разделенный надвое. На концах обеих поводьев сделаны петли, размер которых можно менять. Разделенные концы повода пропускаются через кольца трензеля (изнутри наружу) и идут назад – к подпруге. Они закрепляются на подпруге с обеих сторон ниже крыльев седла. Эти концы поводьев не должны соскальзывать вниз. Петля, расположенная на другом конце повода, проходит между передних ног лошади – в нее пропускается подпруга. Треугольные развязки фиксируют положение головы и шеи в меньшей степени, чем боковые. Они дают лошади немного больше свободы и позволяют сильнее выдвигать голову вперед и вниз.
Если длина поводьев подогнана правильно, они позволяют шее лошади на шагу вытягиваться вперед и совершать колебательные движения вверх-вниз.
Даже опытным всадникам треугольные развязки помогают при коррекции неправильно выезженных лошадей. Они стимулируют лошадь идти на повод в направлении вперед и вниз, что развивает ее готовность вытягивать шею, следуя за поводом.
После снятия вспомогательного повода положительный эффект от его действия будет проявляться только в том случае, если всадник сможет дать лошади руками такой же равномерный и мягкий контакт, какой раньше обеспечивал вспомогательный повод.
Треугольные развязки
СКОЛЬЗЯЩИЕ РАЗВЯЗКИ (двойные боковые развязки) состоят из 2 поводьев длиной примерно 2,25 – 2,75 м, которые закрепляются по бокам лошади в разных положениях. Удобнее всего крепить их на разной высоте, пристегивая концы к боковым кольцам гурта для работы на корде.
Скользящие развязки
Преимущество скользящих развязок заключается в том, что их можно пристегивать по-разному – например, ниже, чем простые боковые развязки, что позволяет большинству лошадей держать голову и шею в уравновешенном положении. Их также можно закреплять с большим углом – подобно треугольным развязкам, но выше, что позволяет лошади самостоятельно нести себя (больше переносить вес назад).
ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СКОЛЬЗЯЩИХ РАЗВЯЗОК:
• для расслабления лошади развязки пристегиваются пониже;
• для дальнейшей работы развязки можно пристегнуть повыше.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
• лошадь может вытягивать шею и голову вниз и вперед, не уводя линию лба и носа за вертикаль;
• развязки обеспечивают хорошее боковое ограничение;
• встретившись с удилами, лошадь может смягчить упор и пойти на повод.
Простые, треугольные и скользящие развязки используются только для езды по ровному грунту и для работы на корде. Их нельзя применять во время преодоления препятствий и при полевой езде!
Все эти вспомогательные поводья снижают способность лошади сохранять равновесие, что очень важно на прыжках и при езде по неровной местности.
Несколько иное предназначение имеет МАРТИНГАЛ. Он не предназначен для того, чтобы обеспечивать лошади стабильный контакт, и не действует напрямую на рот животного, а вступает в действие только тогда, когда лошадь сильно поднимает голову. Мартингал применяется в основном в конкуре и для полевой работы.
Мартингал состоит из ремня с петлей: ремень проходит между передних ног лошади, а в петлю продевается подпруга. Верхняя часть ремня разделяется, и на каждом конце пришито кольцо. Через эти кольца продеваются поводья, идущие от трензеля к рукам всадника. Стабильное положение данного ремня обеспечивается шейным кольцом и ограничителем, надетым на ремень. Ограничитель должен плотно сидеть на ремне, не позволяя ему свисать вниз, чтобы на прыжке в него не могла попасть нога лошади. С той же целью раздвоенные ремни мартингала могут быть закреплены на нагруднике. На поводья при этом надеваются ограничители, не позволяющие застежкам повода проскакивать в кольца мартингала и застревать там.
Мартингал должен быть такой длины, чтобы при нормальном положении головы лошади сохранялась прямая линия, идущая от рта животного до локтя всадника.
Правильно подогнанный мартингал
Слишком коротко пристегнутый мартингал
Ограничитель ремня мартингала
Временное применение боковых развязок с эластичными вставками (резиновыми кольцами) может иметь смысл при работе с чувствительными лошадьми. Однако чаще всего это приводит к тому, что лошади начинают слишком сильно упираться в повод. Из-за эластичных вставок также присутствует постоянное «встречное давление» железа на челюсть лошади, из-за которого пропадает то действие повода, для которого он предназначен. Такие развязки также усиливают «вредные» группы мышц на нижней поверхности шеи, что нежелательно.
ФИКСИРОВАННЫЙ (СТОЯЧИЙ) МАРТИНГАЛ – это ремень, идущий от подпруги между передними ногами лошади. Его разветвляющиеся концы пристегиваются к кольцам трензеля. Он действует только в одном направлении – что сильно отличается от действия рук всадника, поэтому в дальнейшем переход к езде без такого вспомогательного повода проходит труднее.
Также следует учитывать, что, если лошадь хочет вытянуть шею или спотыкается, движение ее головы вверх полностью блокируется, поэтому использование такого мартингала не рекомендуется.
Цель применения вспомогательных поводьев при езде верхом состоит в том, чтобы по мере роста подготовленности всадника и выезженности лошади они становились ненужными.
Бинты и ногавки защищают лошадь от травм (в результате, например, удара своим же копытом по другой ноге или о жердь на прыжках). Они не несут поддерживающей или разгрузочной функции.
БИНТЫ могут быть сделаны из разных материалов – хлопка, шерсти, трикотажа из полиэстера (флиса), эластичных тканей. Наматывать бинты нужно аккуратно, чтобы не вызвать застоя крови или наминов, не ограничивать движения лошади. Бинты нельзя наматывать слишком слабо или затягивать чересчур сильно, также на них не должно быть складок. Песчинки, попадающие между бинтами и кожей при езде по песку, могут вызвать потертости. Чтобы избежать этого, лучше подкладывать под бинты специальные прокладки (ватники).
Правильно наложенные бинты
Бинтовать ноги лошади удобнее всего, если бинты заранее плотно и ровно свернуты. Крепления «липучки» при свертывании бинтов находятся внутри. При бинтовании лошадь должна стоять ровно, опираясь на ногу. Начало бинта накладывается на пястную кость вверху, под запястьем, а бинт ровно наматывается сверху вниз до путового сустава и обратно вверх, где закрепляется креплениями-липучками. При наматывании бинт укладывается слегка наискось. Если бинты закрепляются завязками, они не должны быть затянуты туже, чем сами бинты. Сухожилия-сгибатели путового сустава не должны быть перетянуты. Застежку-липучку нужно регулярно проверять на работоспособность. При бинтовании эти застежки всегда закрепляются снаружи ноги, иначе они могут расстегнуться, а бинты начнут разматываться, что может привести к падению, несчастным случаям.
НОГАВКИ для передних и задних ног изготавливаются из пластика, неопрена или кожи. Часто они имеют подложку из пенистой резины. Застежки ногавок всегда закрепляются на наружной поверхности ног, ремешки идут спереди назад. Для каждой лошади нужно подбирать подходящую ей форму ногавок.
ЩИТКИ – это маленькие ногавки для защиты путовых суставов задних ног, чаще всего они применяются в конкуре и троеборье. Их накладывают (не туго!) на плюсневую кость задних ног и спускают вниз, пока они не лягут на путовый сустав, где их и закрепляют застежками. Они работают, когда лошадь сближает задние ноги и может ударить копытом по путовому суставу другой ноги. Чаще всего щитки делают из неопрена или пластика.
Для защиты ПЯТОК передних ног от ударов задних копыт применяют КОЛОКОЛЬЧИКИ.
ШИПЫ, ввертываемые в подковы, усиливают сцепление подков с грунтом при выступлениях на траве и других скользких поверхностях – подобно шипам на обуви легкоатлетов и футболистов. Из соображений безопасности шипы не должны оставаться в подковах при транспортировке или когда лошадь стоит в деннике, т. к. животное может себя ими травмировать.
НАГРУДНИК помогает удерживать седло на месте в ситуациях, когда оно может сползти назад (например, при езде резвым галопом или по холмистой местности). Чтобы нагрудник выполнял свою функцию, его нужно подбирать по размеру и правильно подгонять.
Нагрудник
Для лошадей, на которых плохо лежит седло (низкая холка, узкие плечи, пони с большим животом), применяется ПОДХВОСТНИК, чтобы седло не сползало вперед. При его подгонке нужно обращать особое внимание на нежную кожу под хвостом.
Некоторых лошадей и пони подхвостник очень раздражает, поэтому перед тем, как его применять, нужно посоветоваться с профессионалом и проверить, правильно ли сделано седло.
Применять ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕДНИЕ ПОДПРУГИ для удерживания седла от сползания назад на лошадях с низкой холкой не рекомендуется. Они могут ограничивать свободу движения плеч (лопаток) и локтей животного, а также мешать работе плечевой мускулатуры.
Если седло плохо лежит на лошади, это может быть связано и с ее упитанностью. Перед тем как применять дополнительную переднюю подпругу, нужно обязательно привлечь специалиста, чтобы он проверил, подходит ли данное седло лошади.
Снаряжение хорошего качества обычно сто́ит недешево. Однако оно необходимо для обеспечения безопасности и служит довольно долго, если за ним регулярно и надлежащим образом ухаживают, правильно хранят.
Уход за снаряжением:
• предохраняет лошадь от наминов и потертостей загрубелыми грязными поверхностями;
• позволяет контролировать все швы и повреждения материала, что помогает избежать несчастных случаев;
• продлевает срок службы снаряжения, улучшает его внешний вид.
К уходу за снаряжением относится:
• чистка после каждого применения;
• обработка специальными средствами кожаных частей и в особенности швов, которые нужно проверять каждые 8 – 14 дней в зависимости от интенсивности использования;
• тщательный контроль повреждений подвижных частей и швов.
Регулярный контроль материала, из которого сделано снаряжение, и швов очень важен для предотвращения несчастных случаев!