Основой для правильного обхождения с лошадью и работы с ней являются знания о ее потребностях и природных особенностях. Тот, кто понимает природу лошади, будет правильно обращаться с ней и в результате достигнет взаимопонимания с животным.
Лошадь – это животное с определенными инстинктами и определенным предыдущим жизненным опытом, замечательной памятью, а также многими другими качествами и особенностями, образовавшимися в процессе эволюции. Несмотря на то, что лошадь давно используется для службы в кавалерии, в качестве рабочего животного или для спортивных соревнований, ее природные свойства все еще играют большую роль в ее поведении.
Лошади – СТАДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Жизнь в табуне обеспечивает им защиту и безопасность, поэтому от природы лошади неохотно остаются в одиночестве. Табуном руководит опытный ВОЖАК (не обязательно жеребец, часто это опытная кобыла), который обычно выявляется без конфликтов.
Внутри группы лошадей существует СТРОГАЯ ИЕРАРХИЯ. Четкие правила общения обеспечивают выживаемость табуна. Драки за место в иерархии, причем не только между молодыми животными, но и с вновь пришедшими в табун, – нормальное явление. Нижестоящая в иерархии особь либо соглашается со своим подчиненным положением, просто исходя из поведения доминирующего животного, либо оказывается на этом уровне в результате «сражений», для чего часто достаточно одной стычки.
Лошадь – это ЖИВОТНОЕ, СПАСАЮЩЕЕСЯ БЕГСТВОМ. Немедленное бегство с древнейших времен позволяет лошади, ТРАВОЯДНОМУ ЖИВОТНОМУ, избегать любой опасности. Одной из элементарных потребностей лошадей является безопасность. Поэтому они постоянно находятся настороже, в ожидании возможной опасности. И только если бегство невозможно, лошади начинают защищаться ударами задних и передних ног, кусаться.
Также лошади – СТЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, КОЧЕВНИКИ. В условиях степей, в которых они когда-то жили, они спокойно передвигались в поисках пищи по много часов в день. Обычное расстояние, проходимое табуном за день, – 30–40 км. Лошади постоянно находились на свежем воздухе, на открытом пространстве с хорошим обзором. Они не искали укрытия в пещерах и других закрытых убежищах, поскольку там ограничена возможность бегства.
Из чувств у лошади очень хорошо развито ОБОНЯНИЕ И СЛУХ. СИЛА ЗРЕНИЯ и особенно ПОЛЕ ОБЗОРА у лошадей сильно отличаются от таковых у людей. Расположенные по бокам головы глаза обеспечивают этому животному широкий обзор – почти на 360°. Лошадь исключительно хорошо замечает движущиеся объекты, даже если они находятся далеко от нее, сбоку или даже сбоку и сзади. Также у лошади отлично развиты ОСЯЗАНИЕ и ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КОЖИ.
Лошади ОБЩАЮТСЯ друг с другом с помощью звуков и ЯЗЫКА ТЕЛА. Определенное положение тела, выражение морды, положение ушей дают другим лошадям полную и совершенно конкретную информацию.
От природы лошади довольно добронравны по отношению к людям, хотя друг с другом эти животные часто ведут себя грубо.
Лошади обладают исключительной ПАМЯТЬЮ и выраженной способностью ориентироваться. Они сильно привязаны к знакомым предметам и местам и стараются придерживаются старых привычек.
Как правило, рост тела любой лошади заканчивается к 5 годам, общее же развитие полностью завершается в 7 лет.
Движение, свет, воздух и контакт с другими лошадьми совершенно необходимы для хорошего самочувствия лошади. Особенно важно учитывать это при конюшенном содержании и в ходе общения с этими животными. Лошадям требуется много движения, для чего их, к примеру, можно выпускать в паддок или на пастбище.
Во время общения с лошадью и работы верхом всадник должен постоянно наблюдать за поведением и реакциями животного. Это поможет оценить, правильно ли он действует с точки зрения лошади, понимает ли она его команды.
При подготовке лошадей, особенно молодых, можно использовать их стадное чувство, ставя в качестве ведущей старую, опытную лошадь (например, при выездах в поле или при первых прыжках через препятствия). Поскольку езда в группе не всегда возможна и не всегда желательна, молодую лошадь нужно постепенно приучать к ситуациям, когда она будет одна, без собратьев. Это особенно важно для транспортировки, работы в одиночестве и участия в соревнованиях.
Поскольку лошади по природе своей добронравны, доверчивы и любопытны, обычно они без проблем устанавливают контакт с людьми. При общении с лошадью человек всегда, что бы он ни делал, должен двигаться спокойно. Быстрые движения могут напугать лошадь и даже вызвать защитную реакцию.
Как выглядят ОТНОШЕНИЯ ЛОШАДИ И ВСАДНИКА с точки зрения животного? Маловероятно, чтобы лошадь воспринимала человека как «вожака». Однако потребность в безопасности и развитие доверия через положительный опыт могут постепенно поставить всадника в лидерское положение.
Таким образом, важнейшие задачи всадника – обеспечить лошади чувство безопасности и завоевать ее доверие.
Отношения могут считаться хорошими, если оба партнера относятся друг к другу с уважением. При этом возникает вопрос положения в ИЕРАРХИИ. Позиция более высокого по рангу партнера, которую должен занять всадник, приобретается не в результате грубости и наказаний, а с помощью уверенного поведения и обращения с животным. Лошади, которые встречаются с неуверенным, непоследовательным или неуравновешенным поведением человека, начинают выяснять свое положение в иерархии таких отношений.
Спокойный, уверенный и последовательно действующий человек воспринимается лошадью как высшее по рангу существо.
Всадник всегда должен воздействовать на лошадь позитивно, стараться мотивировать ее выполнить команду и обращаться с ней как можно более доброжелательно. Грубые или жестокие действия приводят к тому, что лошадь начинает воспринимать человека как агрессора, от которого надо спасаться бегством или защищаться. Неуверенное и беспокойное поведение всадника вызывает у лошади чувство тревоги, неуверенности.
Если лошадь воспринимает всадника как старшее в иерархии существо и доверяет ему, это повышает ее готовность к обучению, а также усиливает любое воздействие на животное.
Поощрение голосом или похлопывание по шее в правильный момент дает лошади понять, что она все делает правильно. Если же постоянно поощрять лошадь без всякой связи с ее поведением, поощрение становится бессмысленным.
То же можно сказать и о ситуациях, когда нужно исправлять недостатки. Нельзя «наказывать» лошадь так, как принято в нашем понимании, поскольку нельзя ожидать, что лошадь может мыслить абстрактно, как это делают люди. Например, наказание лошади после плохо пройденного паркура не может быть связано в ее сознании с плохими прыжками и не способно улучшить результат на следующем паркуре – это событие просто отложится в памяти животного как очень плохой опыт в общении с человеком. Только если за совершенно определенным поступком лошади следует немедленная реакция всадника, лошадь поменяет свое поведение. При этом всадник должен воздействовать на лошадь так, чтобы сами его действия не были причиной ее ошибок. Поэтому очень важно, чтобы в момент, когда между человеком и животным возникает непонимание, всадник оставался спокойным: его эмоциональные всплески только повысят неуверенность лошади.
Лучше всего лошадь учится через позитивные впечатления и закрепление навыков.
Внимательное обращение с лошадью и последовательность всех действий делают человека «предсказуемым» для нее. Благодаря этому животное чувствует себя в безопасности, начинает доверять всаднику. Поэтому правильное обращение с лошадьми требует большой концентрации внимания во время общения с ними в конюшне и на работе.
Для ОБЩЕНИЯ с лошадьми в распоряжении всадника имеются различные средства воздействия, а также поддержка действий голосом. Что касается голоса, большое значение имеет тон – он должен быть разным для успокоения и стимуляции лошади.
Важным средством коммуникации является ЯЗЫК ТЕЛА. Так же, как лошадь реагирует на тончайшие сигналы сородичей, она реагирует и на движения человека, его позы. Всадник должен непременно учитывать это. Чтобы ваш язык тела позитивно воспринимался лошадьми уже при общении в деннике, при вождении в руках или работе на корде, нужно учиться правильно вести себя, беря пример с людей, имеющих большой опыт взаимодействия с этими животными.
Консервативность лошадей, их приверженность ПРИВЫЧКАМ могут помочь вам как при общении с ними, так и при работе верхом. Имеется в виду, что в сходных ситуациях всегда следует действовать однообразно, стандартизировать свои действия. Если при воспитании лошади всадник недостаточно последователен, у нее закрепляются не только полезные, но и нежелательные навыки.
Всегда нужно принимать во внимание естественный инстинкт лошади – СПАСАТЬСЯ БЕГСТВОМ в случае опасности, который не исчез и по сей день. Лошадь может демонстрировать разные уровни реакции на раздражители – это зависит в том числе от ее настроения в момент действия раздражителя. Зрительные раздражители, как правило, воздействуют на нее сильнее, чем звуковые. Если в пугающей ситуации лошадь впадает в панику, у нее полностью отключается разум, она становится опасной для себя и окружающих. Имейте в виду, что такие ситуации могут возникнуть и при уходе за лошадью в деннике, в проходе конюшни.
Часто всадник замечает внутреннее напряжение лошади еще до того, как та проявит свой испуг. Совершенно бесполезно и неуместно наказывать лошадь, когда она пугается, – это лишь усиливает ее страх. Нужно взять лошадь под контроль между шенкелем и поводом, спокойно ознакомить ее с ситуацией. Это придаст лошади уверенности в себе и повысит доверие к всаднику.
Опытные всадники могут видеть любую ситуацию с точки зрения лошади. Они также могут предвосхищать реакции лошади, избегая таким образом опасных ситуаций, или справляться с ними, быстро успокаивая животное.
С одной стороны, нужно избегать слишком громких звуков в конюшне и во время тренировок, с другой – следует постепенно приучать лошадь к изменениям окружающей обстановки.
ПОЛЕ ЗРЕНИЯ у человека и лошади очень разное. То, что всадник не видит (например, животное в кустах сбоку и сзади от него), может напугать лошадь и пробудить ее инстинкт спасаться бегством. Для большинства людей это становится совершенно неожиданным.
Когда лошадь видит вдалеке что-то, что не может точно определить, она высоко поднимает шею и голову, стремясь обеспечить лучший обзор. При такой естественной реакции всадник должен сначала дать животному возможность оценить ситуацию и лишь потом продолжить работу.
Лошади очень чувствительны, поэтому при уходе за ними и работе под седлом необходимо сохранять спокойствие. В то же время высокая чувствительность лошади позволяет всаднику управлять ей, используя тонкие, малозаметные со стороны команды.
Постоянное наблюдение за глазами, положением ушей и хвоста, фырканьем и появлением пота позволяет человеку получать важную информацию для оценки психического состояния лошади.
• ГЛАЗА – это зеркало внутренних качеств лошади, ее состояния. Глаза могут выражать внимательность, доверие, недоверие или страх.
• ПОЛОЖЕНИЕ И ДВИЖЕНИЯ УШЕЙ тоже дают важную информацию о настроении животного. Прижатые уши, повернутые назад, всегда являются признаком недовольства, готовности защищаться. Свободные движения ушей или поставленные вверх и направленные вперед уши являются признаками внимательности, готовности к сотрудничеству.
• ОТФЫРКИВАНИЕ наряду со СВОБОДНЫМИ КОЛЕБАНИЯМИ ХВОСТА говорит о расслабленной мускулатуре, отсутствии напряженности. Поджатый хвост свидетельствует об испуге или готовности к самозащите. Высоко поднятый хвост (часто – вместе с громким фырканьем) говорит о возбуждении.
• Появление на лошади ОБИЛЬНОГО ПОТА означает сильное напряжение или возбуждение. Как правило, при этом также учащаются пульс и дыхание.
Всаднику необходимо много времени, терпения и наблюдательности, чтобы научиться правильно определять и понимать состояние лошади. Только так он сможет завоевать доверие животного, четко отличать страх от сопротивления и вести работу с лошадью в правильном направлении – как на земле, так и при работе верхом.
Развитие лошадей как вида (эволюция) выработало у них определенные психические качества и формы поведения, которые и были положены в основу классических методов подготовки.
Лошади отличаются друг от друга по психическим качествам, умственным способностям и темпераменту, по своим предпочтениям, симпатиям и антипатиям. Чтобы содержание занятий и их временны́е параметры соответствовали индивидуальным качествам лошадей, нужно быть готовым при необходимости вносить изменения в ранее составленный план работы. Каждый всадник хочет подготовить довольную жизнью лошадь, готовую показывать высокие результаты. Для этого необходимо выработать и укрепить гармоничные партнерские отношения, что достигается благодаря профессионализму, терпению и пониманию психологии каждой лошади.
Если всадник чувствует лошадь, знает причины ее поведения, он понимает, как животное воспринимает его и как лучше действовать в конкретной ситуации.
При работе с лошадьми всадник должен понимать, что они отличаются от людей, и учитывать их природные качества.
Правильное обхождение с лошадью и правильная работа верхом требуют от человека не только знаний и практических навыков, но и особых качеств характера, которые в процессе подготовки должны укрепляться и развиваться. Поэтому конный спорт очень полезен для развития личности человека, особенно это касается детей и подростков.
Кроме любви к животным и интуиции, т. е. способности их понимать и чувствовать, для конного спорта необходимы терпение, самообладание, честность и дисциплина.
Стройное спортивное телосложение является большим преимуществом для занятий верховой ездой, однако это не обязательное условие для хороших выступлений и развития «чувства лошади». Тем не менее всаднику выгодно иметь хорошую физическую форму. Особенно важны выносливость, сила, гибкость, подвижность и скорость реакции. Верховая езда не требует выдающейся мускульной силы, однако для стабилизации положения корпуса в движении задействуются разные группы мышц. Всаднику также необходимы хорошее чувство движения, координация, способность к концентрации внимания.
Верховая езда считается видом спорта, в котором особенно важна координация движений. Кроме способности найти равновесие на лошади и эластично сопровождать ее движения, всадник должен активно применять разные средства управления. Таким образом, при соблюдении некоторых правил верховой ездой можно заниматься с ранних лет до глубокой старости, сохраняя здоровье и хорошее самочувствие.
Если вы хотите заниматься конным спортом (неважно, на любительском или профессиональном уровне), вы должны постоянно совершенствоваться и уделять максимальное количество времени подготовке лошади.
Это позволит заниматься конным спортом с радостью и с необходимой степенью безопасности, не перегружая лошадь и не нанося вреда ее здоровью.
Теоретические знания значительно ускоряют процесс обучения верховой езде. Знания о природных качествах лошадей и их поведении, обхождении с ними, кормлении и содержании, принципах обучения верховой езде и тренировки являются совершенно необходимыми для ответственного всадника, интересующегося своим делом.
Каждому всаднику и в начале обучения, и впоследствии (по крайней мере, время от времени) необходим опытный тренер, задача которого – вести процесс в правильном направлении.
Даже опытные всадники, включая лучших спортсменов мира, время от времени нуждаются в советах профессионалов, чтобы избежать ошибок, которые часто появляются при работе без тренера.
Регулярные занятия под руководством опытного тренера позволят всаднику работать с лошадьми на профессиональном уровне и получить фундаментальную подготовку в области конного спорта.
Важным условием успешного развития и предотвращения несчастных случаев является правильная и систематическая подготовка, ведущая всадника вперед постепенно, по индивидуально подобранной программе.
Хорошая, подходящая всаднику лошадь – необходимое условие для начальной подготовки. Важно, чтобы учебная лошадь была спокойной, добронравной, не слишком чувствительной к действию средств управления, не агрессивной по отношению к другим лошадям и не пугливой.
Кроме хорошего здоровья и уравновешенного темперамента, важным условием является хорошая подготовка учебных лошадей. Лошадь должна помочь начинающему всаднику обрести чувство движения. Хорошо выезженная лошадь – лучший учитель. И наоборот: с молодой лошадью может справиться только опытный всадник.
На учебной лошади должно быть удобно сидеть, она должна правильно реагировать на посыл вперед. Лошадь, которая одинаково хорошо гнется в обе стороны и правильно реагирует на команды всадника, – лучшая гарантия успешного обучения. Тренер должен очень хорошо знать своих учебных лошадей, чтобы определить, какие лошади и всадники будут лучше всего гармонировать друг с другом. Так, рост и телосложение лошади должны подходить человеку. Более тяжелый всадник должен учиться на более сильной лошади, а легких всадников, юношей и детей лучше учить на маленьких лошадях или пони. При этом способность лошади работать под большим весом зависит не от ее роста, а от общей конституции (крепости телосложения).
Более опытные всадники должны иметь возможность ездить на разных учебных лошадях, в том числе на более чувствительных, которые лучше реагируют как на правильную езду, так и на ошибки всадника. Ученик может увидеть свои ошибки, избавиться от них при помощи тренера и сделать свои средства управления более тонкими. Таким образом, хорошо выезженная учебная лошадь может стать настоящим «тренером» в деле развития всадника.
Для развития профессионального чувства всадника необходимо ездить на многих и разных лошадях.
Учебные лошади, предназначенные для прыжков, должны иметь достаточный опыт в преодолении препятствий под разными всадниками. Они отличаются тем, что прыгают рационально, сами рассчитывают подход к прыжку и всегда остаются спокойными, сохраняя свободу и эластичность движений.
Хорошо подготовленные учебные лошади также должны быть привычны к езде в поле. При выезде на природу слабо подготовленные всадники должны сидеть на очень надежных, спокойных лошадях. Опытные всадники могут справиться и с более темпераментными животными.
Любой всадник и любая лошадь, если их систематически обучать, могут научиться преодолевать полевые препятствия (невысокие обрывы, водные преграды, прыжки вверх и вниз, стволы деревьев).
Учебные лошади часто несут большую нагрузку. Им приходится работать под разными всадниками, поэтому за ними нужно хорошо ухаживать, относиться к ним с вниманием и уважением. На этих лошадей время от времени должны садиться опытные всадники, проверять свободу движений, спокойствие и проводимость, а при необходимости восстанавливать их. При правильном обращении и разумном, по возможности разнообразном использовании учебные лошади могут долгое время оставаться работоспособными и здоровыми.
Выезженные учебные лошади, хорошо выглядящие и находящиеся в хорошей форме, – лучшая реклама любой конноспортивной школы.
Тренер – ключевая персона для любого конноспортивного центра и, главное, для развития конного спорта. В подготовке всадников и лошадей тренеры выполняют разнообразные и ответственные задачи.
Молодые лошади и всадники, согласно требованиям классической подготовки, должны обучаться и развиваться в соответствии с индивидуальными качествами. При этом главная задача – их солидная и многогранная базовая подготовка.
Начальная подготовка дает разнообразные навыки, способствует хорошему самочувствию и здоровью лошадей и всадников, вносит значительный вклад в их безопасность.
Поэтому компетенция тренера должна быть разносторонней и охватывать такие вопросы, как содержание лошадей и обхождение с ними, подготовка животных на различных уровнях и в разных дисциплинах, а также подготовка всадников. Для этого требуются:
• обширный личный опыт практической работы верхом;
• необходимые профессиональные знания в области подготовки лошадей и всадников;
• педагогические знания.
Не всякий хороший всадник может правильно работать с учениками, понимая их проблемы и учитывая конкретную ситуацию, но этому можно научиться. Решающую роль здесь играют мотивация и желание помогать людям осваивать верховую езду, а также чувство ответственности за благополучие лошадей. Высокая мотивация позволяет овладеть необходимыми профессиональными знаниями и стать успешным тренером.
В первую очередь начинающие спортсмены должны научиться правильному и безопасному обращению с животными. Эти навыки нельзя рассматривать как второстепенные и думать, что в процессе обучения они придут сами собой. Нужно учить новичка понимать лошадь, правильно общаться с ней. Это является главной предпосылкой для гармоничной работы верхом. Задачи обучения ставят на первое место профессиональные качества и опыт тренера в работе лошадей под седлом (лучше всего, если у него есть опыт взаимодействия с разными лошадьми и в разных дисциплинах конного спорта).
Тренер должен стремиться в любой ситуации ставить себя на место всадника и понимать, что тот чувствует.
Так он сможет помочь человеку исправлять ошибки и развиваться дальше. Хотя подготовка лошадей также является одной из важных тренерских задач, все-таки основное внимание должно концентрироваться на всаднике, ведь во время тренировки совершенствовать лошадь можно, только воздействуя на нее через всадника.
В конном спорте причины большинства проблем следует искать во всаднике.
Хорошим средством обучения является езда на разных лошадях или пересадка всадников внутри группы. Основой действий тренера, помимо его личного опыта и педагогических способностей, является желание общаться с людьми, надежность, энтузиазм и, конечно, любовь к лошадям.
Для оптимального обеспечения тренировок тренер может применять следующие методы:
• правильный подбор учебных лошадей;
• разумное составление группы обучающихся;
• разумный выбор упражнений и последовательности их исполнения;
• сочетание практических занятий с теоретическими (желательно, чтобы теория опережала практику).
Во время тренировки следует применять разные средства коммуникации, а именно:
• устные советы, поправки, пояснения, разговоры с учениками и получение от них информации, т. н. feedback;
• сопровождение действий ученика голосом – позитивное, мотивирующее и уверенное;
• первоначальное словесное объяснение всадникам техники исполнения упражнения;
• можно ездить верхом впереди или позади группы и показывать упражнения, чтобы посадка тренера и его исполнение были примером для учеников;
• также стоит непосредственно корректировать посадку и осанку человека, который сидит на лошади (естественно, с согласия всадника или всадницы), анализировать тренировки, просматривать видеозаписи.
Тренер отвечает за создание позитивной атмосферы на занятиях. Это повышает готовность учеников к усвоению материала, способствует развитию у них профессиональной интуиции.
Тренер должен так организовать общение с учениками, чтобы они понимали его заинтересованность в их успехах. Лучше всего, когда учитель и ученик имеют общие желания и надежды – это способствует успешному выполнению учебных задач и достижению поставленных целей. Тренер также должен учитывать возможные страхи учеников.
Каждый тренер должен понимать, что является образцом для учеников, и учитывать, что люди будут подражать не только его посадке в седле и обращению с лошадьми, но также его поведению, внешнему виду.
Безусловно, необходимым условием для любой педагогической деятельности является успешная сдача экзаменов в соответствии с требованиями национальной федерации конного спорта, а также получение лицензии на соответствующий вид деятельности.
Для начинающего всадника наличие хорошего тренера, работающего с ним в течение длительного времени, – большое преимущество. Частая смена тренеров, как правило, вредит обучению. Отсутствие преемственности методов при смене тренера может привести к появлению у всадника неуверенности в себе.
Выбор места проведения занятий и отбор учебных лошадей должен быть в первую очередь ориентирован на цели учебного процесса и индивидуальные качества всадников и лошадей. Лучше всего, когда есть условия, дающие возможность проводить разнообразные тренировки. Очень важен свежий, по возможности свободный от пыли воздух, а также плотный, но не слишком жесткий грунт, наличие ограды и соблюдение всех прочих условий для обеспечения безопасности.
Сначала тренировки проводятся, как правило, в закрытом манеже. Это значительно повышает безопасность занятий с начинающими всадниками. В закрытом помещении на лошадь воздействует значительно меньше посторонних раздражителей, которые могут привести к неповиновению животного и созданию опасной ситуации, с которой начинающий всадник может не справиться. В дальнейшем для занятий обязательно нужна открытая площадка и выезды на природу. Занятия в полевых условиях незаменимы для укрепления посадки и развития равновесия. Если таких условий в конноспортивной школе нет, спортсмен и тренер должны найти возможность время от времени вывозить лошадей туда, где можно работать в поле.
Желательно, кроме манежа, иметь для выездки большой плац. Он необходим для езды по длинным линиям, для работы на галопе, отработки различных видов посадки и разных видов прыжковой работы. Для регулярной гимнастической работы на клавишах, рядах препятствий и построения паркуров необходимо множество разнообразных препятствий. В идеале на площадке должны быть и полевые препятствия.
Наличие круга для галопов не только способствует лучшей подготовке всадников, но также позволяет делать тренировки более разнообразными для лошадей, позволяя увеличивать амплитуду движений на галопе.
Главными признаками высокого уровня конноспортивной школы являются: хорошее пространство для тренировок, комфортные раздевалки и амуничники, удобные для лошадей конюшни, а также место, где спортсмены могут пообщаться. Обязательно наличие туалетов. Само собой, кроме поддержания общей чистоты и порядка, в хорошем конноспортивном центре всегда ухаживают за снаряжением, грунтом на рабочих площадках, за оградами выездковых манежей и препятствиями.
Также должно иметься оборудованное помещение для теоретических занятий, которые совершенно необходимы при подготовке всадника. Часть таких занятий нужно проводить на конюшне – например, изучение экстерьера лошади, занятия по стрижке, заплетанию гривы, бинтованию ног, седловке, надеванию оголовья. В конноспортивной школе обязательно должны быть в наличии учебные материалы (литература, учебные плакаты). Хорошим дополнением станут учебные фильмы, самостоятельно снятые видео.
Стандартная разметка манежа и единые правила работы в нем помогают всадникам понять, как вести себя на его территории. Все это повышает безопасность. Основные правила езды и исполняемые фигуры едины для всех типов рабочих площадок. Эти общие принципы разработаны для стандартных выездковых площадок, на размеры которых обычно ориентируются и при постройке крытых манежей.
Манеж для соревнований по выездке может иметь 2 размера: 20 × 40 м и 20 × 60 м. Начинающие всадники выступают в манежах размером 20 × 40.
В манеже 20 × 40 маркеры ставятся следующим образом: Буквы А и С стоят на середине коротких сторон манежа. Буквы В и Е (они также называются точками середины манежа) располагаются на середине длинных сторон. 4 точки поворота (M, F, K, H) расположены на длинных сторонах манежа – на расстоянии 6 м от коротких сторон. Места начала исполнения кругов дополнительно должны быть отмечены черной точкой () на ограде манежа. Центр манежа обозначается буквой Х. Это 7-я точка, у которой или вокруг которой исполняются круги. Точки, обозначенные буквами D и G, расположены на средней линии между точками поворота.
Правила работы в манеже созданы для того, чтобы всадники могли вместе работать в манежах и на открытых полях, не мешая друг другу. Эти правила действуют не только при работе в манежах для выездки, в которых установлены буквы, но и для езды в других местах.
Ниже приведены правила работы в манеже, которые должны знать все всадники:
• Перед тем как войти в манеж или открыть ворота, входящий обозначает свое присутствие словами «Пожалуйста, освободите въезд» и ждет ответа: «Въезд свободен». Это означает, что можно безопасно для тренирующихся всадников открыть ворота манежа. То же самое нужно делать и при выходе из манежа.
• Чтобы не мешать другим всадникам и не создавать опасных ситуаций, садиться на лошадь и спешиваться с нее, останавливаться для подтягивания подпруги и т. п. можно только в центре какого-либо круга или на средней линии. Останавливать лошадь нужно перпендикулярно средней линии. Следует научить животное стоять спокойно в момент посадки всадника.
• Необходимо всегда поддерживать безопасную дистанцию от лошадей, находящихся впереди или сбоку (примерно в 1 корпус лошади, т. е. около 2,5 м).
• Лошади, шагающие перед работой или во время пауз, должны оставлять стенку манежа (1-ю дорожку) свободной для лошадей, движущихся рысью или галопом. Переводить лошадь в шаг или останавливаться можно только на
2-й дорожке. Если кому-то нужно остановиться на 1-й дорожке, он должен предупредить остальных всадников, сказав: «Пожалуйста, освободите дорожку».
• Всадники, двигающиеся навстречу друг другу, разъезжаются левыми плечами, т. е. смещаются вправо друг от друга.
• Если всадники едут в одну сторону, то человек, делающий перемену направления по диагонали, имеет преимущество перед тем, кто едет по кругу: «перемена» имеет преимущество перед «вольтом».
• Гонять лошадь на корде на площадке или в манеже можно только в случае согласия всех находящихся там всадников.
Безусловно, каждый конноспортивный клуб может устанавливать собственные дополнительные правила работы в манеже.
Все манежные фигуры показаны на приведенных ниже иллюстрациях.
Езда в поле является необходимой составляющей базовой подготовки всадника. Чтобы начать выезжать в поле, всадник должен приобрести прочную посадку и твердо выучить правила поведения в поле и на дорогах с автомобильным движением.
Также нужно помнить, что на природе всадник является гостем, поэтому он должен вести себя так, чтобы приобретать друзей, а не врагов, чтобы езда на природе была доступна всадникам и в дальнейшем (активная защита окружающей среды, уважительное отношение к ней).
Перед тем как впервые или после долгого перерыва выехать на лошадях в поле или на дороги с автомобильным движением, нужно подготовить к этому животных. Для этого хорошо некоторое время поработать на открытом плацу. Кроме того, выезд в поле нужно делать в конце тренировки, а не в начале.
Сначала нужно выезжать в поле в составе маленькой группы. Таким образом, постепенно, шаг за шагом подобные выезды становятся совершенно обычным, рутинным видом тренировки. Лошади, на которых выезжают в поле менее подготовленные всадники, в целях безопасности должны быть приучены к уличному движению.
Как и во время тренировки в манеже, при работе в поле сначала делается разминка, что позволяет избежать травм. И только после нескольких репризов шага и рыси, во время которых лошадь согревается, освобождается от напряжения, можно поднимать ее в галоп.
Всадник всегда должен носить прочную защитную каску с трех-или четырехточечным креплением ремешка, а также прочную обувь (с голенищем, закрывающим щиколотку, с гладкой подошвой и низким каблуком), лучше всего – сапоги для верховой езды. Одежда для верховой езды должна быть удобной, функциональной и безопасной. При выезде рано утром или в вечернее время на дороги общего пользования спереди и сзади должны находиться фонарики для освещения, а кроме того – светоотражатели на одежде и снаряжении лошади.
В целях безопасности перед каждым выездом нужно проверять седло и уздечку на надежность и правильность подгонки.
Неопытным всадникам не следует ездить в поле в одиночку. Их обязательно должен сопровождать опытный всадник (или на месте тренировки должен присутствовать тренер).
При выезде в поле разумно брать с собой мобильный телефон, с помощью которого в случае необходимости можно вызвать помощь.
Чтобы сохранить конечности лошади, по бетонированным дорогам и другим дорогам со скользким покрытием надо ездить только шагом.
Темп движения в поле должен соответствовать ситуации и особенностям ландшафта.
Если всадник (группа всадников) встречает другого всадника, отдыхающих людей, охотника, работников сельского или лесного хозяйства, нужно заранее перейти на шаг, при необходимости – остановиться, сохраняя безопасную дистанцию. Дружеское приветствие помогает создавать и поддерживать хорошее отношение окружающих к всадникам и лошадям.
Рядом могут ехать не более двух всадников. И это относится не только к езде по дорогам общего пользования: везде, где позволяют условия, лучше ехать парами, потому что лошади всегда охотно идут рядом друг с другом. При движении по дорогам спокойные опытные лошади должны идти слева, ближе к полосе движения транспорта, чтобы отделить от автомобилей молодых или пугливых особей. Расстояние от впереди идущей лошади должно составлять не менее 1 корпуса лошади (около 2,5 м), однако оно не должно быть слишком большим, потому что животные могут начать беспокоиться.
Нельзя ездить через канавы и откосы, следует избегать дорожек для пешеходов и велосипедистов, а также участков, размокших после дождя, чтобы не повреждать их. Запрещено ездить по велосипедным и пешеходным дорожкам, обозначенным специальными знаками.
При выезде в поле аллюры и темп движения подбираются по следующим критериям:
• состояние грунта и дальность обзора на пути движения;
• погодные условия;
• дальность обзора на данном типе ландшафта;
• уровень подготовки лошади и всадника.
Чего нельзя делать:
• едущий впереди всадник не должен менять аллюр, не предупредив человека, едущего сзади;
• слишком близко подъезжать друг к другу;
• самовольно обгонять других всадников, менять темп движения или аллюр;
• устраивать скачки;
• ехать галопом в направлении дома.
Для взаимопонимания в группе и информирования других участников движения при выездах в поле применяются следующие сигналы, которые подаются руками:
• поднятие вверх прямой руки: «Внимание!»;
• поднятая вверх рука опускается до уровня плеча: «Переход в шаг из остановки»;
• многократное поднятие руки: «Рысью!»;
• многократное махание поднятой рукой над головой и последующее указание ей в направлении движения: «Галоп!»;
• опускание поднятой руки до уровня бедра: «Медленнее!» (переход в более медленный аллюр или остановка);
• при изменении направления движения на дорогах общего пользования вытянутая рука показывает направление движения.
Выезды в поле делают процесс обучения более разнообразным и служат не только для тренировки лошадей и всадников, но и для отдыха. Помните, на первом месте всегда должна быть безопасность всех участников!
Все требования должны быть ориентированы на уровень самого слабого всадника и наиболее трудную лошадь. Во время полевых тренировок полностью подтверждается принцип «Всякая цепь крепка настолько, насколько крепко ее самое слабое звено».