До великой рецессии 2008 года банки использовали стандартные виды денежно-кредитной политики, то есть меняли процентные ставки и закупали облигации на открытом рынке, если была избыточная ликвидность. Раньше считалось, что если государство хочет повысить процентные ставки – как бы затормозить рост экономики, – то оно продаёт гособлигации на открытом рынке и таким образом привлекает свободные деньги, имеющиеся у населения. В результате этого цены на гособлигации падают, процентные ставки поднимаются, и происходит торможение экономики за счёт того, что процентные ставки выше, а денег в обороте меньше.
Сейчас всё происходит наоборот: центральные банки закупают огромное количество облигаций каждый месяц напрямую от государства через первичных брокеров, которые продают гособлигации по договору с государством.
После кризиса банки начинают использовать новые методы, которые раньше не применялись:
• Количественное смягчение (КС). Условно это можно назвать «печатанием денег», но на самом деле деньги пускаются в оборот посредством забивания цифр в компьютер, без физической печати банкнот.
• Крупномасштабные закупки активов (КРЗА). Закупка государственных облигаций, ипотечных облигаций и прочих подобных активов. Разные страны закупают разные активы, но американский центральный банк – Федеральная резервная система (ФРС) – довольно агрессивно закупает и государственные облигации, и ипотечные бумаги.
• Политика нулевых процентных ставок (ПНПС). В течение очень длительного промежутка времени процентные ставки почти равны нулю, то есть ФРС платит очень низкую процентную ставку на резервные деньги, чтобы создать у банков больше мотивации давать деньги в долг и на этом заработать более высокий процент, чем тот, что они получают от ФРС.
• Сознательное значительное удешевление валют. Этим в первую очередь сейчас занимается Япония – агрессивней, чем все другие страны.