Когнитивная терапия часто упоминается как синоним когнитивно-поведенческой терапии, однако в самой когнитивно-поведенческой психотерапии различаются когнитивная терапия (КТ) А. Бека и рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) А. Эллиса как два разных метода в рамках одного направления.
Когниции (в широком смысле) – мысли, представления, убеждения, установки и взгляды человека.
Терапевтические интервенции – вмешательства, направленные на достижение улучшений.
Употребляющиеся в данной книге слова-маркёры установки долженствования («необходимо», «следует», «стоит» и т.д.) важно воспринимать не как синонимы требований, а лишь как элементы вводных и вставных конструкций.
Низкая переносимость фрустрации – убеждённость человека в своей неспособности совладания с дискомфортными состояниями и ситуациями в силу их оценки как «невыносимых».
Специфика проведения когнитивной терапии с различными клиентами подробно освещена в работе авторов «Когнитивно-поведенческая терапия. Практическое пособие для специалистов» (Качай И. С., Федоренко П. А. – Екатеринбург: Издательские решения, 2023. – 800 с.)
Этот тезис подробно раскрывается в книге.
В рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса среди дисфункциональных реакций основное внимание уделяется эмоциональным и поведенческим следствиям, в то время как в когнитивной терапии А. Бека учитываются также и физиологические (телесные) проявления (помимо эмоций и действий). При описании следствий (С) в настоящей работе подразумевается вся триада этих реакций, хотя иногда обозначается только эмоциональная и поведенческая реакции (в духе РЭПТ).
Общий и специальный принципы эмоциональной ответственности будут подробно рассмотрены в главе 18.
Алгоритм решения проблем будет отдельно представлен в главе 81.
Отличия жёстких (иррациональных) и гибких (рациональных) установок исследуются в частях IX, X, XI и XII.
Высокой переносимости фрустрации посвящена глава 49.
Природа безусловного принятия мира будет рассмотрена в главе 55.
Природа безусловного принятия других будет рассмотрена в главе 54.
Природа безусловного самопринятия будет рассмотрена в главе 53, а способы его развития – в главе 99.
Термин «дихотомия» переводится с греческого языка как «деление пополам».
Универсалии – общие для многих субъектов или объектов свойства и характеристики.
Автоматические мысли – спонтанно и молниеносно возникающие в конкретных ситуациях отрывочные и обрывочные слова, образы, картинки, представления, воспоминания или фантазии, которые человек может практически не осознавать, но которые часто являются искажёнными или дисфункциональными, а поэтому приводят к нездоровым негативным эмоциям, телесным симптомам и проблемному поведению.
Некоторые специалисты в области КПТ в качестве когнитивного искажения также выделяют противоположное убеждение – преуменьшение, однако в контексте данной «классификации» это когнитивное искажение не рассматривается отдельно, поскольку частично пересекается (содержательно) с избирательной фильтрацией (в аспекте обесценивания положительного и нейтрального опыта).
Императив – общезначимое предписание (требование, обязательство, повеление, надлежание, закон).
Под углом зрения РЭПТ долженствование как императивное убеждение является источником трёх ключевых оценочных убеждений (катастрофизации, низкой переносимости фрустрации и глобальной оценки) – это подробно будет рассмотрено далее.
Тремя ключевыми оценочными убеждениями в РЭПТ считаются катастрофизация, низкая переносимость фрустрации и глобальная оценка (обесценивание) (себя, других и мира). Основой этих оценочных убеждений является императивное убеждение – долженствование (требования человека к себе, другим и миру).
А. Эллис развил концепцию «тирании долженствований» К. Хорни, о чём речь пойдёт позже.
Природа нездоровых негативных и нездоровых позитивных эмоций рассматривается в следующей главе.
Если когнитивная терапия А. Бека стремится к количественным изменениям (снижению уровня негативных эмоций), то РЭПТ А. Эллиса ориентирована на качественные перемены (замену нездоровых негативных эмоций их здоровыми аналогами).
Под «обязательством» здесь имеются ввиду требования (к себе, другим и/или миру), являющиеся источником практически любых эмоциональных и поведенческих расстройств – прим. авторов.
Имеются в виду события недавнего прошлого, в которых человек испытывал нездоровые реакции.
Если в когнитивной терапии А. Бека помимо эмоциональных и поведенческих реакций учитываются также физиологические (телесные) проявления, то в РЭПТ А. Эллиса большее внимание уделяется эмоциональным и поведенческим реакциям. Однако в рамках данной книги под эмоциональными следствиями также понимаются и физические проявления этих нездоровых негативных эмоций, в связи с чем словосочетание «физические следствия» употребляется не всегда.
Под упоминающимся в цитатах словом «чувства» имеются в виду эмоции. Во избежание терминологической путаницы важно понимать, что негативные эмоции – это то, что можно описать одним словом (так, существует всего восемь нездоровых негативных эмоций: тревога, гнев, обида, подавленность, вина, стыд, ревность, зависть). Под «чувствами» обычно понимаются такие сложные (комплексные) явления, как любовь. Наконец, слово «ощущение» лучше использовать для обозначения физиологических (телесных) проявлений (таких как, например, напряжение в руках, жар в лице, учащённое сердцебиение, слабость в ногах и т.д.).
Различные когнитивные, эмоциональные и поведенческие техники и упражнения, применяющиеся в РЭПТ, будут рассмотрены позже.
Виды и стили диспута подробно рассматриваются в Части VII.
Процедура диспутирования будет подробно представлена в главе 58.
Триада невротических зависимостей (от достижений, одобрения и любви) будет отдельно рассмотрена в Части XIX.
Под эмоциональным расстройством в этой цитате имеется в виду нездоровая негативная эмоция, испытываемая человеком по поводу той или иной проблемы (активирующего события или активирующих событий). Стоит ещё раз отметить, что если в когнитивной терапии А. Бека под эмоциональным расстройством обычно понимается та или иная нозология (например, «обсессивно-компульсивное расстройство»), то в РЭПТ эмоциональным расстройством обычно называют конкретный эмоционально заряженный эпизод из жизни человека (например, гнев на жену, тревога по поводу экзамена и т.п.).
Дистресс – хроническое эмоциональное напряжение вследствие серии серьёзных стрессов.
Эмоциональные и поведенческие упражнения отдельно рассматриваются в Частях XV и XVI соответственно.
Поведенческий эксперимент – способ проверки ожиданий и опасений человека через погружение в ситуации, в которых обычно активизируются его дисфункциональные когниции (и эмоции).
Градуированная экспозиция – постепенное и последовательное столкновение человека с пугающими стимулами (от менее тревожащих к более устрашающим) без использования техник саморегуляции на каждой ступени иерархической лестницы с целью самостоятельного проживания тревоги и страха (или отвращения).
Систематическая десенсибилизация – постепенное и последовательное столкновение человека с пугающими стимулами с использованием техник саморегуляции на каждой ступени иерархической лестницы для облегчения привыкания к пугающим стимулам за счёт формирования новой связи «пугающий стимул – расслабление».
Неградуированная экспозиция («наводнение») – резкое столкновение человека с пугающими стимулами без предварительного составления их иерархического списка и без использования техник саморегуляции с целью самостоятельного проживания тревоги и страха.
Парадоксальная интенция – намеренное усиление человеком пугающих симптомов во время погружения в фобические ситуации и желание присутствия того, что ассоциируется со страхом (стыдом, неприязнью).
Принцип «действуй как будто» – стремление человека при выполнении поведенческих техник и экспериментов действовать так, как будто у него нет дисфункциональных мыслей, эмоций и опасений.
Принцип «оставайся там, где дискомфорт» – стремление человека при выполнении поведенческих техник и экспериментов как можно дольше оставаться в триггерной ситуации с целью ослабления негативных реакций (страха, тревоги, стыда, дискомфорта).
Атака стыда – осознанное и целенаправленное совершение человеком на людях постыдных (но безвредных для себя и других) действий с целью преодоления стыда и страха осуждения со стороны окружающих.
Отработка навыков – формирование определённых навыков (например, навыков уверенного поведения) в условиях реальной жизни.
Чаще всего альтернативное обоснование используется когнитивными терапевтами, а не рационально-эмоционально-поведенческими терапевтами.
Специфика самораскрытия терапевта рассматривается в главе 83.
Когнитивный диссонанс – введённое Л. Фестингером понятие, обозначающее внутренний конфликт противоречивых идей в сознании человека, мотивирующий его отказаться от какой-либо идеи или изменить её, чтобы вернуться в состояние комфорта (консонанса).
Принципы и компоненты сократовского диалога будут подробно рассмотрены в следующей части книги.
Когнитивный диссонанс – введённое Л. Фестингером понятие, обозначающее внутренний конфликт противоречивых идей в сознании человека, мотивирующий его отказаться от какой-либо идеи или изменить её, чтобы вернуться в состояние комфорта (консонанса).
«Конфликт головы и сердца» отдельно рассматривается в главе 60.
Открытые вопросы – вопросы, предполагающие несколько возможных вариантов ответа (в отличие от закрытых, на которые можно ответить только «да» или «нет»).
Интериоризация – усвоение и освоение человеком внешнего опыта, становящегося для него внутренним.
Герменевтика – философское направление, исследующее процесс толкования текстов.