В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам установки на вымысел, имея общие черты, различаются на подвиды или жанры. В науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. Это объясняется тем, что они чрезвычайно разнообразны и по героям, и по сюжетам.
Многие русские фольклористы, такие как В.П. Аникин, Н.М. Ведерникова и В.Я. Пропп, придерживаются классификации, разработанной А.Н. Афанасьевым, который в отдельные разделы выделяет сказки о животных, фантастические, волшебные и бытовые.
Один из древнейших жанров фольклора – сказки о животных. В таких сказках действуют и животные, и птицы, и рыбы. В них нет чудес, нет волшебства, хотя есть действия персонажей, не соответствующие действиям их прототипов в жизни. В самих сказках сохраняются черты тотемизма, который основывается на вере в родственные связи человека и животных. Первобытный человек одухотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, «очеловечивал» зверей и птиц, и они в сказках разговаривают друг с другом, понимают человеческую речь.
Сказки о животных бытуют и в наше время. Дети очень любят не только слушать такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок» и пр., но и рассказывать их.
Своеобразным видом «устной приключенческой литературы народа» являются волшебные сказки. Так, В.Я. Пропп полагает, что в обиходе под волшебной сказкой понимают устный рассказ, в котором положительному герою помогают сверхъестественные силы, волшебные предметы, помощники, в роли которых часто выступают животные и птицы. Исследователь выдвигает такую схему волшебной сказки: действие начинается с того, что герою причиняется какой-либо ущерб, у него или его родителей что-то похищают, или героя изгоняют из родных мест. Он отправляется в дальний путь, в пути он встречает того, кто дарит ему волшебное средство или помощника. Благодаря этому подарку герой побеждает в поединке с противником. Однако ему приходится пройти еще через множество испытаний. Их герой выдерживает с честью, и сказку венчает счастливый конец. Дети любят слушать подобные сказки: «Сивка-бурка», «Золушка», «Финист – ясный сокол» и т. п.
Следующий вид сказок – социально-бытовые. В бытовой сказке, как указывает Н.И. Никулин, герой действует в знакомой ему обстановке: будь то родная деревня, соседний город или град-столица. В социально-бытовой сказке отсутствуют чудеса и волшебные предметы, герою не приходят на выручку сверхъестественные силы. Ему приходится надеяться на самого себя, свою ловкость, ум, изворотливость, жизненную хватку или просто на «его величество случай».
Сказки всегда привлекали внимание педагогов и психологов из-за нравственного влияния, которое они оказывают на детей.