Книжная полка
Скромные афиши у ворот Екатерининского сада извещали: в Краснознамённом зале армейского культурного центра, что на площади Суворова, состоится презентация книги поэта Владимира Силкина «Кавказский крест»…
– Зря он согласился на это огромное помещение, – услышал я разговор у раздевалки. – Здесь теперь и знаменитые артисты зрителя не собирают, а тут поэзия, да ещё в полковничьей форме. Жалко будет Силкина…
Но за полчаса до вечера зал уже был полон, и я, замешкавшись, еле нашёл себе место на приставном стуле в последнем ряду. Много было молодёжи, военной и гражданской. Блестели фронтовыми наградами ветераны. Пришли верные читатели и почитатели Владимира Силкина. Все знали, что речь пойдёт о Чечне, о кровавых сражениях в том бунтующем регионе.
Да, Силкин был в полковничьем мундире. Со всеми регалиями, которые он успел заслужить, побывав, пожалуй, во всех «горячих точках». Держался он раскованно и просто, от всей его крепко сбитой фигуры веяло основательностью, спокойствием. И читал он спокойно, как бы по-домашнему, голосом и взмахами руки не помогал, но после каждого стиха зал взрывался аплодисментами: благодатно ложились на души его правдивые, волнующие строки…
После того вечера прошло немного времени, но вот уже второй сборник, тоже в основном о Чечне, положил на стол Владимир Силкин. Называется он коротко и броско: «Блокпост», выпущен Издательским домом «Юпитер».
Мне кажется, что Силкин новой книгой сделал заметный шаг в своём творчестве. Весь сборник читается с интересом, на одном дыхании, как одно большое стихотворение. Тема у него святая: Армия и Отечество, сыновняя любовь к родному порогу. Он верен классике. Немного – поручику Лермонтову, немного – земляку своему Есенину. Нет у него зауми, пижонства, моды, «ананасов в шампанском». От его строк часто пахнет толом и порохом, окопной землёй и даже кровью.
Крепнет у поэта и свой собственный силкинский стиль, привлекающий доверительностью, обнажённой правдой, образным языком, переходящим иногда как бы в разговорную речь. У него «над Окою скуластые ветры», «рыба ослепла в кровавой воде», «смерть повыла и прочь ушла», «нет в медали «За отвагу» оборотной стороны», «тишину раздавили колёсами», «птицы выклевали ночь до последней звёздочки»… Он удачно вводит в некоторые стихи элементы народной частушки:
Ты хоть тресни на куски,
И достанься ворону,
Не пройдут боевики
Нынче на ту сторону…
В книге «Блокпост» поэт обращается и к политике, к современной жизни, которая пока не радует воинство. Острый и непримиримый глаз его подмечает, что «растащили страну, как избу по бревну». «Я за Россию постою, она б за русских постояла», «мы и правда великий народ, если сами себя истребляем», «на могилах тесно от крестов»…
Силкин талантлив. Видимо, от природы. Жители его родного города Ряжска так зауважали своего поэта, что сделали его Почётным гражданином.
Армия для Владимира Александровича Силкина – дом родной. Бросали его приказы командования с Запада на Восток, помотался он по разным гарнизонам. А потом в Москву попал, военную академию окончил, служил в Главном управлении кадров.
– Мог бы и в генералы выйти, – сказал я как-то ему при очередной встрече.
– В принципе мог бы, но для меня генеральские лампасы – это поэзия, книги.
Пятнадцать сборников уже на счету у Владимира Силкина. Первая книга вышла у него во Владивостоке и называлась «Отсюда Родину видней». Потом были «Чувство долга», «Два ветра», «Окраина», «Журавинка». Издал он и две книги песен. Когда стихи поэта поют – это особое признание народа, самая большая радость.
Несколько лет уже полковник Силкин является начальником Военно-художественной студии писателей. Он лауреат популярных литературных премий, секретарь правления Союза писателей России и Москвы, профессор, академик. Силкин всегда среди молодежи, помогает способным начинающим литераторам стать на ноги. Многим он по-армейски товарищ и брат. Такой уж добрый характер у поэта из рязанского края певучего.