Соловьиная песнь

Красивую лирическую книгу подарил недавно на радость своим читателям наш известный земляк, поэт Владимир Силкин. Вышедший новый сборник его стихов называется «Когда на Заречной поют соловьи». Если говорить о сборнике в целом, то главными его темами являются тема Родины (как большой, так и малой), тема природы и любви к ним. Всё это искренне проходит через внутренний мир автора, через его лирическое Я. И всё это не поверхностно, а сопереживаемо им.

«Беззащитная граница

Между родиной и мной».

«Граница» – только не военная. Родина в душе поэта-воина, поэт в объятиях Родины. Они слиты воедино. Здесь нет границы, а если и есть, она действительно беззащитна, не охраняема, поэт и Родина сливаются друг с другом.

Многие стихи в сборнике насыщены глубоким переосмыслением классических, чаще всего есенинских образов. Что-то есть и от Тютчева – его философичность. Недаром сам поэт пишет, что хорошо, когда:

«И в высь глядеть из-под руки,

По-новому воспринимая

Четыре тютчевских строки

На счёт грозы в начале мая».

Или сравним с такими известными есенинскими строками: «В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть».

У Владимира Силкина эти строки, перефразируя его слова, воспринимаются несколько по-другому:

«Насквозь промокшие осины

К рябинам тянутся погреться».

Многие стихи посвящены конкретным лицам, родным, землякам: поэтам Е. Трофимову и А. Корнееву, старейшей сотруднице краеведческого музея А. А. Царьковой, Андрею Репкину, которые с искренней радостью прочтут даруемые им строки.

Многие стихи посвящены малой родине, они так и называются «Осень в Ряжске», «Ямской луг», «Большая Алешня», «На Хупте».

Ещё одна животрепещущая и вечная тема (как бы внутри родины) – это тема современной умирающей, заброшенной деревни.

«Умирают цветы и деревья,

Исчезают породы зверей,

А теперь вот уходят деревни,

Отмирая от древних корней».

Поэт, как бы продолжая есенинское наследие по защите деревни, с болью заключает:

«Не дожить бы до страшного мига,

Не увидеть последний плетень

И лощёную красную книгу

Отживающих век деревень».

Осень и дождь – главные (как одушевлённые) герои во многих стихах. Одни только названия говорят об этом. «Осень», «Осень пришла», «Гаданье на жёлтых листьях», «Здравствуй, осень», «Дождь», «Мелодия дождя», «Осень в Ряжске», «Осенний натюрморт» и т. д.

Поэт обращается к осени, как к своей подруге:

«Ну, здравствуй, забудем разлуку,

Мы вечно чего-нибудь ждём!

Давай свою мокрую руку,

Побродим еще под дождём».

Сам автор признается:

«Мне не хватает тишины,

Дождя, рисующего лужи».

Почему так? Осень, дождь, ветер – милые сердцу поэта явления природы. И мы находим ответ в таких его признаниях:

«Я слышал нелестные речи

Об этих дождях и ветрах,

Но есть они в мире, и легче,

И как-то уверенней шаг».

Шаг простого человека, шаг поэта, воина. Дождь и ветер – резвые силы природы. Они вдохновляют, закаливают, укрепляют. Поэтому у автора всегда, по его образному выражению, «вновь дожди на кончике пера». Отсюда и прекрасные эпитеты и сравнения: «Это осень явилась в паутине дождей», «дождь по лицу, как звон пощёчин», «в рязанских лугах заблудились весёлые майские ливни», «в небе тучи летают, как змеи, зависая на нитях дождей» и т. д.

Дождь – не только радость для поэтической души, момент вдохновения, но это и нечто обширное, благостное очищение и просветление всей Родины.

«Успокоится дождь, обессилев,

И закусит свои удила.

И отмытая ливнем Россия

Снова будет на сутки светла».

Как воды всемирного потопа омыли когда-то грехи всего человечества, так и ливнями очищается Россия. Особенно ныне – многострадальная, поруганная, больная, униженная.

Поэт мастерски владеет изобразительно-выразительными средствами языка, ёмки и красивы его эпитеты и метафоры. Достаточно привести только несколько примеров, без всяких комментариев, и читатель сам поймёт и восхитится.

«Под сосной, умывшись снегом,

Мягко тычась в стебельки,

Пересыпанные смехом,

Расползаются жуки».

Неправда ли, какие смешные милые жуки! Какая чудная милая картинка! А вот проводница разносит своим пассажирам в вагоне чай – «в стакане осколок луча, похожий на ломтик лимона», а вот в лугах «чье-то счастье, позабыв о личном, кузнечики ковали второпях», а вот «закат, словно ситец, на окошке дрожит», а вот и «палец цветной поплавка качается, туче грозится».

Сборник начинается стихотворением «Родина», а кончается стихотворением «Молчанье». Молчанье – это действительно, как пишет поэт, «не лучшее средство», «оно словно пасмурный день», «молчанье, конечно, сурово». Но…

«Скажи оно только лишь слово —

И творчества нет моего».

Казалось бы, наоборот, творчество поэта передается через слово. А здесь через молчание? Слово – хорошо, а молчание – лучше, молчание – золото. Молчание – нечто сокровенное, внутреннее, душевное, без приукрашенных и пустых слов. Такое молчание проходит через доброе и животворящее слово, а слово, в свою очередь, таится, покоится, зреет в суровом и пасмурном молчании. Они философски слиты.

Одно из стихотворений сборника называется «Благословен сентябрь в дожде». Как поистине благословен и новый поэтический сборник Владимира Силкина. Сборник лирический, чистый, звонкий, как соловьиная песнь.

Анатолий ЧИЖОВ

преподаватель богословия

«Ряжские вести», N59, 10 августа 1999 года

«Когда на Заречной поют соловьи», МГО СП России, 96 с.

Загрузка...