– Ритка! Ты в школу ходить собираешься – ну хотя бы изредка! – угрожающе нависая над девчонкой процедила Зоя Павловна.
– Когда, Зой-Пална? – невозмутимо продолжая краситься осведомилась Ритка. – Чего вы, издеваетесь, когда мне в школу? Жизели У меня утренняя репетиция, потом дневная, потом спектакль! Когда мне экзерсисы у станка делать? Вы еще велите в общеобразовательную ходить – домашнее задание по математике выполнять! – и Ритка визгливо засмеялась, явно предлагая присоединиться к веселью.
– Могилева, например, ходит, – кивая на Настю, сказала Зоя Павловна и уточнила, – В общеобразовательную.
Настя смущенно потупилась – но похвала-то заслуженная! Большинство балетных, начиная выступать, и в нормальную школу не успевали, а уж на общеобразовательную забивали полностью. Но только не Настя! Всего два месяца назад честно заходила! На литературу! Чего там, правда, читали, она не помнила – вечерняя репетиция закончилась около часу ночи, так что она уснула, положив голову на парту, а проснулась от завораживающего запаха горелых котлет из школьной столовой! Хорошо, что снова надо было на репетицию бежать – а то б точно не выдержала, сожрала. Хотя бы половинку. А кто знает, может, и целую котлету!
Ритка прекратила накладывать румяна и смачно откусила от бутерброда с колбасой. Нервно морщась, Настя отвернулась – вот зараза! Ну почему Ритка может хомячить, что угодно – все в танец уйдет, а она, Настя, работает не меньше, а кажется, даже от яблок толстеет! И ведь специально на глазах жрет – издевается!
Словно подтверждая догадку, Ритка поглядела на Настю через зеркало – и выразительно куснула снова.
– Математика никому не нужна, все равно после «раз-два-три» приходится счет заново начинать, – согласилась Зоя Павловна, – Но я вчера видела как ты плие1* делала – ни к черту! На прыжке коленку плохо спрямляешь, ручки в локотках не выворачиваешь – не держишь тело! – глядя на Ритку в упор, рявкнула хореограф. – Почему Могилева является на уроки – пусть не каждый раз, пусть изредка, но находит же возможность у станка поработать! – а ты нет? Звезду поймала, девочка?
– А это потому, что Могилева главных партий не репетирует, вот у нее времени и побольше! – со свойственным ей невозмутимым нахальством объявила Ритка.
Настя немедленно захотелось запустить коробку с гримом ей в голову.
– Говоришь, главных партий не репетирует? – прицельно сощурилась хореограф – похоже, ее достали всерьез. Было за Зоей Павловной такое свойство – то все ничего, но если разозлить… не, лучше сразу к осветителям прятаться, авось не найдет! – Вот сегодня и начнет! Могилева! – от крика Зои Павловны баночки на гримировальном столике задрожали, – Жизель2* сегодня танцуешь ты! – и сдернув костюм с вешалки, она швырнула его Насте.
– Но… – выпутываясь из накрывшей ее пачки, пробормотала Настя, – Сегодня же прогон! С худсоветом!
– Совершенно верно! – злорадно косясь на Ритку, отчеканила Зоя Павловна.
– Но… Кто танцует на прогоне, тот и на премьере… – задыхающимся шепотом пролепетала Настя.
– Вот именно! – энергично припечатала Зоя Павловна.
– Но главный балетмейстер сказал… – Ритка наконец перестала краситься и уставилась на Зою Павловну растерянно – похоже, до нее дошло, как она нарвалась. Только поздно.
– Уверена, Александр Арнольдович меня поддержит! – сообщила Зоя Павловна, решительно поворачиваясь на каблуках. Никто не сомневался, что поддержит – когда на Зою Павловну накатывало, с ней даже директор спорить не решался, а уж родной муж… Дверь за хореографом захлопнулась.
– Ты! – ненавидяще выдохнула Ритка, всем корпусом поворачиваясь к Насте.
Дверь снова распахнулась – с тем же грохотом, что и захлопнулась:
– Могилева! За сценой переоденешься! Пока эта змея тебя не сожрала! – скомандовала из коридора Зоя Павловна.
Прижимая к себе костюм, Настя ринулась вон из гримерки. Она бежала по коридору, звонко стуча в линолеум босыми пятками и в ушах у нее в такт барабанной дробью гремело: шанс, шанс, шанс! Твой шанс! Премьера «Жизели» ее, Настина! Этого у нее уже никто не отнимет!
За сценой Кумарчик, уже одетый в костюм графа Альбера, окинул Настю пренебрежительным взглядом:
– Что еще за новости?
– Зое вожжа под хвост попала, – сквозь зажатые между зубами булавки прошамкала подоспевшая костюмерша, – Ритка на занятия не ходит, вот она и взбеленилась!
– Мне все равно, кого тягать! – издевательски процедил Кумарчик.
Все говорили, что Кумаров – отличный партнер. Что у него прыжок, пластика, что он лучший из молодых, с ним в поддержке надежно, как на полу! Слишком много говорили – звезду Кумарчик поймал давно и прочно, еще с тех пор как на выпускных спектаклях первые партии получал!
– Неправильно себя в поддержку подашь – уроню! – наклоняясь к Настиному уху, прошептал Кумарчик.
Спасибо. Подбодрил. Уронить – не уронит, сам побоится на прогоне перед худсоветом опозорится, но пугнет так, что мало не покажется! Наш звездный мальчик и раньше был ба-альшая кака, а после того как на конкурсе Сержа Лифаря третье место занял, вообще хоть вешайся! Только не ему на шею!
– Тебе все равно, а мне теперь мучайся! – пробубнила костюмерша, и кинув на Настю неодобрительный взгляд, с треском распорола корсаж костюма и принялась его наскоро переметывать.
Настя чуть не заплакала – она же не виновата, что у нее грудь больше, чем у Ритки! А тут еще сама Ритка, легка на помине, приперлась – в Настином костюме Мирты, повелительницы виллис!
– Парни, носки не одолжите – подложить! – демонстративно оттягивая обвисающий на груди корсаж, на всю сцену осведомилась Ритка, – А то я из платья этой коровы во все дырки вываливаюсь!
– Как же я ненавижу наш театр! – с чувством сказала Настя.
– У тебя всегда есть выбор – иди танцуй в ресторан! – хладнокровно сказала костюмерша, снуя с иголкой вокруг – кончик иглы то и дело больно колол кожу. – Дура! – закрепляя нитку, неожиданно доброжелательно прошептала она, – Тебе-то чего ненавидеть… Вот им! – и едва заметным движением подбородка указала на торчащих у левой кулисы пенсионерок. Обе старухи точно почувствовали, что о них говорят – метнули на девчонку недобрые взгляды и дружно повернулись спинами, взметнув длинные полупрозрачные юбки виллис из кордебалета – массовки танцующих призраков. – Им по тридцать пять, – придвигаясь поближе к Насте прошептала костюмерша, – Сама понимаешь, в балетном деле это уже пенсия. Мало кто может как наша Анечка Дорош – в сорок два в Париже классику танцевать! А ведь они никогда, даже на школьных выпускных не получали главные партии… – шепот костюмерши щекотал Насте ухо, – Всю жизнь – четвертый лебедь в пятом ряду!
– Спасибо, – торопливо отводя глаза от старушек, пробормотала Настя. Она была и впрямь благодарна! Она сделает все, что нужно и даже больше… Она сделает что угодно! Но она никогда не станет… как эти! И она снова с испуганной брезгливостью покосилась на бабулек.
– Ритка! Тьфу, Настя! – как всегда встрепанная и хлопотливая мимо пронеслась кудрявая Милочка – театральный помреж, – Давай в кулису! Начинаем!
– К концу первого акта я под тебя второе платье переделаю, – костюмерша ободряюще улыбнулась девчонке, – Хорошего на премьере желать нельзя – так что ногу тебе сломать… и пожалуй, башку проломить!
В зале погас свет – и тихо запели скрипки. Суровые мужчины и женщины в первом ряду – худсовет театра – перестали шушукаться и выжидательно уставились на сцену.
– Могилева, па-ашла! – тихо скомандовала Милочка, в своей режиссерской будке щелкая тумблерами экранов, на которые натыканные вокруг видеокамеры передают все, что делается на сцене и за кулисами.
Настя вскинула руки – и скользнула на сцену, изо всех сил стараясь выкинуть из головы белую от бессильной ненависти Риткину физиономию.
Тяжело дыша, Настя снова стояла в кулисе, обеими руками ловя под перешитым корсажем безумно колотящееся сердце. Позади было все: и любовь, и ревность, и предательство, короче, весь первый акт, и оскорбленная Жизель только что сошла с ума и пала мертвой!
– Хорошо! – с удивлением, словно и не ожидала от Насти такого, сказала поджидающая ее в кулисе Зоя Павловна. – Даже совсем хорошо! И Кумарчик тебя хвалит!
А вот это и впрямь удивительно!
– Ну, во всяком случае не сильно много гадостей говорит, – честно уточнила хореограф, – Надо подумать… – и она пошла прочь, бормоча что-то себе под нос, – Что встала! На второй акт одевайся! – обернувшись через плечо гаркнула Зоя Павловна.
Из скрытого позади кулис «кармана» сцены выскочила костюмерша.
– Над чем она думать собралась? – шепотом спросила Настя, расправляя белые полупрозрачные складки костюма призрака.
Костюмерша помолчала – и наконец неохотно пробормотала:
– Помнишь, Леночке Матвейчук, приме нашей, позавчера на спектакле плохо стало? Так вот, никакое это не отравление. Ну что не понятно? – прикрикнула она, увидев Настин недоуменный взгляд, – Малыша она ждет! Сама знаешь, что из этого следует… – и подхватив свою коробку с шитьем, она торопливо направилась прочь, оставив в кулисе застывшую в ошеломлении девочку.
За спиной раздалось шипение – точно там бесновался лопнувший садовый шланг. Настя резко обернулась. В скользящем вдоль пола слабом луче «подсвечивающей пушки» стояла Ритка в костюме повелительницы виллис. Вся в белом, с безумным, яростным лицом – и впрямь похожая на призрака! И Настя поняла, что соперница все слышала! И они обе знают, что именно следует из нежданной жизненной радости примы! Ритка снова зашипела, обнажив мелкие острые зубки, протянула руку – и медленно пошла к Насте, ступая по смутному световому лучу. Настя невольно попятилась назад…
– Могилева, готова? – налетело, закружило, завертело – и оказалось перебегающей из кулисы в кулису помрежем. Милочка окинула Настю быстрым взглядом – одобрительно кивнула и деловито поинтересовалась, – Из-за креста выйдешь или все-таки из могилы поднимешься?
Настя замешкалась – в сцене появления Жизели из могилы обычно предпочитали просто выходить из-за креста. Ну как это – из могилы!? Страшно же, и неприятно, и примета плохая… Но Ритка, проклятая Ритка с первой же репетиции заставила механиков смазать «могильный» подъемник на краю сцены – и таки поднималась! А Настя не может показать себя хоть в чем-то хуже соперницы! И… Настя снова бросила быстрый взгляд на Ритку – бледная, полупрозрачная рука, медленно поднимающаяся из глубин, выглядит так красиво. Зал сразу твой!
– Из могилы! – твердо объявила Настя. Ритка презрительно скривилась.
– Ну давай, – без большого энтузиазма откликнулась помреж, кивая на ведущую под сцену лестницу, – Подол подбери, измажешь! – крикнула она вслед.
Совет оказался вовремя – на перилах хлипкой металлической лестницы четко виднелись подозрительные темные пятна. Настя зажала подол чуть не подмышками, аккуратно, боком пробираясь мимо громоздкого механизма поворотного круга под сценой. Над головой отчетливо слышались шарканье и прыжки – Альбер-Кумарчик уже шастал по ночному кладбищу.
– Пора являться! – чтобы подбодрить себя громко вслух сказала Настя.
– Давай, Ритуся! Я тут все заново смазал! – громко ответил кто-то… и, кажется, прямо из расступившихся недр механизма вынырнул механик в спецовке, вытирая ветошью черные от масла руки.
Настя испуганно пискнула от неожиданности – и шарахнулась назад. Отпущенный подол хлестнул по железу – белая ткань украсилась черной, противно пахнущей полосой.
– Э, ты не Ритка! А она где? – удивился механик.
– Какое тебе дело? – чуть не плача, процедила Настя – костюмерша добрая-добрая, а за такое со свету сживет! – Запускай давай! – и запрыгнула на отполированную ногами платформу подъемника.
– Так Ритка ж должна… – неловко, как медведь, топчась на одном месте, бормотал механик.
Сквозь доски над головой приглушенно звучали знакомые аккорды – призраки мертвых девушек уже окружили могилу Жизели…
– Запускай! – яростно топая ногой, прошипела девчонка – железная платформа у нее под ногами задрожала.
– Ритка… – бессмысленно елозя руками вокруг большой красной кнопки на пульте продолжал бубнить механик.
Если она сейчас не появиться, Зоя Павловна ее обратно с партии снимет! Настя спрыгнула с подъемника, метнулась к пульту – и до отказа вдавила кнопку.
– Чего делаешь! – завопил механик, но Настя его не слушала.
Подъемник заскрежетал, судорожно дернулся… В последнюю секунду Настя успела вновь заскочить на медленно всплывающую вверх платформу.
Подъемник мелко трясло, так что Насте пришлось ухватиться за скользкий стальной трос. Девочка набрала полную грудь воздуха – выдохнула. Надо сосредоточится… Узкая металлическая платформа вибрировала все сильнее – Настя напружинила ноги. Горячий свет софитов, сияющий над бутафорским кладбищем, окатил ее с головы до ног. Сосредоточиться! Волна музыки хлынула навстречу, накрыла нежным, ласковым потоком… Вот сейчас, сейчас! Настя вскинула руку над головой – кончики ее бледных пальцев появляются из могилы, вот видна вся кисть – сейчас возникнет она сама, тоненькая, полупрозрачная…
С перекрывающим оркестр жутким «банг!» трос подъемника лопнул. С пронзительным свистом металлическая струна хлестнула поперек – Настя ощутила как режущий ветер прошелся у самой ее щеки. Жалкой тряпкой взметнулся срезанный ударом подол! Вздымая тучи пыли трос ударился об край люка и стальной змеей скользнул вниз, в провал могилы. Подъемник заскрежетал снова, глуша крики в зале. Настю швырнуло на край люка грудью. Она почувствовала как подъемник накреняется под ней, судорожно заскребла подошвами пуантов по скользкому металлическому полу. Замахала руками, отчаянно пытаясь схватиться за люк – кончики пальцев впились в дерево, могильный крест из папье-маше закачался над головой. Подъемник дернулся еще раз и под ногами очутилась пустота – с жалобным криком Настя полетела вниз, под сцену… в самый последний, невозможный миг взвившись в таком роскошном, длинном гранд-сат, в таком большом прыжке, который никогда не давался ей ни на уроках, ни на спектаклях!
Она приземлилась на глухо грохнувший под ее тяжестью деревянный пол, пошатнулась и не удержавшись, повалилась на колени. В ту же секунду раздалось новое «банг» – второй оборванный трос безумной стальной змеей заметался в воздухе и шарахнул по доскам. Со страшным грохотом сверху обвалилась платформа подъемника!
Последовала короткая пауза – и сквозь открывшуюся дыру с сухим треском папье-маше рухнул бутафорский крест!
Металлическая лестница задребезжала под топотом множества ног. Сквозь плавающую перед глазами муть Настя с трудом различала окруживших ее людей – их встревоженные голоса долетали до нее глухо, как сквозь подушку.
Только одно лицо вдруг надвинулось совсем близко и звенящий от торжества голос костюмерши прокричал:
– А хорошо, что я ей голову проломить пожелала – а то неизвестно, что могло бы статься!