Цит. пo: R.Ambelain. Drames et secrets de l’Histoire 1306—1643. P., 1981, p. 345.
Полное название: «Эпистола Непобедимейшему, Всемогущественнейшему и Наихристианнейшему Генриху, Королю Франции, Второму».
От года [сотворения] мира – лат.
Источники расходятся в датировании года первого появления Нострадамуса при дворе.
Здесь и далее в цитатах из прозаических текстов Нострадамуса курсив мой, – автор.
В начале исследования авторство первой хронологии удобно приписать Нострадамусу, не отвлекаясь на вопрос об истинном ее авторе.
Из статьи А. Пензенского «Пророчества Нострадамуса в контексте Ренессанса», помещенной на личном сайте историка: http://nostradamiana.astrologer.ru
Некоторые историки считают, что Эпистола была опубликована в 1558 году и только потом попадает королю. Т.е. не была непосредственно отправлена астрологом адресату или его матери (см., например, статью д. и. н. Э. Березина, Нострадамус и его предсказания, «Наука и Жизнь», 1991 г., №12.) Другие, в том числе и А. Пензенский, считают, что Эпистола была опубликована только посмертно, в 1568 году.
Евсевия Кесарийского – отца церковной истории, написанной в начале IV века.
Перевод А. Пензенского.
О возможной связи представления о комете Галлея, как о звезде Рождества, с верой в существование у Христа брата-близнеца см. приложение «Комета Близнецов».
В европейских источниках появление комет отмечено под 22 г. до н.э., 12 г. до н.э., 12 г. н.э. и т. д.
Не считая хорошо известной переписи 6 года н.э. при правлении Квириния.
Гипотетически можно предположить связь кометы с «пламенным мечом обращающимся», из истории об изгнании Адама (или из истории выхода евреев из «эдема» междуречья). Комета Галлея 66 года упоминается Иосифом Флавием в «Иудейской войне», как нехороший знак. И неудивительно, поскольку у него это появление «пламенеющего меча» связывается с восстанием израильтян против Рима: «Так отуманивали тогда несчастный народ обольстители, выдававшие себя за посланников божьих. Ясным же знамением, предвещавшим грядущее разрушение, они не верили и не вдумывались в них. Точно глухие и без глаз, и без ума, они прозевали явный глас неба, неоднократно их предостерегавший. Вот какие были знамения. Над городом появилась звезда, имевшая вид меча, и в течение целого года стояла комета. Перед самым отпадением от римлян и объявлением войны, когда народ собрался к празднику опресноков, в восьмой день месяца ксантика, в девятом часу ночи, жертвенник и храм вдруг озарились таким сильным светом, как среди белого дня, и это яркое сияние продолжалось около получаса» (ИВ, 5:3). Интересно отметить, что если Христос родился в год появления кометы Галлея, то восстание произошло в год следующего ее появления на небосводе.
Современный расчет показывает, что минимальное расхождение было более полградуса, при этом планеты не сливаются в одну.
Этой же даты придерживался протоирей, историк христианства и богослов Александр Владимирович Мень (1935 – 1990).
Последняя дата могла быть связана с детально разработанными представлениями эллинизированного Ближнего Востока о рождении братьев-близнецов в царском роде. См. об этом в приложении «Комета Близнецов».
Совпадение дня празднования рождения Христа с днем его крещения может быть неслучайным. (Бого) явление многие раннехристианские общины связывали с крещением Иисуса в водах Иордана или с нисхождением божественного духа на него при этом. В рамках этого представления, крещение – и есть рождение Христа (Спасителя, Мессии) … из смертного человека Иисуса.
Возможно, современный символ для знака созвездия Девы получен от слияния двух букв – m и греческой «ро», что может быть сокращением слов Матерь (Mat (h) er) или Мария.
Точнее – три раза за 8 лет.
Хотя он мог возникнуть как красивый компромисс и среднее между 42 лунными месяцами (1240 дней) и 3.5 солнечными годами (1280 дней).
Напомним, что Ирод приказал истребить всех младенцев в Вифлееме до двух лет, т.е. бегство в Египет могло произойти не сразу после рождения.
UT – мировое время по Гринвичу.
Координаты Иерусалима: 310 46» с. ш. и 350 14» в. д.
Понятие «вечер дня» у древних иудеев отличался от современного. Ему примерно соответствует отрезок времени с 15 до 18 часов. Некоторые исследователи пишут, что вечер начинался сразу после полудня и длился до захода солнца.
С учетом возможной погрешности определения пасхи в I веке. Или даже специальной неточности, для подыгрывания ветхозаветным пророчествам. Но уточненный расчет показывает, что и в 25 году Пасха, если она определялась, как 14 день после появления Луны, была в субботу, 31 марта.
Обычно, следуя Филону Александрийскому, жившему во времена Христа, среди их методов врачевания называют только дыхательную гимнастику и чтение заклинательных формул и стихов. Но, говоря об Иоанне Крестителе, как о возможном лидере Кумранской общины, не следует упускать из виду психотерапевтическую сторону процедуры крещения водой.
Хотя некоторые современные исследователи, считают, что наоборот – использовал ветхозаветные предсказания и астрологические расчеты ессеев для достижения своей цели. Они же склонны считать, что цели Христа не выходили за пределы чаяний еврейского народа. См. Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Мессианское наследие: в ожидании второго Пришествия, М.: Эксмо, 2005.
Выше 250 чисел Вольфа-Вольфера (W-W). Числа Вольфа-Вольфера – сложный эмпирический комплекс, зависящий от числа одиночных пятен, групп пятен и их площади. По нему оценивается «солнечная активность». Разные источники приводят различные значения ежесуточных и среднемесячных чисел W-W. В года высокой солнечной активности это различие может достигать 50 единиц. Поэтому корректно сравнивать данные только одной обсерватории.
300/312 W-W. Справедливости ради следует отметить, что 17 – 25 августа 1990 года также наблюдался большой всплеск солнечной активности. Максимум – 20 августа (295 W-W). И среднемесячный уровень августа 90 года (200 W-W) выше, чем в августе 91 (176 W-W), но среднегодовой в 1991 году оказался несколько большим, чем в 1990 году. К этому следует добавить, что устраивать военные акции в конце августа в СССР было «доброй традицией». Достаточно вспомнить ввод войск в Прагу 21 августа 1968 года. Хотя 1968 год также был годом максимума 11-летнего цикла СА, но в том году на 21 августа не пришёлся локальный всплеск СА, который наблюдался чуть ранее – 15—16 августа.
Согласно современным исследованиям, извержения вулканов, находящихся в зоне поясов сжатия Земли, к которым принадлежат Кракатау, Пинатубо и Везувий, коррелируют с максимумом солнечной активности (Хаин В. Е., Халилов Э. Н., 2008).
См. приложение: «Чаща Грааля и Новая кровь».
Считается, что затмение было частное, с максимумом в 15:01 UT, или примерно в 17:25 для местного времени Иерусалима. Оно продолжалось примерно до 18:50 по местному времени – т.е. могло быть еще некоторое время видно сразу после захода Солнца (в зависимости от облачности). Но при частном затмении Луны затемненная тенью от Земли ее часть обычно не видна окрашенной в красный цвет на фоне яркой светлой части. Хотя, когда Луна только восходит затененной затмением частью (что происходит при определенных обстоятельствах места и времени), она может быть видна некоторое время окрашенной в багрянец.
Мудрое решение, обеспечившее посевную. Крестьяне, ожидавшие конца света, могли ее и не начать.
Широко известен рассказ Пифагора, записанный Гераклидом Понтийским и повторенный у Диогена Лаэртского /31, Кн. 8, 4—5/, о своих предыдущих жизнях, под именами Пирра, Гермотима и Евфорба (последний был ранен Менелаем во время Троянской войны). Великий математик древности дает и линейку для оценки времени жизни Евфорба, вводя период метемпсихоза (реинкарнации душ) в 216 лет.
О чем не забывают упомянуть комментаторы Диогена Лаэртского /31, Кн. 8, прим. 16/. Это тем более удивительно, если принять во внимание, что Троянскую войну и Пифагора разделяют «темные века» в истории древней Греции.
Эти 9 тысячелетий могли появиться, как произведение 3 × 3000, где 3000 лет – период исторических циклов, принятый в то время в Персии (зороастризм), и возможно, в Египте. Отметим, что при открытии прецессии земной оси Гиппархом, им был «получен» период платоновского месяца, равный 3000 лет.
Нет единой точки зрения на дату начала «Нового времени», отчасти из-за отсутствия точного определения последнего. Даты варьируются от 1492 до 1640 гг. (Маныкин А. С., Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., Эксмо, 2004).
Поводом сняться с места мог послужить и вызов на суд Святой инквизиции в Тулузу, в качестве обвиняемого в ереси.
Можно подумать, что Нострадамусу для вхождения в эту плеяду не хватило бунтарского духа. Но между тем испанский врач и мыслитель Сервет Мигель (1511 – 1553), открывший малый круг кровообращения, был не меньшим бунтарем, чем Парацельс и, возможно, даже более талантливым врачом, но так и не стал широко известен, как последний. Не менее прославился и другой врач – Генрих Корнелиус Неттесгеймский (1486 – 1535), более известный как Агриппа, – но и его вспоминают в основном только профессиональные историки да любители эзотерики. И хотя считается, что Агриппа был одним из исторических прототипов для литературного Фауста Марло и Гёте, но сам этот факт говорит, что Фауст «поглотил» Агриппу. Скорее всего, причину этого ограничения числа «представителей века» следует искать в склонности людей четверкой замыкать круг своего выбора. Кроме этой четверки, конечно, были и другие – титаны своего времени: Леонардо да Винчи, Микеланджело. Оба, кстати, писали пророческие тексты или стихи.
d’Ailly Пьер – французский богослов, канцлер Парижского ун-та, епископ Камбре, кардинал, папский легат при императоре Сигизмунде.
Не совсем понятно, как он появился. Возможно, как 10×период обращения Сатурна. Последний в древности принимался равным 30 годам.
Примерно 300 лет правила во Франции династия Меровингов. Возможно, именно астрологическое представление о разбиении истории на 300-летние циклы и привело к появлению в конце XVIII века предсказания для дома Романовых (ставшего широко известным в конце XX века) о 300-летнем их правлении. Это предсказание так тревожило Романовых, что, скорее всего, даже дезорганизовывало во время Первой мировой войны.
Расхождение в группе из 4 планет было 30 11».
Расхождение в группе всех планет было небольшим – 100 30». Это второе по скученности группирование планет второго тысячелетия, после 1186 года, когда расхождение в группе было 80 41». Следующее, после 1524 года, такое сближение всех планет еще только будет в 2040 году.
См. приложение «Комета Близнецов».
См. приложение «Астрономические предсказания Нострадамуса».
Согласно сохранившимся документам, эпидемия сифилиса была впервые зафиксирована в Неаполе в 1495 году.
Интересно отметить, что в мистериях Митры скорпион изображается поражающим яички быка. Этот и другие факты дают основание считать, что представление о связи венерических болезней с созвездием Скорпиона могло существовать еще и до нашей эры. В астрологических рисунках «зодиакального человека» XIV – XV веков с созвездием Скорпиона связаны половые органы (см. рисунок «Великолепный часослов …").
В связи с чем вызывает сомнение ее первое появление только годом ранее в Неаполе.
Перевод Ю. А. Данилова.
Расхождение в группе – 50 24».
А ведь мог взять и 1 января 4173 – и тем отдать дань светлой памяти о друге отца, которого он мог видеть еще в юности. Но история не знает сослагательных наклонений.
Многие ученые время появления этой легенды относят к позднему средневековью.
Мать Иакова Алфеева, сестра Девы Марии по отцу.
Сестра Марии Клеоповы по матери. В другой традиции все три Марии представлены дочерями святой Анны.
Современный Экс-ан-Прованс.
Св. Максимин, по мнению некоторых исследователей был одним из 72 учеников Христа.
Григорий Нисский (ок. 335 – после 394) – богослов, философ, один из трех великих «каппадокийцев». Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова.
Этот король изображен Виктором Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери». В романе восстание бродяг во имя спасения пастушки Эсмеральды ему представляется призраком будущего падения королевской династии. Интересно, что писатель противопоставляет пастушке носительницу геральдической фамилии Флер-де-Лис – одной из трех лилий Франции (из Лиса). Этим лилиям, по ярому предсказанию Парацельса в начале XVI века, предстоит пасть.
Связка: Христос – Мария Магдалина – Меровинги могла привести к появлению такого узла в истории Франции, что Людовик XIV в середине XVII века не нашел лучшего способа разрубить его, как снести 28 статуй первых французских королей на Соборе Парижской Богоматери. Примерно в это же время (в 1652 – 1666 года) были сбиты многие фрески и надписи в Софийском Соборе в Киеве, в Успенском и Архангельском Соборах Кремля в Москве. На раскрытых в конце XX века старых фресках в Благовещенском Соборе изображено представление о «роде Христа», в который включены Дмитрий Донской, Иван III, Василий II и другие, в том числе античные поэты и философы. Естественно, сейчас это родство понимается в духовном смысле: вышеперечисленные были «духовными детьми» Христа. При этом хронологические нарушения можно снять с помощью утверждения самого Христа, – «Я был раньше».
Эта книга Лоренса Гарднера в основном не заслуживает особого доверия, несмотря на то, что принц Майкл Олбани Стюарт написал к ней поддерживающее предисловие. Связано это, в первую очередь, с отсутствием ссылок на источники даже в случае ключевых утверждений. И здесь она используется только для облегчения старта в рассмотрении вопроса об истоках представлений, легших в основание первой хронологии.
Кроме двух уже упомянутых вариантов написания имени, в русскоязычной литературе на эту тему еще встречаются – Персеваль и Персиваль. Здесь в дальнейшем будет использоваться только имя «Парсеваль», с тем чтобы подчеркнуть один из вариантов этимологии этого имени, который будет обсуждаться ниже в основном тексте.
В труде Д. Андреева «Роза Мира», не совсем историческом, это утверждается прямым текстом. В главе «Семейство святого Грааля» это звено будет рассмотрено более детально.
Начиная с XVIII века, из-за реформы календаря и прецессии земной оси, – в начале июня. Существуют парные прохождения, разделенные восьмилетним периодом. Например, в 427 и 419 гг. до н.э., 1761 и 1769 годах, в 2004 и 2012.
Два дня последней декады мая – 6 и 7 дни месяца лунного календаря – праздновались в Греции во времена Сократа и Платона, как дни рождения Артемиды и Аполлона. В 427 году до н.э. это были 28 и 29 мая. Но в истории закрепился за днем рождения Платона вариант 21/22 мая. Только 429 год до н.э. подходит под эту дату – 21 мая 429 года был 7 днем месяца таргелиона. Между тем, наиболее вероятным годом рождения Платона считается 427 год. Отчасти это расхождение можно объяснить тем, что в V веке до н.э. в Греции был очень неточный календарь и, как пишет Климишин, «… и после Метона разница в числах месяца по различным лунным календарям достигала 8—10 дней» /19, с. 131/, поэтому «Сопоставить афинскую дату с юлианской можно только в исключительных случаях» /17, с. 32/. Отметим, что и Сократ родился в эти праздничные дни (Таргелии), но на 42 года раньше Платона.
Последнее хорошо понятно жителям Украины и Белоруссии, пережившим Чернобыльскую аварию. Но поскольку чернобыльское облако накрыло и большую часть западной Европы, то интересно проследить, нет ли психологической связи между последствиями этой аварии и возрождения интереса к теме Грааля.
При этом прадед поэта – Ганнибал становится аналогом прадеда Парсеваля – Титуреля. В рамках этого ряда, роль Лоэнгрина в России взял на себя Лермонтов. Интересно отметить, что Гуго, живший в начале XI века и считавшийся историческим прообразом Лоэнгрина, прожил 26 – 27 лет. Шотландские корни рода Лермонтовых могут сделать эту ассоциацию еще более глубокой.
Но историки считают, что это более позднее представление, возникшее после смерти Годфруа Булонского. В легендах Годфруа назван потомком «лебедя». Этого лебедя часто отождествляют с Лоэнгрином – рыцарем Лебедя. Но не могла ли речь идти о веровании в более глубокие корни? См. об этом в приложении «Комета Близнецов».
В русскоязычной литературе встречается также название романа «Новый Титурель».
Местом рождения Парсеваля – Вале (Valais) – может быть область в Швейцарии, недалеко от озера Леман, к востоку от Женевы. Там находится кантон Вале (фр. Valais, нем. Wallis, итал. Vallese, ромш. Vallais, франкопров. Valês). Слово «валлиец» германского происхождения и означает «иностранец». Так германцы называли представителей кельтских племен. На озеро Леман в начале осени всегда прилетают лебеди. Валлийцы жили, конечно, и в Англии, в графстве Уэльс. На первый взгляд, представление о родовой связи Парсеваля с Годфруа Булонским (через Лоэнгрина) более соответствует английскому происхождению – чисто по территориальной близости. Булонское графство располагалось вдоль побережья Ла-Манша в районе его наиболее узкой части – пролива Па-де-Кале. Хотя в легенде о Лоэнгрине не говорится, что он переплыл пролив. Но в любом случае Парсеваль – кельт.
Он датируется V веком, что представляется не точным, поскольку сейчас события истории Парсеваля датируются VI веком.
Перевод А. Шараповой.
В этом романе у Бериллия и дочери Веспасиана рождается сын Титуризон. Между тем, в истории известна только дочь Веспасиана – Флавия Домицилла II, рано вышедшая замуж за молодого Квинта Петиллия Цериала Цезия Руфа (31 —?), ставшего в последующем правителем Британии (71 – 74), у которых родилась только дочь Флавия Домицилла III. Если предположить, что у Албрехта в «Младшем Титуреле» потеряно одно звено, что вполне допустимо при полном совпадении имен дочери и внучки Веспасиана, то возможно Бериллий взял в жены не дочь, а внучку императора, у которой от Флавия Клемента было два сына: Флавий Веспасиан и Флавий Домициан. Флавия Домицилла III предположительно стала христианской святой и в этом плане подходит на роль матери или бабушки Титуреля. Но Флавий Клемент был сыном Флавия Сабина – префекта Рима и родного брата императора Веспасиана и никак не может быть историческим прообразом Бериллия – сына короля Кампадокии. В этом плане Квинт Петилий Цериал Цезий Руф, про родителей которого известно только, что он родился в семье Цезиев Руфов (был усыновлен семьей Петиллиев), более подходит на роль Бериллия. Во-первых, поскольку был пропретором (правителем) провинции Британия. Но надо учитывать, что у Веспасиана была вторая жена – Антония Ценис, о детях которой ничего не известно, и что также ничего не известно о судьбе Квинта Петилллия после 84 года, когда он мог второй раз жениться и завести сына.
Имя Бран в переводе с валлийского означает «ворона», но в контексте предания переводится, как «ворон». Вороны, охраняющие Лондонский Тауэр и всю Великобританию – это, согласно преданию, птицы Брана Благословенного.
Отметим, что берилл – минерал, разновидностью которого является изумруд. А чаша Грааля, согласно «Младшему Титурелю», была сделана из изумруда. Поэтому Бериллий, скорее всего, – символическое имя, придуманное самим Альбрехтом, где созвучие с именем «Белли» могло сыграть свою роль.
В скобках – год Р.Х. anno mundi.
В своих расчетах он должен был исходить из более близкой к своему времени даты. Но, если он пользовался датой после 1190 года, то должен был сделать ошибку – в его время не знали, что период повторения лунных фаз не равен точно 19 годам. Скорее всего, он исходил из 1095 или 1190 годов. В 1095 году совпали все 4 условия пасхалии. В истории Франции этот год памятен, как год начала Годфруа Булонским и папой Урбаном II кампании за необходимость крестового похода. «Совпадение пасх» могло послужить толчком для этого начинания. Отняв от 1095 года 247 лет, он получает 848 год.
Расчет Дионисия Малого можно «повторить» отталкиваясь и от 1095 года: 1095 – (532•2) – 31 = 0, т. е. 1 год н. э.
Хлодвиг I (ок. 466 – 511) – король франков из династии Меровингов, правил в 481/482 – 511 годах. Сын короля Хильдерика I.
Перевод Б. Пастернака.
Обратим внимание, что имя Гамурет из романа Эшенбаха – почти анаграмма имени Гунтрамн (Gunthram), если исключить носовые «н». Имя Gunthram переводится со старо-германского, как «Ворон битвы». Гамурет из романа постоянно стремится участвовать в ратных делах.
Людовик IX Святой (1214 – 1270) – король Франции в 1226 – 1270 годах. Сын Людовика VIII и Бланки Кастильской. Руководитель 7-го и 8-го крестовых походов.
«Ибо он святой и помазанник Божий» – лат.
Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, с ним связанные, см. в Приложении «Комета Близнецов».
Что позволено Юпитеру, то не позволено быку.
Португальский епископ первой половина XIV века Альварес Пелайо, бывший во времена Оккама одним из самых язвительных памфлетистов, именовал рассказы об этих способностях французских и английских королей – «ложью и мечтанием». Сам же знаменитый философ Оккам (вспомним «бритву Оккама»), желая доказать, что короли получают вместе с помазанием «благодать даров святого Духа», среди доказательств называет исцеление золотушных королями Франции и Англии.
Более раннее словесное сопровождение не известно. Может быть, приведенная фраза использовалась и ранее XVI века, но свидетельств этому не сохранилось.
Сначала через Иакова и других детей матери Христа. В связи с чем могла приобрести новые акценты древняя тема о существовании у Марии других родных детей. Упомянутые в евангелиях от Матфея и Марка братья и сестры Христа католичество, вслед за Евсевием Кесарийским и св. Иеронимом, считало двоюродными, а православие, следуя Оригену и Епифанию, – сводными.
Не мог ли он намекать на род, появившийся в результате соединения, к примеру, еврейских колен Иуды и Вениамина? Напомним, что цари Давид и Соломон был из колена Иуды, а Мария Магдалина – из колена Вениамина.
Одно из 12 колен Израилевых.
Самсон был назареем «… от лона матери» (Суд.13:5).
Отметим, что в этот список попали все произведения цикла о Короле Артуре и рыцарях круглого стола, включая собрания пророчеств, приписываемых Мерлину.
Перевод А. Пензенского.
Подробнее об этом см. главу «Астрономические представления Нострадамуса».
Если древние астрономы выделяли в созвездии Рака скопление Ясли с двумя ослятами, один из которых ассоциировался потом с Христом, то с кем связывали в раннехристианских представлениях вторую звезду? Может, с одним из братьев Христа, Иаковом или Иудой?..
Якорь в трудах о раннем христианстве обычно трактуется, как символ надежды на спасение (на будущее Воскресенье), следуя словам из Послания к Евреям Апостола Павла (Евр. 6:18 – 20): «…дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий». Изначально в христианской символике использовался в основном крестообразный якорь (без верхней кольцевой части), как скрытая отсылка к кресту распятия, хотя известно изображение якоря из римских катакомб без горизонтальной перекладины и с двумя улавливаемыми рыбками, которое относят ко II веку. Но нельзя исключать, что в скрытой части христианства, в основном гностической, символ якоря мог иметь более сложное значение. К тому же со временем эта символика могла насыщаться новым содержанием. Например, связанным с более-менее очевидной мыслью: «Тело – якорь для духа».
Общепринята другая этимология слова «якорь». Так в русском языке слово считается заимствованием из древне-шведского, в котором ankari восходит через посредство лат. ancora – к греч. agkura. Последнее родственно agkulos – «кривой, изогнутый», относившегося и к словам «крюк», «крючок». «Якорь» на европейских языках: ancre – фран.; anker – нем.; ancla, áncora – испан.; ancora – итал., восходят к соответствующему латинскому – ancora. Возможно, латинское название египетского иероглифа возникло под влиянием того же слова. Но в любом случае, сближение в этимологии (и в придаваемом содержании) якоря и крючка углубляло (из-за появления второго смысла) применение якоря, как символа Христа, поскольку отсылало к функции апостолов, как рыбаков душ.
В английском языке: якорь – anchor, цвет золота – or.
Древняя крепость на Замковой скале в центре шотландской столицы.
Лоренс Гарднер в книге «Bloodline of the Holy Graal» (1996) /25/ причисляет Стюартов к роду Марии, матери Христа. Эпиграф к книге, поддерживая ее генеалогические построения, написал принц Майкл Олбани, глава рода Стюартов. Это позволяет предполагать, что Стюарты в XVI веке могли придерживаться аналогичных генеалогических взглядов, и использование символа, похожего на якорь, в датировке рождения наследника могло быть не просто удачным сочетанием единицы и начала отсчета. Отметим, что пятиконечная бриллиантовая звезда, которую носят принцы из рода Стюартов, с одной стороны, очень похожа на египетский иероглиф «утренняя звезда», с другой, – на морскую звезду, тем самым, возможно, давая отсылку сразу к двум источникам рода.
Официальной датой считается первое упоминание о братстве в документах за 1399 год.
Скорее всего, под воздействием денежного вознаграждения от ордена тамплиеров.
Не совсем понятно, почему в Риге и Ревеле (Таллине) возникает братство, берущее своей эмблемой именно голову святого Маврикия. Святой Маврикий был мавром, предводителем Фиванского (египетского) легиона, состоящего полностью из христиан, и казненного по приказу Максимиана в конце III века. Место казни в Швейцарии, известное ранее как Агаунум, сейчас называется Сен-Морис д'Агон, в кантоне Вале. День памяти 22 сентября (!). Такое положение святого толкает предположить, что братство с самого начала могло иметь и военные функции, но считается, что в Таллине оно взяло их на себя только через полвека после образования. Попадание в швейцарский Валейс должно нас, конечно, воодушевить – мы можем проходить где-то рядом с общей темой книги. Первое упоминание о святом Маврикии встречается в рукописи VI – VII веков. Долгое время эта история считалась историческим фактом, однако это, начиная со времен Реформации, является пищей для споров. По средневековой легенде Маврикий был одним из владельцев Копья Судьбы. Эта часть легенды была, скорее всего, известна в Риге и Таллине, поскольку братство взяло пику одним из своих символов, что опять толкает предположить возможность существования связующей нити с нашей темой. Скорее всего, один из ландмейстеров Тевтонского ордена в Ливонии (к примеру, Госвин фон Герике, Goswin von Herike (1345 – 1359)) и был инициатором переименования ордена и придания ему соответствующей атрибутики. Этим копьем владели в конце XII – начале XIII вв., согласно хроникам историографов того времени, императоры священной римской империи – Фридрих I Барбаросса и Фридрих II. В настоящее время на роль «того самого» копья претендуют три святых реликвии-копья: Ватиканское (копье Константина Великого), Венское (копье императоров, начиная с Оттона I) и Армянское (копье апостола Фаддея). Интересная деталь: дом Черноголовых в Риге, построенный в 1330 – 1334 годах, во время оккупации Ливонским орденом, до передачи братству носил романтическое название «Двор короля Артура».
Ганза (от средне-нижненемецкого Hansa – «союз») – торговый союз северо-немецких городов во главе с Любеком, существовавший с 1356 по 1669 гг.
Стихи Р. М. Рильке, перевод Б. Пастернака.
Не известно, почему ветхозаветный Осия (Гошеа) назывался Навином. Согласно Библии, Иисусом его назвал Моисей (Числ., 13, 16). Обычный комментарий – его отцом был Нун (Рыба). Некоторые еврейские историки это имя считают названием клана. Если предположить, что его назвали сыном Рыбы из-за положения Сатурна (звезды израильтян) в созвездии Рыб во время его рождения, то он родился в 1246 – 1243 гг. до н. э. Наиболее ярко выражено положение Сатурна между двумя пересечениями эклиптики «связкой», что дает 1243 год. Если будущему Иисусу Навину во время исхода было 19 лет, и мы принимаем за год рождения 1243, то исход произошел в 1224 – 1223 гг. до н. э. Это в точности соответствует современным представлениям историков. Если перейти к началу эры, то в 9 – 6 гг. до н. э. Сатурн находился в созвездии Рыб. Соединение с Юпитером в 7 г. до н.э. происходит в окрестности второго (при движении от вертикальной рыбы) пересечения «связки» с эклиптикой.
В греческой мифологии она отождествлялась с Афродитой, а вторая рыба – с ее сыном Эротом.
На более поздних картах – перевязь – хорошо прорисованная лента, только связывающая рыб.
Символическое изображение Троицы в виде центральной вертикальной линии и трех однородных элемента рисунка вокруг него (один сверху, два по бокам) было принято в иконографии. Например, икона XIV века «Зырянская Троица», где она символически изображена в виде вертикальной ветви с тремя листьями.
Для выделения из ветхозаветных представлений догмата о Троице существовал и далеко не житейский четвертый повод – число 3 было первым «библейским» приближением для числа π. Таким образом, само основание имело структуру: 3 +1, и рождение догмата из него полностью соответствовало теории Юнга о структурах самости (или о построении структур самостью).
Справедливости ради следует отметить, что равная удаленность первой и последней (четвертой) точек от цифр даты, несколько большая, чем в случае второй и третьей точек, и достаточное количество рисунков Дюрера с датами, окаймленными двумя точками, уменьшают вероятность верности гипотезы о вложении художником в гравюру скрытого смысла, связанного с догматом о Троице.
О причинах существования такого использования читайте в приложении: О проекте «Новая хронология».