01. Камера-обскура профессионалов

Использовать закономерности, увеличивать усилия

Для получения стократных результатов абсолютно не нужно стократных усилий. Профессионалы каждой эпохи используют социальные и научные принципы для продвижения вперед. Это позволяет им делать прорывы в развитии.

Осознанные люди, идущие впереди эпохи

Когда я учился в старшей школе, учитель химии провел с нами небольшой тест: раздал нам таблицу Менделеева с незаполненными ячейками и сказал заполнить.

Большинство учеников заполнили те ячейки, которые помнили. А то, что не помнили, написали наобум. Я никак не мог вспомнить недостающие элементы, поэтому решил, что лучше уж вообще не писать ничего. Написал только одну фразу: «Таблицу Менделеева можно найти на последней странице учебника».

Учитель сильно разозлился, когда проверял работы. Прав ли он был?

Да, прав. Во время экзаменов в книгу не посмотришь. Да к тому же я еще и написал такую фразу, которая разозлит учителя. С таким ослиным упорством меня точно не ждали хорошие результаты на выпускных экзаменах. А для большинства людей обучение в школе и университете – это на самом деле кратчайший путь к успеху.

Но сам того не понимая, я освоил один из необходимых навыков информационной эпохи – знать, где находится информация, важнее, чем знать саму информацию. При дефиците книг очень важным было держать знания в голове. Но в эпоху, когда знания очень легко получить из интернета, возможно, мой поступок был более правильным.

Изменение метода познания: не запоминать, а обращаться к знаниям

Насколько легко сейчас получить знания? Приведу пример. Я живу рядом с университетом Цинхуа. От моего дома до ближайшего книжного магазина примерно 30 минут пешком. Но для того, чтобы вытащить из кармана телефон и найти в нем те же самые книги, мне понадобится примерно 5 секунд. Разница между 5 секундами и 30 минутами – это и есть разница в скорости получения информации. За последние 20 лет она изменилась в 360 раз.

Такая скорость обращения к информации намного снизила необходимость что-то запоминать. Мне нужно запомнить только ключевое слово, а не само содержание, что сильно увеличивает объем моей памяти. Но в то же время другая часть моего мозга, «оперативная память», которая отвечает за способность осознавать информацию, за последние 20 лет практически не изменилась. Поэтому я теперь учусь и запоминаю информацию не так, как раньше.

Раньше перед путешествием я тратил не менее получаса, чтобы запомнить номер рейса, терминал аэропорта, отель, транспорт до отеля, достопримечательности города, в который я ехал. Сейчас я трачу несколько минут, чтобы скачать приложение, в котором будет вся эта информация.

Раньше после прослушивания семинара я записывал все важные мысли, которые услышал. Сегодня я просто отправляю презентацию с семинара себе по почте, присваиваю ей хэштег и сохраняю в свой архив знаний. Я найду ее, когда мне понадобится эта информация.

Так мой метод освоения знаний постепенно сместился с запоминания на обращение к информации.

Цель обучения состоит в том, чтобы находить информацию для решения проблем. Это процесс из 4 шагов: хранение – упорядочивание – извлечение – применение. Если сравнить меня нынешнего со мной же в старшей школе, то можно сказать, что сегодня мой мозг соединен с облачным диском в 10 000 раз большим, чем раньше, скорость работы сети в 360 раз быстрее, но все это работает на одной и той же планке оперативной памяти и на том же процессоре.

В наше время сосредотачиваться на том, чтобы прочитать 100 книг, да еще и попытаться их запомнить – это примерно как зазубрить телефонный справочник, прежде чем начать звонить. Ум не равен запомненному количеству информации. Запоминание нужно поручить компьютеру. В будущем познавательные способности будут заключаться в способности находить информацию, понимании, как ее применять, и способности разглядеть тенденции в большом потоке данных.

Для нас эти изменения могут казаться постепенными. Но если посмотреть с точки зрения истории человечества, то мы увидим, что метод «запоминания знаний» продолжался больше 2000 лет, а за последние 20 лет новый метод познания стал основным. Такое изменение не последовательное, а скачкообразное. Его можно сравнить с тем, как электрон, получая энергию, перепрыгивает с одного энергетического уровня на другой.

Такую резкую трансформацию мы и называем «прорывом».

Изменения способа мышления: от одиночных размышлений до объединенных вместе самостоятельных мыслителей

Разные способы обработки информации влияют и на способы мышления. Когда я о чем-то задумываюсь, то я не погружаюсь в одиночные размышления, а сразу ищу в интернете, задумывался ли кто-то еще над похожими вопросами. Или же сразу звоню специалисту, чтобы обсудить последние изменения в этой сфере.

Может показаться страшным, что как только мы о чем-то задумываемся, то сразу идем в интернет или общаемся с кем-то еще, будто у нас нет своих мозгов. Разве это не означает, что мы поглупели?

Сначала я тоже так думал. Ровно до того момента, как понял, что все мои предыдущие книги, статьи, и лекции я тоже написал не в одиночку. Когда я писал книги, то отправлял их редакторам и друзьям. Они делились со мной своим мнением и обновляли какую-то информацию. После этого я вносил изменения. То же самое происходит и сегодня. Только сегодня итерации проходят быстрее, а сферы взаимодействия расширились. Раньше проходило полгода с момента отправки книги до получения обратной связи. Сейчас же на статью, опубликованную вчера, я сегодня уже получаю отзывы. А суть от этого не изменилась, написание книг и статей – это все еще диалог с читателем.

Так поглупели ли мы? Здесь нужно разграничить понятия «размышления в одиночку» и «самостоятельные размышления». Мы можем собрать все знания мира, но нам все равно нужно будет самим размышлять над двумя вопросами. Во-первых, когда мы окажемся в определенном месте, с ограниченными ресурсами и в конкретной ситуации, как решать конкретные вопросы, возникшие в тот момент? Во-вторых, если посмотреть вглубь себя, то зачем нам решать эти вопросы? Какие ресурсы нам нужно для этого привлечь? К какой жизни нас приведет решение этого вопроса? Над всем этим предстоит думать самостоятельно.

Вы можете играть в онлайн-игры и смотреть, как эту игру проходят другие, изучать их стратегию. Но проходить игру все равно придется вам самим, и вам самим нужно будет достичь своих целей в игре. То же самое происходит и с международными корпорациями, которые следуют стратегии «всемирной локализации» – «global-local». Они держат в поле зрения весь мир, но при этом сохраняют местные особенности каждой страны.

Если вы способны размышлять самостоятельно, то режим соединения с другими умами[11] поможет повысить качество размышлений и ускорит взаимодействие.

В нашу эпоху каждый должен понять, как стать «самостоятельным мыслителем, объединенным с другими».

Изменение ключевых преимуществ: объединение человека с компьютером

Если в любой цепочке производства в какой-то из составляющих частей появляется новая технология, значительно повышающая эффективность, то изменяются ключевые преимущества всей отрасли производства.

Когда только появилась цифровая съемка, фанаты популярной на тот момент пленочной съемки стали возражать: «нет души», «слишком большая зернистость», «много шума». У меня есть камера 2002 года на 300 000 пикселей. На самом деле качество съемки первых цифровых камер не было таким, как хотелось бы.

Еще более глубокое недовольство любителей пленки заключалось в том, что цифровая съемка – это жульничество. Все техники работы в комнате для проявки, техники печати и компоновки, которые пленочные фотографы оттачивали годами, стали абсолютно ненужными. Если кто-нибудь, более-менее обладающий чувством прекрасного, сделает фото на телефон и наложит фильтр, то результат будет не хуже, чем у средней руки пленочного фотографа. Однажды один фоторепортер с большой гордостью рассказал мне, что он может за одну секунду, не смотря в объектив, по ощущениям сфокусировать камеру и сфотографировать птицу. Сегодня же так могут делать большинство камер с автофокусом. Появление цифрового фото изменило ключевые преимущества, которыми должен обладать фотограф. Раньше этими преимуществами было владение техническими нюансами, сейчас – способность к наблюдению и обладание чувством прекрасного.

Такое «технологическое жульничество» происходит во всех сферах. С появлением интернета, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и других технологий даже самые знакомые нам сферы сталкиваются с изменениями, которые трудно даже представить. Ключевые преимущества в этих сферах меняются в корне.

К примеру, очень знакомая мне сфера образования. Процесс обучения преподавателя раньше выглядел так: разработка материала – составление урока – проведение урока в классе. Примерно как при съемке фильма: сценарист – режиссер – актер. Но за последние двадцать лет сфера образования изменилась на всех трех этапах.


Эпоха офлайн-обучения

10 лет назад одним из основных преимуществ преподавателя было «выступление в классе». Развитие общества тогда происходило относительно медленно, знаний было недостаточно, каких-то конкретных знаний хватало на несколько лет. Так как все происходило офлайн, то информацию, которую преподаватель рассказал одной группе, можно было снова рассказывать другим людям. Абсолютно не нужно было вносить никаких изменений. В такой ситуации как будто бы и нет необходимости постоянно разрабатывать и улучшать уроки. Учитель может рассказывать один и тот же урок на протяжении трех лет, но если он рассказывает достаточно хорошо, у него точно не будет отбоя от учеников.

Одна девушка под впечатлением схватила преподавателя за руку и сказала: «Вы так хорошо рассказываете! Точно так же, как в том году! Вы даже не представляете, насколько я растрогалась. 10 лет назад я уже слушала эту вашу лекцию, и она изменила мою жизнь».

Эпоха офлайн-образования напоминает эпоху драматического театра: преподаватель в ней – это хороший театральный актер. Сыграл в «Чайной»[12] 100 раз, и все уже считают тебя мастером.

Эпоха онлайн-обучения

С появлением онлайн-образования конкурентная среда в этой сфере абсолютно изменилась.

Во-первых, знания теперь обновляются очень быстро. То, что было новым три года назад, сейчас уже наполовину устарело. Стало очень важно проводить исследования и разрабатывать новые курсы. Во-вторых, аудитория расширилась до безграничных размеров. На мою колонку «Суперличности» в приложении Dedao подписано больше 50 тысяч человек. Это, наверное, уроки по саморазвитию с самым большим количеством платных подписчиков. За два месяца, пока я писал эту книгу, количество подписчиков увеличилось на 20 тысяч человек. Но я почти не прилагал для этого дополнительных усилий. Конечно, у такого подхода есть и отрицательные стороны: ваш контент сохраняется навсегда, и в следующий раз нужно готовить новый материал.

На этом этапе сфера образования перешла в эпоху кинематографа: основным конкурентным качеством преподавателя стало умение разрабатывать материал, а не выступление перед публикой. Сейчас лучшие учителя в любой сфере – это мастера разработки практики в аудитории или профессиональные исследователи, а не «профессиональные» преподаватели.


Эпоха без границ

Преподаватели-«актеры» пока еще не столкнулись с настоящей безграничной конкуренцией. В ближайшие годы границы сфер образования, печати, медиа, кино и телевидения будут постепенно размываться. Можно ли считать интернет-продукт образовательным? Многие функции продуктов обучения в виртуальной реальности уже превзошли обычную сферу образования. Считаются ли такие продукты образовательными? Можно ли считать приложение Keep[13]

Загрузка...