Раньше политику приходилось много ездить и проводить митинги. С приходом новых технологий достаточно выступить перед камерой, и его посыл может разлететься по интернету и телевидению на многомиллионную аудиторию. Как говорил печально известный Йозеф Геббельс: «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней». К большому сожалению, в этом он был прав. Средства массовой информации легко могут изменить общественное мнение и установки людей, настроить одних против других, внушить ложные идеалы и убеждения. Надо понимать, что СМИ может быть рупором как власти, так и оппозиционных сил. Эффективное управление массовым мнением возможно только в закрытой системе, где альтернативное мнение создается самой системой. Если есть хоть небольшие свободные источники, это всегда будет информационной борьбой за мнение масс.
Рассмотрим, какие источники пропаганды бывают.
Самыми крупными распространителями пропаганды до сих пор являются средства массовой информации. Сюда можно отнести телевидение, газеты и журналы, радио. Именно на них приходится самый большой процент воздействия на общественность.
Второе место занимает интернет, который планомерно начинает вытеснять своим влиянием СМИ. Помимо колоссального распространения интернета и завоевания новых пользователей, интернет имеет пока еще сильное преимущество перед СМИ. Люди доверяют ему больше. Эксперты, транслирующие свое мнение через интернет, пока еще воспринимаются менее ангажированными и более честными, чем эксперты, выступающие на телевидении. Уже сейчас интернет-издания опередили печатные по количеству просмотров. А некоторые эфиры уже имеют просмотров больше, чем аналогичные по телевидению.
Кинематограф давно стал инструментом влияния. Крупные студии напрямую работают с государственными органами, которые дают повестку и задание, что необходимо показать в фильмах. Фильмы воздействуют на эмоции человека. Под впечатлением мозг лучше запоминает увиденную информацию. Фильмы демонстрируют образ жизни, «добро» и «зло», что «хорошо», а что «плохо», навязывают нужные убеждения и стереотипы. Показанные многократно некие паттерны становятся для человека естественными, благодаря выработанному процессу адаптации они уже воспринимаются как что-то само собой разумеющиеся, естественное.
С киноиндустрией давно дружат и коммерческие структуры. Кинокомпания может снять как художественный, так и документальный фильм о службе на морском лайнере по заказу судовладельческой компании. Демонстрируя работу персонала в лучшем виде, создать позитивный образ, мотивируя людей пополнять ряды в качестве сотрудников экипажа корабля.
Распространение убеждений может начинаться очень рано: с детских садов, далее школ и университетов. Дети очень обучаемы, у них не выработалось критическое мнение, они очень восприимчивы. И педагог может стать пропагандистом, не зная этого. В школе учитель – это авторитет, а ученикам нужна модель копирования, в том числе и убеждений. Копируя, они неосознанно пытаются повысить значимость своего «Я», придать ему больше влияния. Второй момент – подростки чаще других имитируют поведение сверстников. Таким образом, убеждения начинают быстро распространяться в молодых группах. Преподаватели высших учебных заведений очень часто обращают студентов в свою веру, навязывая им собственные взгляды и убеждения.
Культура активно распространяется за пределы той территории, где образовалась. Она же становится и инструментом пропаганды. В начале 20-х почти все коммунистические ячейки, которые активно расширялись в то время по Европе и другим странам, напрямую или косвенно имели связь с Советским Союзом. Культурные обмены: открытиями, мероприятиями, праздниками, учениками, специалистами – все это механизмы распространения своих культурных ценностей. Часто это становится и инструментом вербовки. Через культурные особенности можно транслировать некие идеи в мир. Как раньше это делал Советский Союз (коммунистические идеи), а сейчас – Соединенные Штаты Америки (демократия, права и свободы): стать лидером, примером для подражания и через ячейки влиять на события, распространяя свои ценности.
Книги продолжают быть источником распространения определенных мнений и убеждений. Пользующиеся авторитетом авторы через свои произведения транслируют собственные мысли огромному числу читателей. Книги имеют большую вовлеченность, поэтому они до сих пор сильный инструмент пропаганды. Особенно если автор обладает искусством манипуляции и убеждения.
До сих пор ведутся споры: реклама – это инструмент влияния или нет. По-моему, ответ очевиден. Реклама навязывает определенный образ жизни: что людям есть что смотреть, как одеваться и прочее. Что это, как не распространение влияния на потребителей. Реклама – это не всегда торговля. Она может быть и социальной, распространяющей правила поведения, новые ценности и прочее.
Сарафанное радио тоже является источником пропаганды. Слухи, сплетни, анекдоты, мемы быстро тиражируются и распространяются среди населения. Особенно они становятся сильными при дефиците информации. В СССР политические анекдоты служили «разрядкой», чтобы снять агрессивный настрой населения по отношению к власти. В наше время все больше набирают влияние и распространяются мемы. Особенно у поколения Z, которое отличается отсутствием анализа увиденной информации и верит картинкам как доказательствам правды.
Мало кто задумывается, что архитектура тоже является инструментом пропаганды. Вспомните самые известные и помпезные здания. Все они ассоциировались с каким-либо режимом, эпохой или культом. Соборы в Ватикане, американские небоскребы 30-х годов, германская неоготика также 30–40-х годов, советский ампир 50-х. Все сооружения строились, чтобы показать мощь режима или до чего дошел прогресс, здесь тоже есть идеологическая составляющая, например, того же капитализма. Посещая такие сооружения, человек чувствует восхищение, понимает огромность, масштаб режима, построившего их.
Не просто так холлы корпораций удивляют своим размахом и роскошью. Все эти мраморные полы, отделка дорогими материалами, внушительные стойки администрации. Кабинеты руководства, как правило, находятся на самом высоком этаже. Хотя причина этого уже психологическая, связанная с потребностью в доминантности, но директорские офисы иногда меня просто поражали. Мне довелось побывать у многих влиятельных людей, и я не перестаю удивляться, сколько вложено средств в эти помещения. Иногда приходилось сидеть за огромным столом из благородного красного дерева, а расстояние между мной и владельцем этого стола было не меньше трех метров. Но больше всего меня поражали их рабочие кресла. Такие и креслом-то сложно назвать, скорее, это огромный царский трон.
Как биолог-бихевиорист я понимаю, что причина этого, помимо доминантности, еще и в демонстрации своих ресурсов, а это фундамент для сотрудничества. Именно по этой же причине богатые люди организуют дорогие фуршеты.
Возвращаясь к архитектуре и ее роли в пропаганде. На Руси издавна церкви строили только на возвышенностях. Афинский Акрополь расположился на самой высокой точке города. Интересный пример архитектуры, используемый в целях пропаганды, – корейская «потемкинская деревня». Северная Корея построила город Киджонгдон буквально в нескольких километрах от границы с Южной Кореей. Задача этого города сугубо имиджевая. Показать соседям, как хорошо у них в стране, а также мотивировать южнокорейских солдат к дезертирству. Город известен самым огромным флагом Северной Кореи, а также тем, что многие дома в нем бутафорские, с нарисованными окнами.
Музыка имеет огромное влияние на наше эмоциональное состояние. Патриотический гимн может заставить человека испытать чувство гордости. На меня огромное влияние имеет песня 1941 года «Священная война». Я человек не особо эмоциональный, но данное произведение даже во мне пробуждает мощнейшие чувства. Ритм музыки настраивает нас на нужную волну. Слушая песню, человек может загрустить, погрузиться в воспоминания – как личные, так и исторические. Более быстрый темп способен побудить человека к действию. Музыку издавна применяли в армии. Военные оркестры подбирали нужную мелодию, чтобы мотивировать солдат идти в атаку. При награждении или на парадах проигрываются соответственные мероприятию мелодии. Все с той же целью – настроить человека на нужный лад.
Конечно, и в шоу-бизнесе также практикуется написание песен под целевую аудиторию с целью воздействовать на определенные чувства: патриотизма, гордости, ненависти, несправедливости, мятежа и протеста.
Сильное влияние музыка имеет также и за счет повторяющихся слов, которые не выходят из головы услышавшего их человека. Если мозг не обрабатывает входящий стимул, то есть не дает ему оценку, такой стимул будет постоянно прокручиваться в голове. Данный механизм используют и в рекламе. Повторяющиеся окончания запоминаются лучше всего. Как пример, реклама маркетплейса: «Озон-зон-зон».