Откладывание трудных вещей превращает их в невозможные.
Джордж Г. Лоример
Теперь давайте поговорим о нашумевшем термине за последние несколько лет – это прокрастинация. И опять- таки этот термин связан с одной из трёх нам уже известных субличностей по теории психотерапевта Эрика Бёрна – с внутренним Родителем.
Какие функции и задачи стоят перед внутренним Родителем?
Теоретически внутренний Родитель способствует достижению наших целей благодаря контролю. «Здоровый взрослый» (или «проработанный») внутренний Родитель всегда приводит весомые здоровые доказательства, как нужно развивать ход событий. И развитие этих событий нацелено на внутренний баланс и на удовлетворение потребностей личности. Отсюда личности становится намного «легче» управлять своей логикой и мышлением, она начинает видеть позитивные перспективы.
Если внутреннему Родителю «поступают» задачи и цели, которые не имеют ничего общего с его парадигмой, то возникает нежелание выполнения поставленных задач. Иными словами, внутренний Родитель контролирует процессы, связанные с достижением цели, поэтому часто в голове могут возникать аналитические вопросы: «А зачем мне это нужно? К чему это всё приведёт?». И, конечно, в случае отсутствия в парадигме внутреннего Родителя точек соприкосновения с выполнением требуемых задач, возникает нежелание их исполнять. Ведь поставленные задачи должны быть согласованы с субличностью.
Мы сами в состоянии осознать, что нам что-то неприятно или не хочется делать. Однако, есть такие ситуации, когда мы прокрастинируем и не понимаем, почему мы не берёмся за дело. Вроде и награда за поставленную задачу высокая, вроде и не занимает эта задача на исполнение много времени, но мы всё равно лежим на диване и не можем приняться за работу. И всё это потому, что процессы латентны, т.е. они скрыты от нашего сознания, но передают сигналы нашему внутреннему Родителю. Он, как мы выяснили, любит всё контролировать и помогать «по-своему» в решении проблем.
Согласитесь, если вы любите что-то делать или получаете от чего- то удовольствие, что занимает 80-90% вашего времени, то для вас прокрастинация явление редкое.
Ещё одна причина также связана с тем, о чём мы уже говорили в главе выше – это неуверенность в выполнении задания. Неуверенность в положительном результате характерна для вышеописанного синдрома отличника.
Шкала оценки задания также напрямую связана с прокрастинацией. Здесь внутренний Родитель может, так сказать, «отмалчиваться» или не давать определённых наставлений, но внутренняя оценка результативности или предвосхищения ситуации будет присутствовать. Это означает, что если вы не можете оценить никак задание, то, скорее всего, вы не будете его выполнять. В случае, если это задание необходимо исполнить, то тут включится прокрастинация.
Как же бороться с прокрастинацией?
Конечно, здесь я могу ответить, что самое лучшее – это заниматься тем делом и вообще заниматься теми делами, от которых получаешь удовольствие. Одно из правил счастливой и здоровой жизни гласит: «Делай то, что тебе нравится».
А как же тогда быть с обязанностями на работе?
Здесь ответ неоднозначный. Исполнять требования по работе – это обязанность работника, закреплённая трудовым договором. Однако, пренебрегать собственными чувствами и своим спокойствием не стоит. Если вы ощущаете сильный дискомфорт при выполнении каких-либо заданий, то подойдите к начальству и спросите, может ли кто-то из сотрудников выполнять эти задания, а вы возьмёте на себя другие задачи. Если вы чувствуете, что вы прокрастинируете на протяжении нескольких недель или месяцев, то задумайтесь над тем, насколько вас устраивает ваша работа или структура вашей деятельности. Помните, что все границы только у нас в голове.
В случаях, когда прокрастинация распространяется не только на работу, но и на личную, семейную жизнь, то моя рекомендация проста – обратиться к психотерапевту. Выявить настоящую проблему и избавиться от неё можно за несколько сеансов. Как минимум, терапия сохранит вам ценные ресурсы: время и энергию.