Читателям, убежденным, что до Петра I у русского государства, имевшего естественный выход к Белому и Каспийскому морю, не было своего регулярного морского флота, совет – эту главу не читать и сразу перейти к следующей.
Наш флот и наше государство – ровесники. С конца XV века реял над морями флаг русского флота. В те времена, до конца XVII века, на мачты русских кораблей в качестве флага поднимали, по сути, икону Святого Николая Угодника – покровителя путешествующих и моряков. Только икона сия была изображена не на дереве, а на полотне. Возможно, отсюдаи пошел обычай освящать спущенные на воду корабли: изначально освящали не плавучее сооружение из дерева и металла, а икону.
Карта острова Кильдин из книги Яна Гюйген ван-Линшотена «Первое путешествие Гюйген ван-Линшотена с севера через пролив Нассау у устью реки Оби на Вайгач в 1594 году» с изображением русской ладьи (посередине, в верхней части рисунка) с флагом на мачте. Считается одним из наиболее ранних подтверждений того, что русские суда ходили под своим флагом
Кстати, тогда становится ясно, почему белое знамя над черноморскими «чайками» запорожских казаков называли «Морским Миколой» (малороссийский вариант именования Святого Николая). Великороссы вышивали лик небесного покровителя на ткани красного или синего цвета. Так было во времена царствования Ивана III, Ивана IV Грозного, первых Романовыхна русском троне…
В первом русском Морском Уставе – «О корабельной ратной науке», изданном Корабельным Приказом в 1667 году, среди 34 статей артикульных одна, 25-я, была открыто религиозной. Краткая была статья, но строгая, как боевой приказ:
«Никто ж да дерзнет кляститься, или имя Божье втуне именовати».
Запрет на богохульство прописан, а вот меры наказания нет. Видимо, если не автор, то редактор русского Морского Устава 1667 года, глава Корабельного Приказа боярин А.Л. Ордин-Нащокин был столь искренне верующим человеком, что допускал возможность нарушения данной статьи Устава русскими моряками лишь в виде редчайшего исключения. А как в Уставе прописать исключения?
Прославляемый всеми историками «петровский» морской Устав темы православной веры не касался вовсе, кроме одного пункта, который требовал от корабельных священников вести работу по привлечению «бусурманских» (мусульманских) служителей флотских к православию.
Кстати, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин – глава Корабельного Приказа был единственным морским министром России, который окончил свои дни смиренным иноком Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря на родной псковской земле.
И совсем неожиданная страница истории – связь финансов русской православной церкви и строительства регулярного флота при царе Алексее Михайловиче. Клятвенные запреты церковных Соборов, направленные против старообрядцев, датированы 1656 и 1667 годами. Как раз в эти годы начиналась постройка кораблей для войны со Швецией за балтийское побережье. Патриарх Никон призывал казаков и московитов идти на Стокгольм морем! Но война стоит денег. Откуда их было взять, если царская казна истощилась? А из церковных закромов. К началу раскола «старая» церковь была «государством в государстве». В ее хозяйственном обороте находилось 37 000 дворов и 44 000 мужиков (не считая детей и жен), которые не платили налогов в царскую казну. Плюс недополученные налоги от «церковных» рыболовецких флотилий и рыбообрабатывающих предприятий, магазинов и лавок, мыловарен и солеварен… Банк наличности у последнего старообрядческого Патриарха Иосифа составлял 28 400 рублей – по тем временам сумма астрономическая! Можно предположить, чтов схватке за эти капиталы и грянул раскол, а вовсе не из-за споров о разночтении богослужебных книг (в почти поголовно неграмотной стране!) и о том, сколькими пальцами креститься – двумя или тремя.
Большая часть «церковных рублей» была направлена Царем и Патриархом Никоном на строительство кораблей на государственных судоверфях. В Славяно-греко-латинской академии – учебном заведении далеко не светском – учили и кораблестроению и мореплаванию. Оттуда и были приняты преподаватели в Морскую академию Петром I.
В эпоху, когда древнерусскими архивами беспрепятственно распоряжались лютеране – выходцы из немецких земель, – а это практически весь XVIII век, была украдена или уничтожена масса исторических документов. Мы теперь вряд ли узнаем, были ли священники при балтийской эскадре времен Ивана Грозного на острове Борнхольм? И при учрежденной его указом Каспийской флотилии «правительственных стругов»? А на кораблях времен царя Алексея Михайловича «Фредерик» и «Орел»?..