Когда по учреждении Синода духовенство поднесло «помазаннику Божьему» Государю Петру Алексеевичу просьбу о назначении патриарха, то «плотник на троне», поднял Духовный регламент и заявил: «Вы просите патриарха – вот вам духовный патриарх». А на ропот недовольных обнажил кортик и со словами: «А противомыслящим – вот булатный патриарх», – ударил им в стол.
Даже если это одна из легенд о Петре I, она показывает его отношение к вере своих предков и своего народа. А чего стоят «Всепьянейшие и Всешутейшие Соборы» с циничной пародией на таинства православной церкви – это уже не историческая байка, а исторический факт. Есть вещи, которыми не шутят. Тем более Цари.
Лично мне импонирует версия о подмене сына царя Алексея Михайловича в Европе во время Великого посольства, какой бы спорной она ни была. Вполне вероятен сговор «политической элиты» того времени – Ромодановского, Голицына с воротилами Амстердамской и Лондонской торгово-финансовых компаний – предшественниц современных транснациональных корпораций. В странах «Евросоюза» конца XVII века подыскали внешне похожую фигуру… И начались «великие преобразования». Сначала родовая русская аристократия, предав страну, думала, что стала достойным партнером британских и голландских джентльменов… А когда ей начали стричь бороды и вотчины – уже было поздно. Процесс стал необратимым.
Но кем бы ни был человек, вошедший в историю под именем Петра Великого – Императора всероссийского, налицо два бесспорных факта: в Россию свет масонства, как утверждают «вольные каменщики», проник именно при нем; и второе – его откровенное вероотступничество.
Если предшественники Петра Алексеевича на царском троне свято оберегали «территорию православия», то в пору его правления представители иных конфессий получили неслыханные доселе привилегии. Первая лютеранская церковь была построена в Санкт-Петербурге уже через год после его основания – в 1704 году. А едва новорожденный город получил статус столицы, с 1711 года, на берега Невы «высадился десант» из европейских миссионеров разных толков.
В 1717–1719 годах в Петербург прибыли первые голландский и англиканский пасторы. В 1723-м появился священник реформатской церкви. Годом позже – французский кюре и немецкий пастор. Ясно, что они духовно окормляли не православных строителей Петербурга, а множество иностранцев, приехавших по приглашению Петра или соблазнившись заманчивыми слухами о предоставляемых им привилегиях. Но не слишком ли густой толпой хлынули в Россию иноверцы?..
Петр I в одежде корабельного плотника. Конец XVIII в. Неизв. англ. художник
Что касается флота, то его «основатель» не только сменил лик Святого Николая Угодника на русском морском флаге на Андреевский крест. Он пошел и того дальше: этого Святого «русский» царь вообще… запретил.
Протестантский пастор, обосновавшийся в Петербурге, восторженно писал домой о «благотворном» влиянии Запада на русского царя: «В Голландии и в Германии он узнал, какая вера наилучшая, истинная и спасающая, и крепко запечатлел это в своем уме. Мы не ошибемся, если скажем, что Его Величество представляет себе истинную религию в виде лютеранской. Система обучения в школах совершенно лютеранская (надо полагать, что имелась в виду основанная Петром I Академия морской гвардии – будущий Морской корпус – первое светское учебное заведение, где готовили офицеров. – Прим. А.С.), и юношество воспитывается в правилах нашей истинной религии. Что касается до призвания Святых, то Его императорское величество указал, чтобы изображение Святого Николая нигде не ставили в комнатах, чтобы не было обычая, приходя в дом, сначала кланяться иконам, а потом хозяину. Чудеса и мощи уже не пользуются прежним уважением».
Для чего Петр I начал войну против веры своих предков и своего народа? Одно дело – гарантировать в новорожденной столице равенство религий для ее жителей. Другое – вытеснять православие из домов, из жизни своих поданных.
До сих пор в общественном сознании сохранился еще один миф о Петре – радетеле русского воинства: после поражения под Нарвой Петр повелел поснимать колокола с колоколен православных храмов и перелить в пушки. Кто не верит автору – проверьте, обратившись к ресурсам Интернета или специалистам, кому лень – поверьте мне на слово: технология металлургии не позволяет колокольный металл использовать для производства артиллерийских орудий. Цель Петра, по моему мнению, была другой. В начале XVIII века на Руси храм был и «клубом», и «сельсоветом», и даже местом знакомств будущих супругов. А церковные колокола выполняли универсальные функции часов-курантов: призывали к заутренней, обедне и вечерней молитве; радостно трезвонили в праздники, траурно пели в дни скорби; извещали о грозящей опасности и призывали к борьбе с ней. Сняли их с колоколен – и вся православная округа «ослепла» и «оглохла». Весьма странный поступок для православного царя. И абсолютно логичный для сторонника «евроинтеграции».
Судя по воспоминаниям современников Петра I, после возвращения царя из Великого посольства его отношение к православной вере стало носить исключительно утилитарный характер. Вильгельм Оранский, с которым Петр не раз вел доверительные беседы, советовал устроить Церковь в России на манер англиканской, объявив себя ее Главою. Следует полагать, эти советы были приняты Петром Алексеевичем близко к сердцу. Сам Вильгельм Оранский в 1869 году получил корону из рук масонов и присягнул подготовленной масонами конституции, а заодно подписал акт о веротерпимости, исключая католиков.
Знакомство с архивами МИДа Императорской России показывает, что нужда в духовных пастырях в «петровском» флоте для православных нижних чинов возникла довольно скоро. Так, в письме адмирала-лютеранина Крюйса Петру I, отправленном с Балтийского флота в 1704 году, отмечается, что «надобно на 7 галер 7 попов и на 100 бригантин – 3 попа, есть только 2». Скорее всего, лютеранин Крюйс воспринимал православных священников на русских кораблях как элемент штатного расписания экипажа, не совсем понимая, для чего они нужны.
Да что там иноземец-Крюйс! Рожденный православным генерал-адмирал Ф.М. Апраксин недалеко от него ушел. 24 августа 1710 года в Адмиралтейств-коллегию, которую возглавлял Федор Михайлович, был направлен вдовый священник – иеромонах Иван Антонов. Так, по крайней мере, мы узнали, кто благословлял русских моряков на победу в битве при Гангуте и, вероятно, в других морских баталиях Северной войны. А сухопутному генерал-адмиралу Апраксину лично сей «поп» был и не к чему. 9 мая 1714 года из Корабельного Приказа на флот была спущена инструкция, регламентирующая службу «корабельных попов»: «Келейные правила должны читать тихо в своей каюте, никого не отвлекая, дабы чтением партикулярным помех в делах общих и корабельных не делали». То есть сиди, святой отец, в своей каютке и на глаза не попадайся, и под ногами не путайся своей рясой! Чтобы не видно тебя было и не слышно…
В апреле 1717 года вышло высочайшее повеление государя: «В Российском Флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников». Через два года, 8 апреля 1719-го, последовало новое повеление, согласно которому на каждом корабле под Андреевским флагом должен был находиться иеромонах!