Каждая вещь, по мнению Никиты, достойна бережного с ней обращения, ухода и заботы, только в этом случае она может служить долго и оставаться в том виде, в каком когда-то приобретена.
Он всегда был аккуратен, ещё с самого детства, всё за собой убирая без лишнего напоминания. В его комнате царил безупречный порядок, а вещи лежали на своих местах.
Брюхов регулярно смахивал пыль и делал влажную уборку, чистил до блеска обувь, сдавал одежду в химчистку, а мебель протирал полиролью.
Поэтому, когда перед Никитой встал выбор профессии, долго раздумывать не пришлось. Отношения с мебелью он выстраивал внимательно и деликатно, словно каждый раз перед ним находился не шкаф или стул, а хрупкая капризная девушка.
И теперь, рассматривая секретер, он бережно дотрагивался до него руками, одетыми в бархатные белые перчатки, чтобы не оставлять пятен на лакированной поверхности.
Он обследовал миллиметр за миллиметром в поисках клейма или штампа изготовителя, что рассказало бы ему о том, кем и когда секретер сделан, но ничего подобного найти не удавалось.
Вооружившись лупой, Никита рассматривал дерево, лак и краски.
Внимательно вглядываясь в рисунки и аппликации птиц, он обнаружил, что часть квадратиков является ящичками, но все внутри пустые.
Никита посмотрел на часы.
– Ого, – удивился он, обнаружив, как долго занимается секретером.
Однако результата не было.
Более определённо о предмете Брюхов сказать так ничего и не мог, кроме очевидного, что он уже сообщил хозяину.
От этого реставратор чувствовал беспокойство.
Раньше такого не случалось, всегда быстро получалось определить производителя и период создания.
– Так, – бормотал Никита. – Кто же ты у нас такой? – он привстал на носки, разглядывая мебель сверху, но роста ему явно не хватало.
Аккуратно попробовал облокотиться о секретер, помогая таким образом себе разглядеть верхнюю часть предмета.
– Так-так, что у нас там, – он прислонился к средней выступающей секции, но так как был в перчатках, правая рука неожиданно соскользнула, и он резко упёрся в секретер, пытаясь сохранить равновесие и не упасть, попав рукой на одну из аппликаций в средней секции.
К его огромному изумлению, птица с длинной шеей, смотревшая вверх, сдвинулась с места и опустила голову вниз. Щёлкнуло. Квадрат оказался не ящичком, а дверцей, мгновенно распахнувшейся. Очевидно, там размещалась пружина, срабатывающая, если повернуть птицу.
Брюхов заглянул внутрь открывшегося пространства.
Там что-то лежало.
Он засунул руку и извлёк пыльный свёрток.
Никита быстро положил его на пол, стараясь не испачкать белые перчатки, которые он моментально снял и убрал в саквояж.
Находка выглядела небольшой, увесистой и представляла собой что-то, завёрнутое в бумагу. Никита заворожено смотрел на свёрток, не решаясь его открыть.
Дышать стало тяжело. У него была лёгкая форма астмы, проявлявшаяся в моменты, когда он нервничал или чувствовал напряжение. Реставратор достал из кармана ингалятор с лекарством и сделал несколько вдохов. Помогло.
– Герр Брюхов, – послышался голос из-за шкафа и приближающиеся шаги.
Сердце Никиты судорожно забилось, словно он совершил какой-то низкий поступок, и, повинуясь первому порыву, он закинул свёрток в свой саквояж, закрыв его.
– Как продвигается работа? – Перед Никитой появился герр Шпильц. – Что-то удалось выяснить?
– Ну… Тут, хочу вам сказать, сложный случай.
– Правда? Почему?
– Я думаю, секретер и в самом деле старинный. Это однозначно. Дерево очень редкой породы, а краски высокого качества, – затараторил Никита. – Скорее всего, сам секретер сделан во Франции, как я уже говорил ранее, во второй половине семнадцатого века, но расписывал секретер, я полагаю, другой мастер.
– Понятно, – кивал герр Шпильц.
– Кроме того, манера росписи и краски наталкивают меня на мысли: мастер либо китаец, либо учился живописи в Китае.
– Интересно.
– Да, и ещё, ваш секретер, скорее всего, представляет собой часть ансамбля.
– То есть? Вы думаете, существует ещё один такой?
– Нет-нет. Полагаю, могут быть предметы, расписанные подобным образом.
– А-а-а, – протянул герр Шпильц. – Гарнитур?
– Ну, можно и так сказать. Как правило, так изысканно в то время украшали мебель, состоящую из нескольких предметов. Возможно, стол и секретер, или секретер и консоль, или шкаф.
– Или комод? – подхватил герр Шпильц.
– Да-да.
– Я понимаю.
– Да, и ещё одно. Мне не удалось найти клеймо производителя. Думаю, вещь сделана на заказ неизвестным мастером, который либо слишком молод был в то время, либо беден. В любом случае именно такие мастера не ставили штампов или клейм, так как не могли это себе позволить. К тому же, если предположить, что работу по дереву делал один человек, лаком покрывал другой, расписывал третий, то клейма и быть не может, так как ставить его и некому. Слишком много народу участвовало в процессе. В то время, как правило, всё делалось в одной мастерской, а здесь явно другой случай.
– Ясно, – кивнул герр Шпильц. – Огромное вам спасибо.
– Не за что.
– Один вопрос, последний.
– Да?
– Как вы всё-таки думаете, какова ценность предмета?
– Ну, он однозначно дорогой. Я повторюсь, материалы и краски, использованные при изготовлении секретера, недешёвые.
– Отлично, – улыбнулся герр Шпильц. – Очень хорошо! А теперь не смею вас больше задерживать, – он протянул конверт с вознаграждением. – Спасибо за ваше время.
– Вам спасибо. – Никита положил деньги в карман, взял саквояж и устремился к двери.
– Герр Брюхов, постойте, – крикнул коллекционер. – Что это?
Никита обернулся.
Герр Шпильц указывал на открытую дверцу секретера, откуда реставратор вытащил таинственный свёрток.
– Потайное отделение, – спокойно сказал Никита. – Оно само открылось.
– Внутри что-то было?
– Нет. Я ничего не нашёл, но вы можете ещё раз осмотреть. В ящичках тоже пусто, – Никита пожал плечами.
– Очень жаль, очень, – произнёс герр Шпильц, заглядывая в отделение секретера.
Не медля более ни минуты, Брюхов направился к выходу.