ВЫ УЗНАЕТЕ:
✔ О самой распространенной ошибке презентаторов и о том, как ее избежать.
✔ О принципе, соблюдая который вы превзойдете 90 % спикеров.
Презентаторы, работающие в формате TED talks (http://www.ted.com), имеют в распоряжении всего 18 минут, чтобы донести свои идеи до мира. Некоторые предпочитают делать презентации без слайдов. Например, сэр Кен Робинсон подготовил мотивационную речь по вопросам образования без использования каких-либо слайдов. У него сложилось впечатление, что его речь не требует визуальных вспомогательных средств, поэтому он отказался от слайдов в качестве опоры и выступил без них. Однако другие ораторы предпочитают использовать слайды для укрепления понимания своих идей. Здесь важным является следующее: они используют слайды для усиления понимания своих идей.
Вместо того чтобы использовать слайды как опору и раздутую версию листков для заметок, которые напомнят, о чем нужно сказать, эффективные спикеры TED используют слайды, чтобы помочь аудитории, а не себе.
Поразмышляйте над тем, как Даниэль Пинк в своем выступлении «Удивительная наука мотивации» на конференции TED использовал визуальный образ, чтобы помочь публике понять эксперимент под названием «загадка свечи». Обратите внимание, что изначальной задачей было помочь аудитории, а не самому спикеру.
В начале своего выступления Пинк просит взглянуть зрителей на экран, на котором появляется слайд, иллюстрирующий и дополняющий мысль автора. Вот он:
Рис. 1.
«Некоторые, возможно, уже знакомы с загадкой свечи. Ее придумал в 1945-м году психолог Карл Дункер. Вот как она работает. Положим, я – экспериментатор. Завожу вас в комнату и даю вам свечу, коробку с кнопками и спички. Ваша задача – прикрепить свечу к стене так, чтобы воск не капал на стол. Ваши действия? Некоторые начинают с попытки прикрепить свечу к стене кнопками. Не получается.
Другие считают, что лучше всего зажечь свечу, расплавить кончик и приклеить ее к стене. Идея грандиозная, но… не получается. В конечном итоге, минут эдак через 5–10, большинство участников находят решение, которое вы здесь видите».
Рис. 2.
Пинк использует эти слайды в своей речи, чтобы облегчить задачу зрителям: так им легче представить социологический эксперимент.
Разрабатывая слайды, задайте себе вопрос: я включаю этот слайд, чтобы помочь своей аудитории или себе?
Если ваш слайд не помогает аудитории, не включайте его в презентацию. Эффективные презентации всегда нацелены на аудиторию, а не на спикера. Это может звучать как нечто простое и очевидное, однако, не надо преуменьшать эффективность этого пункта.
Согласно справочнику спикера TEDx, слайды могут помочь аудитории, но они ни в коем случае не являются обязательным элементом каждого выступления и тем более не приравниваются к нему.
Задайте себе вопрос: помогут ли мои слайды аудитории и прояснят ли они информацию или отвлекут и собьют с толку?
Если ваши слайды способствуют прояснению информации, включайте их. Если нет, если вы используете слайды как опоры, забудьте про них.
Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых большинством презентаторов: как только они осознают, что должны сделать презентацию, они немедленно открывают программу PowerPoint или Keynote и начинают наполнять информацией слайды.
В результате получается сухая и безжизненная презентация, переполненная текстом и обделенная вдохновением.
Вместо этого я, прежде всего, рекомендую вам выявить ваш основной замысел. Он имеет отношение к единственной и самой важной идее, которую аудитория должна почерпнуть из вашей презентации. В чем заключается та единственная идея, которую вы хотите донести до своей аудитории?
Ник Морган, тренер многих спикеров TEDx, пишет в своем блоге пост[1], посвященный тому, как подготовить 20-минутное выступление в стиле TED Talks:
«Начните с выбора идеи. Попытайтесь сделать эту идею интересной для широкой публики, но чтобы к ней можно было применить ваши знания как узкого специалиста. Затем сузьте ее и сосредоточьтесь на ней…»
Беки Блэнтон[2], выступавшая на конференции TEDGlobal в 2009 году, подчеркнула важность выбора ключевого замысла в своей статье «Как сделать лучшее в жизни выступление»[3], которую она написала для Six Minutes[4].
«Транслируйте всего одну сильную идею. Возьмите время на то, чтобы сосредоточиться на каждой идее, которую желаете выразить, затем выберите из них самую вескую и сильную».
Давайте взглянем на примеры ключевого замысла в речах выдающихся спикеров TED. Посмотрите выступление Саймона Синека[5], который проанализировал действия известных лидеров и сформулировал концепцию золотого круга. Свое выступление он начинает с вопросов аудитории: