Если я спрошу, какой орган самый сексуальный, вы наверняка растеряетесь от обилия выбора. Сексуальных частей тела много, как тут выбрать одну? Тем не менее лидер у нас имеется, и, скорее всего, это не то, о чем вы подумали (извращенцы).
Да-да, это мозг!
Секс начинается в мозге, и без него мы не можем ни осознавать, ни чувствовать свое тело, ни управлять им. Если тело – оркестр, то мозг – дирижер. Он всегда занимает центральное место.
Потому-то и важно начинать разговор с мозга, а не отправляться прямиком в трусы.
Вот мой любимый факт о мозге: первичная соматосенсорная кора (пошли заумные словечки) – это часть мозга, которая обрабатывает тактильную стимуляцию (то есть прикосновения). Она тянется полосой по поверхности мозга и представляет собой «карту» всего тела. Но его части отображаются на ней не пропорционально истинным размерам, а пропорционально чувствительности. Получается «кортикальный гомункулус» – искаженная модель тела, на которую ориентируется мозг. И это ПРОСТО ОТПАД[4]. Посмотрите в интернете прямо сейчас – не пожалеете.
Если подойти к вопросу технически (что мы и делаем), то секс – это никакой не инстинкт. Это мотивационная система.
Нам хочется заниматься сексом, потому что это весело и приятно, а не потому что в нас говорит биологическое стремление выжить здесь и сейчас, как в случае с едой, питьем и сном. Да-да, я помню о продолжении рода, но эта книга не про деторождение, а про удовольствие.
Это не умаляет важности секса. Напротив, секс – одна из тех вещей, которые придают жизни смысл. Но, насколько мне известно, никто еще не умер от возбуждения.
ПОРА ЗАВЯЗЫВАТЬ С КОНЦЕПЦИЕЙ ПОЛОВОГО ИНСТИНКТА
Проблема с восприятием секса как инстинкта состоит в том, что он подразумевает необходимость заниматься сексом каждый день ради выживания. Люди могут интерпретировать это как незыблемое право, что, в свою очередь, выставляет идею обоюдного согласия необязательной культурной заморочкой. Но секс, а особенно секс с партнерами, – дело договорное, и случаться он должен только тогда, когда все участники к нему расположены. Острое желание заняться сексом не дает права силой принуждать к сексу других.
Есть еще одна важная причина отказаться от этого искажающего смысл термина. Многие люди не испытывают никакой инстинктивной тяги к сексу – им нужно быть в правильном настроении и обстановке, чтобы в принципе захотеть им заняться.
Я хочу познакомить вас с моделью «газ-тормоз». Она перевернула мои представления о сексуальных желаниях и, надеюсь, впечатлит и вас.
Эта концепция была разработана в 1990-х Эриком Янсеном и Джоном Бэнкрофтом из Института Кинси. В отличие от прежних исследований, она рассматривает не только физиологические процессы, которые происходят в теле, когда мы возбуждены. Модель состоит из двух педалей.
«Газ»
Всегда готов! Всякий раз, когда «газ» ловит сексуальный намек – хоть мысль, хоть что-то из мира вокруг, – он посылает сигнал «на старт» из мозга к гениталиям.
«Тормоз»
Этот тормозит. Звучит немного негативно, но роль «тормоза» невероятно важна. Бóльшую часть времени мы не снимаем ногу с этой педали, отмечая опасность, риск, неподходящую обстановку и прочие несексуальные вещи.
С точки зрения нашей культуры вся ответственность за сексуальное возбуждение лежит на «газе», но, забывая о роли «тормоза», мы упускаем половину истории. Чтобы рвануть вперед, мало просто нажать на «газ». Нужно еще и отпустить «тормоз», выключив все, что мешает сексу. Круто, правда?
Вот две подборки ситуаций, на примере которых можно разобраться, что такое «газ» и «тормоз». Зачеркните знакомые и добавьте несколько собственных описаний.
(Победного числа клеточек, которые нужно закрыть, тут нет. Мы все разные, все ответы верные, и все остаются в выигрыше.)
* Да, со мной такое было. И нет, я не хочу, чтобы ко мне обращались «Моя пре-е-лес-с-сть». Моя вагина схлопнулась с рекордной скоростью. – Прим. авт.
Чувствительность педалей «газа» и «тормоза» у всех разная, и, разобравшись, как работает ваш комплект, вы совершите прорыв.
Человек, у которого «тормоз» чувствительнее «газа», будет отзываться на несексуальные причины и обстоятельства, а вот чтобы настроиться на секс, ему понадобятся некоторые усилия. В то же время одаренные чувствительным «газом» реагируют даже на самый легкий стимул и испытывают трудности с тем, чтобы некстати не завестись (хотя, как мы уже обсуждали, не обязательно претворять в действие любой звоночек от «газа»)[5].
У меня, например, «газ» средней чувствительности, поэтому я легко возбуждаюсь, но только в правильной обстановке. А вот «тормоз» немного заедает, то есть мне сложнее принимать во внимание причины не разгорячаться.
Это не значит, что меня можно завести с пол-оборота, – скорее, не так уж много вещей способно лишить меня сексуального настроя.
Уровень чувствительности педалей может меняться день ото дня, в зависимости от нашего настроения и окружения. Мой «тормоз» становится сверхчувствительным, когда душевное здоровье переживает не лучшие времена или когда в голове всплывают неприятные воспоминания о травме. Помните, ваша сексуальность не статична!
Душевное здоровье влияет на все аспекты жизни, включая секс. Повседневные стрессы и тревоги могут портить интимную жизнь, пошатнуть самооценку и отвратить от секса.
Уровень интереса к сексу может варьироваться в зависимости от состояния душевного здоровья; к тому же некоторые лекарства негативно влияют на либидо. Если вы страдаете от посттравматического стрессового расстройства или испытываете диссоциацию во время секса (отключаясь от происходящего и смотря на все как бы со стороны), это может подточить вашу чувственность. Главное, знайте, что вы не одиноки. Многие люди испытывают те или иные психологические трудности. Поговорите об этом с любимым человеком – расскажите о своих переживаниях. Если проблемы заметно портят сексуальную жизнь, то стоит обратиться к специалисту.