Понятие «античная цивилизация» и особенности пути развития древних обществ. Гражданская община как основа античной цивилизации. Древняя Греция и Рим как ее очаги. Географические и хронологические рамки античной цивилизации. Исторические источники по изучения античной культуры. Характер источников.
(Продолжительность лекции – 2 часа).
Археологические открытия XIX–XX вв. в Малой Азии, Балканской Греции и на Крите. Роль Генриха Шлимана и Артура Эванса в открытии Критской и Микенской цивилизаций. Древний Крит. Источники. Греческие мифы Критского цикла. Критская письменность: иероглифы и линейное письмо А. Проблема этнической принадлежности населения Крита. Дворцовые комплексы и их архитектура. Критское искусство и его художественные особенности. Реконструкция критских культов и особенности религии Крита. Природная катастрофа на острове Фера (Санторин) и упадок критской цивилизации.
Балканская Греция в 3 тыс. до и. э. Проникновение с севера ахейских и ионийских племен. Ахейские и ионийские города во 2 тыс. до н. э.: Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины. Появление письменности: линейное письмо Б и его дешифровка. Изобразительное искусство микенской эпохи и его особенности. Архитектура дворцовых комплексов и уровень развития ремесла. Упадок ахейских государств, разрушение дворцов, регресс в хозяйстве и потеря письменности.
(Продолжительность лекции – 6 часов).
Проблема поэм Гомера как исторических источников. Археологические данные. Упадок хозяйства и роль микенского наследия. Героические мифы как форма компенсаторного творчества в условиях общего упадка Греции. Олимпийская религия и пантеон богов. Космогония греков. Человек и боги. Поэмы Гесиода. Появление новой греческой письменности: заимствование алфавита и его совершенствование, введение обозначения гласных звуков.
Понятие эллинской общности. Соревновательный характер греческой культуры. Олимпийские, Пифийские, Истмийские игры и их общегреческое значение. Авторская литература (поэзия и басня). Творчество Архилоха, Анакреонта и Алкея. Басни Эзопа. Зарождение философии и ионийская школа натурфилософов. Каменное строительство и греческая архитектура. Образ человека в изобразительном искусстве архаического периода.
(Продолжительность лекции – 6 часов).
Предпосылки развития греческой культуры «классического» периода. Афины – культурный центр Греции. Образование и воспитание в афинском полисе. Школы и гимнасии. Историки «классического» периода – Геродот, Фукидид. Театр в Афинах. Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида. Греческая трагедия.
Комедии Аристофана, как отражение повседневной жизни. Религиозные празднества. Частные религиозные союзы и мистерии. Строительство Акрополя. Образ человека в изобразительном искусстве. Творчество Фидия, Мирона и Поликлета.
Философские учения рубежа 5–4 вв. до н. э. Философия софистов. Сократ и судебный процесс над ним. Философское учение Демокрита. Платон и его идеалистическая теория. Политическая утопия. Философская школа Аристотеля. Эволюция образа человека в изобразительном искусстве. Творчество Праксителя, Скопаса и Лисиппа.
(Продолжительность лекции – 6 часов).
Понятие «эллинизм» в современной исторической науке. Географические и хронологические рамки. Взаимодействие греков и восточных народов в создании культурных ценностей. Религиозные верования – распространение культов восточных божеств и религиозный синкретизм. Тенденция к универсализации образа божества. Частные религиозные союзы. Царский культ и его особенности.
Повседневная жизнь в городах. Образование и его распространение. Особенности восприятия мира и человека: космополитизм, индивидуализм, идеи равенства людей независимо от этнической и социальной принадлежности. Философские системы – стоицизм, эпикурейство и кинизм.
Успехи естествознания и точных наук. Систематизация научных знаний. Роль Александрийской и Пергамской библиотек. Изобретение пергамента. Военное дело в эллинистических государствах. Развитие кораблестроения и расширение географических знаний. Историческая мысль. Историки Полибий, Аппиан и Диодор. Социальная утопия. «Новая» комедия Менандра. Элитарная и народная художественная культура. Человек и природа в эллинистической поэзии. Образ человека в эллинистическом искусстве, утрата героических черт.
Изображение женщин и детей, терракотовые статуэтки, как отражение вкусов массы городского населения.
(Продолжительность лекции – 6 часов).
Исторические условия развития римской культуры, влияние культуры этрусков, греков и эллинистических стран. Основные черты идеологии римского гражданства. Особенности римской религии и мифологии. Гражданский характер религиозных празднеств и театральных представлений. Римский театр и его отличие от греческого. Латинская письменность и римские школы. Римское законодательство и развитие юриспруденции. Римская литература 3–2 вв. до н. э. Творчество Ливия Андроника, Невия и Энния.
Римская комедия и творчество Тита Макция Плавта. Римская архитектура и строительство. Римское изобразительное искусство. Скульптура и римский портрет.
(Продолжительность лекции – 6 часов).
Исторические условия развития культуры. Восточные и эллинистические влияния. Распространение греко-римской культуры в провинциях. Римская литература: Лукреций, Катулл и Вергилий. Творчество и ораторское искусство Цицерона. Поэзия «золотого века». Творчество Овидия, Лукана, Марциала и Ювенала. Римская историческая проза: Тит Ливий и Корнелий Тацит. Расцвет стоической философии. Творчество Сенеки и императора Марка Аврелия. Римская архитектура. Город Рим как центр культуры. Городская материальная культура. Помпеи и Геркуланум. Римское искусство. Роспись, мозаика и скульптурный портрет. Система воспитания и образования. Просвещение и наука. Развитие естественных наук и географии. Римская императорская армия.
(Продолжительность лекции – 6 часов).
Исторические условия развития культуры. Литература и исторические сочинения. Творчество поэтов Авсония и Клавдиана. Аммиан Марцеллин, как последний римский историк. Развитие жанра литературного романа. Систематизация права. Позднеантичная философия. Распространение стоицизма среди элиты римского общества. Философская школа скептиков Секста Эмпирика. Философия гностицизма и герметизма. Учение Плотина и неоплатоники. Культ Митры и религия митраизма, как соперник христианства.
Изобразительное искусство и архитектура. Упадок художественного вкуса.
Упадок просвещения и науки. Разложение и варваризация римской армии.
(Продолжительность лекции – 6 часов).
Географическая и экономическая структура Греции. Природа и человек. Стихийные бедствия и катастрофы. Скотоводство и охота в Греции. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система.
Заработная плата в Афинах при Перикле и цены на товары. Календарь и часы. В греческой семье: заключение брака и положение женщины.
Повседневная жизнь афинского гражданина. Греки среди книг. Греки за столом. Мода и одежда. Отдых и развлечения, свободное время у греков. Последнее прощание.
(Продолжительность лекции – 4 часа).
Экономическая структура Римской империи. Природа и человек. Скотоводство и охота в Риме. Стихийные бедствия и катастрофы. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система. Заработная плата и цены на товары. Календарь и часы. Римская семья: заключение брака и положение женщины. Повседневная жизнь легионеров и горожан. Римляне среди книг. Римляне за столом. Отдых и развлечения в Риме. Гладиаторские бои и быт гладиаторов. Мода и одежда в Риме. Последнее прощание.
(Продолжительность лекции – 4 часа).
Исторические условия и предпосылки возникновения христианства. Раннехристианские общины, районы их распространения и социальный состав.
Апостол Павел. Эволюция христианской идеологии и организации. Позднеантичная философия и христианская литература. Христианское искусство. Борьба течений внутри христианства и гностицизм. Влияние античной культуры на христианских писателей. Смена античной культуры христианской, значение античной культуры.
(Продолжительность лекции – 4 часа).