В результате изучения данной главы студент должен: знать различные формулировки предмета политической психологии, основные методы изучения в политической психологии;
уметь выбирать наиболее адекватный метод для изучения и описания политического феномена, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания в области политической психологии;
владеть навыками разработки программы собственного эмпирического политико-психологического исследования.
Когда мы сталкиваемся с описанием политика, как правило мы стремимся к тому, чтобы сразу представить его в своем сознании. Перед нами описание политика: «Брючный костюм, застегнутый на три пуговицы, стрижка под горшок, мобильный телефон, блокнот с карандашом и очки от близорукости в сумочке, миниатюрный портрет Екатерины Второй на столе в кабинете…»3. Кто представился Вам после прочтения этого описания? Верный ответ – Ангела Меркель. Большинство из Вас представила себе сразу именно этого политика? Почему? Как правило, в политическом сознании у нас прочно закрепился именно этот образ данного политика. Но каким образом политическая психология изучает то, как мы представляем себе политиков? Об этом мы поговорим более подробно в данной главе.
Начнем мы разговор с важного уточнения: дело в том, что предмет политической науки понимается российскими и западными политологами по-разному. В силу того, что зарубежная политическая наука развивается на протяжении довольно длительного периода времени, существует большое количество профильных журналов, специализированных лабораторий, проводятся масштабные исследования различных проблем. Российские исследователи, в свою очередь, привыкли оценивать многие феномены как отмечают исследователи (см., к примеру [Шестопал, 2012]) «с высоты птичьего полета» [Шестопал, 2012]. В качестве основного объекта исследования для политической психологии принято рассматривать политику. У многих понятие «политика» ассоциируется с манипуляцией, обманом и т. д. Однако это не всегда так. Обычно в политике присутствует борьба за власть, с другой стороны, это борьба может носить и цивилизованный характер. Различные авторы учебников по политологии трактуют понятие политики по-разному, но есть и общие точки зрения на данный феномен [Шестопал, 2012]. Во многом политику рассматривают как систему государственных институтов. Обычно принято выделять три основные системы власти. В последнее время говорят еще о четвертой системе – средствах массовой информации. В российской политической действительности важное место занимают различные политические партии, объединения и т. д. Однако, как показали различные опросы, в последнее время избиратели отказываются верить представителям как «правых», так и «левых» политических сил. Поэтому в настоящее время политическая система как система государственных институтов переживает не самые лучшие времена [Шестопал, 2012]. Политика, безусловно определяется еще и системой ценностей, норм и установок самого человека. Как правило, система ценностей, норм и установок в политической системе проявляется в определенной идеологии. Таких идеологий довольно много как в современной России, так и за ее пределами. Каждая из них подразумевает под собой определенные ценности, к которым стремятся и которые транслируют носители той или иной идеологии, определенные нормы, к соблюдению которых призывают носители идеологии и наконец, определённые установки, которые демонстрируют приверженцы той или иной идеологии в поведении. Однако даже в самой совершенной идеологии существуют большое количество разнообразных паттернов в поведении, которые не всегда могут гармонично существовать между собой [Шестопал, 2012]. Идея о том, что человек является общественным (или в другом варианте перевода – политическим) животным появилась еще в трудах Аристотеля. Затем внимание исследователей привлекли различные формы проявления поведения людей в ситуации, когда они собираются в группы. Исследователи стали также изучать поведение человека в ситуациях, когда он становится частью группы, включенной в тот или иной политический процесс. Политическая психология, как правило рассматривает два важных процесса в «жизни» группы людей, которые принимают активное участие в политических процессах: первый процесс связан с осознанными действиями, которая предпринимает эта толпа. Второй процесс связан с неосознанными мотивами, которые движут людьми, в момент присоединения к толпе и в момент их действий как части этой толпы (например, когда происходит отказ от собственного «я» и прочие феномены) [Шестопал, 2012].