Каждый день в нашем мире происходят различные политические события: в мире происходят войны, революции, выборы. Некоторые события для нас являются более важными (к примеру, те, которые касаются нашей страны: «Почему К. Собчак выдвигает свою кандидатуру на пост Президента РФ?»), другие важные, однако мы к ним относимся менее настороженно («Почему Роберта Мугабе отстранили от власти в Зимбабве?1»). Все мы являемся свидетелями этих событий. Мы получаем ответы на свои вопросы, которые формулируют социологи, политологи, т. е. представители социальных наук. Однако эти ответы будут неполными без мнения политических психологов-специалистов по изучению политического поведения, личностей политиков, процессов принятия политических решений и т. д. Во многом от того, насколько будущие политологи будут знать и понимать психологию, будет зависеть их способность описать и объяснить причины поведения политического деятеля и других людей, с ним связанных, точность прогноза поведения политика, а также особенности реакции на политические события людей, которые проживают в той или иной стране. Именно по этой причине относительно недавно (в нашей стране) возникла необходимость в выделении самостоятельной науки – политической психологии. К изучению данного предмета (в том числе и с помощью данного учебника) приступаете и Вы.
Данный учебник составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины студентов, обучающихся по направлению 030200.62 «Политология» (программа подготовки бакалавра), которая была написана и опубликована в 2012 году. Обратился к более подробному описанию структуры данного учебника. Каждая глава, представленная в настоящем учебнике, построена по стандартному плану: сначала дается краткое изложение теории, связанной с главой (жирным шрифтом выделены основные термины и понятия, которые включены в рабочую программу дисциплины по предмету «Политическая психология»), затем идет кейс-задание (с описанием конкретной ситуации, конкретного метода, результатов конкретного исследования), с которым студенту необходимо познакомиться, после данного кейс-задания есть вопросы, которые составлены по кейсу. На них студенту необходимо ответить. Если материал требует дополнительной подготовки, то, как правило, преподаватель заранее сообщает о том, что материал необходимо дополнительно изучить дома или раздает дополнительный материал, необходимый для решения кейса на самом семинарском (практической задании). В некоторых главах вместо кейс-задания студентам необходимо пройти психодиагностический тест, для того, чтобы попробовать выявить наличие у себя той или иной психологической характеристики, описание которой дается в конкретной главе. Кроме того, каждая глава включает в себя контрольные вопросы для самопроверки. После того как студент изучил главу, ему необходимо ответить (подробно и развернуто) на вопросы, которые указаны в конце данной главы. Если студент не может четко и грамотно изложить ответ на тот или иной вопрос, ему необходимо еще раз вернуться к изучению данной главы. После каждой главы Вы обнаружите темы рефератов или докладов (для подготовки к семинарским (практическим) занятиям). Реферат и доклад – это два отдельных вида работ. После написания реферата, студент представляет основные идеи и выводы в виде устного доклада с презентацией в PowerPoint. Кроме того, крайне желательно использовать при подготовке реферата/доклада литературу не только на русском языке (книги, учебники, монографии, статьи из научных журналов, но и статьи из зарубежных научных журналов (см., к примеру, Journal of Political Psychology и др.). Хотелось бы обратить особое внимание, что отличная оценка за доклад возможно только лишь в том случае, если студент (группа студентов), которые готовят доклад может привести пример того или иного феномена, о котором идет речь. Примером может быть – отрывок из интервью с тем или иным политиком, фрагмент документального фильма, прямой линии, заседания государственной думы и т. д. Каждая тема для реферата (и последующего доклада) представляет собой возможность подобрать тот материал, который интересен конкретному студенту. Если Вы сомневаетесь, действительно ли данный материал подходит под формулировку для реферата (и последующего доклада), лучше обратитесь к преподавателю, который проводит у Вас семинарские занятия, за дополнительными разъяснениями. Наконец, после каждой главы приводится список литературы, на которую ссылаются авторы данного учебника и к которому можно обратиться, чтобы почитать о том или иной материале более подробно. Этот же список литературы можно использовать в качестве базового (но не исчерпывающего!) для подготовки к реферату (и последующему докладу).
Надеемся, эти вводные замечания и разъяснения по структуре учебника помогут Вам справиться с данным курсом намного успешнее. Авторам остается лишь пожалать удачи на этом непростом, но достаточно интересном пути.
Введение, заключение и главы 1–7, 11 подготовлены А. Н. Неврюевым; главы 8–10, 12 – Е. Э. Тян.
С уважением, авторы.