Стефан Пермский

«Того же лета (1379) начал

Стефан у пермян на Пыросе и Виляде

и крести их святей вере…»

(Из летописи)


Шла трёхлетняя девочка,

просто Мария,

В божью церковь,

за мамину юбку держась,

Вдруг монах перед нею

поклоны земные

Сотворил на коленях,

молясь и крестясь.

– Предо мною стоит

мать епископа Пермского, —

Молвил он

изумлённо глядящей толпе.

По весеннему Устюгу

чудо апрельское

Босоногою девочкой

в Вечность ушло по тропе…

Время шло,

и родился младенец без муки,

Наречён был Стефаном

и рос, окрылённый мечтой,

И уже покорялись ему

языки и науки,

И в Великий Ростов

направляется инок простой.

Подвизаясь в постах,

в чистоте и великом смиренье,

Был беззлобен, послушен,

и трезв, и умён,

И пред старцем седым,

и пред мужем разумным

с почтеньем

Преклонялся в стремлении

к новым познаниям он.



Переписывал книги святые

прилежно и скоро

И по-гречески в чтенье, письме

разумел уж весьма.

И, от матери с дедом

зырянскому выучась споро,

Дал зырянам для чтения азбуку

и для письма.

Ведь мечта смладу

голову хмелем кружила

И лишала Стефана

покоя и лёгкого сна,

На прекрасную Вычегду

страстно к зырянам манила

Беспокойного юношу

с пламенным сердцем она.

– Я спасу их,

заблудших во мраке, неверных,

Книжной грамоте

диких людей научу.

О епископе! Отче Господне!

Поверь мне,

Знаю я:

эта миссия мне по плечу.

Научу иль погибну

за светлую Веру святую,

За Христово ученье

достойную муку приму,

Смерть на Перми Великой

отныне лютует.

Отче! Книгу – не меч —

за Христа подниму…

Князь Димитрий Донской,

на Стефана надеясь отменно,

Повелел ему выдать иконы,

кресты и масла,

И икону священную

«Спас на убрусе»

посменно

Группа иноков

в дальний поход понесла.

Помолившися затемно

Господу Богу усердно,

Чрез Ростов и чрез Устюг,

знакомые с детства места,

Шёл отряд, и Стефан

был серьёзен безмерно,

И вела его вера,

манила святая мечта…

И пришли они

в место зырянское Пы́рос,

Что у входа в красавицу Вычегду

дивно легло,

И такая краса

перед взором пришедших

открылась,

Что от этого дивного дива

дыханье свело.

Жили здесь наши предки,

зыряне-пермяне,

Жили просто,

пахали и сеяли рожь

И до Выми и Вятки

богов почитали не в храме,

А в открытых святилищах,

или кумирницах тож.

Средь богов —

и куница, и белка, и соболь,

Козы, овцы, волы

и таёжный медведь,

Также Солнце, Вода и Огонь

(Бог особый),

Всех их нужно задобрить

и кровью помазать успеть.

Верил свято Стефан,

что язычники дики,

Что в Христовом учении

смысл и душа бытия,

Просветить всех возможно,

разрушив кумирные лики,

И к спасенью зырян приступил он,

молитву творя.

И со словом святым

обратился он к людям призывно,

На зырянском, родном,

материнском, вещал языке,

К единению звал

раздираемых злобой надрывно

И к вогуличам, вятичам, вымичам

шёл налегке.



И ему помогала

в Иисуса вера святая,

Когда жёг истуканов,

рубил их с размаху, сплеча,

Сокрушая столбы

и кумирницы в прах разрушая,

И берёзу священную

сек топором сгоряча.

Он волхвов не боялся

и гнева богов не страшился,

И в огонь шёл бесстрашно,

святую молитву творя,

На богатство чужое не зарился

и от врагов не таился,

И под знамя Христово

вставали зыряне не зря.

Ну а кто не вставал —

уходили по рекам подальше

И с собой деревянных кумиров

отважно несли.

И не ведали, их ублажая

без всяческой фальши,

Что Христово учение

к ним подойдёт и вдали…

А для новых уж чад

заложил Стефан

церковь святую,

Озарив теплотою

великой и страстной любви,

Как невесту, украсил

и верил: теперь, не воюя,

Будут счастливы люди

с Христовым ученьем в крови.

И на этом же месте

Стефановский храм

возрождённый

Украшает наш город

и дарит тепло и покой.

А за дело благое

в епископский сан

возведённый,

Стал Святым и Великим

отважный зырянин простой.

2000


Загрузка...