Поэма о скрытом смысле. Пятый дафтар - читать онлайн
Начало книги
Джалал ад-дин Мухаммад Руми
Маснави-йи ма‘нави. Пятый дафтар
جلال الدین محمد رومی
مثنوی معنوی
دفتر پنجم
Маснави-йи ма‘нави. Пятый дафтар
* * *
К описанию
Далее >
Оглавление
×
К описанию
Начало книги
***
Разъяснение [айата] «Возьми же четырех птиц, собери их к себе» [9]
О причине введения Мустафой (да будет на нем приветствие Аллаха) этого хадиса: «Неверный ест семью кишками, а верующий – одной кишкой»
О том, как открыл Мустафа (мир ему!) дверь кельи перед гостем и спрятался, дабы тот не увидел облика открывшего, [не] устыдился и смело вышел наружу
Причина, по которой возвратился тот гость к дому Мустафы (мир ему!) в тот час, когда Мустафа стирал своими руками его запачканную нечистотами постель, и [о том, как] он (гость) устыдился и разорвал одежду, и как оплакивал себя и свое счастье
О том, как приласкал Мустафа (мир ему!) того гостя-араба, утешил его от волнения, плача и стенаний, которые тот возносил над собой в стыде и раскаянии, сжигаемый отчаян ием
Разъяснение того, что намаз, пост и все вещи внешние суть свидетельства о свете внутреннем
О том, как вода очищает все нечистоты, а Господь Всевышний вновь очищает воду от нечистот; следовательно, Истинный Всевышний – Пречист [35]
Как вода, потемнев, просит Истинного (да прославится Его слава!) о помощи
Свидетельствование внешних поступков и слов о внутренней сути и внутреннем свете
Разъяснение того, что собственный свет, исходящий из нутра озаренного человека, без того, чтобы какое-либо деяние или поступок поведали [о нем], свидетельствует о ег о (озаренного человека) свете [42]
О том, как Мустафа (мир ему!) представил свидетельство своему гостю
Разъяснение того, что свет, являющийся пищей души, становится для святых пищей телу, дабы оно также подружилось с духом, ибо [сказал Пророк]: «Покорился мой Шайтан мо ей руке» [51]
[ О том, как] приверженцы тела отрицают пищу духа и трясутся над пищей подлой
Сокровенная молитва
Сравнение Хранимой Скрижали и того, как постигает разум всякого человека из той Скрижали то, что является его ежедневным велением, уделом и предопределением, с ежед невным постижением Джибра’илом (мир ему!) Величайшей Скрижали [54]
Сравнение различных образов поведения и всевозможных усилий с противоречиями[, что возникают] в поиске у искателей киблы в темное время и в поиске у ныряльщиков в г лубине моря
Истолкование [слов]: «О горе для рабов!» [55]
Почему одежду-фараджи [56] изначально назвали фараджи
Описание павлина и его природы и причина, по которой Ибрахим (мир ему!) убил его
Разъяснение того, что все знают милость Истинного, и все знают притеснение (кахр) Истинного, и все стараются избежать притеснения Истинного и цепляются за его милос ть; однако Истинный Всевышний притеснения сокрыл в милости и милости сокрыл в притеснении. Это было перевернутой подковой, хитростью и уловкой Аллаха, чтобы людей ч истых и видящих в свете Бога отделить от видящих лишь сиюминутное, «чтобы испытать, кто из вас лучший в деле» [63]
О разнице между разумами, которая является врожденной, в противоположность утверждению му‘тазилитов [68] , что якобы в основе частичные разумы равны, а их рост и различие проистекают от обучения, воспитания и опыта
Рассказ об арабе, собака которого умирала от голода, а сума его была полна хлеба, и о том, как он причитал над собакой, сочинял стихи, плакал и бил себя по лицу, но ему б ыло жаль дать собаке хотя бы один кусок пищи из [своей] сумы
Разъяснение того, что ни один дурной глаз для человека не губителен настолько же, как одобрительный взгляд на самого себя, разве что глаза человека будут заменены с ветом Истинного, так что он «слышит Мною и видит Мною» [72] , а сам этот человек избавится от себя
Истолкование айата: «И поистине те, которые не веруют, готовы опрокинуть тебя взорами» [74]
Рассказ о мудреце, который увидел павлина, что вырывал клювом свои красивые перья и выбрасывал, делая свое тело лысым и безобразным. Удивившись, он спросил: «Не жаль тебе?» Ответил [павлин]: «Жаль, но душа мне более дорога, чем перья, а перья эти – враги моей души»
Разъяснение того, что чистота и простота убежденной души из-за мыслей приходит в волнение, так же как если на поверхности зеркала ты что-нибудь напишешь или нарисуе шь, даже если и сотрешь, то след и ущерб останутся
Разъяснение слов Посланника (мир ему!) «Нет монашества в исламе» [80]
Разъяснение того, что вознаграждением за благие дела влюбленного в Истинного является сам Истинный
Истолкование слов Пророка (мир ему!): «Не умер никто из умерших, кроме как пожелав [после смерти], чтобы умер он прежде [того срока], когда умер: если он был богобоязнен ным, то чтобы поторопили его, дабы он достиг блага, если он был нечестив, то дабы уменьшилось его нечестие»
Разъяснение того, что разум и дух заключены в воде и глине так же, как Харут и Марут – в вавилонском колодце [88]
Ответ павлина тому вопрошавшему
Разъяснение того, что искусность, сметливость и мирские богатства – враги души, подобно перьям павлина
Описание тех отрешившихся от себя, которые обезопасились от своих зол и достоинств, так как исчезли, пребывая в Истинном, подобно звездам, которые исчезают днем при [свете] солнца, а исчезнувший не имеет страха перед ущербом и опасностью [90]
Разъяснение того, что все, что помимо Аллаха, является и едоком и едой, подобно птице, которая намеревается поохотиться на саранчу и увлекается охотой, не заботясь о голодном соколе, за ее спиной охотящемся за ней. Ныне, о человек охотящийся и поедающий, не считай, что ты в безопасности от своего охотника и поедателя: хотя ты его и не видишь взглядом [этих] глаз, все же смотри на него глазами доводов и назиданий, покуда не откроются глаза души
О причине того, что Халил (Ибрахим) (мир ему!) убил ворона, [и о том] качестве из осуждаемых и губительных качеств мурида, на истребление которого это указывало
Сокровенная молитва
Сказал Пророк (мир ему!): «Проявляйте милосердие к троим: к могущественным людям, которые стали слабыми, к богатым людям, которые стали нуждающимися, и к ученым, над к оторыми потешаются невежды»
Повесть о том, как детеныш газели был заперт в ослином стойле, и как попрекали те ослы чужака, то нападая на него, то насмехаясь, и как был он обречен есть сухую солому , которая не является его кормом. И это есть описание [состояния] избранного раба Божия посреди приверженцев сего мира и плотских страстей, ибо: «Ислам вначале был чу жеземцем и будет он чужеземцем, и да будет благо чужеземцам!» [115] Правду сказал Посланник Аллаха!
Рассказ о том, как Мухаммад Хваразмшах [117] захватил войной Сабзавар [118] , [ жители] которого все рафидиты; они просили сохранить им жизнь, а он сказал: «Я пощажу вас, если только приведете мне в дар из этого города хоть одного человека по имен и Абу Бакр» [119]
Остальная часть рассказа о газели и стойле ослов
Истолкование [айата]: «Вот, вижу я семь коров тучных, поедают их семь тощих» [127] . Тех тощих коров Господь сотворил подобными голодным львам, чтобы семь тучных коров они с аппетитом съели; хотя в зеркале сна эти фантазии представали в облике коров , ты же смотри на [их истинный] смысл
Разъяснение того, указанием на истребление и подавление чего из порицаемых и губительных качеств внутри мурида было убийство Халилом (мир ему!) петуха
Истолкование [айатов]: «Мы сотворили человека лучшим сложением, а потом вернем его в нижайшее из низких (состояние)» [129] ; и истолкование [айата]: «А кому Мы даем долголетие, того искривляем в его сложении» [130]
Истолкование [айата]: «[…А потом вернем его] в нижайшее из низких (состояние), кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, – им награда неисчислимая!» [131]
Пример о мире бытия, кажущемся небытием, и о мире небытия, кажущемся бытием
Истолкование слов Мустафы (мир ему!): «Неизбежно, что с тобой будет похоронен близкий, который жив, и ты, будучи мертв, будешь похоронен вместе с ним. Если он был щедры м, он проявит к тебе щедрость, а если он был подлым, то оставит тебя на произвол судьбы. И этот близкий – твои деяния, исправляй их как можешь» [140] . Правду сказал Посланник Аллаха!
Разъяснение [айата] «Он – с вами» [142]
Разъяснение слов Избранника (мир ему!): «Кто сделает множество забот одной-единственной заботой, тому удовлетворит Аллах все другие заботы. А кто станет распыляться на заботы, то Аллах не позаботится о том, в какой долине приведет его к погибели» [144]
О значении этого бейта: «Если ты отправишься в путь, путь перед тобой откроют, а если станешь несуществующим, то тебя направят к [истинному] существованию»
Повесть о том человеке, который претендовал на то, что он пророк. Сказали ему: «Что ты съел, что стал не в себе и говоришь пустое?» Ответил: «Если бы я нашел что-нибудь съестное, то я бы не стал [от этого] не в себе и не говорил бы пустого!» Ибо всякое благое слово, которое произносят они (пророки) тем, кто не принадлежит к Его людям, го ворится впустую, хотя им и было дано указание таким образом впустую говорить
Причина враждебности простых людей и того, что они живут, чуждаясь святых людей Господа, которые призывают их к Истинному и к воде вечной жизни
Разъяснение того, что если злодей, укрепившийся в своем злодействе, увидит признаки счастья добродетельных людей, то становится он шайтаном и начинает препятствов ать добру из зависти совсем как Шайтан, ибо тот, у кого сгорело гумно, хочет, чтобы и у в сех гумно сгорело. «Видал ли ты того, кто препятствует рабу, когда он молится?» [153]
Финал
Примечания
Загрузка...