Помните, в детстве у всех было любимое блюдо и мы готовы были есть его каждый день? Я, например, мог бы питаться одной картошкой фри с крокетами и яблочным соусом (как всякий голландец, я люблю нашу национальную кухню).
Но на моем пути стояло одно большое препятствие: мама. Она была твердо убеждена, что мне следует питаться сбалансированно: есть много овощей и прочей невкусной, но полезной пищи. Меня это возмущало.
Я понял, что добиться своего мне поможет грамотная стратегия. Ни один десятилетний мальчик не обладал такой хитростью. Я опробовал множество подходов и скрытых приемов, чтобы убедить маму принять мою точку зрения.
«Разве ты не любишь картошку фри?» Сначала я просто спрашивал ее, не хочет ли она сама картошку фри с крокетами и яблочным соусом. Как правило, ее ответ не оправдывал мои ожидания. Не помогали ни пляски, ни улыбки, ни жалобные глаза, как у котика из «Шрека». Но иногда – крайне редко – мама улыбалась и отвечала: «И правда, давай пожарим картошку!»
«Ты никогда не жаришь картошку!» Я бросал на нее умоляющие взгляды и, стараясь вызвать чувство вины, спрашивал: «Ну почему нельзя хоть раз приготовить картошку? Ты же знаешь, я ее обожаю! Ты что, меня не любишь?» Моя игра заслуживала «Оскара».
«Это для твоего же блага». «У тебя был такой трудный день! Давай просто закажем картошку фри на дом? Тебе не придется готовить и мыть посуду».
Помощь семьи. Я убедил брата поддакивать мне, а потом расширил группу поддержки, включив в нее бойфренда мамы. Решил, что, если мы все разом насядем на нее, она не сможет сопротивляться. Но оказалось, что она – кремень!
Бери и делай. Наплевав на осторожность, я просто сам готовил себе картошку с крокетом и яблочным соусом без разрешения. Быстро съедал, выслушивал мамину ругань, и меня отправляли спать раньше обычного.
Узнали приемчики? Да наверняка! Может, вы и действовали по-другому, но вам тоже приходилось в чем-то убеждать родителей – иначе и быть не может. Какими бы дурацкими – или серьезными – ни были наши детские потребности, мы бесстрашно озвучивали их. И делаем это до сих пор – просто теперь это воспринимается иначе.
Мы все время продвигаем свою точку зрения! Не важно, склоняем ли мы друзей вместе провести отпуск в Испании или убеждаем детей, как будет здорово у бабушки (она наверняка приготовит жареную картошку, крокеты и яблочный соус!). Мы уговариваем даже сами себя, например, что заслужили кусочек пирога или новые кроссовки.
Основная проблема тут в том, что мы ждем от окружающих полного одобрения. Нам хочется, чтобы наши друзья, коллеги, дети или клиенты воспринимали нас самыми творческими и талантливыми на свете… Но в реальности всё иначе. В большинстве случаев их реакция выглядит так:
Будучи людьми творческими, мы придумываем идеи и используем свои навыки для их реализации. Но когда речь заходит о том, чтобы представить свой замысел окружающим, часто терпим неудачу. Помню, в самом начале своей карьеры у меня было множество идей, но большинство из них никто не рассматривал. Не потому, что они были плохие, а потому, что мне не хватало умения их преподнести. Я понял, что так продолжаться не может, и решил, что мне нужно учиться искусству презентации (звучит торжественная музыка).
Творческим людям часто приходится работать в команде и идти к общей цели – реализации проекта, оправдывающего ожидания клиента (а также их собственные). Независимо от того, внутренний это клиент или внешний, вы должны убедить его, что ваша идея стоящая, что в ней прекрасно все – от первоначальной концепции до конечного результата. И если вы не человек-оркестр, вам понадобится помощь коллег в реализации идеи. Вам придется убедить их помочь (а они, в свою очередь, будут убеждать вас еще в чем-то).
Вы, наверное, уже поняли, что делать презентацию идеи не так просто, как кажется. Причем никто и нигде не учит людей делать это правильно.
Почему это так сложно? Вы творческий человек, и у вас масса идей. Вы знаете, как структурировать их и превратить в концепции. Вы понимаете суть творческих процессов и можете применить их к своим проектам. У вас есть талант и умение, вы можете разработать дизайн и создать что-то новое – бренд, продукт, услугу. Вы способны представить миру конечный результат.
Проблема в том, что для того, чтобы окружающие полностью поддержали вашу идею, требуется совершенно иной набор навыков. Поэтому я и взялся за написание этой книги – очень жалею, что никто не рассказал мне об этом, когда я только начинал!
Когда возникает необходимость в презентации идеи?
В творческой работе необходимость убеждать кого-то в чем-то возникает постоянно.
• В начале проекта: когда мы убеждаем людей одобрить проект.
• Сразу после одобрения: когда начинается работа над проектом и мы предлагаем свою идею коллегам, а потом снова обсуждаем ее с клиентом.
• В процессе работы: когда в разработку бренда, продукта или опыта добавляются новые элементы; когда мы пробуем новый подход. Каждый раз мы должны убеждать коллег, что это правильно.
• Когда в процессе у нас возникают другие грандиозные идеи – те, что изменят направление проекта и качественно улучшат его, – приходится убеждать команду (внутреннего клиента), менеджера проекта (внутреннего клиента) и внешнего клиента, что это правильно.
• По окончании проекта мы представляем результат заказчику. Это самое простое (шутка)!
Рассказывая о своей идее, важно говорить очень просто и все время подчеркивать, в чем состоит ваша конечная цель. Но иногда презентация не получается. Вот примеры того, что может пойти не так, почему это происходит и каковы последствия.
1. Слишком много конкретики
Предыстория. Дизайн-бюро бьется над презентацией идеи нового мобильного приложения. Им очень важно получить этот проект, потому что это прекрасная возможность и выгодный клиент. Но у команды возникают сложности с формулированием мыслей.
Приложение полностью соответствует идентичности бренда: от домашнего экрана до полей для ввода логина и пароля и других ключевых аспектов. Кроме того, дизайнеры придумали дополнительный функционал и подготовили отличные мокапы[2], чтобы показать, как приложение будет выглядеть на экране смартфона и планшета.
Разве можно провалить такую презентацию? Нужно лишь, чтобы клиент понял, какая блестящая перед ним идея!
В чем ошибка? Возникает проблема, с которой я сталкивался много раз. Вы гордо входите в комнату, радуясь, что решили самую сложную головоломку в мире. Но разговор переходит из абстрактного поля концепций в конкретное поле дизайна.
Результат? Дизайн обычно сразу вызывает отклик – позитивный или негативный. Стоит продемонстрировать клиенту детали, и он автоматически начинает к ним придираться.
Типичная реакция:
• «Мне не нравится, что логотип занимает так много места вверху экрана».
• «Не уверен, что в области навигации стоит использовать такие названия».
• «Цвет кнопок какой-то не такой. Мы никогда не используем такой цвет».
• «Мы бы так не написали» (про текст).
Что делать? Предлагая идею, необходимо объяснять концепцию так, чтобы в голове у клиента возникал образ, чтобы он чувствовал, что может получиться. Не показывайте ему конкретные картинки.
Например, вы можете продемонстрировать клиенту рисованный сториборд[3], показывающий, как приложение, отслеживающее движение общественного транспорта, помогает пользователю в стрессовый момент. Но не показывайте ему конкретные элементы дизайна приложения. Здесь важно найти золотую середину: оставить достаточно места для интерпретации, но дать ответы на самые очевидные вопросы.
Слишком много конкретики (вкратце):
Причина: вы не до конца понимаете свой ключевой замысел и боитесь, что другие тоже его не поймут.
Реакция: вы прорабатываете дизайн слишком детально.
Последствия: вам начинают задавать неправильные вопросы.
Решение: обсуждайте абстрактную идею на абстрактном уровне.
2. Слишком много агрессии
Предыстория. На предварительном собрании дизайнер взаимодействий Анна заводит разговор о том, как важно провести исследование целевой аудитории. Она хочет создать покупательскую персону, чтобы ориентироваться на нее в будущих дизайн-решениях. И спрашивает, можно ли это сделать.
Руководитель компании-заказчика резко отвечает «нет». А на вопрос «почему» поясняет, что они хорошо знают свою целевую аудиторию и со всеми вопросами Анна может обращаться к ним напрямую.
В этот момент у Анны срабатывает реакция «бей или беги», и она переходит в агрессивный режим – я называю это «включить Рэмбо». Анна верит в антропоцентрический дизайн и начинает отстаивать свою позицию: мол, нет ничего важнее прямого отклика от пользователей. Она считает, что должна поговорить с ними и понаблюдать за ними лично, задать им правильные вопросы, иначе оценка будет недостоверной.
В чем ошибка? Ситуация вроде этой – прямой путь к катастрофе. Двое людей, придерживающихся противоположных взглядов, не хотят уступать друг другу. Директор компании считает, что обладает всей нужной информацией, а Анна уверена, что знает, как лучше.
Что делать? Всегда уважайте другую сторону и ее мнение, даже если это мнение не совпадает с вашим. Самым умным ходом со стороны Анны было бы проявить интерес к информации, которой обладает директор, и расспросить его подробнее. Возможно, качество и глубина его сведений ее бы удивили.
В то же время она смогла бы увидеть, есть ли в картине пробелы. Если бы оказалось, что клиент не располагает всей необходимой информацией, она могла бы попробовать объяснить, почему ее подход более эффективен; ее аргументы были бы более обоснованны и логичны.
Слишком много агрессии (вкратце):
Причина: другая сторона не сразу принимает вашу идею.
Реакция: вы занимаете оборонительную позицию и начинаете повторять свои соображения, не слушая собеседника.
Последствия: собеседник закрывается или переходит в оборону.
Решение: всегда проявляйте интерес к мнению вашего слушателя. Не игнорируйте его доводы и сомнения. Попытайтесь увидеть ситуацию с его точки зрения и помогите ему понять вашу.
3. Моя идея – лучшая в мире
Предыстория. Предприниматель Ли придумал новую концепцию байкшеринга – совместного пользования велосипедами. Идея пришла ему в голову всего пару недель назад, он полон энтузиазма и уверен, что у него все получится. Он разработал отличную презентацию: с правильным посылом, красивыми слайдами, занимающую всего несколько минут. Но стоит ему представить свою идею потенциальным инвесторам, как они почему-то отворачиваются. Инвесторы задают Ли три простых вопроса: о концепции, бизнес-модели и текущем рынке. Ли закрывается, так как не знает ответов на вопросы. Он так верит в свою идею, что даже не провел маркетинговое исследование, и его идея вынуждена почить, едва родившись, хотя могла бы стать большим начинанием.
В чем ошибка? Вы даже не представляете, насколько это распространенный сценарий. Люди могут так загореться идеей, что совершенно не замечают ее недостатки. Я встречал дизайнеров, которые были настолько увлечены своим замыслом, что даже не догадались проверить, не придумал ли уже кто-то нечто подобное. Они тратили время на презентацию своей концепции, а когда инвесторы говорили: «Кажется, что-то похожее уже есть», в ужасе вынуждены были признать, что вся работа прошла впустую. Со мной это тоже случалось, причем несколько раз!
Что делать? Влюбиться в идею легко, но это опасный путь. Вы должны стать самым строгим своим критиком. Спросите себя: «Какова моя цель? Что нужно, чтобы реализовать эту идею?» – и не забудьте провести тщательное исследование конкурентов, рынка, трендов.
Не бойтесь бросить вызов своей же идее!
Моя идея – лучшая в мире (вкратце):
Причина: вы слишком влюблены в свою идею и представляете ее, не проведя предварительного исследования рынка.
Реакция: вы создаете концепцию, в которой полно «дыр».
Последствия: люди находят слабые места вашей концепции, и она рушится.
Решение: всегда проводите тщательное исследование рынка. Вы должны знать обо всем, что связано с вашей идеей.
4. Не на того напал
Предыстория. Дизайнер продукта Барт изо всех сил трудится над созданием нового продукта из связанной линейки. Близится дедлайн, и необходимо заканчивать. Перед отправкой продукта в производство Барт должен доделать несколько важных элементов дизайна. Вся команда работает под давлением, потому что продукт очень сложный, а затраты растут.
И вот однажды на Барта снисходит озарение: он понимает, что элементы, над которыми он бьется уже несколько дней, вообще не понадобятся, если упростить одну из главных характеристик продукта. Если сделать это, продукт станет намного привлекательнее внешне; кроме того, это сэкономит время и средства при производстве и сборке.
Барт делает наброски для нового дизайна и показывает их менеджеру проекта. Та рассчитывала увидеть, как будут выглядеть недостающие элементы. Вместо этого он представляет ей новую концепцию. Что происходит дальше: вместо того чтобы порадоваться его гениальности, она сердито отвечает, что ему надо срочно доработать недостающие элементы и закончить, наконец, проект!
В чем ошибка? Барт просто обратился не к тому человеку. Будь на месте менеджера другой дизайнер, он бы оценил креативный подход Барта, но менеджера проекта заботит только одно: как закончить проект вовремя и в рамках бюджета.