Холл, Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической и розенкрейцеровской символической философии. М.: Астрель, 2004. С. 407–409.
Тахо-Годи А. А. Гермес // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 151.
У Зевса такой птицей был орел, у Геры – павлин, у Афродиты – лебеди или голуби…
Следует отметить, что с Аркадией соревновались Фивы и Танагра за то, чтобы считаться местом рождения Гермеса.
Зелинский Ф. Ф. Гермес Трижды-Величайший // Гермес Трисмегист и герметическая традиция запада и востока. Киев: Ирис, Москва: Алетейа, 1998. С. 324–325.
Зелинский Ф. Ф. Гермес Трижды-Величайший. С. 334.
Здесь интерес представляют как зарождающиеся идеи христианства, так и каббала. Напомним, что каббала – мистика иудаизма. Возникшая в древности, она получила широкое распространение в средневековье. Еще один яркий всплеск интереса к ней наступает на рубеже XIX–XX веков. В 1912 году в России была опубликована книга Папюса «Предсказательное Таро или ключ всякого рода карточных гаданий», которая была проиллюстрирована Габриэлем Гулиатом. В изображении картин Арканов, выполненных рисовальщиком под руководством Папюса, есть изображения Гермеса-Меркурия и кадуцея (Аркан 7 «Победа в выборе двух путей» сопровождается рисунком «Колесница Гермеса», аркан 10 «Понимание мира при помощи каббалистических основ» – «Колесо арканов», аркан 15 «Вихрь замкнутого кольца» – «TYPHON»). Подробнее см.: Каббала. Что это? / Составитель Б. М. СПб.: Айю, 1997.
Зелинский Ф. Ф. Гермес Трижды-Величайший. С. 334.
Агапова З. Гермес – бог познания земли и неба // Гермес. Альманах по истории тайных наук. Б.м., б. г. С. 8.
См.: Йейетс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция [Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/yates03/ (Дата обращения – 28 апреля 2011 г.).
См.: Символы. Знаки. Эмблемы / Сост. В. М. Рошаль. М.: Эксмо, 2005.
Примеры подобному явлению есть не только в мифологии, но и в реальной жизни. К примеру, сон Д. Менделеева, помогший ему в создании «Периодической таблицы химических элементов».
Традиционно папский герб содержит золотой и серебряный ключи, символизирующие власть связывать и разрешать на земле (серебряный) и на небесах (золотой). См.: Евангелие от Матфея, гл. 16, стихи 18–19.
Генон Р. Символы священной науки [Электронный ресурс]: http://www.alkor-s. net/biblio/2/tr/genon04-1.htm (Дата обращения – 16 мая 2011 г.).
Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Т. 1 [Электронный ресурс]: http://www.txumen. org/lib.html (Дата обращения – 16 мая 2011 г.).
Богуцкий К. Комментарии // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. С. 558.
Ртуть интересна еще в одном качестве. Некоторые исследователи полагают, что на основе использования свойств ртути, как жидкого металла, можно создать летательный аппарат. Подобный летательный аппарат – вимана – описан еще в древнеиндийской литературе. К нему близки и средства полетов древнегреческих мифов, германских сказаний и т.п. Иногда двигатель подобных аппаратов изображают образно в виде кадуцея.
Зелинский Ф. Ф. Гермес Трижды-Величайший.С. 366–367.
См.: Йейетс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция [Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/yates03/ (Дата обращения – 28 апреля 2011 г.).
Зелинский Ф. Ф. Гермес Трижды-Величайший. С. 367.
См.: Йейетс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция [Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/yates03/ (Дата обращения – 28 апреля 2011 г.).
См.: Йейетс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция [Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/yates03/ (Дата обращения – 28 апреля 2011 г.). Считается, что В.-А. Моцарт в своей опере «Волшебная флейта» отразил некоторые положения масонства.
К примеру, розенкрейцеры графически «зашифровали» информацию о семи днях Творения и четырех великих Посвящений в виде кадуцея.
См.: Юнг К. Г. Дух Меркурий. (Доклад, прочитанный на двух собраниях общества «Эранос» в Асконе (1942) и опубликованный в ежегоднике этого общества за 1942 г. (Zürich, 1943)). В переработанном и расширенном виде в: Symbolik des Geistes. Studien über psychische Phänomenologie. Zurich, 1948). [Электронный ресурс]: http://www.jungland. ru/Library/Mercury.htm (Дата обращения 29 мая 2011 г.).
В христианстве есть еще один святой, носящий имя Меркурий. Это Меркурий Кесарийский. Он почитается в православной, католической и коптской церквях. Скиф Меркурий служил в войске императора Декия. Он прославился в битве против готов, убив их военачальника. Но вскоре потерял благосклонность императора, потому что стал открыто проявлять свою веру в Иисуса Христа. За отказ принести жертвы языческим богам был обезглавлен. Меркурий Смоленский носил имя этого великомученика.
Бунин И. А. Суходол // Бунин И.А. Избранная проза. Минск: Мастацкая лiтаратура, 1986. С. 84.
Новиков В. И. Масонство и русская культура. М.: Искусство, 1998. С. 388–389.
Лакиев А.Б. История российской геральдики. М.: ЭКСМО, 2007. С. 339.
Павсаний. IV, 33, 3 // Павсаний. Описание Эллады. М., 1938. Т. 1.
Геродот. II, 51 // Геродот. История / Перевод Г. А. Стратановского. Л., 1972.
О некоторых гермах из собрания Эрмитажа пишет Е.Н. Хонза в своей статье «Интерпретации и иконографии греческих герм» // Труды Государственного Эрмитажа. XLI. Античный мир. Искусство и археология. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008. С. 249–262.
Фулканелли. Тайна соборов. М.: Энигма, 2008. С. 126
Рабинович В. Л. Алхимия послеалхимических времен (миф – легенда – роман) // Алхимии золотые сны. М.: Мистерия. 1995. С. 296–297.
Рабинович В. Л. Алхимия послеалхимических времен (миф – легенда – роман). С. 298.
См.: Юнг К. Г. Дух Меркурий [Электронный ресурс]: http://www.jungland.ru/ Library/Mercury.htm (Дата обращения 29 мая 2011 г.).
Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII–XV веков. М.: Искусство, 1988. С. 70.
См.: Йейетс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция [Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/yates03/ (Дата обращения – 28 апреля 2011 г.).
См.: Йейетс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция [Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/yates03/ (Дата обращения – 28 апреля 2011 г.).
Агостино Киджи (1465–1520) – известный в свое время банкир, кредитовавший римских пап. Покровительствовал Рафаэлю. Художник создал для него не только виллу, получившую впоследствии название «Фарнезина», но и капеллу Киджи, ставшую гробницей для этого мецената. О мистических тайнах ее архитектуры и внутреннего убранства можно прочесть даже в детективной литературе: Д. Браун. Ангелы и демоны. М.: АСТ, 2005.
Тучков И. И. Классическая традиция и искусство Возрождения. М.: Издательство Московского университета, 1992. С. 168.
См.: Тучков И. И. Классическая традиция и искусство Возрождения. С. 169–170.
Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М.: Искусство, 1987. С. 35.
См.: Зелинский Ф. Ф. Гермес Трижды-Величайший. С. 321–367.
См.: Йейетс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция [Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/yates03/ (Дата обращения – 28 апреля 2011 г.).
Вспомнить закодированную гравюру Альбрехта Дюрера «Меланхолия», где каждое живое существо, каждый предмет символизируют собой иносказательный смысл изображенного.
Приведена в книге Д. Овасона «Тайный зодиак Вашингтона. Масоны и секреты столицы США» на стр. 247.
Овасон, Д. Тайный зодиак Вашингтона. Масоны и секреты столицы США. М.: Вече, 2007. С. 247.
См.: Пикнет, Линн; Принс, Клайв. Леонардо да Винчи и братство Сиона. У истоков великой ереси. М.: Эксмо, 2009. С. 178.
В XVII веке не угасла и тяга к низкому герметизму. Это проявилось в продолжении увлечения алхимией. Данное явление нашло отражение и в искусстве. В том же XVII веке Рембрандт создает офорт, изображающий, возможно, доктора Фауста, работающего в мрачной алхимической келье, наполненной предметами, связанными с тайнами герметической наукой.
Существует несколько живописных вариантов этого сюжета, созданных Рубенсом.
Следует отметить, что осуществление герметической идеи создания города Солнца предсказывал Людовику XIV Томмазо Кампанелла, когда король был еще только наследником престола.
Овасон, Д. Тайный зодиак Вашингтона. С. 147.
Овасон также утверждает, что барельеф представляет закодированное изображение уникального расположения планет на 1 мая 1941 года (см.: Овасон, Д. Тайный зодиак Вашингтона. С. 148).
Следует отметить, что кадуцей очень популярен в Америке. Его изображение можно встретить на визитных карточках врачей. Одно из последних «использований» символизма кадуцея – создание с его изображением промо-плаката к известному сериалу «Доктор Хаус».