Введение

Санкт-Петербург – один из самых величественных и таинственных городов мира. Его архитектура поражает и потрясает воображение. Грандиозные ансамбли и отдельные постройки производят неизгладимое впечатление. Немаловажную роль в создании самобытности его великолепных сооружений играет их скульптурное убранство. Оно не только украшает, но и часто несет определенную смысловую нагрузку. Иногда она «прочитывается» сразу, иногда требует расшифровки, порой понять ее так и не удается.

В этой работе проводится попытка объединить несколько аспектов: раскрыть смысловое значение некоторых элементов скульптурного оформления зданий Петербурга, проанализировать стилистические особенности декоративной пластики, выявить античные традиции в декоративной скульптуре имперской столицы на протяжении XVIII – начала ХХ века, рассмотреть связь скульптурного декора с архитектурой.

Проблему синтеза зодчества и ваяния отчасти решают видные историки архитектуры Санкт-Петербурга – Б. М. Кириков, И. И. Лисаевич, В. Г. Лисовский, Т. И. Николаева, А. Л. Пунин и др., поэтому обращение к их трудам было насущной необходимостью.

Скульптуре зданий Петербурга непосредственное внимание уделяют многие исследователи, среди них В. Г. Исаченко, О. А. Крив-дина, А. П. Крюковских, П. Н. Матвеев, Ю. А. Раков и др. Иных привлекает стилистическое решение скульптурных произведений, других – история или мифология, связанная с героями монументальной и декоративной пластики.

Работа посвящена той декоративной скульптуре архитектурных сооружений, тематика которой так или иначе связана с образом бога Гермеса (Меркурия), так как именно его образ оказался наиболее востребованным в этом виде искусства на протяжении трех веков истории города. Здесь предпринята попытка нарушить стереотип представления о Гермесе (Меркурии) только как о боге торговли. Большинство предшествующих исследователей, посвятивших свои работы изучению декоративной пластики Петербурга, именно так позиционируют этого бога. Попробуем доказать, что в декоративном убранстве Санкт-Петербурга отражены, помимо торговой, и другие функции античного божества.

В связи с такой целью была привлечена для исследования литература философского и эзотерического характера – произведения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, – Герметический Свод (Corpus Hermeticum), «Асклепий» («Asclepius») и др., труды Ф. Ф. Зелинского, Ф. Йейтс, Л. Менара, М. П. Холла, Э. Шюре, К. Г. Юнга и др.

Большую помощь в работе оказали и те исследования, где объединяются эзотерические и искусствоведческие проблемы. Это работы Б. М. Матвеева, В. А. Фролова, Фулканелли и др.

Все обозначенные выше задачи определили структуру книги. Первая ее глава посвящена многогранности Гермеса (Меркурия) в культуре и искусстве, вторая – античной традиции в скульптурном декоре сооружений Петербурга и образу Гермеса (Меркурия) в нем.

Автор выражает благодарность доктору философских наук, профессору Т. Е. Шехтер (к сожалению, безвременно ушедшей от нас), доктору исторических наук, профессору кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов И. В. Палагуте, кандидату искусствоведения, главному архитектору проекта Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектного института по реставрации памятников истории и культуры Н. М. Петуховой за помощь, оказанную ими в процессе написания книги.

Загрузка...