Глава 2. Ваша история стиля

«Моду вы можете купить, но стилем вы обладаете. Ключ к стилю – это понимание того, кто вы, и на это требуются годы. Инструкции или дорожной карты к стилю нет. Все дело в самовыражении и, что важнее всего, в отношении».

Айрис Апфель[61]

ЕСЛИ ОГЛЯНУТЬСЯ НА ВАШУ ЖИЗНЬ, в какой момент одежда впервые начала иметь для вас значение? Если бы мне пришлось назвать период, когда я «проснулась» для моды, то это был бы первый год старшей школы. Это случилось в гардеробной моей кузины, с которой мы примерно одного возраста. Моя кузина и ее мама предпочитали одежду с лейблами. Она с головы до ног одевалась в такие бренды, как Tommy Hilfiger, Guess, Gap и даже Valentino. Я помню, как подумала, что ей очень повезло. Моя мама водила меня за винтажными вещами в секонд-хенды Goodwill или в магазины подержанной одежды. Она пыталась найти уникальные вещи взамен самым дорогим брендам. Это отлично гармонировало с убеждением моего отца, что лейблы все равно надо будет срезать. Я до сих пор помню, как он со своим ямайским акцентом возмущался рубашками-поло: «Зачем ты покупаешь эти футболки с конем, когда можешь купить точно такие же в Value City[62], и стоят они намного дешевле!» Каждый сезон кузина приносила мне несколько сумок с одеждой. Если это была зима, я получала старую осеннюю одежду, если лето – весеннюю.

Однажды я пошла в школу с сумкой от Tommy Hilfiger, которую она отдала мне. Я опоздала на урок алгебры и прошла мимо стола моей преследовательницы (давайте назовем ее Сабрина). Я услышала, как Сабрина прошептала своему приспешнику (мы назовем его Дэйв): «Это, должно быть, фальшивая сумка от Tommy». Сабрина убедила Дэйва подойти посмотреть мою сумку и проверить подлинность логотипа. Это было унизительно. Но потом со мной произошло кое-что интересное. Я все еще была относительно новенькой в школе, поначалу меня считали неуклюжей одиночкой. Но к 10-му классу благодаря щедрости моей кузины я уже приобрела репутацию девушки с лейблами, поэтому я пришла в ужас, когда Сабрина и Дэйв осматривали мою сумку. Самым неприятным было то, что эта сумка, по сути, мне не принадлежала. Я думала, что лейблы нужны мне, чтобы чувствовать себя классной и своей, но все равно я ощущала себя самозванкой, потому что эти вещи мне отдали. Это был мой первый опыт Модного несоответствия.

Стресс из-за этой ситуации нарастал, и однажды я снова оказалась в спальне моей кузины. Она небрежно сказала: «Кстати, ты можешь это взять», – и бросила мне какой-то предмет одежды. Не думаю, что она хотела обидеть меня, но в этот момент я почувствовала себя ее подчиненной. Я пришла домой и сказала маме: «Я больше никогда не возьму ее одежду». Я решила, что не могу контролировать учеников в школе, но могу контролировать эту ситуацию.

Оглядываясь назад, я понимаю, что в этот момент начала осознанно принимать философию моих родителей и пришла к выводу, что лейблы ничего не значат. Значение имеет ваше чувство стиля. Дело не в том, сколько стоит одежда, а в том, насколько уникально вы ее носите. И все же до сегодняшнего дня, надевая мой самый повседневный спортивный костюм, я всегда беру красивую сумку. Сумка должна быть красивой. В обязательном порядке. И я могу проследить возникновение этой потребности, этой неуверенности обратно до Сабрины и Дэйва на уроке алгебры.

Когда я отказалась донашивать обноски кузины, то подвела черту, и это сделало меня сильнее. Я начинала создавать мой собственный стиль, отказалась от внешних признаков ценности в пользу креативности, сделала ставку на то, как я носила одежду, а не на то, какой модный дом ее создал. Я разрезала старые футболки, заворачивала внутрь обрезанные края и создавала вырез на одно плечо, закрепляла его булавками, превращая базовую вещь из супермаркета в предмет гардероба в стиле панк-рок. И тогда, к моему огромному удивлению, многие девочки в моем классе тоже начали носить футболки на одно плечо. Я начала считать себя законодательницей трендов и поняла, что моя сила не в том, чтобы сливаться с толпой, а в том, чтобы из нее выделяться. Оказалось, что если я довольна собой, то людей привлекает моя уверенность. Это стало поводом для гордости. Время шло, и я все больше подчинялась своему непокорному характеру, опровергая нормы стиля и никогда не оглядываясь назад.

Я делаю это только на сеансах у психотерапевта, и тогда я «прочесываю» прошлое расческой с частыми зубьями.

К какой категории вы относитесь?

Итак, теперь ваша очередь оглянуться в прошлое и спросить себя: почему я ношу то, что ношу? Я хочу помочь вам понять вашу историю стиля и определить ваше поведение. Как только вы поймете, что вы делаете, когда одеваетесь, и как у вас сформировались эти привычки, вам будет легче изменить их, если это необходимо. Вы одеваетесь эмоционально, следуете моде или ситуационным кодам? Вы человек с Комплексом повторяющегося гардероба или страдаете Модным несоответствием? Возможно, у вас есть черты из нескольких категорий. Я помогу вам понять, почему вы так одеваетесь. И это «почему» обычно связано с эмоциями. А потом мы с вами будем разбираться, что именно вы сможете сделать с этим.

Видите ли, после многих лет работы с различными клиентами я начала замечать повторяющиеся модели поведения. Когда люди не могут выбраться из заезженной колеи стиля, их истории соответствуют определенной формуле. Каждое поведение психологии моды можно распознать и диагностировать. Я не из тех, кто предлагает «лекарство для всех», мои советы индивидуальны.

Но я могу облегчить вам осознание проблем, показав, что скрывается под поверхностью. Если ваш стиль отрицательно влияет на ваше эмоциональное благополучие, я могу предложить вам решение.

Прежде всего давайте познакомимся с некоторыми терминами, которые, как вы увидите, я использую в этой книге. В психиатрии, которая занимается медикаментозным лечением психических заболеваний, есть номенклатура под названием «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), или DSM (сейчас действует 5-е издание). Согласно определению Американской ассоциации психиатров DSM V – это «официальное руководство для диагностики психических расстройств».

В том же ключе я создала Словарь терминов психологии моды. Не поймите меня неправильно, я не приравниваю стилевое поведение к психическим расстройствам. Я просто думаю, что универсальные определения будут полезны, чтобы мы могли помочь себе.

Словарь терминов модной психологии

Усталость от принятия решения. Ее также называют парадоксом выбора. Она наступает в тот момент, когда вы сталкиваетесь со слишком большим выбором того, что купить или надеть. Результатом подобной усталости становится ощущение разбитости, вы как будто парализованы и принимаете решение, о котором впоследствии пожалеете (сожаление покупателя, дискомфорт приобретенного наряда).

Ассимиляция модной идентификации. Вы используете стиль, чтобы вписаться в культурную или социальную группу или слиться с ней.

Ситуационная смена модного кода. Вы меняете разные стили в зависимости от культурной или социальной ситуации. Вы можете одеваться определенным образом для одной группы или в определенной ситуации и совершенно иначе для другой группы/ситуации.

Модное несоответствие. Когда ваше восприятие идеального платья и то, как его воспринимают окружающие, не совпадают.

Фокальный аксессуар. Аксессуар, имеющий психологическую ценность, который можно носить постоянно.

Усиление настроения. Вы одеваетесь, чтобы изменить ваше настроение к лучшему. Делая это, вы оптимизируете или улучшаете текущее эмоциональное состояние.

Иллюстрация настроения. Вы одеваетесь так, чтобы проиллюстрировать ваше настроение. Так вы выражаете или продлеваете ваше текущее эмоциональное состояние.

Комплекс повторяющегося гардероба. В этом случае мы имеем дело с психологическими мотивациями индивидуумов, которые носят одну и ту же одежду – или варианты одной и той же одежды – снова и снова.

Помочь мне, помочь вам

Когда речь идет о стиле, возможности бесконечны (и да, это само по себе может оказывать парализующее действие). Единственное, что в одежде одинаково для всех, так это то, что у нас у всех есть проблемы. Каждый – каждый – сражается с той или иной модной патологией. Ни у кого нет иммунитета. Как насчет этого ужасного чувства, когда ваш шкаф полон одежды, но вам нечего надеть?

Или вы пожалели о том, что оделись именно так, на полпути на работу? Или просто чувствуете себя некомфортно, пока работаете, и считаете часы до того момента, когда вы вернетесь домой и переоденетесь в пижаму? Эти чувства знакомы всем. Вы не одиноки. На самом деле эти проблемы настолько распространены, что могут считаться вездесущими. Как что-то фоновое, например шум транспорта, который я слышу за окном. Они настолько универсальны, что мы просто принимаем их как данность, с которой нам приходится жить. Но так не должно быть!

Я верю, что модная психология имеет значение, потому что она помогает нам определить или диагностировать поведение, которое мы все повторяем каждый день, но не знаем, как его назвать. Не поймите меня неправильно: огромное количество эфирного времени, блогов и глянцевых журналов уже были посвящены тому, чтобы научить нас, «как вырваться из проторенной колеи стиля раз и навсегда!». Но проторенная колея стиля – она же Комплекс повторяющегося гардероба – редко меняется с помощью информационно-развлекательного эскапизма. Вам нужно копнуть чуть глубже.

Предлагаю вам тест, который поможет определить ваше поведение с точки зрения модной психологии. Далее вы найдете мои советы, как вам изменить ваш облик, чтобы изменить вашу жизнь.

Давайте начнем.

Модная психология. Тест: какова ваша история стиля?

1) Когда утром вы подходите к шкафу с одеждой, вы…

A) Понимаете, что вам нужно немедленно отправиться за покупками. Как такое возможно, чтобы у вас было столько одежды, но вам совершенно нечего надеть?!

Б) Радуетесь, так как вы собираете красивый наряд. Вы представляете, как вы входите на мероприятие или на встречу, и все смотрят на вас.

B) Беспокоитесь, как к вам отнесутся люди, с которыми вы встретитесь. Уф, у вас все равно ничего не получится. Стоит ли пытаться?

Г) Торопитесь и злитесь, хотели бы, чтобы вам не пришлось беспокоиться о такой ерунде. Это мелко, беспокоиться о том, как вы выглядите, не говоря уже о том, что это пустая трата времени и денег. Поэтому вы просто натягиваете привычные джинсы и свитер, которые носите всегда. Оделись и ладно.


2) Идея отправиться покупать новую одежду – это для вас.

A) Стресс. Вам, вероятно, нравится наряд в магазине, но он вызывает у вас ненависть, как только приходите домой. Как и последние 10 000 раз.

Б) Это же как утро Рождества. Радость для всего мира.

B) Вот засада. Вы бы занялись чем угодно, даже налогами, только не этим.

Г) Досада. Зачем идти в реальный магазин, если можно купить онлайн то, что, как вы уверены, вам понравится?

3) Вы копаетесь в шкатулке с украшениями и натыкаетесь на колье, которое бабушка подарила вам, когда вы были моложе. Вы…

A) Убираете его в надежное место. Возможно, вам следует арендовать ячейку в банке… Если вы его потеряете, это разобьет вам сердце, и вы никогда этого себе не простите.

Б) Создаете наряд для него. Оно будет выглядеть отлично с тем маленьким черным платьем, которое вы видели в Instagram.

B) Кладете его обратно. Оно не подходит к той одежде, которая у вас есть. Не обижайся, бабушка!

Г) Решаете носить его 24/7, 365. Это все равно что носить бабушкины объятия весь день напролет.


4) Если бы вас спросили, каков ваш фирменный стиль, вы бы ответили.

A) Понятия не имею. Зачем, как вы думаете, я читаю эту книгу?

Б) Трендовый, авангардный и все в таком духе.

B) Следующий вопрос.

Г) Разумный. Только джинсы и футболки, каждый день.


5) Вы только что выиграли 500 долларов, и вам предлагают потратить их на одежду. Куда вы отправитесь за покупками?

A) Магазины класса люкс с дизайнерскими вещами типа Net a Porter, Shopbop, Moda Operandi.

Б) Магазины с трендовыми вещами «быстрой» моды типа Fashion Nova, Target, Century 21, H&M.

B) Никуда. Я коплю на пенсию.

Г) Демократичные магазины массовой одежды типа Amazon, Ann Taylor, the Gap, Banana Republic.


6) Когда друзья, родственники и коллеги говорят вам о том, как вы выглядите, то вы обычно.

A) Смущаетесь и чувствуете некоторую неловкость. Их комментарии совершенно не соответствуют тому, какой вы себя видите. Что случилось?

Б) Чувствуете, что на вас обратили внимание. На самом деле, когда никто не комментирует ваш облик, вы испытываете разочарование. В конце концов, вы одеваетесь, чтобы произвести впечатление.

B) Чувствуете, что вам опять не удалось им понравиться. Почему эти люди всегда недовольны, что бы вы ни делали?

Г) Относитесь к этому нейтрально. Вы одеваетесь для того, чтобы не ходить голышом. Если они судят о вас по тому, что на вас надето, это проблемы этих поверхностных людей. Вы продолжаете идти вперед.

Если ваши ответы в большинстве случаев А…

То у вас, возможно, модная тревожность.

Каким-то образом то, какой вы видите себя, никогда полностью не совпадает с тем, какой вас видят другие, сколько бы денег вы ни тратили на дизайнерскую одежду. Хотя вы любите моду, вы боитесь, что никогда не сможете сделать все правильно в реальной жизни. Если бы только у вас было легкое отношение этих классных девушек-моделей или звезд уличной моды в Instagram. Кажется, что они всегда носят то, что им хочется. Их риски оправдываются, а ваши всегда оказываются провалом. Вы приходите в восторг от наряда, который купили для свадьбы или вечеринки. Но, как только вы там появляетесь, к вам подходят не те люди или на вас странно реагируют друзья и родственники. (Вы хотели выглядеть «хорошенькой», а они называют вас «горячей штучкой»). Понятно, почему одежда это для вас стресс! Модное несоответствие – это ваш случай. Не переживайте, мы все это проходили.

Рецепт стиля

Вам на пользу пойдет упрощенный подход. Подумайте о создании капсульного гардероба – коллекции предметов одежды, которые сочетаются друг с другом и повторяются при ношении (да, это плюс Комплекса повторяющегося гардероба, смотрите Главу 4). Попробуйте неделю носить только те вещи, в которых вы чувствуете себя на сто баллов из ста! Обратите внимание, что у них общего. Это мягкие на ощупь сорочки? Или брюки определенного фасона? Вы любите джоггеры[63] и ненавидите джинсы?

Посмотрите на цвет. Вы чувствуете себя лучше всего в шикарных нейтральных, красивых пастельных или поразительных базовых цветах? Проверьте животные принты и декоративные детали и попробуйте в течение недели носить то, в чем вы себя чувствуете максимально уверенно. Сайты таких нтернет-магазинов, как Cuyana и Everlane, предлагают проработанные примеры классного минимализма. Посмотрите, возможно, ваша уверенность в себе повысится благодаря простым комфортным базовым предметам гардероба и тому, что вы немного приглушите вашу одежду.

Если ваши ответы в большинстве случаев Б.

То вы, возможно, зациклены на моде.

Погоня за трендами может быть утомительной, финансово обременительной и может поглощать слишком много вашего драгоценного времени и энергии. Хуже того, привычка онлайн-шопинга может отвлекать ваше внимание от других, более важных аспектов жизни, таких как работа, здоровье или отношения. Вы рабыня трендов? Новейшие элементы быстрой моды волшебным образом попадают из Instagram прямиком в ваш гардероб, вне зависимости от того, идут ли они вам и по карману ли? Подумайте, как вы реагируете, когда видите вот такую фразу? Лайки в Instagram Комплименты в реальной жизни. Если вы чувствуете, что забота о том, чтобы хорошо выглядеть, занимает слишком много места в ваших мыслях, в ваших расходах или календаре, подумайте о том, какие эмоции вы, возможно, пытаетесь воскресить или от каких пытаетесь убежать, когда покупаете одежду. И будьте честны с собой.

Возможно, вы чувствуете, что вам нужно много нарядов, потому что вы демонстрируете Ситуационную смену модного кода (корпоративная работа, ночная жизнь в клубах). Ключевое слово здесь демонстрируете. Вы выиграете благодаря балансу и более тесному контакту с вашим подлинным «я». Тут поможет Иллюстрация настроения. Вам стоит помедитировать (недолго) утром перед тем, как подойти к своему шкафу с одеждой. Спросите себя, как вы себя сегодня чувствуете и как хотите себя чувствовать после того, как оденетесь. А затем, вместо того чтобы воплощать чужой образ (вы не знаменитость, не звезда соцсетей), одевайтесь как ваша лучшая версия. Вспомните недавнее событие или ситуацию, когда вы чувствовали себя замечательно и все шло максимально гладко. Что было на вас надето?

Рецепт стиля

На этой неделе попробуйте потратить часть того времени, которое вы обычно посвящаете шопингу, осознанности и здоровой продуктивности. Вместо того чтобы ходить по торговому центру, прогуляйтесь по парку. «Подкормите» ваши отношения, вместо того чтобы удовлетворять свою жажду. Встретьтесь с подругой, чтобы выпить кофе или сходить в кино, а не ради совместного шопинга. Выключайте оповещения от блогеров в Instagram каждый день на несколько часов.

Займитесь волонтерской работой, помогите тем, кому повезло меньше, поработайте в приюте для животных или примите участие в политической кампании, навестите родственника. Когда почувствуете потребность в онлайн-шопинге, прикоснитесь к той одежде, которая у вас уже есть, и обнимите кого-нибудь (позвоните маме или сестре). Виртуально полюбуйтесь витринами. Я знаю множество женщин, которые заполняют корзину во время онлайн-шопинга, но редко что-то покупают. Удивительно, но этот прием помогает унять зуд покупок и удовлетворить вашу жажду новой одежды. Постепенно попытайтесь сместить акценты с терапии покупками на заботу о себе.

Если ваши ответы это в большинстве случаев В…

То вы, возможно, чураетесь моды.

Вы можете узнать себя в человеке с Комплексом повторяющегося гардероба, столкнувшегося с Модным несоответствием и, скорее всего, испытывающего Усталость от принятия решений во время шопинга. Вы, возможно, выиграете от успокаивающей силы Фокального аксессуара и испытаете подъем духа благодаря одежде, Усиливающей настроение.

Рецепт стиля

Чтобы выбрать Фокальный аксессуар, начните с простого. Возможно, у вас есть семейное наследство, например браслет без застежки, коктейльное кольцо[64], изящное колье или цепочка без подвески, которые достались вам от матери или бабушки и лежат в вашей шкатулке с драгоценностями. Попробуйте надеть это украшение и носить его с вашей повседневной одеждой. Если оно вызывает у вас чувство неловкости, попробуйте надевать его по выходным дням вместо того, чтобы носить его на работу. Обратите внимание, помогает ли оно вам чувствовать связь с семьей. Представьте, что украшение может окутать вас коконом любви и защиты. Носите его с этим настроением.

Если вы хотите попробовать носить Одежду, усиливающую настроение, стоит начать с обуви. Это минимальный риск при высоких дивидендах. Обувь – это проверенный способ добавить образу цвет и нотку веселья.

Раз уж мы заговорили об обуви, сейчас самое время отметить, что она связана не только с вашим физическим, но и с вашим эмоциональным состоянием. Наоми Брэйтуэйт, эксперт в области маркетинга и брендинга из Великобритании, пишет: «Обувь, имеющая самую тесную связь с телом, – это… ключ для создания идентичности и значимости для того, кто ее носит»[65]. Обувь говорит громче всего остального наряда. Исследование под названием «Обувь как источник первого впечатления» (Shoes as a source of first impressions), опубликованное в Journal of Research in Personality («Журнал исследований личности»), показало, что его участники точно определили возраст, пол, доход и политические убеждения людей только по тому, во что они были обуты[66].

Обувь = минимальные усилия, максимальный результат. Кэрри Брэдшоу была права! Смените обувь – измените жизнь.

Рецепт стиля

Вы можете купить новую пару броских сандалий или просто носить уже имеющуюся обувь по-новому (например, обувь на каблуках с вашим любимым спортивным костюмом или джоггерами; грубые ботинки с женственным платьем). Я недавно надевала босоножки с разноцветными помпонами на перемычке у пальцев, сочетала их с простым нарядом (платье-рубашка из денима и плотные черные легинсы), и они существенно улучшили мое настроение и мой образ.

Если ваши ответы в большинстве случаев Г.

То вы, возможно, преступник-рецидивист.

Вы придерживаетесь спокойного стиля, но спокойны ли вы? Избегаете ли вы всего сексуального словно чумы? Ваша одежда всегда мешковатая? Пытаетесь ли вы отвлечь внимание? Пытаетесь ли вы похоронить воспоминания о том, что над вами издевались из-за вашего тела? Некоторые из нас потеряли связь с телом или прячутся в одежде, чтобы справиться с травмой (смотрите Историю клиента: Исчезающая девушка на странице 91).

Вы из числа тех, кто отказывается одеваться наряднее или проще вне зависимости от ситуации? Некоторые из нас снова и снова покупают один и тот же предмет одежды, не понимая этого. Возможно, вы годами носили один и тот же образ. И были счастливы (вы настаиваете на этом)! Но позвольте мне задать вам несколько вопросов. Вы, случайно, выбрали этот образ не в те годы, которые считаете для себя лучшими? Как вы относитесь к переменам? Как, по-вашему, вы выросли за прошедшее десятилетие? Ваш образ отражает эту эволюцию? Куда эти вопросы приведут вас? Это просто вопросы – не суждения.

Если вы страдаете от Комплекса повторяющегося гардероба, то вам может помочь Одежда, усиливающая настроение. Это означает добавление нового в ваш гардероб. Начните с крошечного стилевого риска (смотрите страницу 191). Если вы не уверены, с чего начать, я предлагаю найти образец для подражания. Услышьте меня: модные дизайнеры, арт-директора и стилисты не просто так создают таблицы настроения, чтобы реализовать свое видение для коллекций или кампаний.

Рецепт стиля

Найдите знаменитую персону. Чем больше знаменитость, тем больше фото вам будет доступно. Делайте скриншот ее фото каждый раз, когда она выглядит потрясающе. Если вы не можете налюбоваться на Кейт Миддлтон в ее вечной классике или на Зои Кравиц в ее авангардных базовых вещах, разместите эти фото на вашей доске в Pinterest[67]. Такие сайты, как Rixo, Mango и Nasty Gal, специализируются на копиях одежды знаменитостей.

Покупка одежды, когда у вас есть ориентир, поможет вам не свернуть с правильного пути и избежать Усталости от принятия решений. Вам незачем изобретать колесо. Замечательно, что вам уже комфортно в вашей униформе, но я уверена, что вы можете немного измениться и по-прежнему будете выглядеть утонченно.

Родители, ровесники и поп-культура: как образуется наша модная идентичность

Надеюсь, теперь вы лучше представляете свое стилевое поведение. Но вместе с «мертвыми платьями» в вашем шкафу (они пугают вас, потому что вы их не носите) вам надо избавиться и от скелетов! Чтобы стремиться к будущему с лучшей одеждой, вам необходимо понять ваше прошлое, чтобы оно вас не определяло. Как только вы разберетесь с проблемами, которые вас беспокоят, вы сможете изящно перерасти их.

Как ваше воспитание повлияло на ваш стиль и на вашу жизнь? Смотрели ли с восхищением на маму, которая прихорашивалась перед вечерним выходом? И не ассоциируете ли вы острые эмоции с тем, чтобы выглядеть «модно»? Или вы решили, что можете считаться взрослой, только если наденете платье, украшения и сделаете макияж? Вы до сих пор чувствуете аромат маминого парфюма? Во что она была одета? У вас есть что-то подобное?

Вы до сих пор отчетливо помните, как хотели во что бы то ни стало купить что-то, что носили популярные дети? Вы все еще покупаете одежду с оглядкой на некую группу? Вы недавно покупали какую-нибудь вещь, потому что ее носят все остальные? Когда мы говорим о персональном стиле, на самом деле мы говорим о личности. Хотя ваши образы, потребности, желания и приоритеты меняются с возрастом, вы все равно можете цепляться за стилевые пристрастия, привычки и убеждения, которые приобрели в более юном возрасте. Эти предпочтения могут быть хорошими! К примеру, энергичная женщина всегда любила яркие цвета и кричащие принты, которые отражали ее грубоватое чувство юмора. Или женщина ностальгирует по ее славным дням в 1990-х, поэтому отдает им дань с помощью узких солнечных очков или чокера[68] на шее. В этом нет ничего страшного. Но часто старые привычки умирают с трудом, и они могут тянуть вас назад. Поднимите руку, если у вас до сих пор есть джинсы, которые вы носили в старших классах. Возможно, пришло время избавиться от них вместе со стилевыми мифами, которые вы приобрели, надев их в первый раз.

Давайте прогуляемся по тропинке памяти в ваше детство.

• Что вам говорили о вашем стиле или образе ваши близкие люди? Вы всегда были принцессой? Или вы были девчонкой-сорванцом с содранными коленками, любившей лазать по деревьям? Что о вас говорили, пока вы росли?

• Какую роль сыграла одежда в вашем отделении от родителей, когда вы стали независимым человеком? Переживали ли вы период бунтарской моды?

• Как вы использовали одежду: чтобы наладить (одеваться, чтобы влиться) или разорвать (одеваться, чтобы выделяться) ваши отношения с другими?

• Носите ли вы до сих пор какой-либо из этих «важных» типов одежды сейчас?

Кейт Спейд однажды сказала: «Игра в переодевание начинается в 5 лет и по-настоящему никогда не заканчивается»[69]. Когда я встречаюсь с клиентами, я спрашиваю о том, когда начались их отношения с модой. Это помогает мне понять, на каком этапе этих отношений они находятся сейчас. Когда я спрашиваю о прошлом клиента, это похоже на то, как на сеансе у обычного психолога говорят: «Итак, расскажите мне о вашей матери…» (больше о матерях через минуту). Как мы начинаем использовать этот особый вид коммуникации – стиль – в нашей жизни? Когда мы впервые начинаем «считывать» сигналы, которые нам посылает одежда других людей? И когда мы начинаем формировать эти сигналы сами? Кто учит нас «говорить» с помощью внешности и с самими собой, и с окружающими? И как только мы научились это делать, можем ли мы научиться говорить по-другому?

Давайте разберем мой сеанс с клиенткой (чернокожей студенткой колледжа, которую мы будем называть Лайзой). Он демонстрирует, как семья влияет на наше восприятие себя и как мы можем подняться над этим влиянием. Лайза пришла ко мне для того, чтобы я помогла ей повысить уверенность в себе. Во время нашей беседы я помогла ей увидеть себя как человека удивительно жизнерадостного. Оказалось, что она не хочет, и ей не нужно, менять что-то в своем стиле (поэтому Рецепта стиля ниже вы не увидите). Ей нужно было только увидеть свою силу.

История клиента: аватар

Донн: Ты начала говорить что-то о твоих волосах?

Лайза: Когда я была моложе, химическое выпрямление волос было в моде. Все выпрямляли волосы, и моя мама была одной из таких женщин. Она говорила что-то вроде: У тебя прекрасные волосы, и они очень длинные, но они выглядели бы еще лучше, если бы были прямыми. Дело в том, что мне никогда не нравилось воздействие высокой температуры на волосы, потому что у меня очень чувствительная кожа головы. Поэтому я всегда плакала из-за такого воздействия. У моей сестры волосы были всегда лучше, чем у меня, потому что они были прямые. У меня были густые кудрявые волосы, и даже если мне укладывали их профессионально, они начинали пушиться два часа спустя. Ребенком я чувствовала такую неуверенность из-за этого. Помню, как была расстроена в тот день, когда нас фотографировали. Я говорила себе: Ну почему у меня не такие волосы, как у моей сестры?

Поэтому, когда я наконец получила контроль над моими волосами, став подростком, я перестала их выпрямлять и была счастлива. Поначалу мне было непросто, потому что я не понимала, как с ними справиться. Но как только я поняла, что надо делать, это стало удовольствием.

Донн: А теперь натуральные волосы в моде! Помогло ли тебе движение за натуральные волосы лучше принять себя?

Лайза: Верно! Да, когда натуральные волосы стали более приемлемыми, я просто отказалась от традиции. Моя мама по-настоящему традиционна. Она авторитарный родитель, поэтому ее слово – закон. Вот такая она строгая. Она не хочет, чтобы я встречалась с парнями другой расы. Но я человек свободный. Я типа: «Э, ну мне вроде как все равно, что ты думаешь». Мы из-за этого ссоримся. Забавно, как все опять сводится к волосам. Даже после того, как началось движение за натуральные волосы, я прекратила вообще думать о нормах красоты. Я думаю: «Когда-нибудь кто-нибудь подумает, что я классная, независимо от того, что мы разных рас». Поэтому я просто отталкиваю все эти старомодные убеждения. Нужно просто найти в себе то, что тебе нравится.

Донн: А ты всегда знала, что тебе в себе нравится?

Лайза: Нет. Когда я была моложе, надо мной издевались, потому что у меня родимое пятно. Меня дразнили «Аватаром» [намек на голубых инопланетян в фильме Джеймса Кэмерона]. Моя мама и другие члены моей семьи шутили надо мной и тоже придумывали для меня прозвища. Они говорили: «Мы просто готовим тебя к будущему, получится, что все это ты уже слышала. Если ты услышишь это от нас, то тебе будет не так больно, когда тебе это скажут посторонние». А я думала: «О'кей, ну да, это вроде как правда». Но все равно мне это было неприятно. Поэтому когда меня обзывали или насмехались надо мной из-за обесцвечивания кожи, я думала: «Ладно, это интересно». У моей сестры не только более прямые волосы, но и более округлые формы. Близкие мне люди шутят и над этим. Они говорят что-то типа: «Почему у нее грудь больше, чем у тебя?» И я отшучиваюсь: «Потому что она украла мою грудь». И со временем я к этому привыкла, дистанцировалась от этого.

Донн: То есть ты использовала юмор, чтобы оставаться позитивной. Это был твой механизм защиты, способ справиться с ситуацией?

Лайза: Да.

Донн: Это интересно, потому что в таких ситуациях члены твоей семьи оценивали тебя.

Они впитали нормы нашей культуры красоты – прямые волосы, фигура с формами, «идеальная» кожа, – а потом учили этому тебя, усиливая эти стандарты. Это идет не из журналов или фильмов – тебя критикуют самые близкие люди.

Лайза: Точно. Мы все следуем одним и тем же трендам. Мы все просто следуем за этим ажиотажем.

У вас дрогнуло сердце, когда вы прочли о том, как собственная мать смеялась над внешностью Лайзы под предлогом того, что это делает ее крепче? Это напомнило мне реплику из фильма ужасов: «Звонящий в твоем доме!» Вам знакома эта ситуация? Какой вывод вы из нее сделали? Какие бы шрамы ни остались у вас из прошлого, вы можете найти и принять в себе то, чем вы отличаетесь от других и что делает вас особенной. Как только вы почувствуете себя ценной, вы почувствуете, что заслуживаете и того, чтобы выглядеть наилучшим образом. Сама Лайза выразила это максимально ясно: «Нужно просто найти в себе то, что тебе нравится».

А теперь расскажите мне о вашей матери

Нет ничего удивительного в том, что нашей самой первой ролевой моделью в моде становятся наши мамы. Одно из моих самых ранних и самых счастливых воспоминаний – когда мама позволила мне разрезать старую футболку, чтобы создать одежду для моих кукол Барби и Мелани. (Модницами становятся раз и навсегда).

Психолог лондонского колледжа моды и эксперт потребительского поведения Кейт Найтингейл подчеркивает ту роль, которую играют матери в формировании нашего стиля. Как она рассказала журналу Grazia, наши матери часто рядом с нами – неосознанно, – когда мы покупаем одежду. Мы более склонны покупать вещи тех фасонов, цветов и из тех тканей, которые видели в детстве, потому что они вызывают у нас положительные эмоции, даже когда мы встречаем их спустя десятилетия. Мы думаем, что нам что-то нравится, потому что это знакомо, путаем воспоминания с предпочтениями, ностальгию с хорошим вкусом. «К примеру, если ваша [мать] носила жакет определенного фасона, вы будете испытывать склонность к такой одежде, – объясняет Найтингейл. – Нужно просто найти в себе то, что тебе нравится. Это элемент соединения эмоциональной безопасности и старых представлений о тех временах, когда вы чувствовали себя комфортно»[70].

Удивительно, но это работает в обоих направлениях. Когда дочери вырастают, ситуация меняется на противоположную. И они начинают влиять на стиль своих матерей. Результаты исследования, описанного в Journal of Consumer Behavior, показывают, как матери становятся «вторым «я» в потреблении» своих дочерей-подростков. Исследователи выдвинули теорию, что матери среднего возраста разрываются между семейными и рабочими обязанностями, у них нет времени оставаться в курсе модных новинок молодежной культуры. Поэтому они копируют стиль своих дочерей, сокращая путь к тому, чтобы выглядеть классно. (Если в 55 вам почти 15, то это хорошая новость, которой вы можете воспользоваться!) Исследование также освещает концепт «когнитивного возраста», то есть периода, в котором мы чувствуем себя не соответствующими нашему реальному возрасту.

Исследователи выяснили, что когнитивный возраст субъектов исследования обычно на 10 лет меньше их реального возраста. Мамы, которых опрашивали, «пытались демонстрировать их более молодую личность через свои вещи»[71].


Что это значит для вас?

1) Возможно, пришло время пересмотреть мифы, которые рассказывали вам члены семьи о вашем стиле или внешности. Может быть, они делали это из самых лучших побуждений и кто-то важный для вас говорил, что «леди носят юбки», когда вы на самом деле предпочитали брюки. Или кто-то сказал, что вы великолепно выглядите в красном, а вы этот цвет ненавидите, но продолжаете покупать красную одежду. Возможно, пришла пора нарушить некоторые правила.

2) По мере того как вы становитесь старше, стоит обратить внимание на понятия когнитивного возраста и подражания молодым. Вам незачем одеваться на десять лет моложе, чтобы быть привлекательной. Это может привести к появлению чувства дисгармонии и неуверенности (и больше несоответствия!). Просто посмотрите на Мишель Обаму, Иман, Лорен Хаттон, Хелен Миррен, Йоко Оно и на блогеров старше 50 из Instagram (мой фаворит @iconaccidental). Нет ничего современнее, чем одеваться как взрослый.

Придерживаетесь старомодного образа? Пришла пора залечить шрамы вашего подросткового стиля

Ролан Барт назвал ношение одежды «глубоко социальным действием»[72]. То есть то, что вы надеваете, оказывает сильный эффект на ваши социальные отношения. Любой ученик средней школы вам это скажет. На самом деле в средней школе все это и начинается. К этому времени мы достигаем нового уровня самосознания, и именно в этот период мы впервые получаем возможность выражать свою индивидуальность через одежду. К примеру, мама больше не может указывать нам, что надевать. И в этот же период мы переживаем первые модные провалы. Таким образом, одежда становится тесно связанной с эмоциями. «Творческие» десятилетние-тринадцатилетние дети носят футболки с любимыми музыкальными группами, тогда как их «спортивные» ровесники носят одежду для тренировок и Adidas. Они все сидят в школьной столовой, разбившись на группы в соответствии с «униформой». «По средам мы носим розовое», – объявили девочки из группировки «Баунти» в фильме «Дрянные девчонки». Благодаря деньгам, которые я сэкономила, обслуживая столики, я однажды не послушалась моего отца и купила сумку от Coach, чтобы вписаться в компанию фанатов лейблов, когда училась в старшей школе. Мы налаживаем или рушим наши отношения тем, что мы носим. В результате стиль становится постоянным фактором, когда речь идет о нашем эмоциональном багаже.

Подростковый возраст – опасное время пересечения стиля и личности. Он объясняет некоторые из наших взрослых убеждений относительно одежды, которые можно проследить обратно до адаптивного поведения, развившегося в эмоционально неспокойные годы нашего становления.

«Девочки используют одежду, аксессуары и моду, чтобы определиться, заявить о своем выборе сверстникам и создать свою психологическую личность», – пишет доктор Стефани Ньюман, психолог из Нью-Йорка в журнале Psychology Today. Она описывает процессы «зеркального отражения» и «раздвоения». Они происходят, когда молодые люди одеваются практически одинаково со своими ровесниками, чтобы одновременно укрепить социальные отношения и собственную неоперившуюся личность. Ньюман пишет, что выбор одежды у девочки может быть либо кратчайшим путем, чтобы слиться с толпой, либо средством «полностью отделиться от школьной общины»[73].

Теперь вы можете предположить, что в цифровую эру звезды соцсетей оказывают наибольшее влияние на стиль и личность молодых людей. В конце концов, мы то и дело читаем о том, сколько наличных получают Кардашьяны-Дженнеры за единственный пост с рекламой товара. Но у молодежи все не так. Для детей наиболее влиятельными являются ровесники. Одна фирма, изучающая спрос, спрашивала у подростков, какие факторы они рассматривают, когда выбирают стили и бренды. В 45,2 % случаев они назвали мнение друзей, и это было существенно больше, чем влияние соцсетей (35,1 %) и стиля знаменитостей (27,5 %)[74]. Когда вы молоды, ваши друзья (и враги) влияют на ваши предпочтения в моде и на развитие личности к лучшему или к худшему. Но это не обязательный сценарий на всю оставшуюся жизнь.

Каков же вывод? Вы можете быть родителем ребенка-подростка, одержимого своим имиджем, или взрослым, все еще работающим над тем вредом, который был вам причинен в старшей школе. Но в любом случае вы должны знать: есть законная психологическая причина для каждой сильной эмоции. Я могу это подтвердить. Подростковые годы и те ровесники действительно очень много значат, обычно они оставляют свой след.

Но есть и хорошая новость о моде и личности. Меняться и эволюционировать – полезно для здоровья. Если в 40 лет вы все еще одеваетесь так, как делали это в 20, я хочу знать почему. Возможно, вы все еще одеваетесь, как ваш подростковый «близнец»? Вы отрицаете для себя определенный цвет, принт или фасон, хотя они вас привлекают, потому что из-за кого-то когда-то вы почувствовали себя в них полным дерьмом? И вы отрицаете их даже после того, как рискнули поэкспериментировать со стилем? Или вы до сих пор спрашиваете себя еще до того, как купите или наденете какую-то одежду, сочтет ли это классным ваша компания? Пришло время понять, что вам нравится носить. Не вашей маме, не вашей дочери, не вашим подругам, а вам. В конце концов, одно из главных преимуществ взрослого человека – это возможность одеваться ради собственного удовольствия, а не ради одобрения других людей.

Прятаться у всех на виду

Одежда рассказывает нашу историю, в том числе и трагические ее части. В своей практике я видела одежду, которую используют как эмоциональный костыль и даже как бессознательный крик о помощи.

По данным исследования 2012 года, проведенного психологом Карен Пайн из Хертфордширского университета в Британии, 57 процентов женщин наденут мешковатый топ в период депрессии, и только 2 процента сделают это, когда они счастливы (эти данные были получены при наблюдении за 100 женщинами). Субъекты исследования также надевают любимое платье, когда они счастливы (62 %) в десять раз чаще, чем в момент депрессии (6 %)[75]. То есть мы можем сделать вывод, что в общем и целом неряшливая, слишком большая или грязная одежда может говорить сама за себя (помните Джима из Главы 1?). Если я замечаю, что клиентка постоянно выглядит неопрятно или прячется за своей одеждой, то я могу использовать визуальную информацию как путь к ней. Такой выбор одежды может быть для меня первым ключиком, благодаря которому я помогаю ей определить эмоциональную стену, которую она выстроила, чтобы спрятаться от боли.

Люди не зря используют одежду для эмоциональной защиты. Это очень эффективный механизм! Клинический психолог Надин ван дер Линден пишет о том, что она называет «методом серого камня» – стратегией, которая помогает справиться с токсичными людьми. Вам нужно превратиться в серый камень: вы не проявляете эмоции, вы отстранены и не стимулируете реакцию окружающих, чтобы избежать нежелательных социальных контактов. «Суть в том, что вы не поднимаете голову и как серый камень сливаетесь с ландшафтом», – пишет она[76]. Психолог даже предположила, что нам следует одеваться в тусклую нейтральную одежду, не пользоваться косметикой, аксессуарами и другими украшениями, чтобы агрессор заскучал и отправился на поиски более интересной жертвы. Но избегание конфликтов и есть одна из причин, почему человек одевается так, чтобы исчезнуть.

Давайте обратимся к моему сеансу с другой студенткой колледжа, которую мы будем называть Сонал. Я решила включить ее историю в книгу, потому что для Сонал характерны многие типы поведения, которым я дала определение в своем Словаре терминов (поэтому я выделяю их полужирным шрифтом). Обратите внимание на то, как семья влияет на ее представление о себе и на выбор стиля. Возможно, как и эта клиентка, вы тоже не любите свое тело. Или ваше самоуважение тоже настолько низкое, что, по вашим ощущениям, вы не заслуживаете того, чтобы хорошо выглядеть в своей одежде. Возможно, вы выбрали много пунктов «В» и «Г» в только что пройденном тесте и узнаете себя как человека, избегающего моды или грешащего комплексом повторяющегося гардероба. Если вам это близко, продолжайте читать и узнаете, как одежда может сделать ее – и вас – счастливее.

История клиента: исчезающая девушка

Донн: Расскажи мне о том, как внешний вид влияет на твои привычки шопинга.

Сонал: Честно говоря, я редко хожу по магазинам. Меня смущает моя худоба. Поэтому я стараюсь покупать свободные брюки, чтобы никто не увидел, насколько у меня тонкие ноги. За прошедшие несколько лет я трижды навещала маминых родственников в Индии, и там все говорили, что у меня болезненный вид, как будто я чем-то больна, а американские врачи ни черта не понимают.

Поэтому мамины родственники отправили меня обследоваться в Индии, чтобы проверить, нет ли у меня проблем со щитовидной железой.

Донн: И как ты себя почувствовала?

Сонал: Плохо. Я сказала об этом маме, и она ответила: «Я тебя регулярно проверяю здесь! С тобой все в порядке. Тебе просто надо набрать немного веса». Я могу есть все, что хочу, у меня просто маленький желудок. Недавно я все же побывала у американского врача, и она сказала – на основании полученных анализов крови, – что все в полном порядке, у меня небольшой недобор веса, но это очень распространенное явление.

Донн: То есть ты не больна?

Сонал: Нет. Но [в Индии] мне говорили, что я выгляжу по-настоящему больной. Сестра моей мамы смеялась надо мной из-за того, что я такая костлявая. Ее дочь с формами, поэтому моя тетя говорила: «Почему это у моей дочери идеальный размер, а ты такая худющая?»

Донн: Такого рода сравнения прозвучали из уст родственников. Как ты себя почувствовала?

Сонал: Ну, не знаю. Я по-другому взглянула на то, как выгляжу, и стала испытывать больше неуверенности по поводу одежды. Моя тетя сказала, что я такая худая, что не похоже, что я вообще одета. Она была так горда тем, что ее дочь шикарная.

Донн: Поэтому, когда ты покупаешь одежду, ты покупаешь ее большего размера? Так ты чувствуешь себя комфортнее?

Сонал: Да, именно так. Обычно я покупаю рубашки с длинным рукавом, чтобы спрятать руки. Я такая худая, что не ношу джинсы скинни и пытаюсь покупать прямые брюки. Я ношу спортивные костюмы чтобы спрятать тело.

Донн: Здесь, в Америке, особенно в модельном бизнесе, идеал красоты предполагает худобу. Ты ему соответствуешь. Это как-то на тебя влияет?

Сонал: Ну да, идеал красоты – это худоба, но большинству парней все равно нравятся девушки, у которых есть за что подержаться. В Индии девушки считаются красивыми, если у них пышная грудь или объемные ягодицы.

Донн: Повторю, что в мире моды Нью-Йорка ты бы считалась очень красивой. Ты понимаешь, как наши стандарты красоты могут меняться в зависимости от культуры, контекста и от того, кто решает, что красиво?

Сонал: Да. Но ты женщина, поэтому ты, конечно, скажешь мне что-то позитивное, чтобы я почувствовала себя лучше. То есть мы все пытаемся придать друг другу сил. Я ни разу не встречала парня, который подошел бы ко мне и сказал: «О, ты такая худая и красивая».

Донн: Значит, если я думаю, что ты красивая, это почти никакого веса не имеет. Но если бы парень это сказал…

Сонал: Это было бы подтверждением.

Донн: Ты сказала, что носишь спортивные костюмы. Ты выбираешь стильные спортивные костюмы или добавляешь к ним туфли на высоких каблуках? Или ты выбираешь их по принципу «мне все равно».

Сонал: Мне действительно все равно. Я даю себе волю только тогда, когда мне надо красиво одеться, например, на свадьбу. Но это бывает очень редко.

Донн: То есть когда ты одеваешься ради особого случая и «даешь себе волю», как ты выразилась, то не носишь одежду на размер больше, а выбираешь то, что облегает твою фигуру. Тогда ты чувствуешь себя красивой?

Сонал: Я делаю красивый макияж, поэтому чувствую, что мое лицо все компенсирует.

Донн: То есть твое лицо и красивая одежда компенсируют твое тело? А когда ты нарядно одета, то это уже как будто и не ты?

Сонал: Совершенно верно. В формальной индийской одежде, даже если у нее длинные рукава, они сделаны из сетки, поэтому они не скрывают худобу моих рук, к сожалению. Плюс в том, что в Индии тебе не разрешают носить по-настоящему облегающую одежду.

Донн: Ты надеешься на то, что когда-нибудь твоя неуверенность пройдет?

Сонал: Мама сказала мне, что в моем возрасте она тоже была худой. Теперь она немного поправилась, потому что она набрала вес после того, как родила меня и моего брата.

Донн: Получается, что твоя фигура передается по наследству. Ты не больна. С тобой все в порядке.

Сонал: Я так и сказала дяде и тете, но они возразили: «Нет, мы помним нашу сестру. Она никогда не была такой худой!» Когда у меня появятся дети, я уверена, что они помогут мне почувствовать себя женственной. Думаю, что к тому времени у меня будет мужчина, который полюбит меня за то, что я – это я, а не за мое тело. Это возможно.

Донн: Давай вернемся к твоей свободной одежде. Ты бы хотела надевать красивые и трендовые вещи?

Сонал: А как бы я могла это сделать?

Донн: Я тебе с этим помогу. Я собираюсь предложить тебе некоторые варианты, которые выглядят свободными, но при этом они красивы.

Сонал: Вау! Отлично.

Донн: Тогда в следующий раз, когда мы встретимся, я покажу тебе кое-какие фотографии. Мне видится, что ты сможешь продолжить прикрывать тело, но будешь делать это красиво. Если ты собираешься носить одежду свободного кроя, мы можем ее украсить. Это поможет тебе почувствовать себя уверенно.

Сонал: Боже мой! Замечательно!

Донн: Думаю, все дело в том, чтобы тебе было комфортно с самой собой. Ты можешь снять акцент с того, из-за чего испытываешь неуверенность, и все равно выглядеть хорошо. Ты понимаешь, о чем я говорю? Как тебе такое решение?

Сонал: Спасибо. Так намного лучше.

В данном случае мы видим межкультурные проблемы (Ассимиляция модной идентификации, Смена модного ситуационного кода), которые действуют на самовосприятие Сонал. И она явно увлечена фантазиями на тему романтического спасения. Но она прежде всего сражается с тревогой по поводу того, как выглядит ее тело. Цель – помочь ей принять себя с ее неуверенностью и всем остальным. Я не собираюсь отбирать у нее ее доспехи – мешковатую одежду, – так как в данный момент ее отношение к себе очень уязвимо.

Рецепт стиля

Благодаря тому что спортивная одежда и одежда для отдыха сейчас в тренде, для Сонал появилось большое количество доступных вариантов. Она может примерить свитшот с длинными рукавами современного силуэта, чтобы создать иллюзию укороченного топа.

Сонал может немного подтянуть рукава, чтобы они заканчивались чуть ниже локтя и открывали только запястья. Показать кусочек кожи стратегически важно, чтобы избавиться от ощущения, будто одежда ее поглощает. Джоггеры и шаровары также прикроют фигуру, но будут восприниматься как нечто новое. Подобные наряды отвечают всем требованиям: они скромные, современные и комфортные. Еще один вариант – это комбинезон, который прикроет все тело Сонал, включая конечности. Его можно носить расстегнутым примерно до пупка и надеть под него укороченный топ. И опять-таки будет видна полоска кожи в стратегических местах – у ключиц и грудной клетки. Комбинезон с облегающим джемпером под ним создадут такое же настроение, но полностью ее прикроют. Так как Сонал маленького роста, то ботильоны со скрытой танкеткой увеличат ее рост физически и эмоционально.

Загрузка...