Глава 1. Модная психология

«Одежда… меняет наш взгляд на мир и взгляд мира на нас»[20].

Вирджиния Вулф

ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ ТРЕВОГУ ПРИ МЫСЛИ О ТОМ, что надеть, или не чувствуете связи с тем, как вы одеваетесь? Добро пожаловать. Я – модный психолог, и мои клиенты представляют весь спектр возрастов, рас, народностей, полов и национальностей. За помощью ко мне со своими тревогами обращаются клиенты из разных социальных слоев. Кому-то нужно личностное развитие, кто-то не может справиться с шопоголизмом, кто-то не знает, в чем пойти на свидание, а кому-то необходимо продвижение по службе. Я консультирую исполнителей высокого ранга и молодых мам, приходящих в себя после кесарева сечения (а некоторые женщины справляются одновременно с обеими этими ролями!). Некоторым людям нужна помощь, чтобы улучшить свой профиль в онлайн-пространстве, другим сложно ориентироваться в шкафах, лопающихся от одежды. Один клиент судился с женой за опеку над ребенком и хотел знать, что ему надеть, чтобы склонить судью на свою сторону. Хотя ни одна ваша проблема не является уникальной, уникальны решения, потому что они находятся внутри вас. А теперь давайте искать их вместе.

Вы знали, что одежда говорит? Моя точно разговаривает. Недавно утром мне нужно было идти преподавать, но я всю ночь писала статью для новостного сайта.

Лежа в постели, я оценивала свое настроение и поняла, что чувствую себя измученной и недовольной плюс хандра середины зимы. Мне хотелось надеть универсальный комфортный наряд – спортивный костюм, но я должна была провести занятие для студентов и поэтому решила найти соответствующее настроение и хорошенько повысить уровень моей энергии. Момент модной дилеммы. Я добавила тренч с леопардовым принтом и такую же обувь на высоких каблуках, и знаете что? Я почувствовала себя намного лучше! Соединив удобство спортивного костюма со стильным верхом и обувью, я действительно подняла себе настроение. И мои студенты увидели, что я на острие моды, оценив мою интерпретацию популярного тренда на спортивную непринужденность (спорт-шик). Одевшись настолько броско, я как будто говорила им: я воспринимаю вас как креативных, визуально ориентированных и разбирающихся в трендах, изучающих моду студентов. Мой посыл был таким: я занимаю авторитетную позицию (высокие каблуки), но не отношусь к себе слишком серьезно (спортивный костюм).

В этот момент я соединяла две основные философии модной психологии: Иллюстрацию настроения и Усиление настроения. Иллюстрация настроения – это когда вы одеваетесь так, чтобы отдать должное вашему настроению или соответствовать ему. Усиление настроения – это выбор одежды, чтобы изменить настроение к лучшему. Я отдала должное (или иллюстрировала) моему эмоциональному состоянию, надев мягкий удобный спортивный костюм. Но одновременно я улучшила его, выбрав броскую верхнюю одежду и такую же броскую обувь.

Мы подробнее поговорим об этих концептах стиля на основе настроения в Главе 5. А пока мне важно, чтобы вы увидели, как эти принципы используются в реальной жизни, и поняли, что ваша одежда действительно связана с эмоциями.

Когда вы одеваетесь, в игру вступает еще один не менее важный фактор. Это ваш сигнал другим людям. То, что я надеваю, посылает сигналы вам – тем, кто меня видит. А то, что надеваете вы, посылает сигналы мне, и я их интерпретирую. Между нами происходит молчаливый диалог, когда наши пути пересекаются и мы сканируем друг друга в поисках визуальных ключей. Что бы мы ни думали друг о друге, это будет основой для нашего социального взаимодействия. Большая часть этого взаимодействия происходит на подсознательном уровне практически мгновенно. Если другие люди реагируют на ваши модные образы, то вы можете быть уверены, что сигнал уже послан вашей одеждой, даже если вы еще ничего не сказали. Когда другие смотрят на вас, оценивают и рассматривают вашу одежду, они собирают информацию о том, кто вы. Это неизбежно. Ваша одежда говорит, ее не заставишь молчать. В эпоху соцсетей, политической поляризации и быстрого потока новостей, жадного до заголовков, модная психология необходима как никогда. Одержимые количеством лайков и фолловеров, мы выставляем себя напоказ и читаем друг друга 24/7. Что вы носите? Кто это сшил? Сколько вы за это заплатили? Кто вы? Каково ваше происхождение? Каковы ваши ценности?

В модной психологии сталкиваются сама психология, политика, религия, раса, пол, национальность, возраст, социальный слой и культура, говорим ли мы о воротниках-бантах на блузках или о брючных костюмах, о худи чернокожего подростка или о свитшоте за 895 долларов от Balenciaga с рисунком из уличных граффити, которую носит Тейлор Свифт (да-да, такое было)[21]. Что провоцирует в нас буркини?[22] А что насчет кроссовок Yeezy Boost? Почему Стив Джобс носил одну и ту же одежду каждый день? А как одевается его преемница Элизабет Холмс? Что говорят рэперы дизайнерскими логотипами и бриллиантовыми накладками на зубах? Что мы ощущаем, когда Ким Кардашьян сочетает платье из латекса неонового цвета с роскошной машиной такого же неонового цвета? Как Instagram влияет на покупателей? Как под влиянием селфи Кайли Дженнер у подростков возникает тяга к пластической хирургии? Главы государств, студенты, представители крупных модных лейблов, ведущий передачи «Доброе утро, Америка» и многие другие просили меня поднимать эти и другие вопросы. Как только вы поймете, насколько сильно мода влияет на восприятие, вы сможете управлять этой силой.

Но сначала давайте вернемся к этим мгновенным оценкам. Серьезное исследование, результаты которого были опубликованы в журнале Psychological Science, показало, что мы определяем привлекательность, степень доверия, компетентность и агрессивность другого человека за 100 миллисекунд[23]. Всего-навсего. В поддержку этой точки зрения приведу цитату из интервью певца, комика и дрэг-квин[24] Трикси Маттела. «В обществе, – сказал он в интервью New York Magazine, – мы то, во что мы одеты»[25].

Если вы в полицейской форме, вы коп, объясняет он, вы облечены властью. Если вы в медицинском халате, вы врач, интеллигент, обладаете властью, но еще и заботитесь. Если вы с головы до пят одеты в одежду спортивного лейбла Lululemon, вы – обеспеченный поклонник здорового образа жизни. Мы редко ставим под сомнение то, что видим, как не сомневаемся и в правильности подобных утверждений. Мы инстинктивно убеждены, что первое впечатление верно. Но так бывает не всегда, хотя такая вероятность существует. К примеру, когда люди испытывают стресс или переживают серьезные испытания, может показаться, что у них душа нараспашку. Говорят, глаза – это зеркало души. Я говорю, что одежда – зеркало души. Когда человек в депрессии надевает неряшливую, грязную одежду, это тоже пример того, как одежда иллюстрирует настроение. В конце концов, выбор одежды отражает целую палитру эмоций, в число которых входят и эмоции неприятные. Такой была ситуация у моего клиента Джима. Давайте с ним познакомимся.

Все истории были включены в книгу с согласия моих клиентов. В некоторых случаях я изменила имена, чтобы защитить частную жизнь.

История клиента: что происходит с человеком, у которого разбито сердце?

Когда я впервые встретилась с Джимом, ему было за сорок. Он как раз разводился со своим мужем, с которым у него общие дети. Хотя Джим сделал хорошую карьеру в юриспруденции, в тот момент в его жизни царил эмоциональный хаос. Несмотря на сильнейший личностный кризис, он чувствовал необходимость сохранять видимость благополучия на работе. И все же при каждой нашей встрече я замечала, что на его рубашке не застегнута пуговица или две или она не полностью заправлена в брюки. Когда я аккуратно намекнула ему на это, уровень его тревоги мгновенно вырос, а самоуважение рухнуло. Ему казалось, что не завязанный шнурок на ботинке доказывал, что у него проблемы. Хуже того, посторонние это понимают. Его неопрятная внешность была внешним симптомом упадка духа. У Джима не было моральных сил беспокоиться о таких мелочах. Глядя на себя в зеркало, он видел того человека, которым он стал: разведенный, разлученный с людьми, которых он больше всего любил, не имеющий ничего общего с тем, каким он когда-то был. Поэтому Джим избегал зеркал. Но то, что он игнорировал свою внешность, только усиливало его тревогу и продолжало уменьшать его чувство самоценности.

Рецепт стиля

Так как же я помогла Джиму? Я не посоветовала ему пойти и купить новый костюм от Ralph Lauren, хотя он был ему по карману.

Вместо этого во время нашего третьего сеанса я попробовала применить к нему познавательную поведенческую терапию. Я попросила Джима сосредоточиться на его рубашке и, не торопясь, медленно и аккуратно застегнуть каждую пуговицу. Затем я попросила его по кругу заправить ее в брюки. Дальше я попросила проверить, правильно ли застегнут его ремень. К удивлению Джима, эти простые осознанные действия и уход за собой помогли ему снова обрести ощущение контроля. Когда Джим на какое-то время уделил все свое внимание одежде, он в этот момент не мог думать ни о чем другом. Он был вынужден находиться в настоящем, а не гонять по кругу неприятные мысли. Таким простым способом я показала Джиму, что он по-прежнему способен успокоить мозг, ухаживать за собой и относиться к своей внешности как к приоритету.

В течение тех месяцев, что я работала с Джимом, я помогла ему определить его чувства. Вместо того чтобы говорить: «Моя жизнь – катастрофа», с моей помощью он смог четко описать свои эмоции: «Я беспокоюсь, что навсегда останусь одиноким. Я испытываю глубокую печаль, когда скучаю по детям». Потом мы начали работать над тем, чтобы определить конкретные шаги для того, чтобы он мог обрести силу. Джим мог договориться о ланче со своим братом, записаться на бесплатные занятия с личным тренером в новом спортзале и так далее.

Пока он, не торопясь, занимался своей внешностью, ему удалось найти ощутимый, действенный способ двигаться дальше, пережив кризис, а не застряв в нем.

Самовыражение с помощью одежды – это не новость. На самом деле оно старо как мир. Или, по крайней мере, появилось в Средние века, когда, по мнению историков, люди впервые начали носить одежду для обозначения своего положения в обществе[26]. Факт в том, что мы очень давно используем нашу одежду для обозначения пола, принадлежности к той или иной группе, классу, выражения неосознанных чувств и желаний. Модный критик Робин Гиван, лауреат Пулитцеровской премии, однажды сказала: «Как только человек вышел из пещеры, одежда приобрела социальное значение. Не думаю, что был такой период, когда рубашка была просто рубашкой!» На протяжении всей истории люди использовали одежду, чтобы обозначить свое племя, богатство или статус, положение в социальной иерархии. «Подобные вещи всегда были завернуты в моду, – продолжает Гиван, – говорим ли мы об эпохе французских королевских дворов или даже о появлении хип-хопа»[27].

Но хватит умничать! Если говорить о том, что мы имеем в сухом остатке модной психологии, то мы просто смотрим, как одежда влияет на поведение человека. Так какое же отношение это имеет к вещам, в которых вы завтра должны пойти на работу? Прежде всего моя задача – убедить вас, что одежду можно использовать для того, чтобы люди реагировали на вас так, как вам хочется, и чтобы вы почувствовали себя наилучшим образом.

Вы больше не одеваетесь на автопилоте. Эти дни остались в прошлом. (смотрите Как сделать утро осознанным на странице 46). Затем я помогу вам определить вашу модную личность и понять ваш фирменный стиль (он же ваш личный бренд). Я помогу вам справиться с нездоровыми привычками в покупках и выбраться из заезженной колеи стилей. И все это мы сделаем с использованием приемов психологии моды.

Как только вы обретете незамутненное видение вашего идеального стиля и разберетесь с триггерами, которые заставляют вас отправиться за покупками, мы поговорим о других, более упрощенных подходах к выбору одежды. Моя цель – помочь вам упростить процесс, чтобы уменьшить стресс. Вы научитесь более осознанно относиться к своему настроению перед тем, как выбрать одежду, определять, как вы себя чувствуете каждый день и какую реакцию надеетесь вызвать. Затем мы актуализируем эти цели, когда вы наденете ту одежду, которая у вас уже есть. Я дам вам все необходимые инструменты, например, экономящий время капсульный гардероб, не вызывающие тревогу украшения и сильные цвета, которые улучшат ваш облик и ваши перспективы.

В этой книге не будет списков «Делайте/Не делайте» или врезок об идеальном маленьком черном платье (оно вовсе не решение всех проблем, что бы там ни говорили эксперты!). Вместо этого я научу вас поддерживать вашу культурную идентичность в любых обстоятельствах, в любое время. Вы сможете делать более стильные фотографии для вашего Instagram, избавитесь от чувства «мне нечего надеть».

Вы будете обходить стороной тренды, когда они не вписываются в ваш стиль жизни (если шорты для байка, так катайтесь на велосипеде!). Я буду делиться с вами историями клиентов, реальных людей, которых я консультировала (как Джима). И вы поймете, как ваши привычки в одежде и взгляды на моду помогают вам либо вас губят. И я докажу вам, что вы не одиноки в ваших проблемах. У меня в запасе множество мотивационных и направленных на рефлексию упражнений. Это те же самые упражнения, которые я предлагаю моим клиентам, они помогут и вам взяться за дело немедленно. Но прежде чем я все это сделаю, мне бы хотелось чуть больше рассказать вам о том, чего я делать не буду.

Кто такой, ради всего святого, модный психолог?

Обо мне: я преподаватель и практикующий психолог, имеющий опыт работы и испытывающий страсть к индустрии моды. Я скептически отношусь к правилам, мимолетным трендам, терапии шопингом и советам по стилю как под копирку. Я хочу знать, как вы себя чувствуете в вашей одежде, чтобы помочь найти такие вещи, в которых вы будете чувствовать себя феноменально. Я верю в то, что мода может быть катализатором социальных перемен. Когда я болтаю за чаем с одетыми в абайю[28] клиентами в Дубае или развиваю тему «Трэйвон Мартин и эффект худи»[29], я глубоко осознаю то, как культурные традиции отражаются в нашей одежде. Мне всегда были невероятно интересны люди. То, как вы одеваетесь, – это всего лишь один аспект вашей личности, но это важный аспект.

Если у вас есть вопросы по стилю, то у меня есть на них ответы. Но сначала я собираюсь попросить вас заглянуть в вашу душу.

Я могу помочь вам чувствовать себя и одеваться лучше, но я не стилист, по крайней мере, не в традиционном смысле этого слова. Стилист, консультант по имиджу или персональный закупщик говорят клиенту, что носить, основываясь на новейших трендах, на том, что показывают на подиумах и что висит на вешалках. Такой специалист предлагает то, в чем, по его/ее мнению, клиент будет выглядеть наилучшим образом. В Голливуде подбор гардероба для знаменитостей – это процветающая индустрия со своей эксклюзивной экосистемой. «Личный стиль» звезды обычно покупается и оплачивается, но, как правило, не самой звездой. Это результат труда команды профессионалов, которых называют гламурной командой. Это их работа – претворять в жизнь гламурные модные фантазии. Моя работа заключается в том, чтобы улучшить вашу реальную жизнь. И да, я надеюсь сделать ее чуть более гламурной.

Я и сама работала с известными людьми, но я не ставила перед собой цель стать стилистом для знаменитостей, потому что для меня в этой индустрии не хватает инклюзии. Стилист Джейсон Болден, который работает с Минди Калинг, Сереной Уильямс и Тараджи П. Хенсон, описал те препятствия на пути к красной дорожке, которые были связаны с расовыми предрассудками. Когда он обратился в ведущие модные дома в поисках платьев для примерки номинанткой на «Оскар», которая принадлежала к меньшинству, ответ был один: «О нет. Мы пас». Об этом он рассказал журналу The Cut. «Но потом я увидел, что они работают с той [белой], у кого нет ни карьеры, ни модного профиля. Это странно»[30].

В игру вступает и дискриминация по размеру. На звезд, которые не влезают в 00 размер платьев, дизайнеры обычно не рассчитывают. Возможно, вы помните, как в 2016 году актриса Лесли Джонс из «Субботнего вечера» не смогла найти дизайнерское платье, чтобы пойти на премьеру ее фильма «Охотники за привидениями». Она написала в Twitter: «Очень забавно, что не нашлось ни одного дизайнера, желающего помочь мне с платьем для премьеры фильма. Гмм. Это изменится, но я все запомню»[31]. Хотя модные дома часто ссылаются на законные причины того, что коллекции отшиваются в ограниченном количестве размеров (цена, производство и т. д.), это их «вы нам не подходите» означает, что талантливые девушки начинают чувствовать себя старыми. Я не только не играю в эту игру, я вообще никогда ничем подобным не занималась.

Для меня не имеет значения, каковы ваши тип тела, цвет кожи, национальность, возраст, банковский счет, я помогу вам взглянуть на вашу жизнь по-другому и пересмотреть ваши отношения с одеждой. Я отлично вижу, когда люди используют моду для демонстрации силы или в качестве эмоционального костыля. Стилисты могут быть удивительно профессиональными, но их прежде всего волнует внешний вид. Их заботит то, как клиент выглядит. Меня волнует то, как вы себя ощущаете. В индустрии моды, в мире Instagram знаменитостей и в Голливуде аутентичность ценится, но имидж значит намного больше.

Моя работа заключается в том, чтобы помочь вам установить связь между одеждой и чувствами. Для стилиста внутренняя жизнь клиента вторична, случайна, если о ней вообще кто-то задумывается. Вы, вероятно, сочли бы совершенно недопустимым и непрофессиональным, если бы ваш стилист начал расспрашивать вас о личной жизни, о прошлых травмах, об обстановке в семье. А я начинаю именно с этого.

Модный психолог начинает с раскопок того, что скрывается под поверхностью, отсюда и мой девиз: «Стиль, идущий изнутри». Я хочу знать, почему женщина, сидящая передо мной, одевается именно так, а не иначе. Поэтому я задаю вопросы, спрашиваю о ее личной жизни, о ее расовом, этническом, религиозном, культурном происхождении, ее семейной истории, уважении к себе, боди-имидже, образе жизни, отношениях, страхах и сомнениях, слабых и сильных сторонах. И это задолго до того, когда мы решим изменить хотя бы стежок на ее одежде. Обычно я встречаюсь с клиенткой трижды, чтобы побеседовать, и только потом я принимаюсь за ее гардероб. Так как это книга, я не могу прийти и посмотреть на ваш гардероб. Но я могу научить вас самостоятельно создавать ваш стиль с помощью одежды и аксессуаров, которые у вас уже есть.

А теперь давайте перейдем к сути. Как работает модная психология? В следующей истории клиента вы увидите ее в действии и начнете понимать, как она может помочь вам.

История клиента: не сломано, но мы все равно можем это починить

Моя клиентка – модный редактор из Австралии за двадцать по имени Трэйси. Она очень востребованный специалист. Эта жизнерадостная девушка часто не знает, что ей надеть на различные социальные мероприятия, интервью со знаменитостями и профессиональные встречи, которые есть в ее расписании. Я бы описала ее личный стиль как авангардный и эклектичный. Она смело выбирает одежду: без колебаний одновременно наденет белый бомбер из имитации крокодиловой кожи, шелковую футболку с голубым и черным леопардовым принтом или белые лодочки из змеиной кожи. Но при этом она отдает предпочтение расслабленным, не облегающим базовым предметам гардероба (топы, брюки, пиджаки), она носит все.

У Трэйси великолепное чувство стиля, но ей недостает целостного видения того, кто она и как это передать. В результате утром она спешит и обычно надевает несколько трендовых вещей сразу, а потом пытается уравновесить их слишком небрежными базовыми предметами гардероба, например, вытертыми мешковатыми джинсами «бойфренд». Трэйси одевается в такой суете, что не успевает подумать о том, как это все смотрится вместе и как она будет себя чувствовать в этом наряде в течение дня.

Врожденная креативность Трэйси и ее энергия в сочетании с работой, на которой она находится под давлением, создают тревогу, вынуждая носить то, что ее подавляет. У нее все есть, но этого просто слишком много.

Когда мы с Трэйси обсуждали ее социальный календарь, я посоветовала, как упростить стиль для предстоящих встреч, которые заставляли ее волноваться. Давайте посмотрим, сможете ли вы применить некоторые мои советы в вашей жизни.

Обзор эффективности работы. Женщины, особенно в корпоративной среде, часто понимают, что в одежде должны копировать тех, кто обладает властью. Так как Трэйси работает в журнале, она легко могла бы взять «деловой костюм» из шкафа с модной одеждой в офисе или направиться в магазин быстрой моды, например в Zara, и купить что-то «профессиональное» для важной встречи. Но после долгой беседы мы выяснили, что новехонький костюм с резко очерченными плечами и узкими брюками причинит ей больше вреда, чем принесет пользы. Если она не будет чувствовать себя естественно в своей одежде, то она почувствует себя самозванкой (#ImposterSyndrome) и ее тревожность увеличится.

Рецепт стиля

Я предложила Трэйси надеть мягкую шелковистую сорочку на пуговицах сверху донизу, в которой она великолепно себя чувствует и которую она надевала в особенно удачные дни. Эта сорочка ассоциируется у нее с ощущением собственной силы. У нее есть несколько таких топов с деликатными принтами или отделанных кантом по краю. Эти детали могут ненавязчиво установить границы между вами и миром.

Затем мы выбрали узкие черные брюки с небольшим количеством лайкры (представьте брюки-сигареты, чтобы уравновесить объем топа), классический черный пиджак и лодочки с острым носом.

Мне хотелось, чтобы Трэйси чувствовала себя собой на всех важных встречах. Поэтому я посоветовала ей начать совершенствовать свой рабочий стиль заранее, носить подобные наряды за несколько дней до того, как она договорится о встрече, посвященной ее повышению. Проверьте ваш наряд в деле! Вот что я сказала Трэйси: «Ты привыкнешь видеть себя сильным игроком, и так же тебя будут воспринимать все те, кто на тебя смотрит. Если ты будешь одеваться так, словно ты уже получила желаемую работу, то этот образ поможет твоему начальству увидеть тебя в этой роли».


Вы пришли на свадьбу без спутника. Возможно, вы чувствуете себя уязвимой, если пришли на свадьбу без спутника. Но, как я сказала Трэйси, лучше принять ваши чувства, чем топить их в вине.

Когда Трэйси обдумывала, что ей надеть на предстоящую свадьбу летом, я попросила ее представить, как она будет общаться с другими гостями, и предсказать те комментарии, которые могут подорвать ее уверенность в себе. После этого я посоветовала ей одеться так, чтобы получить те комплименты, на которые она надеялась.

Рецепт стиля

У Трэйси уже было несколько приталенных платьев с рукавами и юбкой А-силуэта. Этот силуэт, как правило, идет всем и отвечает большинству дресс-кодов. Эти платья дышат, поэтому подходят для разного климата. Если свадьба предполагает дресс-код «блэк тай»[32], то статусные украшения, красивые туфли на каблуках и люксовая верхняя одежда обеспечат соответствие формальностям.

Затем я посоветовала Трэйси подумать о цвете. Красный цвет – это сексуальный магнит (смотрите Главу 6), синий цвет успокаивает, черный поможет вам слиться с окружающими. Если мать невесты говорит: «Вау, это сногсшибательное платье!», услышит ли Трэйси вместо этого: «Боже, что-то ты выглядишь высохшей в последнее время»? Я объяснила, что дело не в том, чтобы понравиться другим, а в том, чтобы предугадать возможные неприятные моменты и одеться так, чтобы их избежать.


Первое свидание после знакомства через Интернет. Первые свидания – это всегда мина неловкости замедленного действия. Как и многие из нас, Трэйси обычно становится бестолковой, слишком много говорит или, наоборот, все время молчит, когда нервничает. Я объяснила, что ее одежда может помочь послать более ясные и уверенные сигналы. Топы с прозрачными или кружевными вставками могут обнажать полоску кожи, не будучи при этом слишком открытыми. Все коробкообразное, мешковатое или слишком авангардное может помешать женщине. Но если вам по душе эстетика блога Man Repeller[33], тогда вперед!

Рецепт стиля

Я спросила Трэйси, как она хочет себя чувствовать с тем, кто пришел на свидание. Сексуальной? Тогда это красное платье, архитектурный вырез, обувь на каблуках цвета металлик и клатч. Веселой? Тогда деним или деним в сочетании с интересными сандалиями. Энергичной? Тогда летнее платье цитрусового оттенка с белыми сникерами. Расслабленной? Тогда это макси-юбка и футболка. Трэйси останется только выбрать соответствующую одежду в своем гардеробе.

Как вы видите, я не предлагала Трэйси кардинально поменять свой стиль или растрясти кредитную карточку ради одежды для особого случая. Все «новые» образы, которые я ей предложила, она могла создать из уже имеющихся у нее предметов гардероба. Вы еще не раз это от меня услышите: полное преображение – это не мой стиль. Преображение не задерживается. Это как стилевой эквивалент диеты на соке: эффектные начальные результаты, которые невозможно сохранить.

На самом деле те изменения, которые я предлагаю внести в гардероб клиента, настолько трудноуловимы, что, кроме вас, их никто и никогда не заметит!

Преображения развлекают нас, потому что они отвечают нашему желанию красоты, гламура, динамики, трансформации. Вспомните тот момент, когда преобразившийся герой/героиня появляется в мейковер-шоу «Натурал глазами гея», «Это лучше не носить» или в сериалах «Оденься к свадьбе», «Простушка» и многих, многих других. В подобных шоу героиня преображается – обычно с помощью платья-бандажа – из простушки в роскошную женщину, и новый образ становится ключом к счастливому будущему. Подключаются гламурные команды, в резюме которых фигурируют образы для красной дорожки, и колдуют над волосами, макияжем, нарядом – и готово! Скрытая до этого момента уверенность в себе открыта, истинная любовь обретена.

Но вы знаете, как заканчиваются подобные истории. Весь эффект исчезает, как только режиссер кричит: «Снято!» Часы бьют полночь, и звезда дня превращается обратно в девушку в лохмотьях, не пользующуюся успехом. Вы слишком умны, чтобы попасться на крючок этой сказочной формулы. В наши дни нас всех заставили повзрослеть. Нам уже невозможно скормить старые истины. Понятие пола стало более размытым, брюки для йоги более популярны, чем джинсы, а одиночество на всю жизнь – достойный вариант счастливого будущего[34]. Если вы начали искать работу после рецессии 2008 года, то вам, возможно, хорошо одеться на собеседование важнее, чем на свидание.

Модная психология – это естественный шаг на пути эволюции от мышления мейковер-шоу прошлого. Держу пари, что вы готовы заняться вашим образом – и вашей жизнью – с более осознанных позиций.

Моя роль – помочь вам соприкоснуться с внутренним «я», с тем, как вы чувствуете себя под всей этой одеждой. Если вы хотите переосмыслить ваш образ или изменить ваши привычки шопинга, я помогу. И первым шагом на этом пути должно стать рассмотрение того, откуда вы идете. Одежда – это всего лишь средство, которое помогает вам на вашем пути, но иногда она может стать и препятствием, которое с этого пути надо убрать.

Вот этого я тоже не делаю:

• Я не одеваю вас в соответствии с «формой вашего тела» и не сравниваю ваше тело с другими. Для справки: я еще ни разу не встречала женщину, чье самоуважение выросло бы от того, что тип ее фигуры определили как «грушу».

• Я не отправляюсь с вами за покупками в стиле фильма «Красотка». На самом деле я очень редко хожу за покупками вместе с клиентами.

• Я не навожу порядок в гардеробной клиента в стиле Марии Кондо[35], хотя я могла бы весь день смотреть, как Мария Кондо складывает футболки. И я даю советы, как очистить шкаф и создать капсульный гардероб (смотрите страницы 157 и 159).

Но ваш ящик для мусора – это не мое дело. И я ни за что не покажу вам свой.

Когда я работаю с клиентами, мы разговариваем – по-настоящему разговариваем – о психологической мотивации при выборе их гардероба. И вы вот-вот встретитесь с теми немногими из них, кому хватило смелости открыть свои секреты. Держу пари, вы со многими найдете сходство. И я надеюсь, что они вдохновят вас задуматься о вашей собственной истории и ее влиянии на то, что вы носите. Я заинтересована в том, чтобы помочь вам заново наладить связь с вашим самым подлинным, самым аутентичным «я», и твердо верю, что вы не можете хорошо выглядеть, пока не будете хорошо себя чувствовать. У меня есть подозрение: то, что не позволяет вам одеваться наилучшим для вас образом, – это эмоциональная рана, которую нужно залечить. Как только вы это сделаете, вы будете готовы показать более здорового себя через ваш стиль. Вот он, великолепный первый шаг.

Модная психология. Упражнение: Ваше осознанное утро

Знакома ли вам такая картина? Звонит будильник. Вы торопитесь, и наступает момент встречи с вашим гардеробом. Вы опаздываете, нервничаете, мысленно вспоминаете все, что вам нужно сделать, волнуетесь из-за неприятного коллеги или сурового преподавателя. Вы уже потерпели поражение, хотя сражение еще даже не началось. Вы захламили комнату, перемерили дюжину нарядов, но ни один из них не кажется вам подходящим. Одежда валяется везде, а вам все равно нечего надеть.

А что, если вы полежите в постели хотя бы минуту и, прежде чем ваши ступни коснутся пола, спросите себя: как я себя чувствую прямо сейчас? Какие дела у меня сегодня? И самый главный вопрос: как я хочу себя чувствовать ближайшие 8 или 12 часов? Просто полежите и подышите. Постарайтесь насладиться этим священным временем. Вы только что проснулись. Этот день может стать для вас фантастическим! Сосредоточьтесь на этом моменте времени и на этом пространстве (ваша спальня, ваша гардеробная, ваше святилище) и отнеситесь к ним с почтением, которого они – и вы – заслуживают.

Выполнение этого ежедневного ритуала изменило мою жизнь и помогло мне одеваться намного лучше. Я ставлю будильник на пять минут раньше только для того, чтобы полежать в постели и спросить себя, как я себя чувствую в этот момент. У меня на стене висит моя фотография как напоминание о необходимости сначала установить связь с самой собой и только потом думать о планах или о том, чтобы понравиться другим людям. Честное слово! Я поняла, что даже минимальное осознанное действие может поначалу казаться смехотворным, но оно действительно прокладывает дорогу к спокойствию.

Предположим, вы проснулись и чувствуете себя не в своей тарелке, вам не по себе, вы волнуетесь из-за сулящего стрессы дня. Короче говоря, вы не в лучшей форме. Это важная информация, осознайте ее и признайте свое состояние.

Возможно, это не самое подходящее время, чтобы втискиваться в облегающую кожаную юбку-карандаш и надевать трендовый, но колючий джемпер. Вместо этого вам стоит надеть легинсы-стрейч, мягкий кашемировый свитер, ваши любимые джинсы «бойфренд» или монохромный комбинезон и сделать комплект более нарядным с помощью шикарных лоферов, стеганой сумочки и верблюжьего пальто.

Измерьте свою эмоциональную температуру до того, как оденетесь. В этом случае вы осознаете свои чувства, вместо того чтобы заталкивать их поглубже или отрицать. Ваша тревога уменьшится, если вы сначала примете их, а потом будете действовать позитивно и обдуманно. Попробуйте делать это каждое утро в течение недели, и вы увидите, комфортнее ли вы себя почувствовали.

В этот момент осознанности может произойти одно из двух:

• Вы можете принять решение остаться в зоне комфорта.

Вы откажетесь от того, чтобы расширять границы возможного вашей одеждой, как только поймете, что это вам не на пользу. Это еще один пример Иллюстрации настроения. Вы вдумчиво оцените ваше эмоциональное состояние, а потом оденетесь, чтобы отнестись к нему с уважением или соответствовать ему. В этом случае ваша цель – не менять себя с помощью одежды и не бросать себе вызов, а осознать, принять себя таким, какой вы есть, и отдать себе должное.

• Вас может посетить креативное вдохновение, как это часто бывает, когда нам удается успокоить мозг (вот почему лучшие идеи посещают нас в душе!). Надеть выходные брюки из лакированной кожи с черным свитером, тренч-котом[36] и леопардовыми лоферами? На работу?! Дайте себе волю. Это пример Усиления настроения. Вы используете одежду, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние, изменить его, найти оптимальное или лучшее расположение духа.

Вернемся в прошлое: история, стоящая за модной психологией

Недавно одна из моих кумиров супермодель Вероника Уэбб написала в журнале The Root, что психология моды – это «идея, чье время пришло»[37]. Что ж, Вероника, эта идея появилась не вчера! Моя философия моды построена на основах психологии, предложенных отцами-основателями, а именно: Зигмундом Фрейдом и Уильямом Джеймсом. Как объяснил эксперт по Фрейду и президент Уэслианского университета Майкл Рот в интервью порталу Gizmodo: «Фрейд говорит, что человеческие существа не умеют хранить секреты. Они открывают свою самую глубокую сущность через одежду, через подергивания, через неосознанное поведение; что бы мы ни делали, мы выражаем себя для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать»[38]. Проповедуй, Зигмунд!

Уильям Джеймс был гарвардским психологом, жившим в XIX веке, но он проявлял такой же интерес к моде, как и современные Instagram-блогеры. Парень был одержим одеждой, иными словами – он остро осознавал ее влияние на поведение. Джеймс верил, что наш физический опыт или наши действия вызывают эмоции. Это мнение противоположно тому, что мы сначала испытываем эмоцию (например, печаль), а потом реагируем на нее физически (мы плачем)[39]. Разумеется, эти физические действия включают в себя и надевание одежды. Когда в 1867 году Джеймс отправился в Берлин, он писал домой жене и описывал тех знакомых, с которыми встречался, очень подробно разбирая то, во что они были одеты. «Джеймс говорит о важности одежды для социального „я“ еще до того, как предложить больше деталей о характере знакомого, его работе или приятности», – пишет Сесилия А. Уотсон (в то время кандидат наук, доктор философии в университете Чикаго), анализируя эти письма. «Сначала одежда, и постепенно, продолжая описание, Джеймс наполняет ее деталями личности, которые она выражает»[40]. Ага, вот оно. Сначала одежда. Повторяйте вместе со мной: сначала одежда. Так было тогда, так остается и сейчас. Одежда не только заставляет вас думать, чувствовать и вести себя определенным образом, она входит в комнату и говорит людям, кто вы, еще до того, как вы откроете рот.

Джеймс считал, что, выбирая одежду, которую вы носите каждый день, вы выбираете ту информацию, которую передаете другим о себе. Но он отметил и кое-что еще: одежда может восприниматься как продолжение вашего тела.

Она не только говорит другим людям, кто вы такой, но и говорит ВАМ, кто вы, диктует, как себя чувствовать. Ощущение одежды на коже посылает вам сигнал, как думать и действовать, подобно тому, как ваш мозг посылает сигнал мышцам, чтобы они двигались. Каждая из нас, кто когда-нибудь примеряла выпускное, свадебное платье или (Боже, помоги нам всем!) платье подружки невесты, это понимает. Представьте, как вы отреагируете, как изменится ваша осанка, настроение, уровень комфорта и отношение к ситуации, если вы примерите вечернее платье в пол с блестками и длинными рукавами… А теперь представьте облегающее откровенное платье-комбинацию. А теперь мини-платье фасона бандаж с открытыми плечами. Или льняное платье спортивного покроя в стиле Джеки О[41]. Если вы представите, что проведете вечер в этих различных платьях, как ткани и фасоны повлияют на ваши фантазии?

История показывает нам, что одежда на протяжении веков занимала умы выдающихся мировых интеллектуалов. «Язык моды» (The Language of Fashion) – это сборник эссе французского философа и критика Ролана Барта, который в 1960-х годах много писал на такие темы, как стиль хиппи и сила украшений. Издатель называет этот сборник «необходимым чтением для всех, кто хочет понять культурную власть моды»[42]. Исследователи Ким К. П. Джонсон и Шэрон Дж. Леннон в своей книге «Социальная психология одежды» (The Social Psychology of Dress) рассматривают то, как одежда формирует отношения: «Мы можем использовать одежду, чтобы идентифицировать других людей с точки зрения социального положения, а также другие вероятные характеристики и принадлежность к той или иной группе, на которую они могут указывать с помощью одежды, и мы соответственно формируем наше взаимодействие»[43].

Ваши лодочки на высоких каблуках от Christian Louboutin с их фирменной красной подметкой говорят мне, что вы состоятельны, думаете о статусе и гордитесь этим. Если мужчина одет в открывающую мышцы майку и спортивные брюки, то это означает, что он занимается фитнесом и, вероятно, нарцисс. Если женщина в аккуратном кашемировом костюме, а на шее у нее нитка жемчуга, я понимаю, что она чопорная, порядочная и, возможно, очень любит все контролировать. Да, все эти оценки субъективные, гипотетические и, вполне возможно, ошибочные! Два человека при взгляде на незнакомцев, которых я описала, могут по-разному отреагировать и воспринять их личностные характеристики. На всех нас влияет наша собственная история и наши ошибки, которые мы проецируем на других. Но одно несомненно: даже если мы прошли друг мимо друга по улице и не сказали ни слова, наши наряды все равно «поговорили» между собой.

Мода, психология и политика: костюмы для мировой сцены

Пожалуй, в мире нет места, где одежда говорит громче, чем в Вашингтоне, округ Колумбия. Если, по мнению некоторых критиков, одежда не имеет значения, ее никто не замечает, она поверхностная и глупая, почему ей придают такое значение самые могущественные люди в мире? Почему мы так пристально наблюдаем за тем, во что одеты женщины-политики? Давайте разберем несколько примеров.

В попытке дискредитировать заявление конгрессмена от штата Нью-Йорк Александрии Окасио-Кортес о ее финансовых обстоятельствах журналист опубликовал в Twitter пост о том, что ее пиджак и пальто «не выглядят как у девушки, которая выживает»[44]. Этот вывод он сделал на основе фото, сделанного со спины без ее ведома и согласия. Когда Аянна Прессли (Массачусетс) была избрана, в своей победной речи она спросила: «Может ли женщина-конгрессмен заплетать волосы в косички, носить черную кожаную куртку и пользоваться ярко-красной губной помадой?»[45] Мелания Трамп хоть и не была избрана официально, но ее осудили за то, что она появилась в куртке от Zara с надписью «I Really Don’t Care Do U?» (Мне наплевать, а вам?), когда отправилась в центр содержания мигрантов навещать детей, разлученных с родителями на границе США и Мексики, а в Техасе после урагана Харви появилась в туфлях на высоких каблуках от Manolo Blahnik. В ответ на такой выбор обуви журнал Newsweek взял интервью у антрополога Хелен Фишер и спросил, почему столь многие женщины в окружении Дональда Трампа носят высокие каблуки. «В обуви на высоких каблуках ягодицы выдаются назад, а спина выгибается, принимая естественное положение для ухаживаний у млекопитающих, – на самом деле для соития, – которое называется лордозом, – ответила Фишер. – Это естественная сексуальная поза, которую мужчины мгновенно расценивают как готовность к сексу. [Каблуки] это «призывный» сигнал»[46]. Одежда делает человека. Судя по всему, в политике это же самое правило можно применить к внешнему виду женщин из окружения Дональда Трампа.

Блогеры и ведущие ночных ток-шоу снова покачали головами, когда миссис Трамп надела пробковый шлем, который прочно ассоциируется с европейскими колониалистами, во время сафари в Кении. Это был выбор одежды, который CNN назвала «ужасающе оскорбительным для многих африканцев»[47]. Один историк сравнил ее выбор головного убора с «появлением на хлопковой ферме в Алабаме в форме конфедератов»[48].

Но мы не будем продолжать обвинения. Я никогда не встречалась с миссис Трамп и могу только догадываться о ее намерениях. Моя работа заключается в том, чтобы показать, как в отсутствие другой информации выбранная нами одежда говорит сама за себя. Посмотрите: миссис Трамп редко дает интервью, на ее лице мало эмоций – это ее право, но она находится в уникальном положении, когда всем до смерти хочется узнать, что она думает. На фоне ее спокойствия одежда практически кричит.

Мне могут возразить, что одежду супруги президента несправедливо критикуют и намеренно интерпретируют не так. По иронии судьбы, эту досаду разделяет и бывшая соперница ее мужа Хилари Клинтон. В 2010 году журналистка попросила Клинтон, которая в то время была госсекретарем США, назвать кого-нибудь из ее любимых дизайнеров. Ее ответ: «Вы бы задали этот вопрос мужчине?»[49] Мелания Трамп сама сказала прессе в Африке: «Мне бы хотелось, чтобы людей интересовало то, что я делаю, а не то, что на мне надето»[50]. О, но дело-то как раз в этом! То, что вы надеваете, и ЕСТЬ то, что вы делаете. Вне зависимости от политики или партии одежда остается единственной областью, в которой люди в политических кругах – и особенно женщины – не могут промолчать. Госсекретарь Клинтон когда-то попыталась отвлечь внимание от своих образов, выбирая невнятную одежду и сделав брючный костюм своей визитной карточкой. Но, видите ли, даже «скучная» одежда все равно делает некое заявление. Вот что написала о миссис Трамп ведущая модной колонки в The New York Times Ванесса Фридман:

«Одежда – это символ действий и действующее лицо. Поверхностна ли она? Не в большей степени, чем внимание к любому виду символизма. Любая одежда – это сценический костюм, в котором мы играем самих себя»[51]. Это наблюдение относится ко всем нам. Стиль – это платформа для историй, которыми вы делитесь с другими людьми, рассказывая, кто вы такой (как в Instagram!).

Итак, что вы имеете в сухом остатке?

1) Ваша одежда разговаривает. Осознаете вы это или нет, хотите вы этого или нет, но выбранные вами вещи – это сценический костюм, который вы надеваете, чтобы сыграть в нем историю вашей жизни.

2) Одежда подает другим людям сигналы, которые могут или не могут достоверно передавать то, что вы хотите сказать.

3) Другие люди будут реагировать на вашу одежду. Разумеется, вы можете носить все, что захотите, и при этом вы заслуживаете безопасности и уважения при любых обстоятельствах! Но на практике, выбирая наряд, тщательно продумайте, чего вы хотите добиться от других людей. Как вы хотите, чтобы они на вас отреагировали? Увидели в вас человека, обладающего властью или открытого и общительного? Серьезного или веселого?

Вы хотите показать им, кто вы такой и откуда вы, или предпочитаете оставаться анонимным? Привлечь к себе внимание и выделиться или быть незаметным, чтобы вас оставили в покое? Эти желания могут меняться. Оцените ваше настроение и задайте себе эти вопросы, когда подойдете к гардеробу.

Как одежда влияет на ваши эмоции

Умение хорошо одеваться – это одновременно искусство и наука. Возможно, вы только что прочли эту фразу и подумали: «Постойте, нужна ли мне наука о том, как одеваться?» Некоторые скажут: «Нет!» Но модная психология основывается на научно обоснованных исследованиях. И я не единственный эксперт, который полагается на них. Консультанты брендов, признанные антропологи и маркетологи, регулярно используют научные методы и стратегии, чтобы попытаться понять, что заставляет нас покупать одежду. Начиная с примитивных сексуальных сигналов и заканчивая политикой, наша одежда говорит за нас, но в основе отношений с одеждой лежат эмоции.

Как мы уже установили, то, что вы надеваете, влияет на ваше настроение, энергию и поведение. Давайте обратимся к некоторым исследованиям, которые это доказывают. В 2012 году психологи Хэйо Адамс и Адам Д. Галински из Северо-Западного университета опубликовали прорывное исследование под названием «Одежествеленные способности» (Enclothed Cognition).

В этом исследовании они пришли к выводу, что «одежда систематически влияет на психологические процессы того, кто ее носит». В результате серии тестов и экспериментов психологи выяснили, что белый лабораторный халат «обычно ассоциируется с вниманием и осторожностью». Когда участники исследования носили лабораторный халат, они демонстрировали больше внимания и сосредоточенности. Тем не менее это происходило только в том случае, если это был лабораторный халат врача. Когда другой группе сказали, что это халат художника, никакого влияния на внимание и сосредоточенность халат не оказал. Галински объяснил это так: «Человек принимает символическую ценность той одежды, которую он носит»[52]. Я знаю такого человека, он на своем опыте убеждается в этом каждый день. Давайте познакомимся с ним.

История клиента: судить о книге по обложке

У меня есть друг-судья. Он афроамериканец, и у него интересный взгляд на систему правосудия в области уголовного права. Каждый день он видит тех, кто принадлежит к той же расе, но у них нет ни его образования, ни его социального статуса. Их судьба драматически отличается от его собственной. Этот опыт влияет и на его эмоции, и на выбор одежды. В судейской мантии он внушает уважение и ведет себя соответственно, чувствует себя сильным, способным и находящимся в безопасности.

Но по его собственному признанию, когда он снимает мантию, чтобы идти домой, его авторитетный вид испаряется, и он чувствует себя уязвимым. Ему становится некомфортно.

Он много думает, что ему надеть, чтобы проехать в подземке или появиться в любом другом общественном месте, и намеренно надевает костюм и галстук каждый день, даже по выходным, даже в своем квартале. Благодаря его работе он особенно остро осознает, что как чернокожего в Нью-Йорке его могут принять за бездомного или бандита, надень он худи или спортивный костюм, и он вполне может оказаться за решеткой. Каков урок этой истории? Во-первых, мы должны признать, что меньшинства вынуждены принимать во внимание дополнительный набор факторов, связанных с их внешним видом, когда они находятся в общественных местах. Аккуратная консервативная одежда и европейская прическа могут оказать реальный эффект на нашу безопасность, на качество социального взаимодействия и уровень профессионального успеха, которого мы достигаем. Я преподаватель, и моя роль – говорить об этом аспекте и подвергать его сомнению. Более подробно мы поговорим об этом в Главе 10. Но в общем и целом я хочу, чтобы все знали, что стоит серьезно задуматься над тем, как вы презентуете себя. Ваша одежда, как костюм супергероя, обладает способностью давать силу и вызывать уважение. Используйте это.

Помните о пропасти: одеваем наше воображаемое «я»

В работе с клиентами одной из моих задач является «наведение моста через пропасть между восприятием и реальностью». Под «пропастью» я подразумеваю разрыв между тем, какими мы себя чувствуем и какими нас видят окружающие. Все мы слышали от тех, кого мы любим: «Носи то, что ты хочешь! Ты – это ты. Если ты счастлив, не имеет значения, что думают другие люди». Да вы и сами себе наверняка говорили что-то подобное, но если бы все было так просто. Иногда то, что окружающие неправильно понимают вас, делая выводы из вашего внешнего вида, может привести к тому, что вы будете несчастны.

История клиента: предисловие к восприятию

Однажды я работала с журналисткой по имени Кристен, которая выкрасила волосы в фиолетовый цвет[53]. Она считала свой облик авангардным и очень модным, а не атавизмом от фирмы красок для волос Manic-Panic. Но Кристен обнаружила, что из-за цвета волос люди делают о ней неправильные выводы. Ей было не совсем ясно, почему существует такая разница между тем, какой она видит себя, и тем, какой ее видят другие. В статье о нашей совместной работе Кристен написала: «Я укладывала и носила [мои волосы] так, как мне казалось наиболее модным. Но, как только я уезжаю из Нью-Йорка в отпуск или в путешествие, на меня бросают такие взгляды (я уже не говорю о комментариях парней), что я мгновенно понимаю, что другие считают меня готом, фриком или, как это недавно случилось в Париже, проституткой.

Вместе с этим я думаю, что экспериментировать с разными модными образами и даже надевать то, что другие боятся носить, – это очень весело»[54].

Кристен испытывала то, что я называю Модным несоответствием, так как ее намерения не соответствовали восприятию ее окружающими. Она отлично осознавала, что фиолетовые волосы привлекут к ней внимание, и была этому рада. Но Кристен не ожидала, да и не заслуживала насмешливых комментариев. Она была поражена тем, что ее настолько некорректно понимают.

Рецепт стиля

Я объяснила Кристен, что некоторые люди не примут цвет ее волос, и это нормально. Единственный мой совет был таким: стоит заранее думать, как справляться с нежелательными комментариями.

Кристен решила сохранить фиолетовые волосы, и я поддержала этот выбор. Помните: никакого преображения. Но я попросила ее взвесить соответствие общепринятым нормам красоты и ее собственную эстетику. Каждый выиграет, если сделает это.

Если вы решили выбрать свой образ, то можете столкнуться со сценарием, где это вызовет вопросы, комментарии и в самом худшем случае оскорбления. Подумайте, что мотивирует ваш выбор и стоит ли он этих последствий. Если вы окажетесь в такой же ситуации, как Кристен, вы можете разыграть по ролям некоторые сценарии и заранее подготовить ответы, чтобы испытывать меньше тревоги, когда столкнетесь с замечаниями других людей. Мне нравится носить темно-голубую, темно-фиолетовую и даже черную губную помаду. Я чувствую себя как Грейс Джонс[55]. Помада этих цветов нравится мне настолько, что меня не беспокоят взгляды, которые бросают на меня люди в подземке. Если необычный образ доставляет вам удовольствие, то существуют позитивные способы ответить на негатив. К примеру, если кто-то задает уничижительный вопрос о вашей внешности, вы можете вежливо ответить: «Почему вы спрашиваете?» Если человек отпускает замечание, граничащее с оскорблением («Милые фиолетовые волосы, вы из цирка?»), возьмите паузу и подумайте, прежде чем ответить. Юмор и поиск общей почвы помогают снизить напряжение. Вы можете сказать: «Я не из цирка, но в средней школе я делала вид, что играю на кларнете. А что насчет вас?»

Вы так себя видите, и это великолепно, при условии, что вы помните о возможной реакции окружающих и готовы к ней. Нравится вам это или нет, но мнение окружающих имеет значение, особенно на работе. Процитирую слова бывшего главного редактора журнала Seventeen Энн Шокет: «Как бы нам ни хотелось думать, что нашей одежде или обуви не следовало бы иметь такое же значение, как то, что мы хотим сказать, правда в том, что ваш внешний вид может усилить или погубить лучшие ваши идеи…

Если вы хотите, чтобы вас сочли умной, авторитетной или креативной… вашей одежде следует говорить все это о вас еще до того, как вы откроете рот»[56]. Повторю еще раз: сначала одежда. Такова реальность.

Но есть интересный поворот. Иногда разрыв между восприятием и реальностью в меньшей степени связан с другими людьми и в большей степени с вами лично. Многие из нас покупают одежду для тех людей, какими мы хотели бы быть, и пренебрегают собой, отрицают или ненавидят себя такими, какие мы есть. Это рецепт низкой самооценки, несоответствия и проторенных дорог стиля. Я встречалась со многими клиентами, которые бесконечно покупали одежду для воображаемой версии самих себя, тогда как их актуальное «я» носило все те же скучные образы без вдохновения (подробнее о Комплексе повторяющегося гардероба в Главе 4). Покупка одежды для вашего воображаемого «я» почти всегда приводит к этому пугающему чувству – «мне нечего надеть». У вас может быть тонна одежды, но она для «нее», той женщины, которой вы мечтаете быть; той женщины, которой вы когда-то были; той женщины, которая однажды надела платье-футляр цвета фуксии на свадьбу своей племянницы. Ее одежда не для вас. Возможно, «она» на 10 фунтов легче. Возможно, «она» – это вы во время учебы в колледже за границей. Может быть, «она» веселилась на вечеринках и носила сверкающие блестками камисоли[57], хотя сейчас вы ходите на футбольные матчи ваших детей и падаете в постель в 21:30 каждый вечер. Как бы там ни было, как мы можете ожидать, что найдете что-то подходящее в «ее» гардеробе?

Возможно, воображаемое «я», для которого вы покупаете одежду, – это ваша идеализированная и более молодая версия, – и вы покупаете (и покупаете, и покупаете.) одежду, которая ассоциируется с вашей «весной», вне зависимости от того, подходит ли она вам сейчас. Эти образы могут быть старомодными или не подходить вам по возрасту. Хуже всего, у вас уже есть дубликаты! Писатель Хелен Фитцджеральд красиво написала об этом в эссе под названием «Вся та помада, которую я купила для женщины, которой я никогда не буду» (All the Lipsticks I’ve Bought for the Woman I Will Never Be): «Когда я покупаю губную помаду, мной руководит часть мозга, которая не может принять разницу между тем, какая я на самом деле, и тем, какой я себя воображаю. Я покупаю помаду для моих выдуманных „я“»[58]. Звезда шоу «Это лучше не носить» Стейси Лондон также написала о моде как о пище для фантазий. В популярном эссе для сайта Refinery 29 она призналась, что оказалась на пороге финансового краха в результате компульсивного онлайн-шопинга, сбитая с ног чередой личных кризисов (операция на позвоночнике, разрыв, депрессия). Она описала долгие часы, которые она провела, покупая одежду онлайн, как «волшебное мышление». Во время этого увлечения покупками она представляла великолепные вечеринки, которые она посещала бы, и великолепных людей, с которыми она бы там встретилась, как только у нее будет идеальная сумочка, идеальные украшения или идеальная обувь, чтобы надеть их на эти вечеринки: «Теперь я понимаю, что это было выдуманное будущее, чтобы отвлечь меня от агонии настоящего»[59].

В этих примерах женщины используют одежду, чтобы рассказать самим себе историю. Мода и красота переплетены с тем, какими они когда-то были, какими им хотелось бы быть. Они представляют, как могла бы сложиться их жизнь.

Одежда связана с их прошлым, с их будущим, с их мечтами. А как же их реальность? С ней одежда почти не связана. Вы можете выбрать облегающую или свободную летящую одежду, кричащий наряд или спокойный минимализм. Но, что бы вы ни надевали, вы должны одеваться для той жизни, которой вы действительно живете. Только в этом случае вы сможете ее улучшить.

Помните: несоответствие и неестественность – это враги уверенности в себе. Ключ к лучшему внешнему образу и самочувствию – это союз того, кто вы, и того, кого видит мир. Поначалу это будет нелегко. Вы по-прежнему можете столкнуться с непониманием и растерянностью, но не отступайте. С этим сражается практически каждый! Позавчера за кофе подруга спросила меня: «С какой проблемой к тебе чаще всего обращаются люди?» Мой ответ: мои клиенты всегда чувствуют, что не вписываются или не могут правильно оценить соответствие обстановке, когда речь идет об одежде, сколько бы вещей они ни покупали. Их беспокоит, что они выглядят либо слишком скучно, либо слишком странно. Если они более зрелого возраста, они боятся, что их образ устаревший или неуместный, что они невидимы. Если это люди более молодые, они беспокоятся, что выглядят нелепо и все на них смотрят и смеются над ними. Они хотят, чтобы я пришла, посмотрела их гардероб и сказала им: «Так, это – да, это – нет, да, нет». Но я говорю им совершенно другое: я не имею права говорить вам да или нет, потому что я не знаю, что эта одежда значит для вас с точки зрения психологии. Кто я такая, чтобы говорить вам, что психологически характерно для вас, если я не прожила вашу жизнь?

И вот в этот момент я начинаю задавать вопросы. Расскажите мне, пожалуйста, как вы относитесь к этой одежде? Она у вас с 1995 года, что она для вас значит? Почему вы не можете от нее избавиться? Почему она до сих пор здесь? Вам нравится этот цвет? Вам нравится эта текстура? Вам нравится, как она на вас сидит? Это давно не в тренде, но ясно, что вы дорожите этой вещью. И одежда начинает рассказывать свою историю. Возможно, вы не можете расстаться с вашим нежно-розовым выпускным платьем, потому что вам нравится цвет, завышенная талия или нежная шелковая ткань. Эту информацию вы можете использовать сейчас! Возможно, вы никак не можете избавиться от офисных блузок, хотя сейчас вы – неработающая мама. Возможно, вы не готовы расстаться с этой частью вашей идентичности. Почему бы не попытаться сочетать офисные блузки с джинсами, когда пойдете за покупками? Посмотрите, как вы будете себя чувствовать.

Тогда моя подруга спросила меня: «Какой лучший совет ты даешь своим клиентам?» Это просто, но не всегда легко выполнимо: найдите ваш любимый цвет, узор, ткань, фасон – все, что говорит с вами, и носите это. Носите то, что вам нравится, что бы это ни было. Вне зависимости от погоды, ситуации, стильно это или нет. Носите то, в чем вы чувствуете себя хорошо. Для меня это леопардовый принт. Даже если он только на шарфе или тоненьком ремне, я всегда чувствую себя лучше, когда добавляю к моему образу животные принты. Для одной из моих клиенток это бретонские полоски[60], для другой – все блестящее. Для вас это может быть кожаная байкерская куртка, цветочный узор или что угодно цвета океанской синевы.

Это кажется очевидным, но все равно стоит повторить вслух: ваша одежда может улучшить вашу жизнь, если вы ее наденете.

Заключение

Ключевые советы и идеи Главы 1

Ваша одежда говорит. Стиль и внешний вид влияют на поведение человека. Ваша одежда подает сигналы и вам, и окружающим. Очень важно признать, что выбор одежды преднамерен, и иметь четкую цель, когда вы одеваетесь, а также любить то, что говорит ваша одежда.

Вы больше не одеваетесь на автопилоте! Ваше утро должно быть осознанным. Ваши эмоции – это ключ к тому, что надеть. Определите ваши чувства, а потом выберите одежду, которая будет отвечать соответствующим потребностям. Вы можете отдать дань своему настроению или улучшить его.

Одевайтесь для вашей реальной жизни. Носите одежду, которая подходит тому человеку, которым вы являетесь сейчас, а не тому, каким вы были раньше или каким вы надеетесь стать.

Носите то, что вы любите. Не оставляйте вашу лучшую одежду для дождливого дня или особого случая и не отказывайтесь от нее из страха испортить. Carpe Diem – ловите момент. Носите то, что вы любите!

Загрузка...