Минея. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1986. Июнь. Ч. 1. С. 581–582.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859. Т. 2. С. 349.
Стридон был разрушен готами уже при жизни блаженного Иеронима (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих миней св. Димитрия Ростовского. М., 1913. Кн. 10 (июнь). С. 361).
Архиепископ Филарет (Гумилевский), говоря о местоположении Стридона, ссылается на сочинение, написанное на латинском языке в начале XVIII века Бедехониусом, который «…замечает, что Стридон лежит на полчаса пути от реки Му́ры, что страна населена была славянами и что в 1447 году Папа Николай V письмом своим предписывал возобновить древнюю церковь св. Иеронима в Стридоне, как месте родины Иеронима» (Цит. соч. С. 349). Если мы посмотрим на современную карту центральной Европы, то увидим, что река Му́ра протекает по землям Австрии, Хорватии, слегка «задевает» Венгрию и затем впадает в реку Дра́ву – правый приток Дуная. Тот же автор пишет, что латинское «Стридон» на местных славянских наречиях звучало как «Стридово», «Стригово» и «Стригна».
Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Историческом учении об отцах Церкви» называет 330 год (С. 349). Другие исследователи указывают 331, 342 и 346 годы (Жития святых… С. 361).
Архиепископ Филарет именует Иеронимова отца «довольно богатым, но строго благочестивым дворянином» (Цит. соч. С. 349).
Жития святых… С. 361.
Жития святых… С. 362–363.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 350.
Жития святых… С. 363.
Аквилея – знаменитый в те времена город в Северной Италии. Был соединен дорогами с Паннонией, Далмацией и с другими землями.
Жития святых… С. 363.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 350.
Жития святых… С. 365.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 351.
Жития святых… С. 365.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 351–352.
Интерполяция – изменение первоначального текста; вставка переписчиком или переводчиком в текст слов или фраз, отсутствующих в оригинале.
Павел отшельник – преподобный Павел Фивейский (память 15/28 января; † 341 г.). Считается отцом православного монашества. Преподобный Антоний Великий Египетский (память 17/30 января; † 356 г.) является основателем пустынножительства и также считается отцом монашества (см.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1978. Т. 2. С. 504, 508).
Писарев Л. Иероним блаженный / Православная богословская энциклопедия. СПб., 1905. Т. 6. Стб. 329.
Подробнее об этом см., например: Жития святых… С. 367–369.
Жития святых… С. 369–370.
Жития святых… С. 371.
Там же. C. 373.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 353.
Жития святых… С. 373–374.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 354.
Ориген – философ и христианский богослов, знаменитый учитель Александрийской Церкви, выдающийся по уму и глубине учености духовный писатель († 254 г.). Особенно известна его работа под названием «Гекзаплы» (с греч.; здесь: состоящий из шести колонок) – выверенный и уточненный список Ветхого Завета, расположенный шестью колонками (две – еврейский текст, четыре – различные варианты греческого текста, в том числе и текста семидесяти толковников). Этой работой пользовался в своих научных трудах и блаженный Иероним. Среди тех отцов Церкви, на чьи научные взгляды оказывал влияние Ориген, были священномученик пресвитер Памфил (память 16 февраля / 1 марта; † 307–309 г.), святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский (память 17/30 ноября; † 266–270 г.), святитель Григорий Нисский и святитель Григорий Богослов.
Пресвитер Памфил «много потрудился над сличением и исправлением текстов Нового Завета, поврежденных переписчиками… Блаженный Иероним очень чтил святого Памфила и считал себя счастливым, ибо обрел и хранил у себя некоторые его рукописи» (Настольная книга священнослужителя. С. 624).
Жития святых… С. 376.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 354.
Жития святых… С. 376.
Настольная книга священнослужителя. С. 636.
Жития святых… С. 376–377.
Писарев Л. Цит. соч. Стб. 332–333.
Жития святых… С. 377.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 354.
В числе многих лиц, с которыми переписывался «Вифлеемский отшельник», был и другой великий отец Церкви – блаженный Августин, епископ Иппонский (память его совершается в тот же день, что и память блаженного Иеронима, – 15/28 июня; † 430 г.).
Жития святых… С. 377.
Жития святых… С. 378–379.
Память 28 октября / 10 ноября и 21 сентября / 2 октября; † 1709 г.
Называемый Римлянином. Память 29 февраля (ст. стиля); † 435 г. В «Православном церковном календаре» (издание Московской Патриархии), его память в обычные, невисокосные годы переносится на 28 февраля / 13 марта.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 362.
Преподобный Малх Сирийский – память 26 марта / 8 апреля; † IV в.
Преподобный Иларион Великий – память 21 октября / 3 ноября; † 371–372 г.
Жития святых… С. 379–380.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 381–382.
Евсевий, епископ Кесарийский – известный церковный историк и богослов, называемый «отцом церковной истории»; † ок. 340 г.
Жития святых… С. 382.
Смирнов А. А. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист // Православное обозрение. М., 1871. Июнь. С. 757.
Жития святых… С. 380.
См. об этом: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 366.
В этом отношении интересно замечание архиепископа Филарета: «Полное совершенство – на Небе». Цит. соч. С. 368.
Святитель Григорий Великий, называемый «Двоесловом», – Папа Римский с 590 года; его именем называется Божественная литургия Преждеосвященных Даров; память 12/25 марта; † 604 г.
Исходное название «Вульгаты» на латинском языке: «Библиа Сакра вульгатэ эдиционис» – «Святая Библия общедоступного (общенародного) издания».
Жития святых… С. 381.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 373.
На Руси, в Церкви Российской, также знали латинский перевод Священного Писания. До самого конца XV века на Руси не было единого, полного свода Книг Святой Библии – имели «хождение» (переписывались) отдельные Книги или отдельные части Библии (Пятикнижие, Псалтирь, Евангелие, Апостол и т. д.). Святой Геннадий, архиепископ Новгородский (память 4/17 декабря; † 1505 г.), «собрал все Книги Священного Писания в единый свод, благословил вновь перевести с латинского языка те из Священных Книг, которые не были им обретены в рукописном предании Славянской Библии, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке – “Геннадиевская Библия”» (Настольная книга священнослужителя. С. 361). В этой огромной работе принимал деятельное участие и преподобный Иосиф Волоцкий – друг и сподвижник святителя Геннадия (память преподобного Иосифа – 9/22 сентября и 18/31 октября; † 1515 г.). В наши дни издание «Геннадиевской Библии» было предпринято архимандритом Иннокентием (Просвирниным; † 12 июля 1994 г.) – церковным историком, богословом, издателем, редактором, ученым-архивистом. Из десяти запланированных томов при его жизни вышли два тома. Эта уникальная работа продолжена Новоспасским ставропигиальным монастырем в Москве.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 373.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 375.
Там же. С. 374–375.
Преподобный Ефрем Сирин – память 28 января / 10 февраля; † 373–379 г.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 375.
Там же. С. 384.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 361.
Жития святых… С. 383.
Проспер Аквитанский – известный богослов. Предположительно, состоял в братстве монашеской общины на юго-западе Франции. Причислен к лику святых Западной Церковью; † ок. 463 г.
Архиепископ Филарет считает, что блаженный Иероним «скончался в 419 году на 89-м году жизни своей… Проспер в хронике указывает 420 год, но он не точен» (Цит. соч. С. 361–362).
Жития святых… С. 383–384.
Синакса́рь – книга с повествованиями (или отдельное повествование) о жизни святых или о церковных праздниках.
Мартиро́логи – сборники повествований о мучениках, пострадавших за исповедование веры Христовой.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Цит. соч. С. 362.
Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия // Труд и издание архимандрита Никифора. М., 1891. С. 220.
Там же. С. 588–589.
Творения блаженного Иеронима в русском переводе издавались в последней трети XIX – начале XX века как приложение к ежемесячному журналу «Труды Киевской Духовной Академии». Творениям «предпослана прекрасная биография блаженного Иеронима, где разобраны, сколько нужно для целей издания, почти все его творения» (Смирнов А. А. Цит. соч. С. 6).
Стихира «на хвалитех» службы преподобному Иерониму блаженному, Стридонскому (см.: Минея. М., 1986. Июнь. Ч. 1. С. 582). В конце краткого жития блаженного Иеронима, помещенного после текста службы, сказано, что «служба преподобному Иерониму происходит из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне» (там же. С. 584).
Parvulus nepos вместо Nepotianus (к которому также писал Иероним) – игра слов.
Vidua – вдова, незамужняя, оставленная мужем, вообще беззащитная женщина.
Грамматики – здесь: наставники, учителя. – Ред.
In te omnis domus inclinata recumbit (Вергилий. Энеида).
Solus, μóνος (один, проводящий уединенную жизнь. – Ред.).
Рей – здесь: зна́мение. – Ред.
Газофила́кия – церковная сокровищница. – Ред.
Плинфоде́лание – приготовление кирпича, черепицы; здесь: хрупкие изделия из глины. – Ред.
Блаженный Иероним, как видно, приводил текст из евангелиста Иоанна по памяти и потому не совсем точно.
У семидесяти: лица своя.
У семидесяти: ноги своя.
Относительно этого места все комментаторы Иеронима поставлены в затруднение.
Быть может: святой Григорий Назианзин (Богослов. – Ред.).
То есть: пожалеем читателя и слушателей. В некоторых изданиях Иеронима объяснение 6-й главы Исаии в настоящем письме к папе Дамасу этим и заканчивается; в других сюда же присоединяется последующее объяснение 6–9-го стихов.
Уголь. – Ред.
Повторение. – Ред.