По сравнению с 2019 годом в 2020 году произошли незначительные изменения в требованиях к заданию 27 в ЕГЭ по русскому языку. Акцент остаётся на понимании обсуждаемого текста, обосновании выбора фрагментов и описании взаимосвязи между ними. Готовиться можно по схеме 2019 года, но надо учитывать, что за использование стоп-слов будут снижать баллы.
Ниже представлена типовая формулировка задания 27, а в конце этого раздела – перечень стоп-слов.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно разборчивым почерком.
1. Самое главное при чтении текста – правильно определить проблему, которую затрагивает автор. Запишите формулировку на черновике.
2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, подтверждающих проблему. Определите смысловую связь между примерами. Это может быть прямая, косвенная или причинно-следственная связь.
3. Напишите комментарии к примерам, которые будут подтверждать авторскую позицию.
4. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её. Это может быть ваше согласие или несогласие с автором.
5. Напишите заключение (общий вывод).
1. Вступление.
♦ Определение и формулировка проблемы. Речь идёт о том, какой важный вопрос поднимает автор в своём произведении.
2. Позиция автора – это тот вывод, к которому приходит автор в ходе своих размышлений.
3. Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по поводу указанного отрывка текста.
♦ Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые вы должны объяснить и интерпретировать таким образом, как вы их для себя поняли и что из этих отрывков смогли извлечь. Необязательно приводить цитаты целиком, можно сослаться на номера предложений, которые указаны в скобках в задании.
4. Отношение к позиции автора (согласие/несогласие) + обоснование путём сопоставления примеров и аргументов.
5. Заключение.
♦ Вывод, который вы делаете в конце сочинения, должен подтвердить общее значение проблемы, поднятой автором.
Проблематика текстов ЕГЭ базируется на четырёх больших темах:
1) человек и человек;
2) человек и общество;
3) человек и культура;
4) человек и природа.
Проблема – это вопрос, который поднимает автор в своём произведении.
Чтобы выявить проблему, необходимо внимательно прочитать текст и проанализировать поступки героев. Обратите внимание, какие характеристики (прилагательные) даёт автор своим персонажам. Оцените, какие поступки совершают герои, в чём проявляются свойства их характеров. Выявите нравственные качества героев и используйте их как ключевые слова: доброта – чёрствость; отзывчивость – равнодушие; благородство – малодушие; вежливость – хамство и др.
Способы формулирования проблемы
Наиболее распространённые способы формулирования проблемы в сочинении:
♦ вопросительное предложение;
♦ конструкция «Проблема чего».
Примеры с вопросительными предложениями
1. Нужно ли трудиться, имея талант, или всё получается само собой? Автор (Ф.И.О.) в своём произведении (название) размышляет над этой проблемой.
2. Могут ли быть доверительными отношения отца и сына? Эту проблему освещает автор (Ф.И.О.) в своём произведении (название).
3. Каково значение дружбы в жизни человека? Этой проблеме посвящено произведение (название) автора (Ф.И.О.).
Примеры с конструкцией «Проблема чего»
1. В произведении (название) автор (Ф.И.О.) размышляет о взаимосвязи таланта и труда.
2. В центре произведения (название) автора (Ф.И.О.) проблема отцов и детей.
3. Автор (Ф.И.О.) в произведении (название) предлагает нам задуматься о проблеме дружбы.
После того как вы выявили основную мысль (проблему), необходимо обозначить позицию автора.
Примеры
1. Позиция автора состоит в том, что истина важнее личных предпочтений.
2. По мнению автора, заносчивость и хамство не дают завести настоящих друзей.
3. Автор считает, что в трудную минуту даже незнакомые люди могут поддержать и помочь.
4. Позиция автора в данном тексте такова: человек вне общества не может полноценно развиваться.
5. Автор хотел донести до нас, что природа не прощает небрежного отношения к себе.
Комментарий – это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. Необходимо провести анализ текста с указанием причинно-следственных связей в виде конкретных ситуаций из текста или размышлений автора на заданную в тексте тему.
В качестве комментария можно использовать:
♦ краткие цитаты (или указывать номера предложений в скобках);
♦ размышления автора, связанные с проблемой;
♦ ключевые слова и выражения, важные для понимания проблемы.
Структура комментария:
1) пример-иллюстрация из текста;
2) пояснение примера;
3) пример-иллюстрация из текста;
4) пояснение;
5) смысловая связь между примерами.
Требования к комментарию
1. В сочинении должно быть два примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы.
2. Необходимо указать на причинно-следственную связь между примерами. Всё будет зависеть от приёмов, которые использует автор в конкретном тексте.
3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам-иллюстрациям. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
4. Нельзя переписывать целые куски текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать частичное цитирование. Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно отдельных слов, словосочетаний.
5. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать её.
6. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
Комментарий к художественному тексту
В художественном тексте авторская позиция выражена косвенно. Вы должны определить контекст, в котором автор описывает героев и их поступки. Этот контекст и будет авторской позицией. Обратите внимание, какие эпитеты использует автор для описания своих героев. Это поможет лучше понять, как автор к ним относится. Обязательно используйте их в комментарии. Это поможет сделать ваше сочинение ярким и добавит вам баллов.
Комментарий к публицистическому тексту
В публицистическом тексте важно проследить за тем, какие доводы использует автор, чтобы подвести читателя к своей основной мысли-выводу. Структура публицистического текста похожа на структуру сочинения. Для того чтобы прокомментировать свою позицию, авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения.
Фразы-клише для комментария
♦ Автор раскрывает проблему на примере…
♦ Автор раскрывает проблему, описывая…
♦ Автор цитирует (кого?)
♦ Автор рассказывает (о чём?)
♦ Автор утверждает (что?)
♦ Автор делает акцент на том, что…
♦ Автор размышляет (о чём?)
♦ Автор рассматривает проблему на примере…
♦ Автор подчёркивает (что?)
♦ Автор отмечает важность (чего?)
♦ Автор изображает (что? кого?)
♦ Автор обращает внимание на (что?)
♦ Проблема раскрывается автором на примере (чего?)
♦ Автор анализирует (что?)
♦ Автор считает (что?)
♦ Автор сопоставляет (что?)
Фразы-клише для смысловой связи между примерами
♦ Следствие, вывод: Этими рассуждениями (событиями, поступками, ситуациями) автор подводит нас к выводу о том, что…
♦ Причины: Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет…
♦ Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор доносит до нас мысль (показывает нам)…
♦ Сравнение, сопоставление:
Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть, что…
♦ Уступка: Несмотря на то что все убеждены в правильности поступков героев, автор…
В этой части сочинения недостаточно просто согласиться или не согласиться с позицией автора. Необходимо обосновать своё отношение к ней.
Фразы-клише для выражения отношения к позиции автора
♦ Я согласен (согласна) с позицией автора, потому что… (указываете причины)
♦ Мне близка позиция автора, потому что… (указываете причины)
♦ Я считаю, что автор абсолютно прав, потому что… (указываете причины)
♦ Я разделяю позицию автора, потому что… (указываете причины)
♦ Я не согласен с позицией автора, потому что… (указываете причины)
♦ Я не разделяю позицию автора, потому что… (указываете причины)
♦ Я отчасти согласен (согласна) с позицией автора, потому что… (указываете причины)
Фразы-клише для заключения
♦ Таким образом, можно сделать вывод, что…
♦ В заключение хотелось бы сказать, что…
♦ В заключение можно сделать вывод, что…
В 2020 году могут снизить баллы за использование стоп-слов (выражений). Постарайтесь не использовать в своём сочинении следующие выражения.
♦ Автор в своём тексте…
♦ Автор пытается…
♦ Автор хотел сказать…
♦ Автору удалось (изобразить, описать, передать)…
♦ Достаточно…
♦ Является…
♦ Данный текст, в данном тексте…
♦ В этом, в том…
♦ В этот момент…
♦ Просто…
♦ Мужчина, женщина (лучше использовать слова «герой», «героиня», «персонаж»)…
♦ В тексте присутствует…
♦ Ещё, потому, поэтому, также (не стоит начинать предложения с этих слов).
Нельзя сокращать имена персонажей:
♦ П. Фамусов – неправильно!
♦ Павел Афанасьевич Фамусов – правильно!
Нельзя использовать уменьшительную форму имён персонажей, если автор в произведении использует полные имена. Это допустимо только в том случае, если автор сам обозначает имена своих героев в уменьшительной форме:
♦ Машенька Миронова – неправильно!
♦ Соня Фамусова – неправильно!
♦ Соня Мармеладова – правильно!