Мне всегда казалось, что травянистый пион – это подлинное олицетворение июня. Более крупный, чем любая роза, он обнаруживает некоторое сходство с розеткой декоративной капусты. Когда наконец приходит его время, цветок склоняет пышную головку, сбрасывая лепестки грудой на стол, как опадают розы. Тихий звук заставляет нас отвлечься от книги или беседы, чтобы заметить мгновение смерти того, что, казалось, будет вечно сиять живой красотой.
Наши предшественники, которые взяли на себя труд составить подробнейшее описание пиона, разумеется, рекомендовали растение не только для праздного любования его восхитительно роскошным цветком. Древнегреческий миф повествует о том, что пион был назван в честь врачевателя олимпийских богов Пеана, ученика бога медицины Асклепия. Пеан собирал пионы на горе Олимп и использовал их целебные свойства для лечения божеств, в том числе бога подземного царства – Аида, который страдал от раны в плече, нанесенной стрелой противника. Как обычно бывает с древнегреческими мифами, в этой истории не обошлось без пермутаций, но основная идея заключается в том, что стремительный успех Пеана возмутил одного из небожителей, и в результате врач был отдан на заклание. Поскольку оживить целителя было уже нельзя, один из его благодарных божественных пациентов – в разных источниках в этой роли выступают разные персонажи – возродил его к жизни, превратив в пион. Как видите, само название растения говорит о его применении в медицине с древних времен.
В Китае пион культивируют не менее 2000 лет из-за лекарственных свойств его корней и семян. Свидетельства об эффективности такого лечения можно найти по всему миру. В первом веке нашей эры римский натуралист и философ Плиний Старший написал в 37-м томе своей «Естественной истории» о корне пиона, который облегчает боль в желудке и очищает кишечник, а измельченные семена пиона применяют для лечения матки и, что любопытно, от ночных кошмаров.
Примерно в то же время греческий ботаник и врач Педаний Диоскорид писал о пользе «мужских» и «женских» пионов в своей пятитомной фармакопее «О лекарственных веществах». Его книгой о растениях пользовались вплоть до эпохи Возрождения и великих географических открытий. Считается, что на Британские острова пионы завезли римляне. Пион лекарственный (Paeonia officinalis), названный Женским пионом, получил большее распространение, в то время как пион Мужской (Paeonia mascula) встречался реже, но считался более эффективным. Английский фармацевт Николас Калпепер в 1652 году писал: «Доктор Ризен сказал мне, что Мужской пион лучше подходит для мужчин, а Женский пион хорош для женщин». Также он рекомендовал надевать на детей бусы из семян пиона, чтобы уберечь их от «падучей болезни» (эпилепсии).
Корень травянистого молочноцветкового пиона (Paeonia lactiflora) до сих пор используется в традиционной китайской медицине в качестве анальгетика, спазмолитика и противовоспалительного средства при лечении артрита суставов, а пион лекарственный (Paeonia officinalis) применяют в аюрведической медицине, в традиционной ведической системе врачевания унани (в Тибете и странах Персидского бассейна) и в гомеопатии.
В корнях пиона содержатся аспарагин, бензойная кислота, флавоноиды, пеонифлорин, пеонин, пеонол, протоанемонин, дубильные кислоты, тритерпеноиды и эфирные масла. Современная медицина до сих пор изучает свойства этих веществ.
Корень пиона применяли в качестве любовного зелья, повышающего мужскую потенцию. Это был предшественник «Виагры», если хотите, что, безусловно, добавляет ему шарма. Кроме того, корень употребляли в пищу, а очищенные семена широко использовались в качестве приправы до конца XVIII столетия. Ханна Гласс – Делия Смит своей эпохи – в книге «Искусство кулинарии» 1747 года рекомендовала своим читателям добавлять в сливки очищенные семена пиона. В наше время ландшафтный дизайнер и писательница Джейн М. Фернли-Уиттингстолл осмелилась попробовать маленький кусочек корня пиона и сообщила, что у него был «…запах и вкус репы, вымоченной в смеси клейстера со скипидаром».
Большинство видов пионов родом из Северного полушария. В естественной среде они растут в Китае, Японии, Северной Индии, на Кавказе, в Сибири, Малой Азии и на небольших территориях в Европе – на Корсике, Сардинии и Ионийских островах. Два вида произрастает на территории США, но они выглядят довольно уныло на фоне роскошных экзотических цветов из других стран. Первыми пионы оценили китайцы и начали их культивировать, правда в основном из-за полезных свойств, хотя вскоре признали также и эстетическую ценность этого потрясающего растения. Большинство садовых сортов произошло от пиона молочноцветкового (Paeonia lactiflora), который в дикой природе встречается в Северном и Центральном Китае. Уже к концу XVI века китайский каталог семян включал тридцать новых травянистых сортов.
Однако наибольшую ценность для китайцев представляет древовидный пион (Paeonia mountan) – Мутан (моу-тань). В естественной среде это растение распространено только на территории Китая, где его называют «Хуа Ван» («король цветов»). Травянистые пионы удостоились менее высоких регалий – «Хуа Лин» («министры короля»). Древовидные пионы культивировали в Китае со времен правления династии Суй (581–618), а возможно, и раньше, исключительно в эстетических целях. Ко времени воцарения династии Тан (618–907) и в период правления династии Сун (960–1279) эти цветы были в моде при дворе, и садовники экспериментировали с их выращиванием из семян и с прививками черенков лучших сортов на дикие виды.
У Цзэтянь (624–705) – единственная китайская правительница за два тысячелетия – умная, красивая, властолюбивая женщина, с которой шутки были плохи, была первым известным любителем пионов. Помимо убийств и интриг, при дворе императрицы процветали искусства. Возможно, с целью получить покровительство императорского дома, художники стали изображать цветущий пион на декоративных изделиях. Этот благородный символ расцветал на живописных полотнах, фарфоре и ткани, его вырезали из дерева и камня. Он олицетворял достаток, благородство, красоту, процветание и мир. Само растение также приобрело большую популярность. Чтобы угодить императрице, подданные стремились предоставить ко двору лучшие сорта.
В столице У Цзэтянь городе Лояне были высажены тысячи древовидных пионов. Этот город по сей день остается главным центром их разведения. В девятом веке писатель Ли Чао так описал пиономанию периода правления У Цзэтянь, подобную «тюльпановой лихорадке» XVII века в Голландии: «Во время цветения весь город приходил в неистовство… Лошади и повозки носились туда-сюда, как помешанные, и каждому, кто не любовался красотой пионов, было стыдно за себя». Государственный деятель и писатель Оуян Сю (1007–1072) описал более 90 сортов древовидных пионов и методы их разведения в трактате «Перечень древовидных пионов города Лояна».
Воспеваемый поэтами, писателями и художниками, выращиваемый представителями высшего сословия в их обширных садах, пион почитался в Китае на протяжении тысячелетий. Если не принимать во внимание природные катаклизмы, в этой стране ему только однажды был нанесен серьезный ущерб – во время так называемой «Культурной революции» (1966–1976). Мао Цзэдун был полон решимости искоренить все, что он считал элитарным, и выращивание пионов, кроме как в медицинских целях, было запрещено. К счастью, его запрет не нанес непоправимого вреда, потому что преданные своему делу селекционеры смогли сберечь большинство сортов, чтобы можно было возродить их культивирование.