Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981 (Педагогическая библиотека). Т. 2. С. 117.
Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. / Гл. ред. А. М. Еголин; авт. вступ. ст. В. Струминский. М.; Л.: Изд-во Академии педагогических наук, 1948–1952. Т. 3. С. 95.
Подробнее см.: Харьковская Г. А. Природосообразность как теоретическая основа воспитания: Исторический аспект // https://www.dissercat.com/content/prirodosoobraznost-kak-teoreticheskaya-osnova-vospitaniya-istoricheskii-aspekt
Песталоцци И. Г. Гармоничное развитие человека: Традиции европейского образования / Сост., В. М. Кларин. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2018 (Антология гуманной педагогики). С. 113.
Песталоцци И. Г. Книга для матерей / Сост., вступ. ст., прим. А. В. Калиниченко. М.: Карапуз, 2009 (Педагогика детства). С. 123.
Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. С. 339.
Не могу не отметить, что книга И. П. Золотусского о Гоголе в серии «ЖЗЛ» в свое время оказала на меня огромное воздействие. (Примечание редакции).
Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. С. 336.
Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. С. 342.
Цит. по: Абрамов Я. В. И. Г. Песталоцци: Его жизнь и педагогическая деятельность: Биографический очерк // Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова / Сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева. Челябинск: Урал, 1997 (Биографическая серия: 1890–1915). С. 18.
Интересно, что позже Песталоцци придет к выводу, что первый шаг к постижению ребенком природы – это понимание им разных свойств именно воды. (Примечание редакции)