Потому что у него дофаминовая зависимость. Что это такое?
Начнем издалека. В силу эволюционных настроек мы получаем удовольствие от получения нового знания, иначе человек бы не эволюционировал. А дофамин – это нейромедиатор, гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников и другими тканями; он необходим для всех функций мозга (мышление, движение, сон, настроение, внимание, поиск и др.). Раньше считалось, что дофамин отвечает за удовольствие, но последние исследования показали, что дофамин вызывает желание, мотивирует к поиску, к исследованию, возбуждает, побуждает к достижению целей. Согласно теории Кента Берриджа (Kent Berridge, 1998) в нашем организме дополняют друг друга системы «желания» (дофаминовая) и «удовольствия» (опиоидная). Поиск информации заканчивается получением удовольствия. Но дофаминовая система сильнее опиоидной, так что в гаджетах наши дети ищут легких удовольствий, легко получаемой в виде «клипов» информации. Процесс поиска затягивает, превращаясь в поиск ради поиска – спасибо дофамину.
Самое время поговорить о клиповом мышлении. Психологи заговорили об этом феномене во второй половине прошлого века. Столкнувшись с большими информационными потоками, наш мозг нашел способ защиты – стал воспринимать преимущественно короткие фрагменты информации, «клипы». Так ведь проще. На феномене клипового мышления строится визуальная реклама – яркие картинки с минимумом подписей – уж поверьте, рекламщики знают, как нас зацепить. Вспомните себя перещелкивающего каналы телевизора, листающего новости в соцсетях, пролистывающего сотни сторис. Наши дети делают то же самое – смотрят бесконечные мультики (быстро сменяющиеся яркие картинки, над которыми не нужно думать), записи чужих компьютерных игр (самому не нужно напрягаться), развлекающие мемчики (замещение реального общения). Болезнь века!
Можно смириться, можно прятать телефоны, можно ограничивать время, проведенное в Сети. Можно воспользоваться – использовать настройки мозга современного поколения в своих прагматичных целях.
Несмотря на то, что зависание в Сети – это проблема современного поколения, зумеров, как их сейчас называют, именно они стали заложниками клипового мышления, само это понятие имеет очень глубокие корни. Вспомним наскальную живопись, орнаменты древнегреческих ваз – что это? «Клипы» – зашифрованные в визуальный ряд тексты, смыслы. Дорожный знак, иллюстрации в книге, схемы, скетчи – всё это – визуализация информации. Обратимся к психологии возрастного развития (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и их последователи): ребенок начинает свое развитие с сенсомоторной стадии, где происходит образное восприятие окружающего мира.
Следовательно, обращаясь к рисункам в процессе обучения ребенка, в том числе и развивая читательские навыки, мы опираемся на заложенные природой механизмы восприятия информации. Если любое восприятие идет через создание образа, то, создавая рисунки, мы помогаем мозгу анализировать тексты и систематизировать полученные знания.
Приведу пример из своего педагогического опыта. Мы разбирали с шестым классом сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Все, наверняка, помнят, что это социальная сатира, но есть у Салтыкова-Щедрина одна мысль, выйти на которую мы никак не могли – помогли рисунки. Дети иллюстрировали текст, один из рисунков изображал мужика, лежащего под деревом и двух генералов. В виде реплик из комикса были подписаны слова: «Ты теперь наш раб!», «Чо? А, ну ОК!» Так дети самостоятельно поняли, что обличает автор и раболепие мужика перед генералами, которые в сложившейся ситуации явно слабее его.
Вы можете сами провести эксперимент с созданием визуализаций, только возьмите тексты посложнее. Рисуйте и просите ребенка объяснять. Кстати, есть такой прием для запоминания стихотворений – построчное рисование. Создавая собственные визуализации, мы создаем собственные коды для информации, с помощью которых легко запоминаем то, что кодировали.
Еще один совет. Не ограничивайтесь рисунками, визуальными образами могут стать фигурки, вылепленные из пластилина (ещё и мелкая моторик развивается), поделки из подручных средств, фигурки, созданные из лего.