Действие не всегда приносит счастье, но счастья без действия не бывает.
Для того чтобы чему-то научиться, человек обычно совершает вполне логичные поэтапные действия, позволяющие ему овладеть определенной информацией и использовать ее в дальнейшей жизни. Верно? Например, если я хочу научиться работать на компьютере, то я совершу ряд последовательных действий. Выглядеть они будут примерно так:
♦ я получу теоретическую информацию о том, что собой представляет эта машина, каковы ее возможности, какие «приятности» мне лично принесет ее использование и т. п.;
♦ после этого я, скорее всего, посмотрю, как работают на компьютере другие люди, уже умеющие им пользоваться;
♦ в процессе овладения информацией я обязательно буду делать для себя пометки, памятки или записывать инструкции, которые позволят мне уже самостоятельно выполнять желаемые действия;
♦ далее я начну самостоятельно практиковаться, сверяя каждое своей действие с записями в памятке-инструкции;
♦ пользуясь компьютером и многократно получая необходимый результат, я научусь легко и без посторонней помощи работать на нем.
Логично, верно?
Правда, иногда редко, а иногда и достаточно часто мы почему-то ведем себя совершенно нелогично. Мы упорно совершаем одни и те же действия, не приводящие к желаемому результату, и искренне расстраиваемся по этому поводу. Упорно и годами! Это выглядит примерно таким образом:
♦ желая вырастить в своем саду прекрасный однолетний цветок, мы идем на рынок и покупаем семена… огурцов;
♦ высаживая их, удобряя и поливая, мы получаем симпатичный зеленый овощ;
♦ расстроившись, что в саду не вырос такой желанный цветок, сообщив об этой ужасной несправедливости друзьям, мы решаем сделать все заново;
♦ и мы… снова сажаем семена огурцов, снова у нас вырастает зеленый овощ, опять не получаем заветного цветика, заново искренне расстраиваемся, заново жалуемся друзьям, и снова делаем все то же самое;
♦ так снова и снова мы совершаем одни и те же действия, всякий раз серьезно надеясь получить желаемые цветы…
Откуда такая уверенность, упорство и слепота?!
В книге «Трансформация» Люк Рейнхард[1] пишет:
Смотрите. Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, крыса через некоторое время научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннель – вот и сыр. Опять хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннель – вот и сыр.
Через некоторое время великий Бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса зип-зип-зип в четвертый тоннель. Сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель. Сыра нет. Выбегает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет где-нибудь еще.
Разница между крысой и человеком проста – ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ ВЕЧНО! ВЕЧНО! ЧЕЛОВЕК ПОВЕРИЛ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ. Крысы НИ ВО ЧТО не верят, их интересует сыр. А человек начинает верить в четвертый тоннель и СЧИТАЕТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ, ЕСТЬ ТАМ СЫР ИЛИ НЕТ. Человеку больше нужна правота, чем сыр.
Вы все, к сожалению, люди, а не крысы, поэтому вы все ПРАВЫ. Вот почему в течение долгого времени вы не получали сыра, и ваша жизнь не работает. ВЫ верите в слишком много четвертых тоннелей.
Сейчас я пока не говорю о причинах происходящего, не говорю о том, как с этим быть. Я прошу вас увидеть себя в этом. Увидеть какие-то свои собственные действия, которые не приводят вас к желаемой жизни. Если вы сажаете огурцы, вы всегда и обязательно их получите. Сажаете розы – получите розы.
Сумасшествие – это делать одни и те же действия, каждый раз ожидая, что результат будет разным.
?? Вопрос к себе
Что сажаете вы в своей жизни?
Предлагаю подумать об этом, исходя из того, что вы получаете, исходя из того, что вы имеете, исходя из результата.
Важно понять: если вы совершаете многократно одну и ту же последовательность действий и в итоге имеете один и тот же результат – это закономерность. По-другому НЕ БУДЕТ. Ну, не будет и все!
Если вы бессмертны, то можете экспериментировать и дальше, пока не надоест и не наскучит. Развлекайтесь. Но если у вас одна жизнь (про реинкарнацию поговорим в следующий раз), то совсем не обязательно так упорствовать и в результате осознать свои ошибки лишь на пенсии, когда остается уже не так много возможностей что-то изменить, а скорее всего, не останется и вовсе.
!!! Делая одно и то же, мы получаем один и тот же результат! Если вы хотите получать нечто другое в своей жизни, не то, что обычно, вам придется изменить свои действия!
Когда мне было 17 лет, я прочитал одну цитату, которая звучала примерно так: «Если каждый день для вас, как последний, то однажды вы окажетесь правы». Это произвело на меня впечатление, и с того времени, уже 33 года, я смотрю в зеркало каждый день и спрашиваю себя: «Если бы сегодняшний день был последним в моей жизни, захотел бы я делать то, что собираюсь делать сегодня?». И как только ответом было «нет» на протяжении нескольких дней подряд, я понимал, что надо что-то менять.
Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, переменив свое отношение к ней.
Вас интересуют ответы на такие вопросы:
> Как изменить свою жизнь?
> Как выйти из привычного круга?
> Как начать достигать результата?
Ответ простой. Он напрашивается сам собой. Нужно думать и действовать не так, как обычно, не так, как всегда. Это гарантированно приведет к переменам! Итак:
* Первое, что необходимо сделать – позволить себе посмотреть на мир и себя иначе, не так, как всегда. Позволить себе по-другому мыслить, не так, как обычно.
Да, это может быть страшно, непривычно, некомфортно и даже, скорее всего, так и будет, но лишь на время. На время перезагрузки. Не обращая на это внимания, просто разрешите себе ненадолго почувствовать себя иначе, пожить не так, как всегда, не опираться на привычные стереотипы, отойти от них.
Если человек никогда не выходил из своего дома, то его мир ограничивается собственной квартирой и видом из окна. Можно сколько угодно твердить ему, что в мире есть леса и зеленые луга, моря и реки, пароходы и самолеты, необыкновенные здания и даже космические корабли, он не поверит. Он будет утверждать, что мир – это желтое здание напротив его окна, трамвай, проезжающий раз в час, маленькая асфальтированная дорожка… Он точно знает, что это так, потому что из года в год все это наблюдает, так живет. Можно предложить ему выйти из дома или хотя бы подняться на крышу, чтобы он увидел, что мир – больше, чем он думает, чтобы он смог понять, как он ошибается. Но скорее всего, он не согласится:
> Во-первых, он точно знает, какой мир, так как у него есть окно и глаза.
> Во-вторых, кому приятно признать, что он не прав?! Вдруг он и правда ошибается?!
> В-третьих, когда допускаешь возможность такой ошибки, становится страшно! Ведь если мир не такой, каким он его видел, с каким он жил, то придется все менять, а это уже совсем невыносимые мысли.
Странные люди! Неужели лучше не признавать свою неправоту, чем действительно начать жить?!
Мы часто похожи на бредущих в темном лесу людей, освещающих себе путь маленьким фонариком. Мало того, что мы видим пространство, ограниченное лишь узким лучиком света, так мы еще и светим своим фонариком только в одном направлении. Однако, много ли может высветить такой слабый и узкий луч фонарика. Но зачем нам знать об этом?! Зачем нам светить в другие стороны?! Зачем приобретать прожектор?! Тогда ведь изменится привычный мир перед глазами. Тогда придется меняться самому. Тогда… Столько всего тогда, оно нам надо?! Как-то все сложно тогда может быть! А так – привычно.
Я видела часть беседы Михаила Ляховицкого (тренер, «Академия Тренингов») о знаниях, вопросах, ответах и наших границах. Хочу привести вам пример из нее.
Он предлагает все знания, которые вообще существуют, представить в виде круга, приведенного на рисунке.
Сегмент I – я знаю, что я знаю
Сегмент II – я знаю, что я не знаю
Сегмент III – я не знаю, чего я не знаю
В этом круге выделим сегмент I, который отражает знания конкретного человека: о себе, об окружающем мире, его профессиональные знания, еще какие-то знания, о которых он может сказать: я знаю, что знаю.
Далее выделим еще один сегмент – сегмент II, отражающий те знания, о которых можно сказать: я знаю, чего я не знаю. Я не знаю китайский язык, устройство компьютера, технологию строительства домов и еще много чего.
Оставшийся сегмент – сегмент III – это те знания, о которых я вообще не знаю ничего. Поскольку я про это ничего не знаю, я даже не подозреваю, что я этого не знаю. Это самый большой сегмент, который мы назовем: я не знаю, чего я не знаю.
Обычно большинство из нас пользуется знаниями, относящимися к сегменту I. Здесь мы ищем свои ответы, находим их и продолжаем так жить.
Если вдруг мы не находим ответа в сегменте I, мы обращаемся в область II и там находим ответ. Если, к примеру, я покупаю машину и знаю, что я не знаю, как ею управлять, – я пойду на курсы вождения, где меня этому научат, и я буду знать, как это делать. Так что-то из области II переходит в область I в процессе нашей жизни в форме ответов на наши вопросы.
А вот в область III нас могут привести лишь новые вопросы, о которых мы не знаем, которые могут позволить нам выйти за границы того, что мы знаем (I и II). Так мы можем расширять границы своих знаний и соответствующее им пространство.
Михаил Ляховицкий рассказывал о том, что представляет собой такое расширение и какие вопросы обычно ставит перед человеком тренинг. Но сейчас я просто воспользовалась его примером для того, чтобы показать вам по возможности нашу привычную ограниченность и узость мышления, выйти за рамки которой я вас и буду периодически призывать.
!!! Давайте менять свое мышление, видеть мир и себя иначе. Хотя бы на время.
Если вам не понравится увиденное, вы всегда можете вернуться в свою комнату, к своему окну, к своему фонарику. Если захотите.
* Второе, что необходимо сделать – начать действовать. Действовать иначе.
Как именно мы будем двигаться, что мы будем делать, мы подробно шаг за шагом разберем в этой книге. Пока просто надеюсь на ваше понимание и согласие с необходимостью начать иные действия. Не обычные, не привычные.
Если вы идете какой-то тропой, вдоль колеи обыденной жизни, то ничего не меняется. Но стоит только немного отступить от проторенной дорожки влево или вправо, пока неважно, в какую сторону, – через 20 шагов вы будете уже далеко от своей колеи. А через 50 шагов вам станет плохо виден прежний путь. А через день движения вы вообще окажетесь уже совершенно в другом месте. Главное – сделать небольшое отклонение от курса (небольшое, чтобы не было очень страшно), а потом шагать и шагать не переставая (активность и труд еще никто не отменял). Такие действия обязательно приведут к новому результату. Это и станет вашей перезагрузкой!
!!! Перезагрузкой мы называем здесь переориентацию, переформатирование, переосмысление, пересмотр внутренних личностных ресурсов с целью приобретения желаемого.
> Как шагать и как меняться?
> Какие сложности и препятствия можно встретить на пути?
> Каких радостей и приятностей мы можем ожидать?
Все это вы узнаете из книги, читая ее, получая информацию, выполняя практики, привнося все это в свою жизнь, действуя!
«Это невозможно!» – сказала Причина.
«Это безрассудство!» – заметил Опыт.
«Это бесполезно!» – отрезала Гордость.
«Просто попробуй…» – шепнула Мечта.
Итак, мы подбираемся к переменам все ближе и ближе. Осталось обсудить еще пару вопросов…
* Первый вопрос
Самым мучительным периодом в жизни человека бывает тот, когда он пребывает в нерешительности. Бегает человек от одного друга к другому, от одного специалиста к третьему, читает информацию в Интернете и ищет знаки и подсказки, которые помогут ему принять решение… Как реагировать на измену: развестись или нет? Вложить полученные деньги в недвижимость или получше спрятать их дома? Согласиться на новое место работы в другой стране или сидеть тихонечко на старом и не высовываться? Неопределенность, отсутствие принятого решения заставляют нас нервничать и переживать. А когда выбор сделан, решение принято, на душе становится хорошо и спокойно. Так происходит и потому, что человек начинает понимать, как ему действовать дальше.
?? Вопрос к себе
Хотите ли вы следовать по пути перемен? Собираетесь ли вы «перезагружаться»?
Сейчас вам нужно сделать выбор.
* Второй вопрос
Как вы думаете, почему при равных, казалось бы, условиях один человек получает гораздо больше другого? Вот, к примеру, мы видим двух выпускников вуза, которые вместе ходили на занятия, вместе не пропускали лекции и семинары. Допустим, они имеют примерно один уровень материального достатка, примерно равные условия жизни. Почему же один из них устраивается на отличное место работы, которое ему предложили еще на последнем курсе, увидев в нем профессионала и перспективного сотрудника, второй же остается неприкаянным, не знает, что ему делать дальше, куда идти работать (или снова учиться)?
Вы можете сказать, что здесь играют роль несколько факторов, влияя на индивидуальную ситуацию каждого из них. Я соглашусь. Но хочу назвать один из важнейших, без которого мы никуда не сдвинемся с места. Это готовность принять и впустить в себя новые знания, новый опыт.
Иначе все напрасно. Иначе кто бы и что бы вам ни давал, вы не сможете взять это. В такой ситуации наш второй студент еще и обвинит преподавателя в бездарности, непрофессионализме и потраченном времени. Вы тоже можете так поступать, но это неэффективно. Если вы «уже все знаете», нам нет смысла дальше идти вместе. Во всяком случае, пока. Пока не настало ваше время.
Вы помните притчу про полную чашку?
Однажды к одному просветленному мастеру дзен пришел профессор с просьбой рассказать ему про школу дзен, объяснить суть этой практики и образа жизни. Мастер согласился, но сначала предложил гостю выпить чаю. Разливая напиток, мастер заполнил чашку профессора, но все продолжал лить в нее чай, который выливался наружу. В какой-то момент профессор воскликнул:
– Но чашка же полна! Сюда больше не поместится!
На что мастер ответил профессору:
– Ты так же наполнен своими представлениями и убеждениями, как и эта чашка. Как же я смогу объяснить тебе суть дзен, если ты не освободишь свою чашку?
Никто не просит вас забыть свой опыт, вычеркнуть предыдущую жизнь. Ваша задача заключается в том, чтобы всего лишь открыться словам, которые вы читаете (возможно, вам говорили их уже не раз, но вы их «не слышали», так как были «полны») и наполниться ими. Конечно, если вы этого желаете и если готовы к этому.
?? Вопрос к себе
На какого из выпускников вуза вы больше похожи?
Вы готовы открыться и наполниться чем-то новым для себя?
Кстати, вы не обязаны быть готовы сделать это сейчас. Как, собственно, вы никому и ничему не обязаны. Всему свое время. Если нет такой готовности сейчас, возможно, еще просто не время. Но раз у вас уже возник интерес к подобной информации, раз вы уже «ходите в эту сторону», значит, вот-вот оно настанет.
Ну, а если вы готовы – открывайтесь и получайте то, что получаете!☺
На днях в Интернете я увидела несколько замечательных фраз, которые, как следовало из сопровождающей надписи, принадлежат известному ведущему Владимиру Познеру:
Помню, был чудный солнечный день, я гулял вдоль Дуная. И вдруг увидел кинотеатр, на котором афиша поанглийски: «Американский кинофильм „Пролетая над гнездом кукушки“ с Джеком Николсоном». И я купил билет… И этот фильм перевернул мою жизнь. В нем есть сцена, где герой Николсона, который находится в психлечебнице, убеждает остальных ее обитателей, что оторвет от пола каменный умывальник. Он пытается это сделать, но у него ничего не получается. И все начинают над ним подтрунивать, а он говорит: «По крайней мере, я попробовал». И я вдруг понял, что в этом и состоит весь смысл жизни! Нельзя говорить «да не получится». Ты обязан пробовать, это единственное, ради чего стоит жить…
!!! Невозможное легко станет возможным в реальной жизни, как только это произойдет в вашей голове!