1. Педагогика в Древнем мире и в эпоху Средневековья

Педагогика (от греч. paidagogike – искусство вести ребенка по жизни) – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

1

Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку.

Воспитание как целенаправленный процесс берет свое начало с периода разделения труда. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых.

Изначально в древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось преимущественно в семье. С укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт – школа.

2

Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI–IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство берет на себя обучение имущих слоев.

В Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская. Цель спартанской системы воспитания – подготовить воина. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, а затем воспитание и обучение мальчиков брал на себя полис. Мальчики тренировались в выносливости, обучались военному делу. Умственному образованию отводилось при этом незначительное место.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма. Афинская система по принципам воспитания и обучения во многом была противоположна спартанской системе воспитания. Афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Афинские учебные заведения были частными, платными.

Педагогика развивалась как часть единой тогда науки – философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Сократа (469–399 гг. до н. э.); Платона (427–347 гг. до н. э.); Аристотеля (384–322 гг. до н. э.).

3

Образование в Древнем Риме складывалось под влиянием эллинистической культуры и воспитания. Ведущую роль в формировании юной личности играло домашнее обучение и воспитание.

В III–I вв. до н. э. стали появляться элементарные школы, где обучали детей с 12 до 16 лет чтению, письму, счету. Программа обучения включала также греческий язык и латынь.

Позднее появились риторические школы — высшая ступень образования, где изучали философию, ораторское искусство и законы. Однако в отличие от афинских школ в них не обучали музыке, пению, гимнастике. Римское воспитание носило практический характер и было сходно со спартанским.

Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I–II вв. н. э. Основателем одной из лучших школ риторов в Риме был Марк Фабий Квинтилиан (42—118 гг., в некоторых источниках 35–90 гг.) – известный римский оратор и педагог. В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда «Ораторское образование», заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

4

Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым, феодальным. Началась эпоха Средневековья (V–XVI вв.).

В этот период появляются церковные школы разных типов: монастырские, соборные (кафедральные) и приходские.

Существуют разные уровни обучения: начальный, средний, повышенный. Содержание образования повышенного уровня составляло богословие и так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

В XIII в. впервые в истории образования появились учебные заведения, подразумевавшие высшее образование, – университеты. Они были независимы по отношению к церкви, феодалам и городским магистратам. Однако церковь стремилась сохранить влияние в университетах через богословский факультет.

Педагогическая мысль Средневековья по идеологии была религиозной.

5

Особенностями культуры и образования эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) стали их светский характер, гуманистическая философия, обращение к античному культурному наследию. Идеи гуманизма и гармонии пронизывают педагогическую теорию и практику не только новой эпохи, но и всех последующих.

Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности.

Французский гуманист Франсуа Рабле (1494–1553) в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» рисовал человека умственно и физически развитого, с высокими нравственными качествами. Рабле провозглашал активное овладение знаниями, когда ребенок, наблюдая окружающий мир, сравнивает, обобщает, делает выводы.

Автор знаменитого труда «Опыты» Мишель де Монтень (1533–1592) критиковал не только средневековую схоластику, но и крайности гуманизма. Блестящим проявлением возрождения человеческого духа явились труды ранних социалистов-утопистов Томаса Мора (1478–1535) и Томмазо Кампанеллы (1568–1639). Они впервые выдвинули идею общественного воспитания, всеобщего обучения на родном языке, соединения обучения с трудом, равенства образования мужчин и женщин.

Наибольший вклад в развитие педагогической мысли в XVIII в. внес Жан-Жак Руссо (1712–1778), явившийся основоположником концепции естественного, свободного воспитания.

История педагогики связана с именем чешского мыслителя Я. А. Коменского (1592–1670), который, обобщив и теоретически осмыслив практику европейского воспитания, создал стройную педагогическую систему. В «Великой дидактике» Коменского рассмотрены основные проблемы обучения и воспитания.

Загрузка...