ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКИ: ОТ 5 МИНУТ
В самолётах, магазинах, ресторанах и других «взрослых» местах опытные предприниматели давно завели для детей листочки и карандашики или даже специальные такие наборы, с помощью которых мальчики и девочки легко «выпадают» из времени и пространства, позволяя родителям переключиться с постоянного контроля на периодический и получить свою порцию удовольствия. Многие дети не умеют толком рисовать и просто заполняют пустоту бумажки своими каракулями: палочками, кружочками, «дождиком», а ещё «домиками», «цветочками» и «солнышками». Иногда предмет рисунка вообще никак нельзя идентифицировать. Ребёнок просто играет с фигурами, цветом и собственным воображением. Не знаю, как сейчас, но в «домобильную» компьютерную эпоху для взрослых похожие наборы бесплатно выдавали на всех конференциях и семинарах. Блокноты и ручки с корпоративной символикой организаторов предназначались, как я всегда думала, для лучшего слежения за ходом умных мыслей выступающих. Разбирая свои «завалы» таких вот записных книжек из прошлого, постоянно натыкаюсь на причудливые узоры и наброски из серии «каля-маля». То ли мысли были не такие умные, то ли смысл блокнотов был всё же не в этом? А ещё на совещаниях, особенно скучных, вы и сегодня можете заметить вполне себе взрослых дядь и тёть, вдохновенно малюющих ручками в своих блокнотах или просто на листочках, пока кто-то из коллег рассказывает всем известные «новости». Может быть, и вы так делаете? Ну иногда?
Спонтанный рисунок – это прекрасный способ расслабиться, сбросить стресс и «перезагрузить» мозг. Есть много более сложных техник, применяемых в арт-терапии. Для целей этапа «Расслабление» я выбрала самый простой приём, который называю по-детски: «Каляки-маляки».
Берём любой лист бумаги. Если есть формат А4 – хорошо. Если нет, любой листок тоже подойдёт для первого раза. Можно воспользоваться ручкой или карандашом, что ближе и удобнее.
Уберите телефон, отойдите от компьютера. Только этот белый лист и вы.
Начните водить по бумаге так, как того просит ваша рука. Выплесните всё, что там есть у вас внутри, на этот лист.
Не оценивайте и не старайтесь сразу как-то исправить то, что вы видите на листе, если оно вам по какой-то причине не нравится.
Продолжайте рисовать до тех пор, пока не поймёте, что достаточно.
В ходе практики вас могут посещать разные эмоции: от гнева и раздражения до тихой грусти. Просто замечайте, осознавайте эти чувства.
Если вам удалось расслабиться, можно закончить на этом.
Если то, что вы нарисовали, вам не нравится, можно слегка модифицировать этот опыт.
Возьмите цветной маркер или ручку, карандаш другого цвета. Можно даже той же ручкой, которой начинали рисовать, провести более жирные линии, обозначив контуры каких-то фигур, которые вы видите в своём спонтанном рисунке.
Когда контуры найдены, объедините их плавными кривыми, округлыми или спиралевидными линиями. Можно вписать все получившиеся фигуры в круг или овал.
Как вы помните, мы работаем над умением расслабляться. Рука в таком спонтанном рисунке берёт на себя роль «поводыря» для вашего сознания. Постепенно она «распутывает» клубок мыслей, не дающих покоя, чувств, блокирующих ум. Напряжение ума передаётся в тело, которое забыло, как это – расслабляться. В ходе даже короткого упражнения вы можете почувствовать, как всё тяжёлое отступает и на смену ему приходит приятная лёгкость. Если рисунок похож на «забор» или «колючий клубок с иголками», помогите себе, гармонизируя линии, «закругляя» неровности, придавая рисунку целостность и завершённость.
P. S. В последнее время во многих магазинах стали продавать так называемые раскраски для взрослых, призванные прежде всего помогать бороться со стрессом, да и попросту отвлекать от сложных или скучных дел. Но в них уже есть рисунок, который кто-то за тебя нарисовал или напечатал, и тебе предлагается лишь аккуратно закрасить пробелы. Если вам нравятся раскраски, купите их. Закрашивание отвлекает, помогает на время «забыть» о проблемах. В плане расслабления это тоже хорошо. Спонтанный рисунок, на мой взгляд, а также «нейрографика»[4] более физиологичны, так как не просто отвлекают, но и помогают работать с конкретным напряжением в моменте, позволяя сознанию искать способы его разрешения в расслаблении.
Бывает так, что ко мне на коуч-сессию приходит человек в стрессе, «на взводе». Ему сложно сосредоточиться, он не способен получить пользу от общения со мной в таком состоянии, сфокусироваться на моих вопросах. И тогда я даю ему лист бумаги и ручку. Через несколько минут мы можем работать.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКИ: ОТ 5 МИНУТ
Когда раньше моя мама шила, вопрос «Где будем делать талию?» был одним из краеугольных. Для человека, который хотел выглядеть красиво, гармонично в новом наряде, это очень важно. Талию можно поднять, занизить или оставить на привычном месте. Здесь нам в помощь метр портнихи, зеркало да пара булавок. Это для девочек.
Для мальчиков. Я попробую:). Не помню, что это был за самолёт и куда я в нём собиралась улететь. Отчётливо врезалась такая деталь: стюардесса, когда все пассажиры заняли свои места, попросила меня и ещё нескольких человек пересесть ближе к кабине пилотов. Оказалось, что нарушена центровка самолёта, и он никак не сможет взлететь, если пассажиры будут неравномерно распределены в разных частях салона. В общем, есть определённая формула, по которой рассчитывается центр тяжести самолёта, и нахождение этого центра критично как на моменте взлёта, так и при посадке.
А вот когда я любого человека спрашиваю, знает ли он, где у него внутренний центр находится, этот вопрос многих приводит в замешательство. И действительно, где? И зачем он нужен? Стоит ли его вообще искать?
Когда нам больно, но мы не хотим принимать сильнодействующее лекарство, каждый из нас умеет погружаться сознанием внутрь себя и прислушиваться к тому, что там внутри происходит. А когда всё в порядке, то этот навык как-то нам и незачем. Мы существуем большую часть времени как бы на поверхности, лишь реагируя на внешние раздражители и сигналы. На нас накричали, мы либо забились в угол – лишь бы не было хуже, – либо «наехали» на обидчика так, чтобы он запомнил и больше не рисковал. Что-то пошло не так, и мы то впадаем в «депрессию» – вот опять, я так и знал, – то любой ценой спешим исправить ситуацию, чего бы это нам ни стоило, даже если «поезд давно ушёл» и нет никакого смысла продолжать операцию по «спасению утопающего».
Когда люди ежедневно проводят гораздо больше времени в состоянии напряжения и стресса, им очень сложно погрузиться внутрь себя, прислушаться к мудрости, накопленной всеми нашими предками на протяжении многих тысяч лет, расслабиться и принять взвешенное решение.
Однако есть люди, которых этому обучают. Специально и целенаправленно. Это пожарные, спортсмены и разного рода специалисты по чрезвычайным ситуациям. В их профессиях жизненно важно знать, где находится этот внутренний центр, как с ним соединиться, чтобы перестать тупо реагировать на стремительно меняющиеся обстоятельства.
Морские пехотинцы, например, могут в любой момент войти в такое состояние, чтобы, скажем, молниеносно оценить степень риска ситуации. Не потому, что это какие-то особые люди с рождения. Просто их этому обучали, и они долго практиковались. По сути, речь идёт об упражнениях, которые позволяют управлять «автоматической» системой реагирования любого здорового человека. В ситуации стресса у большинства из нас включается наиболее древняя часть мозга, рептильный отдел, и одновременно отключается более позднее образование – неокортекс. Поэтому в таких ситуациях мы действуем исключительно инстинктивно. Если упростить, выбор реакций человека в стрессе можно свести к трём вариантам: бей, беги, замри. Что делать, чтобы ни мозг, ни сознание не «отключались»? Правильно, нужно знать, как этого добиться, и тренироваться.