Это очень непривычно звучит. Я знаю. Современные люди привыкли к тому, что если чего-то хочешь достичь, то необходимо сначала напрячься. А тут расслабление. Что-то не так… Понимаю. И вместе с тем хочу донести до вас, возможно, более близкую мысль: напряжение и расслабление – это такие «сиамские близнецы». Одно не существует без другого. Вот представьте себе море. Волны то набегают на берег, то откатывают назад. Это поступательное движение, в котором напор сменяется мягкостью снова и снова. Или летняя гроза. Сначала она собирается, копит энергию, всё в природе, кажется, готовится к её мощному приходу. Потом шарахает гром, быстрый дождик прольётся, наступает тишина и какая-то ясность. В общем, я к чему веду. С человеком, если присмотреться, происходят те же явления. Ночью мы спим, накапливая силы, днём их тратим. Расслабляемся и напрягаемся, можно сказать, на автомате. То же и в более коротких временных рамках, за любым занятием, будь то вязание на спицах или компьютерная игра. Есть период активного вовлечения в процесс, и есть фаза отдыха. Мы на силе воле можем период напряжения продлить, но и период расслабления тогда также будет дольше. Ну а раз эти ритмы в нас заложены, значит, в них есть какой-то смысл. И расслабление не менее важно, чем напряжение. Просто в культуре «достижения» расслаблению уделяется мало внимания. При этом любой тренер знает, что пропорциональное чередование нагрузки и отдыха для его подопечных в разы продуктивнее изматывающих упражнений. Не зря при подъёме на вершину альпинисты обязательно делают остановки, и бегуны на длинные дистанции периодически переходят на быструю ходьбу. И даже на соревнованиях, когда результат, казалось бы, достигается максимальным напряжением, расслабление играет колоссальную роль.
Психолог, мастер спорта по греко-римской борьбе Николай Константинович Волков рассказывает об этом на примере подготовки олимпийского чемпиона Анатолия Быкова (Монреаль-1976)[3]:
«С 1971 года мы с врачом Алексеевым Анатолием Васильевичем, основываясь на разработках немецкого психотерапевта И. Шульца, разработали укороченный вариант аутогенной тренировки для спортсменов. Работая с Анатолием Быковым, добились таких результатов самоконтроля, что минутный перерыв между периодами разделили на три части: 20 секунд на успокоение, расслабление и время прийти в себя, 20 секунд на работу с тренером, 20 секунд на настрой и выход на ковёр. Так, на чемпионате мира Быков проигрывает первый период, к нему подбегает взволнованный тренер (Ермаков Виктор Михайлович) и начинает давать ему указания, на что Толя отвечает: «Подождите, Виктор Михайлович, я должен первые 20 секунд расслабиться и отдохнуть».