В этих словах Барта лежит ключ к пониманию Блюмгарда. Ему действительно пришлось сразиться один на один с самим «князем тьмы». Побеждены ли эти темные силы сегодня? А что, если они никуда не девались, и мы их просто не замечаем, потому что не в состоянии их различить? Или говоря по-другому: кто из молодого поколения, после всех постов в фейсбуке и сообщений в мессенджерах вспоминает об Иисусе или читает Библию? И есть ли еще вообще у кого-нибудь дома Новый Завет? Совершенно очевидно, что кто-то очень постарался, чтобы все так и было.
Иоганн Альбрехт Бенгель (1687–1752), основоположник текстологии Нового Завета, автор трудов по Священной истории.
Филипп Якоб Шпейер (1635–1705), основатель пиетизма.
Из биографии [Людвига Фридриха Вильгельма] Гофмана (1806–1873) мы узнаем немало интересного об этих учителях. Так, например, Абель прежде был учителем Шиллера в «школе Карла», и именно он первым обратил его внимание на Шекспира; позже он стал профессором в Тюбингене, обучал Шеллинга и Гегеля психологии. Его коллегами были профессор Гаубер (выдающийся математик, видный латинист и ориенталист), Фишер (прославившийся как переводчик «Луизы» Фосса и «Германа и Доротеи» Гёте на латинский язык), Германн (позже прелат в Людвигсбурге) и будущий эфор (директор семинарии) Вундерлих (мудрый администратор и талантливый математик). Все свои знания и опыт они направляли на подготовку к университету вверенных им тридцати учеников, проходивших под их руководством четко спланированный четырехлетний курс обучения. Наконец, нельзя не упомянуть всеми любимого учителя Керна, у которого позже, когда он уже был пастором в Дюррменце, служил викарием Блюмгард и чьи «просто восхитительные» проповеди в содружестве с Людвигом Фёльтером издал Вильгельм Гофман.
Эфорами в древней Спарте называли пять ежегодно избиравшихся народным собранием лиц, обязанностью которых было руководство всей политической жизнью государства. – Прим. перев.
Среди молодых преподавателей того времени был и [д-р Фердинанд Кристиан фон] Баур (1792–1860). Но Блюмгарду не нравился тот критический подход к исследованию Библии, который применяли Баур и некоторые другие преподаватели, поскольку он вскоре уловил наполовину подсознательную тенденцию приписывать Библии то, чего в ней нет, и в его душу закралось сомнение в плодотворности такой работы.
Лк 10:22. – Прим. перев.
Ин 20:29. – Прим. перев.