Во всех пантеонах, так или иначе, присутствует верховное божество. В разных пантеонах древних времён оно могло быть достаточно отличающимся. И это не удивительно, поскольку представления о мире, в силу слабости научного развития, были очень разнообразны.
Однако, для современного язычества наиболее актуальным верховным божеством автор выделяет ВСЁ.
Что же такое это ВСЁ, с точки зрения современного язычества? Это, непосредственно, само ВСЁ. ВСЁ – это совокупность всех объектов и явлений. ВСЁ – это сама реальность, как таковая. ВСЁ – это именно ВСЁ.
Научные представления о реальности могут меняться, но ВСЁ всегда будет оставаться ВСЕМ. И это делает идею ВСЕГО универсальной.
ВСЁ останется неизменным, даже если будет доказано, что этот мир является иллюзией. ВСЁ будет и самой иллюзией и тем, что за ней стоит (если таковой объект будет обнаружен).
ВСЁ может быть мистическим, но так же может быть и материальным. Идея ВСЕГО вовсе не подразумевает привязку к одному из этих полюсов, ВСЁ выше и глубже этого. И потому идея ВСЕГО, как верховного божества, подходит как для мистика, так и для материалиста.
Итак, ВСЁ – это действительно ВСЁ. И частями его является как то, что человеку известно, так и то, что станет известно позже, так и то, что человек не изучит никогда. ВСЁ – это просто ВСЁ.
Данное божество является действительно верховным в любом языческом пантеоне, выше него нельзя поставить ничего (даже само НИЧТО будет частью ВСЕГО).
Конечно же, частями ВСЕГО являются всевозможные духи и божества. Частью ВСЕГО является и сам человек. ВСЁ можно сравнить с древней идеей о божестве, которое спит, и которому снится вся реальность. Это божество является всеми элементами своего сна одновременно.
ВСЁ постоянно перевоплощается. ВСЁ принимает то одну форму, то другую. ВСЁ может быть материей, энергией, многим прочим. Следует понять: ВСЁ никогда не существует без форм (то есть божеств и духов). Но формы неотделимы от ВСЕГО. Любая форма – это именно проявление ВСЕГО, а не что-то отдельное. И даже если вся материя и энергия сожмутся в точку – это будет не само ВСЁ, а лишь одно из его проявлений, то есть очередное божество.
Также следует знать: ВСЁ едино и неразделимо. Поскольку кроме ВСЕГО ничего нет, а различные воплощения ВСЕГО постоянно перетекают друг в друга, ВСЁ является единой и неделимой сущностью. И потому все воплощения ВСЕГО тоже едины друг с другом.
Со ВСЕМ не может произойти ничего позитивного, со ВСЕМ не может произойти ничего негативного. ВСЁ не может улучшиться или ухудшиться. ВСЁ – это именно ВСЁ. Оно является и объектами бытия, и событиями с ними происходящими. Меняться могут только формы, но ВСЁ остаётся ВСЕМ.
И очевидным фактом для читателя должно являться понимание того, что ВСЁ никогда не начиналось и никогда не закончится – оно принципиально вечно. Даже если все объекты бытия исчезнут, ВСЁ продолжит своё существование. Дело лишь в том, что единственным объектом ВСЕГО тогда будет пустота, отсутствие чего-либо.
Какова же природа ВСЕГО? В сущности, она непознаваема, поскольку абсолютное знание невозможно. И потому природу ВСЕГО можно назвать Хаосом, первородным Хаосом, породившим все аспекты реальности. Именно так и видели основу мироздания многие языческие культы древности.
Зачем же нужно в язычестве верховное божество, какой в нём смысл? Дело в том, что идея верховного божества и божеств вообще стала возникать с появлением иерархии и цивилизации. Изначально все представители пантеона были для человека равнозначными, а потому все они были просто духами. Когда же в обществе стали появляться не просто вожди, а цари, тогда стали возникать и божества. Человечество стало понимать, что одни люди существенно важнее других. И потому одни духи стали важнее других духов. Соответственно, важные духи стали называться божествами. Позже, благодаря постепенному развитию цивилизации, возникла идея верховного божества.
Разумеется, идея верховного божества никогда не была исключительно политической. Очень часто верховное божество представлялось отцом мира. И именно таким и является ВСЁ, оно и есть весь мир и все его обитатели.