После падения двух могучих тоталитарных режимов – нацизма в Германии и коммунистического «реального социализма» Советского Союза, – которые тяготели над всем XX веком и на которых лежит ответственность за множество злодеяний, кажется, что пришло время задуматься над их происхождением, последствиями и особенно над их значением для истории человечества. Святой Отец, как следует понимать смысл этого огромного «взрыва» зла?
XX век был в определенном смысле ареной нарастания исторических и идеологических процессов, следовавших по направлению к огромному «взрыву» зла, но он был и ареной для их преодоления. Будет ли уместен взгляд на Европу исключительно с точки зрения зла, проявившегося в ее новейшей истории? Нет ли здесь какой-то односторонности? Новейшая история Европы, отмеченная – особенно на Западе – влиянием Просвещения, принесла и много хороших плодов. Это, в некоторой степени, соотносится с природой зла, как его определяет, исходя из понимания св. Августина, св. Фома Аквинский. Зло всегда – отсутствие некоего добра, которое должно присутствовать в данном бытии, это всегда недостаток чего-то. Оно никогда не является абсолютным отсутствием добра. Каким образом зло растет и развивается на здоровой почве добра, это, в некоторой степени, тайна. Тайна в равной степени и добро, которое зло не сумело уничтожить, добро, укрепляющееся вопреки злу на той же почве. Вспоминается евангельская притча о пшенице и плевелах (ср. Мф 13, 24–30). Когда слуги спросили хозяина: «Если хочешь, мы пойдем и соберем плевелы?», – он ответил весьма знаменательным образом: «Нет, чтобы вы, собирая сорную траву, не вырвали с ними вместе и пшеницу. Позвольте им расти до жатвы; а во время жатвы я скажу жнущим: «Сперва соберите сорную траву и свяжите в снопы, чтобы сжечь ее; а пшеницу свезите в мои хранилища» (Мф 13, 29–30). Здесь упоминание о жатве соотносится с последним периодом истории, с эсхатологией.
Можно сказать, что эта притча – ключ к пониманию всей человеческой истории. В разные эпохи и в разных значениях «пшеница» растет вместе с «плевелами», а «плевелы» – вместе с пшеницей. История человечества – это арена сосуществования добра и зла. Это значит, что зло существует рядом с добром; но это значит и то, что добро находится рядом со злом, возрастая будто бы на том же основании человеческой природы. Природа не была уничтожена, она не стала совершенно плохой, несмотря на первородный грех. Она сохранила склонность и способность к добру, подтверждение чему мы видим в различных исторических эпохах.
Откуда в таком случае взялись идеологии зла? Каковы корни нацизма и коммунизма? Как произошло падение этих режимов?
Все эти вопросы имеют глубокий философский и богословский смысл. Необходимо осуществить реконструкцию «философии зла» в ее европейском (и не только) масштабе. И эта реконструкция выводит нас из сферы идеологии. Она заставляет нас войти в мир веры. Необходимо прикоснуться к тайне Бога и творения, особенно к тайне человека. К тем тайнам, которые я старался выразить с помощью слов в первые годы моего служения на престоле св. Петра в энцикликах «Redemptor hominis», «Dives in misericordia», «Dominum et vivificantem». По сути весь этот триптих соответствует тринитарной тайне Бога. Все, что содержится в энциклике «Redemptor hominis», я принес с собой из