Глава 4. Тайны древних иероглифов: теоретические основы выполнения переводов

В настоящее время бытует мнение, что древние не алфавитно-знаковые тексты хорошо изучены и переведены, что ученые легко читают клинописное и рисуночное письмо. К сожалению, это далеко от истины. Сегодня мы можем говорить только о дешифровках этих текстов, выполненных на основе логических и ассоциативных умозаключений. Недаром разгадыванием тайн древних текстов, как алхимики от лингвистики, сегодня занимаются военные дешифровальщики.

Система знаний о древних языках как научная дисциплина еще не сложилась. Известный немецкий ученый Иоганнес Фридрих, внесший немалый вклад в изучение древних языков и неизвестных письменностей, справедливо сказал: «Для раскрытия всякой неизвестной письменности и всякого неизвестного языка необходим хотя бы какой-нибудь опорный момент; из ничего нельзя ничего дешифровать. Если не за что ухватиться, если опора пока еще не найдена, значит серьезных результатов достичь невозможно – остается лишь простор для беспочвенных фантазий дилетантов».10 Современные исследования в области естествознания, психологии, математической лингвистики и кибернетики дают ключ к решению проблемы древних иероглифов.11

Многочисленные эксперименты как отечественных так и зарубежных нейропсихологов12 доказали функциональную специализацию полушарий головного мозга при работе над различными системами письма. Слоговое фонетическое письмо, сопряженное с делением речи на дискретные единицы, соотнесено с речевыми зонами левого полушария, а правое полушарие обладает словарем слов (в этом смысле символов или мыслеформ), которые хранятся в виде целостных образов. Наиболее наглядны работы японских исследователей, т.к. их язык использует слоговую азбуку (катакану и хирагану) и иероглифы. При расстройствах речи, вызванных нарушением нормальной работы левого полушария, у таких больных нарушается и слоговое фонетическое письмо, тогда как иероглифическое письмо не страдает или страдает в значительно меньшей степени.

По данным, полученным при исследовании социального двуязычия, язык, связанный с логической мыслью европейского типа, ориентирован на левое полушарие; язык, связанный с образной традицией – на правое. Специалисты в области кибернетической лингвистики указывают, что при усвоении нового (неродного) языка в начале используется правое полушарие, затем информация может передаваться в левое полушарие, выполняющее функцию оперативной памяти.13 Таким образом, сам организм не считает дискретную информацию значимой и сбрасывает её из долговременной памяти в оперативную память.

Пиктография представляет собой графический язык образного мышления. Поэтому древние иероглифы может читать тот, кто сохраняет способность к образному восприятию информации и хранит в генетической памяти необходимый словарь мыслеформ (символов).

Это прекрасно иллюстрирует история дешифрации египетских иероглифов, древнеперсидской и вавилоно-ассирийской клинописи. Тексты были написаны на абсолютно незнакомом языке при помощи также незнакомой системы письменности. Шампольон, Гротефенд, Роулинсон, Смит не знали ни лексики, ни грамматики, ни фонетики языка. Не известно было даже, как следует читать слова: слева направо или справа налево. И, тем не менее, были разработаны словари, грамматики, глоссарии и даже проведен сравнительный анализ древних языков.

Проанализируем психическое состояние Шампольона, декодировавшего египетские иероглифы, в момент перевода: «Там впереди возвышался гигантский обелиск. Кто велел воздвигнуть его? Наверное один из могущественных фараонов. Он подошел поближе. На обелиске должно быть имя, конечно, в картуше. Шампольон чуть не упал. У него закружилась голова. Это, наверное, от того счастливого чувства, что он может читать иероглифы. И он прочитал картуш с царским именем: Хатшепсут.» (Церен Э. Библейские холмы. – М., 1986.– С. 337). Перевода как такого не было. Он просто увидел иероглифы на египетском обелиске и прочитал.

Изготавливая медные доски для издания клинописных текстов Переднего Востока, скромный гравер, а в будущем знаменитый археолог Джордж Смит, начал читать ассирийскую клинопись. Востоковед Бедржих Грозный, которому удалось получить результаты по дешифрации хеттских текстов, объяснял свой метод работы следующим образом: "<…> я принимаюсь за каждый загадочный древневосточный документ с твердой решимостью не привносить туда ничего от себя, полностью ему подчиниться, рассматривать его как некий независимый текстовый индивидуум, в образ мыслей которого я должен безоговорочно и целиком вжиться. Это слепое, почти мистическое отношение к древневосточным текстам очень помогает мне при их толковании. Когда имеешь возможность сравнивать детали древневосточного материала, нетрудно потом найти даже в самом загадочном восточном тексте какую-нибудь зацепку, слово или имя, или какой-нибудь знак, который заставит отозваться в памяти, может быть и очень далекие, но уже знакомые языки, тексты, письмена.

Правда, в нашем деле имеет значение не только доскональное знакомство с научным материалом, но и известные комбинаторные способности, игра воображения, интуиция, ясновидение. Мои научные противники иногда упрекают меня за буйство фантазии и дерзкие гипотезы, «за романтизм». (Замаровский В. Тайны хеттов. / Пер. со словацкого. – М., 1968. – С. 134—135).

Перевода как такового нет. Речь идет об интуиции, ясновидении, игре воображения. Ученый-востоковед очевидно переходит в мистическое состояние сознания или, как принято говорить сегодня, в состояние измененного сознания. Известно, что интуиция, ясновидение, фантастические видения характерны для тета-уровня мозгового излучения. Тета-волны – диапазон мозговой деятельности от 4 до 7 циклов в секунду. Это состояние, открывающее врата к осознанному восприятию за пределами гипноза, в мире психических феноменов.


Шампольон Жан Франсуа (1790 – 1832) – французский ученый, основатель египтологии. Разработал основные принципы дешифровки иероглифического письма древних египтян, составил первую грамматику и словарь египетского языка. При работе использовал многочисленные надписи, добытые во время наполеоновской экспедиции и изданные в «Описании Египта». Отправной точкой дешифрации явилось установление факта того, что царские имена в иероглифических текстах заключались в «картуши» – овальные рамки. Так были прочитаны имена Птолемея и Клеопатры на Розеттском камне и обелиске с нильского острова Филе.

Гротефенд Георг Фридрих (1775 – 1853) – немецкий филолог, положивший начало дешифровке древнеперсидской клинописи. В основу дешифровки взял 2 надписи персидских царей Ахеменидов. Исходя из повторяемости в этих надписях разгаданного им слова «царь» и опираясь на цепь логических рассуждений, прочел (в 1802 г.) начало первой надписи как «Дарий, царь великий, царь царей, Гистаспа сын, Ахеменид», а начало второй как «Ксеркс, царь великий, царь царей, Дария сын, Ахеменид».

Роулинсон Генри Кресвих (1810 – 1885) – английский дипломат и востоковед; один из основоположников ассирологии. В 1835 – 1847 г.г. скопировал, а позднее в основном прочитал Бехистунскую надпись; проделал большую работу по дешифровке персидской и вавилоно-ассирийской (аккадской) клинописи.

Смит Джорж (1840 – 1876) – английский ассириолог. Работал в Британском музее первоначально гравером, затем самостоятельно овладев клинописью, стал научным сотрудником. В 1972 г. обнаружил среди табличек из библиотеки Ашшурбанипала аккадскую версию легенды о потопе, явившуюся прототипом библейского сказания о всемирном потопе. Он перевел также поэму о Гильгамеше и эпос о сотворении мира.


В древности обучение пиктографии было тесно связано с духовной практикой. Благодаря деятельности Международного центра сознания Рамакришны, занимающегося популяризацией ведической философии нам стала доступна «Песнь Шримад-Бхагаватам», пренадлежащая мудрецу Виасадеве и посвященная деятельности Шри Кришны. Она сохранила описание обрядов духовного посвящения Бога Кришны и Его старшего брата Баларама, из которого следует, что знание пиктографии давалось духовными учителями ачариями:

«<…> Васудева устроил для своих сыновей посвящение, при котором Они получили священный шнур в знак второго рождения, что необходимо для высших каст человеческого общества. Хотя Баларама и Кришна оба были трансдентальными личностями, Они строго следовали регулирующим принципам. По ведическим традициям каждый почтенный человек имеет ачариу, или духовного учителя. <…> Нельзя считать, что человек действительно получил воспитание, если он не прошел посвящение или обучение у ачарии. Поэтому говорится, что тот, кто обращается к ачарие, действительно обладает совершенным знанием.

Океан есть источник воды в реке. Вода, испаряющаяся из океана, создает облако, и та жа самая вода проливается в виде дождя над всей поверхностью земли и затем реками возвращается в океан. Так Кришна и Баларама, верховные личности Господа, есть источник всего знания, но поскольку Они изображали обычных мальчиков, Они показывали пример, так, чтобы каждый получал знание из истинного источника. Поэтому Они согласились, чтобы духовный учитель дал им знания.

Выслушав своего учителя один лишь раз, Кришна и Баларама обучились всем искусствам и наукам. В шестьдесят четыре дня и шестьдесят четыре ночи Они выучили все искусства и науки, в которых есть нужда в человеческом обществе. Днем они брали уроки по определенному предмету у своего учителя, а к наступлению ночи уже были знатоками в этом разделе знания. <…> Прежде всего, Они научились петь, сочинять песни и узнавать различные мелодии; Они выучили благоприятные и неблагоприятные ударения и размеры, научились петь на разные ритмы и мелодии и сопровождать их боем на разных барабанах. Они научились танцевать в различных ритмах, под разные мелодии и песни.

<…> Они также научились пиктографическому письму и чтению его. В некоторых странах мира такое письмо употребляется до сих пор. Какая-то история излагается с помощью картинок. Например, человек и дом изображается для обозначения человека возвращающегося домой.

<…> Они обучились искусству узнавать, что написано в книге, не видя ее, а также научились узнавать, что у человека в кулаке.»

Драгоценный фрагмент древнего текста подтверждает факт того, что чтение иероглифических текстов тесно сопряжено с практической психологией.14 Что еще раз говорит о том, что современные дешифраторы иероглифов просто сохраняют интуитивную способность чтения древних текстов.

В 1919 году адепт восточного оккультизма, восходящего к одному из главных направлений среднеазиатского суффизма – накшбендизму, Георгий Иванович Гурджиев открыл в Тифлисе «Институт гармонического развития человека», который реализовывал альтернативные науке и ортодоксальной религии методы обучения и совершенствования человеческой природы. Одним из учеников Гурджиева был известный теософ и оккультист Петр Демьянович Успенский. Его книги «Четвертое измерение», «Новая модель Вселенной», «В поисках чудесного» сохранили для нас уникальную информацию – подробные дневниковые записи личных переживаний и ощущений, связанных с развитием психических способностей человека (чувствознания) в школе Гурджиева. Анализ этих работ позволяет выявить «нестандартные» методы обучения данной школы. Это шоковое психическое воздействие, сакральные танцы, ритуальное пение, медитация.

В работах П.Д.Успенского сохранились подробные описания ощущений автора в состоянии медитации: «Кроме того, этот случай обратил мое внимание на другую важную особенность экспериментов, а именно, на то, как мне сообщались идеи в необычном состоянии после второго порога.

Как я уже говорил, идеи передавались мне не словами, а звуками, формами, «схемами» или символами. Обычно все и начиналось с появления «схем» или иных форм. Как упоминалось выше, «голоса» представляли собой характерную черту переходного состояния, и когда они прекратились, их место заняли формы, т. е. звуки, «схемы» и т. п., после чего следовали зрительные образы, наделенные особыми свойствами и требующие подробных объяснений. «Брахма», видимый в форме цветка, может служить примером такого зрительного образа, хотя обычно эти образы были гораздо проще и имели что-то общее с условными знаками или иероглифами. Они составляли форму речи или мысли, вернее, той функции, которая соответствовала речи или мысли в том состоянии сознания, которого я достиг. Знаки или иероглифы двигались и менялись передо мной с головокружительной быстротой и выражали переходы, изменения, соответствия идей. Только такой способ «речи» оказывался достаточно быстрым для той скорости, какой достигла мысль

Такие же методы использовал в своей целительской практике и Расухаджиев. Психодинамика – современное развитие сакральных танцев, вербальные ключи, восстанавливающие деятельность энергетических центров (мантры), концентрация внимания (медитация). Эти технологии служат для восстановления работы энергетической системы человека, увеличения забора биоэнергии с одной стороны, и с другой стороны для тренировки ума, позволяя освоить различные режимы мозговой деятельности. Сегодня гипнотезеры и психологи уже свободно используют альфа, тета, бета и дельта – уровни мозгового излучения.

Наши ощущения в состоянии медитации совпадают с описанием П. Д. Успенского, хотя время экспериментов разнится в 70 лет. По нашим данным, а мы располагаем значительной статистикой, люди вне зависимости от возраста начинали писать стихи, сочинять музыку, рисовать картины, что свидетельствует об активизации деятельности правого полушария головного мозга. Происходило также общее омоложение организма: исчезали седина и морщины.

Необходимо отметить, что у выдающихся современных ученых ярко проявлялась способность энергетической работы с информацией. Сохранилось очень интересное описание метода работы академика М.К. Янгеля, главного конструктора ракетно-космических систем, дважды героя Социалистического труда: " <…> У Михаила Кузьмича была интересная привычка: разговаривать с самим собой, думать вслух. Очень часто, принеся к нему в кабинет стакан чая, я заставала его «марширующим» и говорящим вслух… Он ходил, и говорил долго, подходил к доске, рисовал какие-то иероглифы, обращался ко мне, будто хотел, чтобы я подсказала ему что- то неразрешимое. Он всегда находил то, что искал(Романов А. П., Губарев В. С. Конструкторы. – М., 1989. – С. 42).

Энерго-информационное восприятие окружающего мира ярко выражено у маленьких детей. Все они рисуют завихренные спирали, круги, пружины, которые взрослые, утратившие способность понимать этот язык, называют каракулями. Это не игра, это разговор. Каракули можно прочитать. Дети говорят нам о состоянии энергетики, свои имена, отношение к окружающим.


Рис. 2


Вот рисунок 2-х летнего мальчика. Это вовсе не танк. Этими каракулями он нарисовал свою энергетическую систему: семь чакр и в центре – поступление энергии от мамы. Проведение электроэнцефалографических исследований новорожденных детей показало, что у них четко дифференцируется реакция на музыку, локализуемая в правом полушарии, и реакция на речевые стимулы, соотносимая с левым полушарием.15

И, напротив, получены данные, согласно которым доминантное (речевое) полушарие в условиях инактивации правого (субдоминантного) полушария у взрослого тяготеет к замене распознавания мелодий их словесной классификацией. Причем, для левого полушария характерно использование бинарных семантических оппозиций (тихий – громкий, веселый – грустный).16 А это типично для нашей бытовой речи.

В отличие от древней системы обучения современная система образования базируется на работе левого полушария головного мозга. Музыка, пение, рисование считаются второстепенными дисциплинами. Фактически мы проводим информационное наполнение банка данных человека, древние же стремились к развитию самого человека, его познавательных способностей. Возможно, именно инактивация правого полушария дает нам феномен интолерантного сознания современного человека, приводит к постоянному поиску врагов.

Можно ли в шестьдесят четыре дня и шестьдесят четыре ночи выучить все искусства и науки, в которых есть нужда в человеческом обществе? Ахмад Магомедович рассказывал, что передача знаний от ученика к учителю в древности осуществлялась путем касания головы. Нужна только соответствующая сонастройка мозга.

Подтверждением возможности поступления информации в подсознание человека внечувственным путем из «искусственного источника знаний» служит интервью генерала Георгия Георгиевича Рогозина, в недавнем прошлом являвшегося первым заместителем руководителя службы безопасности президента России: «Американцы в Афганистане работали с нашими военнопленными при помощи психотехники. С ними сотрудничали крупнейшие лаборатории. <…> Когда мы работали в Афганистане (а до этого во Вьетнаме), к нам поступала информация: едва к противнику попадал наш военнослужащий, туда прибывала специальная группа американцев из так называемых оперативно-технических центров. Попадает к ним пацан. Второгодник (второй год службы), восемь классов образования. Уколы, гипноз, затем – наушники, из которых идет сжатый поток информации. Один такой рассказывал: „Я расслаблен, потом наушники – страшный свист, уму непостижимо. Два раза так сделали. И показывают мне после этого разные фотографии. И я им, как будто академию окончил, рассказываю то, чего никогда не знал: о типах антенн и где я их видел“. То есть они знали, что он видел антенны разные в батальоне, полку, дивизии, но различить их не мог – образования нет. Так вот, дали ему за несколько минут высшее военно-инженерное образование, и он им все опознал(На грани невозможного. – 1999. – №20).

Какой же силой психической энергии обладали древние учителя, ведь они не использовали дополнительных технических средств! И какими знаниями о человеке они располагали!

Пиктография – это, прежде всего, язык глиняных табличек и монументальных надписей. Да, глина материал практически неразрушающийся. Если она хорошего качества и обожжена, то прекрасно сохраняется даже в самых неблагоприятных условиях. Но она обладает еще и другими свойствами: радиоактивностью и спонтанной намагниченностью. Глина содержит радий17. Поэтому объективно, хотим мы этого или не хотим, табличка будет обладать электромагнитным полем в ренгеновском диапазоне, а форма символа будет настраивать излучающий источник на определенную волну.

Загрузка...