Введение

Семейный оздоровительный клуб необходим для повышения компетентности детей и взрослых в области здоровья, ощущения собственной ответственности и получения удовольствия от физических и умственных упражнений, приобретения навыков и умений расслабления (мышечного и нервно-психического), тесного взаимодействия родителей (лиц, их заменяющих) и детей.

Немаловажную роль играет и сохранение психического здоровья, под которым понимается динамическая совокупность свойств человека, позволяющая познавать окружающую действительность, адаптироваться в ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к окружающим.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им нужно усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц. Умение расслабляться позволяет устранять беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких ситуациях лучше не оценивать, поскольку это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Ребенок не может не переживать того, что он чувствует; взрослые должны лишь ограничить форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в подавлении или искоренении эмоций, а в том, чтобы научить детей ощущать себя, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Одно из важных направлений деятельности Семейного клуба «Гармония» – формирование у родителей и детей навыков и умений, которые помогут в дальнейшем сохранять свое психическое здоровье.

Цели, реализуемые в Семейном клубе «Гармония»:

– повышение компетентности детей и родителей (законных представителей) в вопросах, связанных со здоровьем, чувством ответственности и получением удовольствия от совместных занятий;

– развитие стремления к здоровому образу жизни каждого члена общества;

– привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Задачи:

– формировать интерес и потребность в физическом и психическом совершенствовании своего организма;

– интегрировать двигательные навыки в другие образовательные области (коммуникативно-социальное, познавательное, речевое развитие);

– повышать уверенность в себе и укреплять чувство собственного достоинства средствами физического развития;

– повышать стрессоустойчивость (стабилизировать ее, снижать напряжение и беспокойство);

– формировать навыки самоконтроля, самодисциплины, умение прогнозировать свою деятельность и реализовывать свои цели;

– укреплять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

– формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверие к окружающему миру;

– активизировать и обогащать педагогическими знаниями родителей, поддерживать их воспитательные возможности.

Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество так, чтобы его развитие шло сообразно его природе и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, он овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В этом семье помогает детский сад. И родители и педагоги должны быть заинтересованы в воспитании и образовании здорового малыша – будущего гражданина нашей Родины. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать ребенка, а специалисты (психолог, логопеды) и воспитатели – помочь им в этом.

Ожидаемые результаты:

– интерес родителей к работе детского сада;

– повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах;

– улучшение детско-родительских отношений;

– возрастание интереса к занятиям физкультурой и спортом;

– увеличение количества семей, ведущих здоровый образ жизни;

– взаимопонимание между родителями и педагогами в воспитании ребенка.

Такая форма сотрудничества, как Семейный клуб, наполняется новым содержанием: родители становятся участниками психолого-педагогического процесса. Наш детский сад имеет компенсирующую направленность. Педагоги ведут коррекционно-развивающую, образовательную и воспитательную работу. Исходя из этого, важно научить членов семьи, имеющих детей с ОВЗ, методам и приемам по формированию социально-коммуникативных, познавательных и речевых навыков. Создание в ДОО коллектива единомышленников – родителей и педагогов, ориентированных на личностный рост ребенка, – позволит успешно решать детские проблемы и подготовит к школе будущего ученика крепким, здоровым как физически, так и психически.

В нашем Семейном клубе встречи, объединенные одной темой, проходят один-два раза в месяц. Предлагаем сценарии, разработанные в едином стиле «Путешествие в…». Помимо этого, в книге даются сценарии двух конкурсов: «А ну-ка, папы!» (приложение 1) и «А ну-ка, мамы!» (приложение 2).

Загрузка...